Главные вкладки

    Презентация к уроку литературы в 8 классе "Композиция и художественное содержание поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""
    презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

    Мойсеева Елена Иннокентьевна

    На изучение поэмы "Мцыри" М.Ю.Лермонтова в 8 классе я отвожу 4 часа. Урок "Композиция и художественное содержание поэмы" является вторым. В ходе урока предполагается выразительное чтение поэмы, выявление основных структурных и художественных особенностей произведения, урок призван к тому, чтобы ученики ощутили целительную силу слова Лермонтова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2_urok_po_poeme_mtsyri.pptx547.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Композиция и художественное своеобразие поэмы «Мцыри» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»

    Слайд 2

    Задачи урока Ощутить целительную силу звучащего слова; Выявить основные структурные и художественные особенности поэмы; Работать над выразительным чтением.

    Слайд 3

    Тезаурус Поэма – Сюжет – Композиция – Романтизм - л ироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выражен-ной лирической оценкой того, о чём повествуется. о сновные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последователь-ности. п остроение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. х удожественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.

    Слайд 4

    Поделись впечатлениями

    Слайд 5

    История создания поэмы

    Слайд 6

    Мцыри (в переводе с грузинского) - неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак. Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

    Слайд 7

    « Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю ». 1-я Книга Царств « Я попробовал немного мёда, и вот я умираю ». Эпиграф к поэме

    Слайд 8

    Работа над композицией Из скольких глав состоит поэма? Все ли они равны по объёму? Почему? А если бы они были все одинаковые?.. На сколько частей вы можете её разбить и почему? Кто является рассказчиком в каждой из частей? Что является важным для рассказчика?

    Слайд 9

    В какую форму словесного выражения облечён рассказ Мцыри? Что в монологе Мцыри доказывает, что монах, слушающий юношу, активно слушает его? Как и почему меняются интонации поэмы?

    Слайд 10

    - Как сам Мцыри называет свой рассказ? Исповедь – покаяние в грехах перед священником; - откровенное признание в чём – нибудь; - сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

    Слайд 11

    Художественное своеобразие поэмы Определите, каким размером написана эта поэма? Какие в ней рифмы? Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы…

    Слайд 12

    Не/ мно // го/ лет// то/ му // на/ зад // Там/ где // сли/ ва // я/ ся // шу/ мят // Стру/ и // А/ ра // гвы/ и // Ку/ ры // Был/ мо // на/ стырь // Из/ за // го/ ры //

    Слайд 13

    Обратите внимание на синтаксис поэмы. Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.

    Слайд 14

    Сравните картину природы, нарисован-ную Мцыри, с картиной монастыря, на-рисованной в 1 главе эпическим рас-сказчиком? Мцыри Рассказчик

    Слайд 15

    Рассказчик Мцыри Из жалости один монах, Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасен… Я мало жил, и жил в плену … …Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах , Душой – дитя, судьбой – монах… …На мне печать свою тюрьма оставила… Едва взошла заря, В тюрьме воспитанный цветок…

    Слайд 16

    В чём смысл жизни у монахов у Мцыри

    Слайд 17

    Домашнее задание: Подготовить вырази-тельное чтение наизусть понравивше-гося отрывка. Подумать над послед-ним вопросом урока. С оздать иллюстрацию к поэме.

    Слайд 18

    Рефлексия О чём уже заставила задуматься поэма? Поделитесь впечатлениями …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

    Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

    Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

    Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

    презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

    презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

    Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

    Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

    Презентация к уроку литературы в 8 классе. Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

    Презентация представляет собой тест   к итоговому уроку по литературе в 8 классе по  поэме  М. Ю. Лермонтова "Мцыри"....

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

    Поэма А.С.Пушкина "Полтава" презентация к уроку литературы в 7 классе

    Презентация содержит иллюстрации, которые помогают наглядно представить описание Полтавской битвы....