Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»
Задачи: -дать представление о своеобразном подходе Гоголя
к изображению помещиков в поэме;
- формировать умение работать с авторским текстом, находить
Наиболее важные детали;
- формировать умение строить связный рассказ о персонаже на
основе анализа текста.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
портреты помещиков, нарисованные учениками.
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
Мертвые души… Это словосочетание можно написать без кавычек – и тогда оно будет подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы.
Композиция « Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представление Гоголя о возможных степенях деградации человека.
( Слайд 2) «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - отмечал писатель.
- Работа по группам (5 групп)
- Комментированное чтение фрагментов поэмы по плану с последующими выводами о типичных чертах характера помещиков.
- Инсценировка диалогов Чичикова с помещиками.
(Слайд 3) План.
1.Описание имения.
2.Портрет. Характеристика героя.(Символическая деталь портрета).
3.Члены семьи.
4.Отзыв о знакомых.
5. Манера речи и обращение с Чичиковым.
6. Описание обеда.
7.Описание кабинета. Интерьер. Символическая деталь интерьера. Цвет.
8. Разговор о продаже мертвых душ.
9. Ведущая черта характера.
10. Оценка автором своего героя.
Выступление 1 группы (глава 2 Манилов)(слайд 4)
Типичные черты характера:
-мечтательность;
-прожектерство( пустословие);
-сентиментальность;
-бесхозяйственность;
-непрактичность.
Выступление 2 группы (глава 3 Коробочка) (слайд 5)
Типичные черты характера:
- хозяйственность;
-бережливость;
-скупость;
-тупость;
-бестолковость;
-суеверие;
-религиозность;
Ограниченность.
Выступление 3 группы ( глава 4 Ноздрев) ( слайд 6)
Типичные черты характера:
-любовь к кутежам, к карточным играм, к дракам;
-хвастовство;
-бесхозяйственность;
- наглость.
Выступление 4 группы ( глава 5 Собакевич) (слайд 7)
Типичные черты характера:
-деловитость;
-хозяйственность;
-жадность;
-невежественность;
-грубость;
-недоверчивость;
-недоброжелательность к людям;
-склонность к обжорству.
Выступление 5 группы (глава 6 Плюшкин) (слайд 8)
Типичные черты характера:
-жадность, доходящая до мелочности и скаредности;
-подозрительность;
-жестокость;
-отсутствие человеческого достоинства.
III. Итоги работы по группам.
1)Вопросы классу (слайд 9):
-Почему Гоголь расположил главы поэмы именно в таком порядке?
-Почему галерея помещиков заканчивается Плюшкиным?
(Гоголь делит героев на «расточителей» и «накопителей»(слайд10).
Манилов –«расточитель», Коробочка – «накопитель», Ноздрев – «расточитель» , Собакевич – «накопитель». В Плюшкине соединились черты как «накопителя», так и «расточителя». Сначала Плюшкин накопил, а потом все прожег; он вроде что-то собирает, но все гниет, уходит в тлен.
2) Слово учителя.
Образы помещиков воплощены по принципу контраста, поскольку несут в себе различные пороки. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие прекрасны, для Собакевича – разбойники и мошенники. Манилов – беспочвенный фантазер, Собакевич – циничный жадный кулак. Коробочка напоминает Собакевича скупостью, страстью к наживе, хотя ее тупость доводит эти качества до комического предела. Обоим «накопителям» противостоят «расточители». Ноздрев пустил по ветру свое состояние. У Плюшкина все превращается в тлен. Но между этими персонажами поэмы чувствуется некая общность. Что бы они ни делали, как бы судьба ни складывалась, в поле их зрения находятся лишь чисто бытовые занятия и интересы.
(Слайд 11) Помещиков объединяют следующие черты:
- Паразитизм, жизнь за счет чужого труда;
- Бездуховность, отсутствие умственных интересов и настоящих человеческих качеств.
(Слайд 12) «« Мертвые души» потрясли Россию, - писал А.И. Герцен.- Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлеченные, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».
IV.Домашнее задание:
- Прочитать эпизоды, находящиеся на стыках между главами;
- Прочитать эпизод «чтение списка крестьян Чичиковым в гостинице»;
- Ответить на вопрос: «Как представлена живая душа русского человека?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....

Урок литературы в 9 классе Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "мертвые души"
Дистанционный урок с детьми ОВЗ...

Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мёртвые души"
Материалы урока позволят создать яркие образы помещиков, даже если дети не прочитали поэму Н.В.Гоголя....