Главные вкладки

    Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_v_9_klasse_s_ispolzovaniem_ikt.docx16.52 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Урок литературы в 9 классе

    Тема: «Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»

    Задачи: -дать представление о своеобразном подходе Гоголя

                    к изображению   помещиков в поэме;

                   - формировать умение  работать с авторским текстом, находить

                     Наиболее важные детали;

                   - формировать умение строить связный рассказ о персонаже на

                     основе анализа текста.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

                                  портреты помещиков, нарисованные учениками.

                                                       Ход урока

    1. Вступительное слово учителя:

       Мертвые души… Это словосочетание можно написать без кавычек – и тогда оно будет  подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы.

         Композиция « Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представление Гоголя о возможных степенях деградации человека.  

       ( Слайд 2) «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - отмечал писатель.

    1. Работа по группам (5 групп)

    - Комментированное чтение фрагментов поэмы по плану с последующими выводами о типичных чертах характера помещиков.

    - Инсценировка диалогов Чичикова с помещиками.

    (Слайд 3) План.

    1.Описание имения.

    2.Портрет. Характеристика героя.(Символическая деталь портрета).

    3.Члены семьи.

    4.Отзыв о знакомых.

    5. Манера речи и обращение с Чичиковым.

    6. Описание обеда.

    7.Описание кабинета. Интерьер. Символическая деталь интерьера. Цвет.

    8. Разговор о продаже мертвых душ.

    9. Ведущая черта характера.

    10. Оценка автором своего героя.

    Выступление 1 группы (глава 2 Манилов)(слайд 4)

    Типичные черты характера:

    -мечтательность;

    -прожектерство( пустословие);

    -сентиментальность;

    -бесхозяйственность;

    -непрактичность.

    Выступление 2 группы (глава 3 Коробочка) (слайд 5)

     Типичные черты характера:

    - хозяйственность;

    -бережливость;

    -скупость;

    -тупость;

    -бестолковость;

    -суеверие;

    -религиозность;

    Ограниченность.

    Выступление 3 группы ( глава 4 Ноздрев) ( слайд 6)

     Типичные черты характера:

    -любовь к кутежам, к карточным играм, к дракам;

    -хвастовство;

    -бесхозяйственность;

    - наглость.

    Выступление 4 группы ( глава 5 Собакевич) (слайд 7)

     Типичные черты характера:

    -деловитость;

    -хозяйственность;

    -жадность;

    -невежественность;

    -грубость;

    -недоверчивость;

    -недоброжелательность к людям;

    -склонность к обжорству.

    Выступление 5 группы (глава 6 Плюшкин) (слайд 8)

    Типичные черты характера:

    -жадность, доходящая до мелочности и скаредности;

    -подозрительность;

    -жестокость;

    -отсутствие человеческого достоинства.

    III. Итоги работы по группам.

    1)Вопросы  классу (слайд 9):

    -Почему Гоголь  расположил главы поэмы именно в таком порядке?

    -Почему галерея помещиков заканчивается Плюшкиным?

    (Гоголь делит героев на «расточителей» и «накопителей»(слайд10).

    Манилов –«расточитель», Коробочка – «накопитель», Ноздрев – «расточитель» , Собакевич – «накопитель». В Плюшкине соединились черты как «накопителя», так и «расточителя». Сначала Плюшкин накопил, а потом все прожег; он вроде что-то собирает, но все гниет, уходит в тлен.

    2) Слово учителя.

          Образы помещиков воплощены по принципу контраста, поскольку несут в себе различные пороки. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие прекрасны, для Собакевича – разбойники и мошенники. Манилов – беспочвенный фантазер, Собакевич – циничный жадный кулак. Коробочка напоминает Собакевича скупостью, страстью к наживе, хотя ее тупость доводит эти качества до комического предела. Обоим «накопителям» противостоят «расточители». Ноздрев пустил по ветру свое состояние. У Плюшкина все превращается в тлен. Но между этими персонажами поэмы чувствуется некая общность. Что бы они ни делали, как бы судьба ни складывалась, в поле их зрения находятся лишь чисто бытовые занятия и интересы.

    (Слайд 11) Помещиков объединяют следующие черты:

    1. Паразитизм, жизнь за счет чужого труда;
    2. Бездуховность, отсутствие умственных интересов и настоящих человеческих качеств.

    (Слайд 12) «« Мертвые души» потрясли Россию,  - писал А.И. Герцен.- Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлеченные, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».

    IV.Домашнее задание:

    1. Прочитать эпизоды, находящиеся на стыках между главами;
    2. Прочитать эпизод «чтение списка крестьян Чичиковым в гостинице»;
    3. Ответить на вопрос: «Как представлена живая душа русского человека?»

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

    Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

    «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

    «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

    Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

    Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

    Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

    Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

    Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

    Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...