Урок "Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Нуварьева Олеся Кузьминична

Через анализ литературного произведения показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе «маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по литературе в 7-м классе36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-м классе

Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина

Полтавская битва была не просто сраженье,
замечательное по огромности военных 
сил: нет, это была битва за существование
целого народа, за будущность целого государства.
В.Г. Белинский

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе «маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с поэмой А. С. Пушкина «Полтава».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности.

Методические прием: аналитическая беседа, чтение произведений, ролевая игра.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Вступительное слово учителя.

Полтавская битва, взятие Белогорской крепости, предательство Мазепы, бегство Гришки Отрепьева, метания Годунова, противоречивость Пугачёва - всё это лишь песчинки в истории Отечества Российского. Но если это так, то почему мы о них знаем? Почему помним? Думаю, что не последнюю роль в этой памяти сыграло перо Пушкина. Не только "прелестью стиха", но и своим жгучим стремлением быть любезным народу за пробуждение добрых чувств поэт обессмертил время, ведь ему очень хотелось, чтобы мы ощущали ту же духовную жажду, что и он сам, чтобы мы оценили её как самое дорогое, чем может быть славен человек.

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно", - писал А.С.Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма "Полтава". Ребята, откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. 

Сегодня мы познакомимся с историей создания поэмы А. С. Пушкина «Полтава», повторим знания о Петре и его сподвижниках, о ходе Северной войны, попытаемся понять сложность содержания поэмы и попробуем увидеть прелесть Пушкинского гения в ней. 

IV. Изучение нового материала.

Учитель: У нас на уроке присутствуют историки, литературоведы, текстологи и искусствоведы.

Давайте послушаем, что интересного они могут нам рассказать про А.С.Пушкина и личность Петра I.

1) А. С. Пушкин всегда интересовался историей. Он писал: «История народа принадлежит поэту». Современность для Пушкина всегда связана с прошлым.

"Видел я трёх царей", - писал Пушкин в одном из писем жене. В нем он вспоминал Николая I, Александра I, Павла I. Пушкин встречался со многими замечательными людьми, которые вписали свои имена на страницы Российской истории.

2) Сама же история рода Пушкиных из XVIII и XIX веков уходила в глубь столетий. Поэта, всегда гордившегося своим шестисотлетним дворянством, волновали семейные легенды. Он знал о том, что его предок Ратша служил "мышцей бранной" Александру Невскому, что Пушкины, военачальники, наместники, послы, участвовали в государственной жизни России.

1) Особенный его интерес вызывали предки - бунтари: Гаврила Пушкин, дерзнувший низвергать законного царя Бориса Годунова, Фёдор Пушкин, покусившийся на жизнь Петра I и казнённый императором. "Род Пушкиных мятежный" - по линии отца.

2) Мать же поэта была внучкой негра Ганнибала, ставшего в России сподвижником Петра I.

Учитель: И легенды, и жизнь, кипевшие вокруг, подсказывали пушкинской музе исторические темы, к которым он обратился ещё лицеистом. Первый его поэтический триумф - стихотворение "Воспоминания в Царском Селе", написанное им в 15 лет.

Текстологи

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны, 
Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены. 
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья 
За Русь, за святость алтаря.

Учитель: Вспоминал Пушкин в этом стихотворении и победоносные сражения русских воинов XVIII века. Мысль Пушкина - поэта обращалась не только к русской, но и всемирной истории.

Литературоведы:

1) Исторические интересы Пушкина пробуждались под влиянием искусства. Так, например, памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе стал героем поэмы "Медный всадник".

А "Истории государства Российского" Николая Михайловича Карамзина принадлежит особая роль в формировании исторических и нравственных воззрений Пушкина. "Древняя Россия, казалась, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом", - писал он. Влияние "Истории государства Российского" чувствуется на многих произведениях поэта: трагедии "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка" и др.

2) Интерес Пушкина к личности Петра I и его эпохе возник в начале 20-х годов XIX в. Известны написанные им в 1822 г. заметки по русской истории XVIII в. В них Пушкин показывает Петра I, "северного исполина", "гения". В стихотворении "Стансы" (1826г) он создаёт портрет Петра I, который должен был стать для Николая I, только что вступившего на престол, образцом для подражания.

Текстологи

Стансы

В надежде славы и добра 
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
 
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца, 
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
 
Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой 
Он смело сеял просвещенье,
 
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник,
 
Он всеобъемлющей душой
 
На троне вечный был работник.

2)  Личность Петра привлекала Пушкина своей неоднозначностью. Ведь он был и «мореплавателем, и плотником», и вместе с тем, жестоко расправился со стрельцами, отправил на казнь собственного сына. Петру I посвящены такие произведения поэта, как «Арап Петра Великого», «Стансы», «Медный всадник». Пушкин погиб, не закончив свой исторический труд «История Петра 1».

Учитель: "Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны," - писал А.С. Пушкин.

Исторический комментарий (видео) 6 мин.

Учитель: Ребята, давайте запишем, что такое поэма.

ПОЭМА- Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Как вы понимаете сочетание «лиро-эпический жанр»?

Лиро-эпический жанр- жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме.

V. Работа с текстом художественного произведения.

Дома вы должны были прочитать поэму «Полтава» и проработать отрывок «Полтавский бой». Какие слова оказали вам незнакомы, новы?

Лексическая работа:

Ретив (ретивый) (в словаре!)

1. Усердный, старательный, прилежный. Ретивый работник. Мужик ретивый был работник. Крылов. Ретиво (нареч.) работать. || Бойкий, живой. Что ты ржешь, мой конь ретивый? Пушкин. Вот ретивая песнь несется вдалеке. Вяземский.

2. в знач. сущ. ретивое, ого, мн. нет, ср. Сердце (нар.-поэт.). Забилось ретивое.

Гацевать (в словаре!)

  1. красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне или на чем-либо, имитирующем скакуна 
  2. перен., о коне: вытанцовывать, делать пируэты, высоко выбрасывать вверх передние ноги 
  3. перен. нетерпеливо перетаптыватьсяпританцовывать перен.разг. красоваться, передвигаться, красуясь, стараться произвести впечатление 

БА́ЛОВЕНЬ (в словаре!)

1. Человек, к-рого балуют, к-рому во всём потворствуют (разг.).Этот ребёнок общий б. Б. судьбы (перен.: о том, кому во всём сопутствует удача).

ВЗОР. То же, что взгляд (в 1 и 2 знач.). Устремить в. куда-н. Обратить в. на кого-н. Ласковый в.

СУЛИТ

  1. книжн. обещать дать или сделать что-либо ◆ Это не трудно было сделать: Левчинский, по приезде домой, тотчас отправил своего Власа в шинок еврея, чтобы позвать Ицку в хутор и сулить ему хорошее награждение. О. М. Сомов, «Сказки о кладах», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы
  2.  подавать какие-либо надежды; обещать 
  3. предсказыватьпророчить 

Поэт очень точно описал битву.

Скажите, пожалуйста, а чем отличается пушкинское описание боя от того, которое вы можете прочитать в учебнике по истории, то есть от научного?

Обратимся к 1-ой части отрывка.

  • Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Работа со словарем (в словаре!)

РОК - Устар. срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. 
Роковой — срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает участь  либо важное событие. Судьба — совокупность событий и обстоятельств, влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила  (рок– судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны. Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника: «Уходит...», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

  • Почему шведы названы «сыны любимые победы»?
  • Объясните слова: «Как пахарь, битва отдыхает». аступает затишье перед боем, солдаты готовятся к главному сражению, как пахарь, отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки; «голодный рев» – требование жертв.)
  • Как вы поняли выражение: «Тесним мы шведов рать за ратью, темнеет слава их знамён»?
  • Какие строчки, подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

Прочитаем вторую часть отрывка.

  • Какое впечатление производит на читателя образ Петра?
  • Какие художественные средства помогают Пушкину передать величие и мощь Петра, вызвать восхищение и гордость за него?
  • Как вы понимаете слово «лик»? 

Словарная работа (в словаре!)
ЛИК
Лик — внешний вид, образ человека
Лик — образ святого в православии
Лик — то же, что икона
Лик — изображение лица святого на иконе
Лик — имя ряда мифологических персонажей

Лик святости — разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами
Лик святых или лик ангелов — сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих
Лики (множественное число) — радостные крики, пение, ликование.

  • Почему Пушкин употребил это слово вместо современного «лицо»?

Обратимся к  3-й части отрывка.

  • Какие слова выбирает поэт, чтобы показать состояние царя, подчеркнуть его энергию, жажду действия?

Прочтём 4-ую часть.

  • Как появляется Карл на поле боя?
  • С помощью каких эпитетов рисует Пушкин шведского короля?
  • О каких чертах характера говорит этот портрет?
  • Сравните, как два полководца обращаются к войскам, призывая солдат к бою.
  • Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра падают на погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

Учитель: Уроки истории, особенно военной истории, - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними - смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая "в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра". Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Русский критик В.Г. Белинский сказал: "Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства". Наверное, поэтому Полтавская битва интересовала и художников. Слово искусствоведам.

Искусствоведы рассказывают о произведениях искусства, на которых изображена Полтавская битва: мозаичная картина М.В. Ломоносова "Полтавский баталия" (стр.98) , репродукция картины В.А. Серова "Петр I в Полтавском бою" - и описывают их.

VI. Рефлексия

Учитель: Ребята, скажите, что нового вы узнали из урока? Достигли ли вы тех целей, которые ставили себе в начале урока?

Оценки

VII. Заключительное слово учителя

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных 
Земли родной минувшую судьбу.

VII. Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой…" наизусть

2. Составить цитатный план поэмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе.Тема: "Бородино" М.Ю.Лермонтова и "Полтава" А.С.Пушкина. Сцены боя. сравнительный анализ."

Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся знакомятся со сравнительным анализом лирического произведения. Считаю такую форму актуальной, поскольку итоговая аттестация по ли...

Инсценировка по отрывку из романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Интерес школьников к произведениям А. С. Пушкина неиссякаем. Для сценического воплощения прозаического произведения мне показался любопытным  опыт создания мини-пьес по мотивам рассказов русского...

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...

Лингвистический анализ отрывков из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», объединенных темой «Осень»

Изучение языка художественных текстов – область филологии, отмеченная многими значительными исследованиями. Работы многих русских и советских филологов (как литературоведов, так и лингвистов) посвящен...

Проверочная работа по поэме «Полтава», 7 класс

проверочная работа на знание содержания поэмы "Полтава" ,7 класс...

Рабочий лист по поэме «Полтава»

Рабочий лист используется на уроке литературы в 8 классе. Задания подобраны с целью проверить качество понимания темы произведения....