Главные вкладки

    Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obrazy_peterburga_i_ego_sozdatelya.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ.

    УЧИТЕЛЬ: Бушина Е.Н.

    Образы Петербурга и его создателя

    в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

    ЦЕЛЬ УРОКА:

     Формирование представления об авторской позиции (трактовке образов города Петербурга и Петра I ) в поэме «Медный всадник».

    ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. Развитие навыков  анализа художественного и литературоведческого текстов.
    2. Развитие навыков грамотной устной речи, художественного чтения,  систематизации материала, умения прослеживать причинно-следственные связи(мыслительной деятельности).
    3. Развитие умения применять знание литературоведческой терминологии при анализе текста.
    4. Воспитание гражданской позиции учащихся.
    5. Расширение кругозора учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.

    ОБОРУДОВАНИЕ: тексты поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», репродукции А.Бенуа, фотография скульптуры Э.Фальконе, запись музыки Р.Глиэра, А.Вивальди, М.Мусоргского; видеофрагмент «Ансамбли Санкт-Петербурга».

    ХОД УРОКА

    1. Звучит музыка Вступления к балету Р.Глиэра «Медный всадник»

    УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем разговор о поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», звучит музыка композитора Р.Глиэра из одноименного балета. Это вступление, и вы, наверное, слышите его впервые. А вот если бы эта композиция прозвучала в петербургской школе, то многие ребята назвали бы имя композитора, так как с 2002 года это официальный гимн города. (НА ДОСКУ: композитор Р.Глиэр)

     О чем у нас сегодня пойдёт речь?

    УЧИТЕЛЬ: Тема урока: «Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

    (Запись темы на доске)

    УЧИТЕЛЬ: Но прежде чем мы будем говорить о поэме, небольшая историческая справка.

     

    (Сообщение ученика о строительстве С-П, легендах о нём и двух мнениях, исторически сложившихся о городе, распечатки на доску.)

                        Петр – отец Отечества                                       Петр - антихрист

                  Птб – преславный город,                                        Птб – город на костях,

                             Оплот государства.                                           обреченный на гибель.

    УЧИТЕЛЬ: Целью нашего урока будет разобраться, какое из этих двух мнений в 30-е годы было ближе автору, какими изображает А.С.Пушкин Санкт-Петербург и Петра в поэме?

    (Учитель отправляет работать творческую группу, озвучивает их задание: трактовки аллегорического образа скульптуры Фальконе «Медный всадник»

    Группа будет работать над этим же вопросом, но параллельно с нами, они самостоятельно изучают и анализируют материал, приходят к какому-то выводу. Посмотрим, совпадут ли наши выводы)

    УЧИТЕЛЬ: А мы пойдём по порядку и будем говорить о городе. ГДЕ впервые звучит имя города?

    ДЕТИ: В названии поэмы «Петербургская повесть».

    УЧИТЕЛЬ: ГДЕ, в какой части поэмы, мы видим самое подробное (самое первое) описание города?

    ДЕТИ: Во Вступлении.

    ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ отрывка «Люблю тебя, Петра творенье…» под музыку А. Вивальди с видеорядом Петербурга.

    УЧИТЕЛЬ: Откройте этот текст . Я предлагаю вам БЛИЦ-ОПРОС:

    1. Что по форме, стилю напоминает эта часть? (гимн, ода)
    2. Основная функция оды? (воспеть, возвысить)
    3. Какое чувство переполняет автора? (восторг, восхищение)
    4. Какое слово РЕФРЕНОМ (НА ДОСКУ) проходит через весь отрывок? (люблю)
    5. Сколько раз звучит слово «люблю»? (5)
    6. Обратимся к тексту. ЧТО любит в Петербурге поэт? В любви к чему он признаётся?

    «стройный вид», «оград узор», белые ночи,

    Бег санок, блеск балов, пирушки, парады, победный выстрел пушки…

    «Красуйся и стой!»

    Объедините одним словом все черты,

    охарактеризуйте одним словом состояние души (ПРАЗДНИК) – НА ДОСКУ

    1. Какой из двух  позиций это созвучно? (1 позиции) – ПЕРЕНОС СХЕМЫ
    2.  Ответ найден? Можно закончить урок? Но ответьте мне на один вопрос:.
    3.  что поэт говорит о ЦЕЛИ строительства Петербурга. (назло соседу) – НА ДОСКУ
    4. АНТОНИМ к слову НАЗЛО – на  благо. Есть ли разница: назло что-то сделано или на благо, результат-то одинаков?

    (Сделанное назло зло и несёт.)

    1. Есть ли в поэме факты, что строительство Петербурга обернулось злом? (НАВОДНЕНИЕ)

    Послушайте ещё одно описание города и подумайте, к какой из двух позиций оно ближе?

    ЧТЕНИЕ ВТОРОГО ОТРЫВКА НАИЗУСТЬ.

    (работа с лексикой

    «обломки хижин», «пожитки бледной нищеты»,

     «снесенные мосты», «гроба с размытого кладбища»

    «Всё гибнет: кров и пища!»)

    Обобщите смысл одним словом

    Охарактеризуйте состояние души – страдание (НА ДОСКУ)

    УЧИТЕЛЬ: К какой позиции эти строки ближе? (ко 2) – перенос схемы

    11) Кому в данном случае город несет зло?(Евгению, людям). Думал ли об этом Петр? О чем он заботился?( о государстве)

    12)  А как сам Петр, воплощенный в скульптуре, чувствует себя во время наводнения? Пострадал ли памятник?

     Чтение отрывка:

    И, обращён к нему спиною,

    В неколебимой вышине,

    Над возмущённою Невою

    Стоит с простёртою рукою

    Кумир на бронзовом коне.(аллитерация ???)

     УЧИТЕЛЬ:  -) Какое слово указывает, что Всадник для Стихии оказался недоступен? (неколебимая);напуган ли Всадник?

                           -) Подумайте, а какая роль у Всадника: он возвышается над площадью, волны бьются о его подножие, а потом отступают? Кем он стал для города?(защитником, хранителем). Для своего города, своего Детища –Да.(Указать позицию)

                  -)А видит ли Всадник страдания Евгения? (Нет, он к нему спиной)

                  -) Что это может символизировать (равнодушие к человеку)

                  -) Как поэт называет Всадника в этом отрывке? (кумир – по Д.З. - работа со словарём)

                 Какой позиции это созвучно?

    УЧИТЕЛЬ: Памятник работы скульптора Фальконе( НА ДОСКУ) тоже в своё время породил множество трактовок, скульптура, конечно, аллегорическая (НА ДОСКУ), в её деталях автор пытался донести своё видение образа Петра, но ведь инструкция, расшифровка на памятнике не написана и поэтому каждый понимал, трактовал ее по-своему. Изучением этого вопроса и занимались сегодня наши исследователи, давайте послушаем, к каким выводам они пришли.

                        1 эксперт озвучивает содержание и результаты исследования,

                        2 эксперт записывает на доске цитаты.

    Блок-схема почти готова, я бы добавила союз НО.

    УЧИТЕЛЬ: Конечно, разговор об образе Петра не закончен, нам предстоит ещё анализ кульминационного эпизода поэмы, но какие-то выводы мы сделать уже можем.

    Возвращаемся к началу урока, к нашему вопросу.  Каков же ответ?

                    Учитель вешает на доску цитату Д.Гранина, звучит музыка Глиэра.

    УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке звучала музыка композиторов Р.Глиэра, М.Мусоргского и А.Вивальди. Оценки за урок. Ваше домашнее задание:  закончите блок –схему и вклейте в тетрадь, Часть 2 – готовимся к анализу. Подумайте над цитатой Д.Гранина: два Петра и два Евгения в поэме.

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

    Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

    Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

    Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...

    Презентация урока литературы по теме «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.

    Презентация иллюстрирует урок по теме "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы...

    Урок литературы в 7 классе по теме: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"

    Урок литературы в 7 классе по  теме: " Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"посвящён вопросам чести и достоинства человека, что является главной мыслью произведения....

    Презентация к уроку литературы в 8 классе "Композиция и художественное содержание поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

    На изучение поэмы "Мцыри" М.Ю.Лермонтова в 8 классе я отвожу 4 часа. Урок "Композиция и художественное содержание поэмы" является вторым. В ходе урока предполагается выразительное чтение поэмы, выявле...

    Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

    Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....