Тема свободы, воли и рока в поэме «Цыганы» А. С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Попова Ирина Андреевна

Урок русской литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_svobody_voli_i_roka_v_poeme_tsygany.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема свободы воли и рока в поэме «Цыганы» А. С. Пушкина

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с идейно-художественным содержанием поэмы «Цыганы»;  

             - дополнить знания учащихся о романтическом герое;

             - помочь учащимся понять, как раскрываются темы свободы, воли и  

                рока в поэме.                                                                                                    

  1. Развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение.
  2. Развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы.
  3. Использовать материал урока для нравственного воспитания личности.

        

Ход урока

         На доске записаны тема и ключевые слова урока:

                        тема (см. выше)

                        романтический герой

                                воля

                           рок

                                        свобода

                                «Цыганы»

=> Слово учителя: Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости! В нашем распоряжении всего лишь 45 минут, но мне хочется надеяться, что эти минуты пройдут с пользой для всех нас, а то, о чём пойдёт наш разговор, сделает каждого из нас немножко добрее и свободнее.

Итак, цели нашего урока записаны на доске

Тема:  Тема свободы, воли и рока в поэме «Цыганы» А. С. Пушкина.

! Ключевыми же  словами я выбрала следующие:

                                      романтический герой

                воля

                                                          рок

                                                      свобода

                                                             «Цыганы»

  1. Учитель: Ребята! Вы расположились по группам, так как сидите (4-5 чел.), у нас должно получиться 5 групп. Мы с вами знаем уже достаточно много о творчестве А. С. Пушкина, обладаем определенным количеством информации и умеем с неё работать.

Сейчас каждый из нас будет работать индивидуально со статьёй «И всюду страсти роковые...» с. 177, отмечая карандашом: (+) – то, что вам известно о поэте и его творчестве, (!) – то, что узнали новое, (?) – о чём хотели бы узнать больше. Через 2 мин. вы обсудите свою работу с группой, обменяетесь мнениями и запишите в свои тетради то, что отметили значками (!) и (?)

  • проверка через 4 – 5 мин.

2. Учитель:  Вы прочитали поэму «Цыганы» А. С. Пушкина:

- понравилась ли вам поэма?

- что в ней вас взволновало, поразило, заставило задуматься?

- какие чувства вызвала у вас история Земфиры и Алеко?

3. Давайте попытаемся обобщить наши впечатления о героях, создав кластер – характеристику каждого из них.

Группы 1, 3, 5 – выполняют кластер, посвященный Алеко.

Группы 2, 4 – кластер, посвященный Земфире.

Условие:  пользоваться цитатами из поэмы.

=> Презентация кластеров (один ученик защищает коллективную работу, остальные ему помогают).

! В качестве обобщения все работы вывешиваются на доску вместе с кластерами учителя.

4. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А сейчас снова приготовьтесь к работе в группах. Каждая группа получит своё задание и время подготовки к нему (4-5 мин.)

  • учитель раздаёт карточки и поясняет, что требуется от учащихся.

  •  Презентация работ по карточке.

5. Рефлексия:

 - Молодцы, ребята! Все группы отлично поработали. Давайте теперь снова вернёмся к теме урока (читает) и ответим на вопросы:

- что нового узнали об А. С. Пушкине?

- что узнали о поэме «Цыганы»?

- с какими героями познакомились?

- какими их увидели?

Узнали, что значит для героев поэмы воля, рок, свобода?

6. А сейчас мы будем создавать Синквейн в качестве последнего задания этого урока: Алеко, Земфира, старый цыган.

7.  Оценки за урок (выставляются капитаном каждой группы и подаются учителю.)

8.  Д/з: 1) подумать над вопросами 4, 5, 6 стр. 197

                       2) закончить синквейн

                       3) подготовить задание 1 из раздела творческих заданий (стр. 197, выразительное чтение по ролям)

                       4) индивидуальное задание для тех, кто отметил знаком (?) интересующий их материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание №1

- Раскрыть понятие «романтический герой»

- Ответить на вопрос: какими чертами романтического героя наделен Алеко?

Задание №2.

(в. 1 стр. 196)

- сопоставить первую и заключительную части поэмы «Сказал – и шумною толпою...» (сравнить построение этих частей)

- сказать, какова роль разных типов речи  в поэме (описание, повествование, монологи, диалоги, авторские размышления) в раскрытии авторского замысла. (привести примеры)

- какова роль и место в поэме внесюжетных частей

! «Птичка божия не знает...» (стр. 181)

! предание об «Овидий» (сказать, что Овидий – римский поэт, сосланный Августом в 8 веке н. э. в Бессарабию за неповиновение (стр. 183))

! Повесть старого цыгана о «самом себе» стр. 190.

Задание №3

в. 2 стр. 196:

Проследите историю Алеко, смену его душевных состояний.

- почему он обидел всех, оказавших ему гостеприимство, оказался способен на преступление?

- как откликнулся Алеко на рассказ старого цыгана об измене Мариулы? (стр. 191 – зачитать «Я не таков» - выразительно).

- как раскрывается Алеко в этом монологе?

Задание №4

в. 3 стр. 196 – 197

- как в поэме мотивировано (т. е. объяснено) великодушное отношение отца Земфиры и других цыган к убийце?

- чтение монолога «Оставь нас, гордый человек!»

- дать толкование словам «Эгоист», «Индивидуалист».

- как они соотносятся к выражениям цыгана «гордый человек» (т. е. высокомерный, признающий своё превосходство над другими.)

Задание №5

Ответить на вопрос: какой смысл вкладывает А. С. Пушкин понятие «свобода», «воля», «рок»?

- Что они значат для Алеко и Земфиры?

- Почему обретенная свобода не принесла Алеко счастья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы по теме «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.

Презентация иллюстрирует урок по теме "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Урок "Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина"

Через анализ литературного произведения показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначе...

Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.

Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе;         2) способствовать развитию мысл...

Романтическая поэма «Цыганы» (1824)

Иллюстрации. Романтическая поэма «Цыганы» (1824)...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...