Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мёртвые души"
методическая разработка по литературе (9 класс)
Материалы урока позволят создать яркие образы помещиков, даже если дети не прочитали поэму Н.В.Гоголя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 746.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Крупным планом нарисованы эти «хозяева жизни», отвечающие за экономическое и культурное состояние страны, за судьбу народа.
Н.В. Гоголь так писал об этих образах: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».
В XIX веке под словами «пошлость» и «пошлый человек» подразумевались обыденность, рутинность окружающей действительности, заурядность обычного человека. Именно Н.В. Гоголь своими произведениями придал этому понятию новое значение. В понимании классика пошлость – это, прежде всего, бездуховность, грубая телесность существования мира и обывателя в нём, некая деградация души и тела. Дар видеть пошлое в обыденном Н.В. Гоголь почитал своим главным свойством как писателя: «<…> уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот моё главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей»
Попробуем разобраться, кто же из героев пошлее, по мнению Н.В. Гоголя?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно проанализировать образы помещиков, уметь вдумчиво вчитываться, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы, различать пороки, приводящие к опустошению души.
Для этого проанализируем образы помещиков, используя план. Обратим внимание на состояние имения, на ведение хозяйства, интерьер; не забудем вглядеться в портрет каждого героя, который позволит разобраться и в его характере, конечно же, решающим моментом для понимания образа каждого помещика является эпизод продажи мертвых душ.
- Усадьба. Хозяйственность.
- Портрет. Характер.
- Продажа мертвых душ.
Итак, отправляемся в гости к помещикам вместе с главным героем Чичиковым. Павел Иванович посетил несколько помещиков с целью скупить «мертвые души», числящиеся по переписи живыми, чтобы мошенническим образом заложить их в Опекунский совет и получить крупную сумму. Первыми, кого посещает Чичиков, являются Манилов и Коробочка. Сравним их, опираясь на план, и заполним таблицу.
Манилов | Коробочка |
Начнём анализ с того, что прочтём фрагменты с описанием деревень помещиков. Подумайте, что можно сказать о Манилове-хозяине?
Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензия на изысканность, образованность, утончённость вкуса ещё более подчёркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы.
«Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т.е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть… Под двумя берёзами вида была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления», пониже пруд, покрытый зеленью… У подошвы этого возвышения, и частично по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… нигде между ними не было растущего деревца или какой-нибудь зелени, везде глядело только одно бревно… Поодаль, в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета…»
Вывод: Манилов мало вникает в хозяйственные дела, предпочитает бесплодно мечтать, поэтому хозяйство живёт своей жизнью. Крестьяне Манилова ленятся и пьянствуют, поэтому усадьба приходит в упадок.
Бесхозяйственность видна и в домашней обстановке: рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей; в иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольский подсвечник, из тёмной бронзы с тремя античными грациями, а рядом с ним помещался какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале. Но этого, казалось, не замечал ни сам Манилов, ни его жена, ни слуги, для них это было в порядке вещей».
Отправляемся вслед за Чичиковым в следующий дом. Подумайте, что можно сказать о Коробочке-хозяйке?
"... деревушка была порядочная, ... душ-то в ней … без малого восемьдесят ... избенки крепкие, ... за огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но... показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, …ворота нигде не покосились...". В усадьбе "... пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья ..." У Коробочки имеются запасные телеги на случай, если старые сломаются. Известно, что крепостные крестьяне Коробочки разводят пчел, птиц, свиней, производят для продажи пеньку, из которой делали канаты и ткань, муку, крупы и т.д.: "...если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня..." "...У меня о Святках и свиное сало будет..." "...У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья..." "...лучше я вам пеньку продам..."
Таким образом, Коробочка является хозяйкой вполне благополучной и ухоженной усадьбы. Деловитая и бойкая Коробочка умеет хорошо вести хозяйство, несмотря на свою ограниченность и глупость.
Но эта хозяйственность и практичность доведена до крайней степени.
Интерьер гостиной Коробочки просто наполнен стариной. Почти все вещи в этой комнате - старые. На стенах гостиной висят старые обои: "... Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями..." В гостиной Коробочки также висят картины: "...картины с какими-то птицами..." "... между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче..." Между окнами в гостиной висят «старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; ...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок..." На стене в гостиные Коробочки висят старинные часы, которые издают пугающие звуки: "... стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…" "...странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и, наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево..." "...Часы опять испустили шипение и пробили десять..." В гостиной Коробочки стоит диван, на котором и ночует господин Чичиков: "...В гостиной давно уже было все прибрано, роскошные перины вынесены вон, перед диваном стоял покрытый стол..."
Попробуем заполнить таблицу.
Манилов | Коробочка | ||
Усадьба. Хозяйственность. | |||
Усадьба в упадке. Хозяин небрежный, беспечный, неприспособленный к жизни, непрактичный | Усадьба ухоженная. Помещица аккуратная, практичная, хозяйственная, но жадная, «скопидомная», живёт по установленному порядку | ||
Портрет. Характер. | |||
Портрет героев являются яркой характеристикой образа. Найдите ключевые слова и запишите их в таблицу:
О внешности господина Манилова известно следующее: «ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕК ВИДНЫЙ; ЧЕРТЫ ЛИЦА ЕГО БЫЛИ НЕ ЛИШЕНЫ ПРИЯТНОСТИ, НО В ЭТУ ПРИЯТНОСТЬ, КАЗАЛОСЬ, ЧЕРЕСЧУР БЫЛО ПЕРЕДАНО САХАРУ; В ПРИЁМАХ И ОБОРОТАХ ЕГО БЫЛО ЧТО-ТО ЗАИСКИВАЮЩЕЕ… ОН УЛЫБАЛСЯ ЗАМАНЧИВО, БЫЛ БЕЛОКУР С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ…»
"...ОДИН БОГ РАЗВЕ МОГ СКАЗАТЬ, КАКОЙ БЫЛ ЕГО ХАРАКТЕР».
«ЕСТЬ РОД ЛЮДЕЙ, ИЗВЕСТНЫХ ПОД ИМЕНЕМ: ЛЮДИ ТАК СЕБЕ, НИ ТО НИ СЕ, НИ В ГОРОДЕ БОГДАН, НИ В СЕЛЕ СЕЛИФАН…» "... В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек! "... если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную..." "... в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства...", "... служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером..." "... Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно..."
Даже имя Манилов буквально означает «манить», «заманивать» иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность и бездеятельный нрав.
Неудивительно, что "...Манилов совершенно растерялся, когда услышал неожиданное предложение. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает..." "... Манилов так сконфузился и смешался, что только смотрел на Чичикова..." Манилов является законопослушным гражданином: "... не будет ли это предприятие [...] эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?..." (Манилов о том, что он боится закона). В итоге, Манилов бесплатно отдаёт души умерших крепостных.
О Коробочке сказано лишь "... вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее..."
"...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов..."
Фамилия Коробочки метафорически выражает сущность её натуры: бережливой, недоверчивой скудоумной, упрямой, суеверной. Имя и отчество – Настасья Петровна_ напоминает сказочную медведицу и указывает на «медвежий угол», куда забралась Коробочка. Помещики, живущие с Коробочкой- Бобров, Свиньин. В фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с помещицей (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.
Она знает цену «копейке», поэтому боится продешевить, продавая необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о её несокрушимую «дубинноголовость» и жадность. На мёртвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мёд, думая, что и они в хозяйстве понадобятся.
Манилов | Коробочка | |||
Усадьба. Хозяйственность. | ||||
Усадьба в упадке. Хозяин небрежный, беспечный, неприспособленный к жизни, непрактичный | Усадьба ухоженная. Помещица аккуратная, практичная, хозяйственная, но жадная, «скопидомная», живёт по установленному порядку | |||
Портрет. Характер. | ||||
В его приятности «чересчур было передано сахару». По характеру «ни то ни сё», ленивый, инфантильный, бездеятельный | Пожилая женщина, любит прибедняться, бережливая, «дубинноголовая», глупая, упрямая, ограниченная | |||
Продажа мертвых душ | ||||
Не знает, сколько умерло. Отдаёт бесплатно | Знает точно количество умерших, боится продешевить, продаёт за 15 ассигнаций | |||
Сходство героев проявилось как в разговоре Манилова и Чичикова о продаже мёртвых душ, так и в недоумении Коробочки в торге, именно эти эпизоды свидетельствуют о несамостоятельности и потому страхе Манилова, который при всей своей «изысканности» в этом диалоге так же недалёк, как и Коробочка. Страх перед неизвестностью и боязнь продешевить в сочетании с глупостью образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков расшибся бы, если бы не пообещал в конце концов содействия в «казённых подрядах»
В чём сходство и различие Ноздрёва и Собакевича, попробуем с вами выяснить, заполняя таблицу.
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ НОЗДРЁВА ПРОСМАТРИВАЕТСЯ С ПЕРВЫХ СТРОК. ОНО СВЯЗАНО С ВЫРАЖЕНИЕМ «НОЗДРЯК», ОТНОСЯЩЕЕСЯ К БАХВАЛЯЩЕМУСЯ ЧЕЛОВЕКУ, НАГЛЕЦУ И СКАНДАЛИСТУ.
Ноздрев - один из ярких персонажей поэмы «Мертвые души». Он антигерой в данном произведении Н.В. Гоголя и ведет себя очень вызывающе, дерзко в обществе, везде показывая свою смелость и буйство характера. (Отметим первые качества характера Ноздрёва- дерзость и буйство). Он как бык, которого тяжело обуздать, лишь только пуля сможет усмирить такого человека. В свои 35 Ноздрёв такой же, как и в 18 лет. Отсутствие развития – признак неживого. (Отметим ещё одно качество Ноздрёва-отсутствие развития)
Он часто вовлекается в различные истории и ситуации с различного рода драками. Поэтом в тексте автор называет его «историческим человеком». (Запишем в таблицу и это определение Ноздрёва). Разбитной "гуляка", любитель выпить и поиграть в карты. Ноздрев является плохим хозяином своего имения. О его крестьянах мы почти ничего не знаем, и это не случайно. Главными интересами Ноздрева являются не его имение и крестьяне, а курительные трубки и собаки. Гуляка Ноздрев много проигрывает в карты, так что часто остается без гроша в кармане. При этом он играет в карты нечестно. Когда Ноздрев выигрывает деньги, то тут же спускает их на развлечения. И здесь ярко проявляется расточительство Ноздрёва, связано это с тем, что помещик кутила и шулер. Запишем и эти качества в свою таблицу.
Какова же реакция Ноздрева на предложение Чичикова?
В отличие от Коробочки и Манилова он нисколько не удивился. В этом предложении он увидел лишь возможность с выгодой провести время. Он предложил Чичикову сыграть на «мертвые души», и если тот выигрывает, то забирает их бесплатно. В результате у них чуть не завязалась драка, и Чичикову еле удалось спастись. Ноздрев – единственный помещик в произведении, у которого Чичиков не смог купить крепостных.
Собакевич – помещик с массивной фигурой, ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ АНАЛОГ СКАЗОЧНОГО ТОПТЫГИНА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НАПОМИНАЕТ «СРЕДНЕЙ ВЕЛИЧИНЫ МЕДВЕДЯ». ОН ГРУБЫЙ, НЕОТЁСАННЫЙ, ПЛУТ И КУЛАК.
ПОЗЖЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ УСИЛИЛОСЬ: «ЕГО ДАЖЕ ЗВАЛИ МИХАЙЛОМ СЕМЁНОВИЧЕМ». «СОБАЧЬЯ» ФАМИЛИЯ МИХАИЛА СЕМЁНОВИЧА НЕДВУСМЫСЛЕННО НАПОМИНАЕТ О ЕГО ОБЫКНОВЕНИИ ПОРИЦАТЬ И ОСУЖДАТЬ СВОИХ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ ЗА ИХ СПИНАМИ.
Появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно (не забудем записать и это качество).
Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении. Сравнение лица с вещью показывает отсутствие в облике Собакевича духовного начала.
Помещик стремится создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. В отличие от Ноздрёва Собакевич хозяин-накопитель (Это сближает помещика с Коробочкой, запишем в нашу таблицу). Он знает каждого живого и умершего. Но порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает (запишем).
Собакевич – грубый и неотесанный (запишем) богатырь, однако он оказался не так глуп, как того хотелось бы Чичикову. Какова же реакция Собакевича на предложение Чичикова? Едва Чичиков заикнулся о желании помочь помещику в избавлении от балласта в виде «мертвых душ», Собакевич с ходу начал торговаться, причем назначил такую высокую цену, что пришел черед Чичикова удивляться. Сцену торгов двух дельцов Гоголь описывает с высшей степенью иронии, ведь Собакевич с целью похвалить свой «товар», заявляет, что его души намного качественнее, чем у других помещиков. Собакевич предложил продать по 100 рублей за душу, так как они мастера, в итоге-продал по 2,5 рубля крестьян, от 20 до 40 душ, точная сумма сделки не известна, только задаток в 25 рублей.
СМ. СЛАЙД
Сделаем вывод: при всём несходстве героев, «хозяйственной» и «нехозяйственной» жизни «разорителей» и «накопителей» в них есть нечто общее. Их нельзя считать живыми людьми. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности. Бытоописание для Гоголя не цель, а средство обнаружить бездуховность героев, которые похожи на вещи или на животные.
Посетим с вами ещё одного героя вместе с Чичиковым Степана Плюшкина.
Степан Плюшкин - богатый, но невероятно скупой и запасливый помещик. Однако скупой Плюшкин не всегда был таким чудаком. Когда-то у него была большая семья и полноценная жизнь. Но это время прошло. Постепенно Плюшкин превратился в полусумасшедшего старика.
Жена Плюшкина была гостеприимной, приветливой и доброй женщиной. У Плюшкина и его жены было трое детей - две девочки и один мальчик. До смерти жены Плюшкин был вполне нормальным человеком.
После смерти "... старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости..."
Вашему вниманию предлагается отрывок из одноимённого фильма. Ваша задача, на основе увиденного, попробовать охарактеризовать помещика Плюшкина, опираясь на наш план.
- Усадьба. Хозяйственность.
- Портрет. Характер.
- Продажа мертвых душ.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА 3 минуты
Вывод: в имении Плюшкина бросается в глаза ветхость и опустошение. ЧИЧИКОВ ДОЛГО НЕ МОГ РАСПОЗНАТЬ, КАКОГО ПОЛА БЫЛА ФИГУРА: БАБА ИЛИ МУЖИК. Плюшкин - скупой, неряшливый и недоброжелательный человек. Скупость Плюшкина граничит с жестокостью. В его амбарах хранятся горы продуктов, которые гниют за ненадобностью. При этом его крестьяне ходят полуголодные и не смеют взять ни крошки. Плюшкин - состоятельный помещик с 1000 крепостных душ. Но при этом он живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья.
В итоге Плюшкин продает Чичикову 198 мертвых душ, за каждую душу он получает по тридцать две копейки.
Его чрезмерное накопительство приводит его к непозволительному расточительству. Плюшкин объединил в себе недостатки предыдущих помещиков, поэтому становится «прорехой на человечестве». Гоголь не просто даёт имя своему герою Степан. Оно буквально означает венок, корона. Автор закрывает этим именем список пороков русских помещиков. Его фамилия стала нарицательной для обозначения болезненной скупости.
Возвращаясь к началу урока, мы отвечаем на вопрос: кто же из героев оказывается пошлее других, и ответ очевиден…
Д/з Опираясь на знания, полученные на уроке, попробуйте дать развёрнутый ответ на вопрос:
Почему Гоголь располагает главы именно в такой последовательности?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Образы помещиков в поэме "Мёртвые души"
Справочная таблица поможет наглядно представить характеристики помещиков из поэмы Н. В.Гоголя "Мёртвые души"...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души
Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....



