Урок литературы в 9 классе на тему: "Жанровое свеобразие поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" и его связь с идейно-художественным замыслом произведения"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы с использованием элементов технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_9_klass.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Веселевская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока литературы в 9 классе на тему:
«Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и его связь с идейно-художественным замыслом произведения»
Учитель: Смолякова Светлана Николаевна
Тема урока: «Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и его связь
с идейно-художественным замыслом произведения»
Цели урока: 1) выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их
обусловленность сложным и оригинальным замыслом произведения;
2) повторить понятия «поэма», «лирические отступления»;
3) проанализировать роль лирических отступлений в определении жанра
произведения;
4) выяснить отношение писателя к своему творению.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
На предыдущем уроке мы говорили об истории создания и публикации «Мертвых душ», гениального творения Н. В. Гоголя, к изучению которого приступили.
Дома вы должны были выполнить следующие задания:
- проследить хронологию работы над «Мертвыми душами» в переписке Гоголя и определить, как менялся замысел писателя;
- Выяснить отношение писателя к своему труду.
- Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов учащихся на вопросы домашнего задания.
- Слово учителя.
Сегодня мы продолжим разговор о великом творении Гоголя с точки зрения его жанровых особенностей и их связи со сложным, оригинальным и до конца неосуществившимся замыслом писателя.
Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью. Поэтому страдающая душа художника, захваченная сюжетом «Мертвых душ», на какое-то время успокоилась.
Жанровое своеобразие этого произведения во многом определилось его идейно-художественным содержанием.
Работая над ним, Гоголь в письмах к друзьям называл свое новое творение то романом, то поэмой. На сделанном по рисунку автора титульном листе первого издания под заглавием, характерного для плутовского романа: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (вы уже знаете, что первая половина заглавия была дана по требованию цензуры), крупным шрифтом был выведен подзаголовок «Поэма». Это окончательное определение писателем жанра «Мертвые души» вызывало немало недоумений: слишком не похожа сатира Гоголя на то, что привыкли называть поэмой.
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос:
Какой же смысл вкладывал автор в такое обозначение жанра своего романа?
Почему свое прозаическое сатирическое произведение Гоголь назвал поэмой, а не романом?
- Беседа.
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, совершим небольшой экскурс в теорию литературы.
- Давайте вспомним, что такое поэма как жанр (вид) лиро-эпических произведений?
(В большинстве случаев поэма представляет собою лиро-эпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо знаменательные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния.)
Казалось бы, все в этой формулировке противоречит, на первый взгляд, содержанию прозаического сатирического произведения Гоголя.
Но не будем торопиться с выводами, а попробуем разобраться в этом кажущимся противоречии.
- Вспомните и назовите ранее прочитанные вами произведения, относящиеся к жанру поэмы.
(поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»;
-замечательные творения древнерусской литературы – героическая поэма «Слово о полку Игоревом»;
- героическая поэма А. С. Пушкина «Полтава»;
- героическая поэма М. Ю Лермонтова «Песня про купца Калашникова»;
- романтическая поэма А. С. Пушкина «Цыганы»;
- романтические поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри»;
- сатирические поэмы, осмеивающие низкое, пошлое, безобразное в жизни:
А. С Пушкин «Граф Нулин», М. Ю Лермонтов «Тамбовская казначейша»
- реалистические поэмы, получившие свое развитие в литературе II половины 19 века.
Сюда можно отнести поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо?»)
- Слово учителя.
Если мы будем анализировать содержание названных вами поэм, то увидим, что соотношение лирического и эпического элементов в различных произведениях, написанных в этом жанре, может быть весьма неодинаковым. Существуют поэмы, в которых преобладает повествование, т. е. эпическое начало (например, поэма А. С. Пушкина «Полтава»), и поэмы, в которых преобладает лирическое начало (например, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»). Но здесь важно не количественное соотношение этих элементов, а тот внутренний напряженный лиризм, который присущ тому и другому типу поэм.
Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме как жанре (виде) лиро-эпических произведений соединяются сюжетность, событийность (что характерно для эпоса) и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств (что характерно для лирики).
Если мы обратимся к «Словарю литературоведческих терминов», то прочитаем о том, что своеобразие поэмы как жанра «основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц… и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль».
- Беседа.
- Итак, сначала определим наличие в «Мертвых душах» повествовательного, сюжетного, эпического элемента. В чем он проявляется? С образом какого героя произведения связан?
(Сюжетная, событийная сторона этого произведения связана с путешествием П. И. Чичикова по усадьбам окрестных помещиков с целью покупки у них за незначительную сумму «мертвых душ» для того, чтобы заложить их, как живые, в Опекунский совет и получить изрядную сумму денег).
Но наличие повествовательного, эпического элемента больше характеризует «Мертвые души» как роман, к чему первоначально склонялся и сам Гоголь.
-Почему же жанровое обозначение «роман» перестало удовлетворять писателя?
- Что дало право Гоголю назвать «Мертвые души» прозаической «поэмой», как он сам определил жанр своего произведения?
Для этого вновь обратимся к замыслу «Мертвых душ», потому что наименование творения Гоголя поэмой прежде всего связано с неосуществившимся замыслом писателя.
Первоначальный замысел Гоголя показать Русь «с одного боку» уступает более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хорошее, дающее надежду на будущее национальное возрождение. Это возрождение Гоголь связывает не с социальными переменами, а с духовным преображением русской жизни. Социальные пороки он объясняет духовным омертвлением людей. Название «Мертвые души» приобретает у него символический смысл.
Таким образом, помимо обличающего начала, по замыслу автора, в его произведении должно было присутствовать начало утверждающее.
А наличие этого начала является признаком поэмы, жанра «воспевающего».
Сложный и оригинальный замысел поэмы требовал для своего воплощения оригинальных художественных решений. Жанровое обозначение «роман» перестает отвечать природе развивающегося замысла, и Гоголь называет теперь «Мертвые души» поэмой. Этот замысел ориентируется уже на «Божественную комедию» Данте, поэта эпохи Возрождения, с ее трехчастным построением: «ад», «чистилище», «рай».
В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад. Они проходят через все его круги, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы.
По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души»
Идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», которая называется «Ад».
У Гоголя первый том «Мертвых душ» числится как ад современной, сбившейся с прямого пути русской действительности. Во втором томе намечается выход из ада к ее очищению и возрождению («чистилище»), а третий том должен был показать торжество светлых, жизнеутверждающих начал («рай»).
И хотя замысел писателя оказался неосуществленным и задуманное трехчастное произведение не было написано, но элементы поэмы как жанра «воспевающего» присутствуют уже в первом томе «Мертвых душ».
- Как вы думаете. Какие элементы поэмы как жанра «воспевающего» присутствуют в «Мертвых душах»? назовите эти элементы.
( Конечно, это лирические отступления, которые в обилии присутствуют в тексте «Мертвых душ»)
- Дайте определение понятия «лирические отступления».
(Традиционно лирические отступления трактуются как «форма авторской речи», слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения… Они непосредственно связаны с действием произведения… они непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя» (Литературная энциклопедический словарь)
Очень часто в силу семантики слова «отступление» (вставное место в каком-либо изложении, повествовании, являющееся отклонением от основной темы) лирические отступления понимаются как нечто второстепенное, не относящееся к сюжету. Однако в поэме «Мертвые души» эти «отрывки», «отступления»структурно необходимы, существенны для понимания любого художественного образа и авторского замысла в целом. Поэтому правильнее говорить в отношении «Мертвых душ» не о лирических отступлениях, а об общем лирическом пафосе, лиризме, которым проникнуто все произведение, который входит в его структуру).
Чем лирические отступления отличаются от авторских отступлений? Приведите примеры авторских отступлений.
(Понятие «лирические отступления» отличаются от понятия «авторские отступления» тем, что авторские отступления лишены эмоциональной окраски. Например, рассуждение о «тонких» и «толстых», о «господах средней руки» и т. д.)
- Какую роль лирические произведения играют в «Мертвых душах»?
- Чему они посвящены?
- Почему являются главным признаком «Мертвых душ» как поэмы?
(Возможность лирических отступлений заявлена Гоголем в жанре: его прозаическая «поэма» (именно так определяет Гоголь свое творение) не только история чичиковской авантюры, но и песня о России, глубоко личные размышлений и переживания Гоголя. Лирические отступления связаны с тем утверждающим началом, которое вступает в поэме Гоголя наряду с началом отрицания.
Обличая современное ему состояние российского государства в образах помещиков и чиновников, Гоголь воспевает Русь в ее глубоких народных основах).
Главная тема поэмы – Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, и все лирические отступления хотя бы краешком затрагивают, развивают эту тему.
Даже так называемые «бытовые» авторские отступления, роль которых у Гоголя играют развернутые сравнения – «лесенки», в которых автор, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета.
Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси – от бытовых деталей до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица – тройка)
Тема «дороги» - вторая важнейшая тема 2Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога – образ организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути («Прежде, давно, в лета моей юности…»)
Таким образом, лирические отступления – очень важная часть «Мертвых душ».
- Каким предстает Гоголь в поэме, благодаря лирическим произведениям? Какова роль автора в «Мертвых душах»?
(Гоголь в своей поэме выступает прежде всего как мыслитель и созерцатель, пытающийся разгадать таинственную птицу – тройку – Русь.
(«Не так ли и ты Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?... Русь! Куда несешься? Дай ответ. Нет ответа»)
Лирические отступления в поэме глубокие, философские, серьезные. В них звучат мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа.
При помощи лирических отступлений автор рисует очень широкую, необъемную картину русской жизни своего времени, дополняя ее собственными суждениями и авторской индивидуальностью.
В поэме нет героя, близкого автору. Своеобразие «Мертвых душ» заключается в том, что помещикам, чиновникам – взяточникам, аферисту Чичикову противопоставлен сам автор. Поэтому в авторских раздумьях выражается нравственный идеал писателя, его мечта о «высоком достоинстве человека», его «великих и святых обязанностях». Именно с позиции этого идеала Гоголь судит пошлость «прошлого человека», омертвелость человеческих душ. Автор – человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей Родины. Он мечтает о счастливом будущем, о благополучии своего русского народа.
- Итог урока.
Сегодня мы размышляли над жанровым своеобразием поэмы Н. В. Гоголя, над тем, почему свое гениальное творение он назвал поэмой.
Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть следующее: свой великий труд Гоголь посвятил России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование и которое дает нам право вместе с автором называть это творение поэмой.
В своей поэме Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пороки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество.
На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд – сверху: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного прекрасного далека тебя вижу…»
Что же ему виделось оттуда?
А то, что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ни есть не земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасного далека», в мечтах.
- Домашнее задание.
- Дома в письменной форме попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Почему Гоголь назвал свое прозаическое сатирическое произведение поэмой?»
- Индивидуальное сообщение «Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.
- Выписать действующих лиц, которых, по вашему мнению, можно отнести к России «живой» и «мертвой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....
Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...
Урок по литературе в 8 классе на тему: Жанровое и языковое своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про ...купца Калашникова"
Данный урок по литературе в 8 классе (ЗПР) на тему: "Жанровое и языковое своеобразие поэмы "Песня про ...купца Калашникова" ставит перед собой три цели: образовательная, коррекционно-развивающая и вос...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...