«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
материал (6 класс) по теме

Головчанская Ольга Николаевна

  «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_6_kl.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:      «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

Цель урока:  Воспитание нравственных качеств сострадания и понимания к родным и близким людям.

Задачи  урока:       1.Способствовать развитию у учащихся, посредством анализа   литературного   произведения, нравственных понятий: отзывчивости, благодарности, внимания, любви, милосердия.

2. Воспитывать интерес к произведениям советских писателей, поднимающих нравственные проблемы : А. Алексина, В. Распутина, В. Астафьева, К. Паустовского.

Оборудование:          Книги К.Паустовского, иллюстрация Крамского « Неизвестная», рассказ «Телеграмма».

                                                               Ход урока

I Оргмомент. Приветствие. Сообщение о теме и цели урока.

 II Учебная ситуация №1

-  Вы познакомились с необычным рассказом К.Паустовского «Телеграмма», скажите, почему автор выбрал именно жанр  рассказа, а не очерка или повести?

[Не очерк, потому что здесь нет описания жизни одного героя, а скорее взаимосвязь судеб Насти и Катерины Петровны.Не повесть, потому что героев не очень много и объем произведения небольшой]

Учебная ситуация №2     Вспомните первые строки рассказа. О чем они?

[ Это описание осеннего дня]

-Какие чувства вызвал этот пейзаж у вас, молодых и энергичных людей? (тусклые краски создают ощущение скуки, однообразия, монотонности, серости осеннего дня).

-А что могла чувствовать Катерина Петровна в этот осенний день? Как автор показывает состояние Катерины Петровны?

-По каким признакам мы это можем определить?                                                                                                               [Автор описывает комнату Катерины Петровны -«горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар…»

Все сумрачно, все мрачно, скучно, нет никакого разнообразия, старые вещи как символы прошлого.]

Учебная ситуация №3

- Что можно сказать прошлом  Катерины Петровны ?

[Катерина Петровна из интеллигентной семьи, поэтому её жизнь была наполнена яркими впечатлениями. Жизнь  полная новых знакомств и событий.]

-  Автор указывает в рассказе на одну маленькую деталь: «Катерина Петровна все время что-то перебирала в ридикюле». Что она могла там перебирать? И почему она это делала?(возможно, это какие-то письма, ценные фотографии, записки. Она как будто хочет что-то найти важное)

-Зачем Катерина Петровна отдавала Манюшке старые вещи? Только ли за её заботу?   [Скорее всего, Катерина Петровна боялась, что они пропадут, просто будут выброшены. Это были ее красивые старые вещи, но никому не нужные как и она сама. Они отслужили свой век и состарились вместе с хозяйкой. Ей хотелось сделать кому –то доброе и приятное.  ]

Учебная ситуация №4 

-«Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал…»  можем ли мы сказать, что эти строки мысли Катерины Петровны, а не автора?

-Почему для нее время тянется очень медленно? Когда это особенно остро чувствуешь? (когда ждешь).

-Кого ждала Катерина Петровна? Почему она перебирала деньги, которые присылала ей Настя? Отчего ей показалось, что кто-то стучит и зовет её?

Учебная ситуация №5 

-Какое впечатление производит Настя на коллег? Почему её иногда называют Сольвейг? (Для коллег Настя энергичная, беспокойная, заботливая и решительная девушка. Все знают, что она каждый месяц посылает матери деньги. Она красивая, жизнерадостная. Всем приятно на неё смотреть.)

-Чем отличаются описания осеннего пейзажа в глухом Заборье и шумном Ленинграде? ( В Заборье жизнь как будто замирает, а в шумном Ленинграде жизнь кипит, и Настя не замечает, как летит время )

-Почему Настя не сразу прочла письмо от матери? Смогла ли она уловить  самое главное в этом письме? Почему она не поняла сути письма Катерины Петровны? ( Ей было важнее то, чем она занималась сама).

-Почему Насте неприятен взгляд Гоголя? (  Бюст Гоголя настолько был мастерски сделан, что казалось- он видит самое сокровенное.  Взгляд, который  уловила Настя –это взгляд совести. Поэтому у неё  «начиналось глухое беспокойство»)

Учебная ситуация №6

-Настя помогает Тимофееву – Тихон и Манюшка  помогают  Катерине Петровне. В чем разница этой помощи. ( Настя помогает Тимофееву, потому что это её работа, а Тихон и Манюшка из чувства сострадания к Катерине Петровне.)

-Так чья помощь важнее? ( Тихон и Манюшка занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна была занимать Настя. Они пытаются скрасить её одиночество. )

-Говорит ли автор о болезни Катерины Петровны? Отчего тогда она умирает? ( Тоска, печаль, одиночество, пустота, ненужность для близких родных  – вот что становится причиной смерти Катерины Петровны)

-Зачем Паустовский вводит в сцену похорон Катерины Петровны  образ молодой учительницы?   ( Прозрение Насти наступило слишком поздно, но автору все же хочется, чтобы в последний путь Катерину Петровну проводила такая же молодая, как её дочь, девушка.)

-Почему Настя уезжает из Заборья крадучись?

Рефлексия:   Почему рассказ назван «Телеграмма»? Какая бы телеграмма могла спасти Катерину Петровну?

Какой нравственный урок преподает нам писатель? Что объединяет 3 произведения, написанных в разное время: «Притча о блудном сыне», «Станционный смотритель» и « Телеграмма»? Современны ли эти сюжеты?

Д/З   1)Напишите письмо своим близким. 2) Сравнение 3 героев: а)Настя - Дуня - блудный сын

 б) Самсон Вырин- Катерина Петровна – отец блудного сына


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Урок чтения «К.Г. Паустовский «Телеграмма» для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Урок чтения по теме «К.Г. Паустовский «Телеграмма». Урок предназначен для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида. Это урок по теме самообразования «Система упражнений и заданий по развитию св...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)

Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества....