Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Ерофеева Елена Владимировна

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odin_iz_likov_petra_i.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

                                                                                    То академик, то герой,
                                                                                                 То мореплаватель, то плотник,
                                                                                           Он всеобъемлющей душой
                                                                                                    На троне вечный был работник.

«Стансы» А.С. Пушкин

«Красуйся, град Петров, и стой

                                                                                              Неколебимо, как Россия»
                                                                                                                                  А. С. Пушкин

Цели: продолжить знакомство с  творчеством А.С. Пушкина, ввести в поэтический мир «Вступления» к поэме «Медный всадник»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I; познакомить с идейно-тематическим и художественным своеобразием «Вступления»; воспитывать патриотизм.

Оборудование: фотографии с видами Санкт-Петербурга, иллюстрации к поэмам «Полтава» и «Медный всадник», портрет Пушкина, видеосюжет о Санкт-Петербурге, тексты произведения Пушкина.

Содержание и этапы урока:

  1. Вступительное слово учителя :

Мы продолжаем разговор о творчестве Пушкина. Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Пётр I.

1826г. – стихотворение «Стансы».

1827г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого».

1828г. – поэма «Полтава».

1833г. – поэма «Медный всадник».

1835г. – стихотворение «Пир Петра Первого».

1832-1837 г.г. – исторический труд «История Петра I».

Сегодня на уроке мы поразмышляем над тем, почему именно Пётр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.

  1. Работа над стихотворением «Стансы».

1. Прочитать стихотворение.

2. История создания стихотворения.

В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы».

Какие заслуги Петра ставит в пример новому императору поэт? (« не презирал страны родной, он знал ее предназначенье», «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», «на троне вечный был работник», «неутомим».)

  1. Работа над стихотворением «Пир Петра Первого».

1. Прочитаем стихотворение.

2. Каким предстаёт Пётр в этом  стихотворении?

(Образ императора безупречен: царь великодушен, гостеприимен, заботится о просвещении России и её подданных. Царь милостив: он прощает виновного, при этом веселится.)

3. В стихотворении перечисляются все празднества, по поводу которых Пётр теоретически может устроить пир. Что может праздновать Пётр?

(Но Пушкину очень важна идея отпущения «виноватому вины». Заслуги и подвиги ПетраI оказываются не более существенны, чем его человечность и демократизм (насколько так вообще можно сказать о Петре).

  1. Работа над поэмой «Медный всадник».

1.  Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? Кто бывал в Петербурге? (ответы учащихся)

2. Видеосюжет о Санкт-Петербурге.

3. Ужасен он в окрестной мгле!

    Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, медный конь,

И где опустишь ты копыта?

Из какого произведения эти строки?

4. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Медный всадник»?

5. Памятник Петру I открыли 7 августа 1782 года на Сенатской площади. «Медным всадником» скульптуру в своей поэме назвал Пушкин. Это название стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник стал одним из символов Санкт-Петербурга.

История создания памятника. (индивидуальное задание)

6. Видеосюжет.

7. Выразительное чтение «Вступления».

8. Каким настроение проникнуто «Вступление»?

(Вы заметили торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм.

Чеканным по стилю и громким по звучанию строками открывает Пушкин «Вступление». Затем громкость и монолитность сменяются плавностью, приглушённостью, тоской.)

9. Лексическая работа:

чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка
полнощные страны – северные страны
из топи блат – из топи болот
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная

стансы – стихотворение, состоящее из нескольких четверостиший, в котором конец строфы служит концом предложения.

«Потешных Марсовых полей» - воинские потехи, зрелища, парады на Марсовом поле в Петербурге.

«… побеждённая стихия» - наводнение. Петербург неоднократно страдал от наводнений.  9 сентября 1706 года – первое наводнение при Петре I. Самым разрушительным было наводнение 10 сентября 1777 года. При жизни Пушкина случилось два наводнения: в 1842 и в 1833.

10. Каким изображён Петр в этих строках?

(Это величественный образ Петра – преобразователя; Пётр выступает здесь как покоритель природы, её стихии; как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру – преобразователю, реформатору.)

11. Из каких соображений Пётр решил заложить новый город?

(Это военно-стратегические («отсель грозить мы будем шведу»), экономических («все флаги в гости будут к нам ») и для установления культурных связей с Европой («в Европу пробудить окно»).

12. Пушкин высказывает своё отношение к Петру через отношение к городу. Петербург воспринимается как памятник усилиям Петра и народа. Подтвердите сказанное  примерами из текста.

13. А какой Петербург любит, прославляет Пушкин?

Это парадный Петербург: Нева, гранит, дворцы, Адмираитейство. Это город светских развлечений, город торговцев и чиновников.

14. Имя «Пётр» означает «камень». Какой смысл в контексте «Вступления» несёт в себе это слово?

15. Стиль «Вступления» высокий, торжественный, архаический. Приведите примеры.

16. Кратко вспомните сюжет поэмы «Медный всадник».

17. Дальше в поэме образ Петра трансформируется в образ «Медного всадника»? Проверить д/з: вы из текста поэмы выписывали определения, которыми Пушкин определяет Петра I. Прочитайте свои записи.

18. Какие свойства в образе Петра оттеняет эта совокупность определений?

(Деспотические свойства, прямо противоположные тем, какими обладал главный герой во вступлении. В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Отношение автора неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.

19. Работа с иллюстрацией Александра Николаевича Бенуа.

Лейтмотив иллюстрации – символический поединок между «горделивым истуканом» и «жалким безумием». Медный всадник скачет за убегающим Евгением. Пустынность немой площади, яркий свет луны, резкие длинные тени усиливают впечатление от этой страшной сцены.

- Всмотритесь в иллюстрацию. В чём вы видите мастерство художника как комментатора пушкинской поэмы?

V. Сравнительная характеристика Петра в поэме «Медный всадник» и «Полтава».

1. Сравните изображение Петра в «Полтавском бое» и во «Вступлении» к поэме «Медный всадник».

Для раскрытия образа Петра Пушкин использует художественный приём – антитезу, противопоставляя Петра Карлу XII.

Метафоры: «глаза сияют», «он после пожирал очами»;

Эпитеты: «лик ужасен»;

Сравнение: «он весь, как божья гроза», «могущ и радостен как бой».

  1. Выводы.

- Каким предстаёт Пётр перед нами со страниц произведений Пушкина?

Д/з: 1) выучить наизусть отрывок из «Вступления».

2) Какой памятник Петру I смогли бы предложить вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).

Тема рассчитана на 2 часа.  Первый урок посвящен Петербургу Пушкина (образу города,), изображенному в поэме «Медный всадник», второй – семинар «Два бунта» (жанр, композиция произведен...

Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Урок по творчеству А.С. Пушкина в 10 классе Медный всадник

ознакомить учащихся с историей создания поэмы «Медный всадник»; показать непреходящую ценность поэмы и интерес А. С. Пушкина к историческому прошлому России, роль вступления к поэме; совер...