Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

технологическая карта  урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработки: Суслопарова Лариса Ивановна

                                                                           Тема: «Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»

                                                                           Учебник: Литература, 9 класс, под редакцией  Меркина.

Необходимые ТС и материалы для проведения урока: ноутбук,  оформленная доска, портреты помещиков, карточки  для индивидуальной и парной работы,  толковый словарь, тексты произведения, таблицы.

Тема урока: «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока: способствовать созданию условий для анализа образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и понимания содержания произведения..

Задачи: 1. Совершенствовать навыки обучающихся по анализу текста, лексического значения слова;

2. Формировать умение составлять связное высказывание,  языковую компетенцию учеников;

3. Воспитывать нравственные качества личности (душевность, доброту, отзывчивость, ум, деловитость, способность

Планируемые результаты:

Предметные: знают приёмы и способы анализа текста,  используют их при анализе текста, образов.

Метапредметные:

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Форма урока: путешествие.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

 

  Вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: заинтересовать обучающихся, наметить план урока.

  • Любите ли  вы путешествовать? Почему?  
  • Вот и сегодня мы отправимся колесить по бескрайним просторам родной страны, продолжая знакомство с поэмой Гоголя и её персонажами, а именно помещиками. Наметим маршрут нашего путешествия. В пути мы будем останавливаться на следующих станциях:
  1. Лексическая.
  2. Проблемная
  3. Маршрутная.
  4. Портретная.
  5. Визитная карточка
  6. Зри в корень.
  7. Поисковая.
  8. Рефлексивная.

Итак, в добрый путь!

Записывают в тетради число, классная работа.

Отвечают на вопросы.

Самоопределение, смыслообразование(О)

Целеполагание 

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Станция «Лексическая»

Дидактическая задача.: формировать любовь к слову.

 

Учитель организует работу обучающихся по выяснению лексического значения слова «душа».  Предлагает обсудить в каком значении употреблено слово душа в песне, фразеологизме, словаре, применимо лексическому значению:

 Слушают песню В. Высоцкого «Я не люблю…»

Высказывают предположения, совершают экскурс в историю, вспоминают о ревизских душах.

2 учащихся получают индивидуальное задание – выяснить значение слова душа по толковому словарю.

Делают вывод о лексическом значении слова душа, объясняют смысл этого слова в словосочетании «мёртвые души».

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

III. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы и формулирование цели урока.

Станция «Проблемная»

Дидактическая задача этапа: сформулировать проблему урока

.

 

1.Учитель подытоживает сказанное: слово душа многозначное, оно имеет ключевое значение для понимания поэмы. Слово душа имеет прямую связь со словом человек, т. е. душа бессмертна. Задаёт вопрос – в чём проблема?

*задаёт вопрос, какова же цель нашего урока.

2. Активизация творческой деятельности учащихся.

Станция «Маршрутная»

Дидактическая задача урока: установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.

Учитель задаёт вопросы: кто главный герой, какую аферу задумал.

Задание: восстановить маршрут путешествия Чичикова по усадьбам помещиков с указанием причин изменения маршрута. На данном этапе проверяется знание текста.

Учитель ставит новую проблему: случайно ли автор отправляет     Чичикова таким маршрутом?

Станция «Портретная»

Учитель предлагает викторину. На доске портреты помещиков. Зачитывает описание каждого помещика.

Физкультминутка

Формулируют проблему(поэма называется «Мёртвые души»)

Ставят цель: выяснить, кто же на самом деле «мёртвые души»

Поисковая деятельность. Восстанавливают маршрут, выполняя задания в парах. Выступают с итогами исследования.

Обсуждают в группах три точки зрения: современную, традиционную, точку зрения Ю. Манна. Делают выводы.

Берут карточки с фамилиями и прикрепляют на магнит к портрету. Две группы, побеждает та группа, которая выполнит задание первой

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Обобщение и систематизация

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.

 

Станция «Визитная карточка»

Задание (опережающее). План :помещик, портрет, интерьер, способ ведения хозяйства, отношение к предложению Чичикова, ключевая черта характера.

Станция «Зри в корень»

Дидактическая задача: установить, усвоен или нет обучающиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей; устранить обнаруженные проблемы.

Предлагает ответить на вопрос.

Есть ли в поэме  герой, совмещающий все основные черты характеров помещиков?

Станция «Поисковая»

Дидактическая задача:  установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей; устранить обнаруженные проблемы.

Выполняли задание дома (опережающее задание). Представляют образы помещиков, выступают с сообщениями по плану. Делают записи в тетрадях.

Выполняют задания по индивидуальным карточкам. Сдадут в конце урока тетради на проверку. По необходимости получают консультацию учителя или сильного ученика.

Работают в парах, представляют свои ответы.

Выполняют кейс-вопросы.

 

 

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения(К)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)  

Станция «Рефлексивная»

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Дидактическая задача: подвести итоги урока.

 

Заканчивается наше виртуальное путешествие по усадьбам помещиков, но реальная жизнь продолжается. Я хочу, чтобы вам встречались только хорошие люди.

 

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Портрет одного гоголевского помещика» от  1лица или нарисовать портрет помещика.

Подводят итоги своей деятельности, отвечают на вопрос, заявленный в теме урока: «Кто же они , «мёртвые души»?

Пишут на листочках, какая черта характера помещиков и Чичикова больше всего им не понравилась?

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Образы помещиков в поэме "Мёртвые души"

Справочная таблица поможет  наглядно представить характеристики помещиков из поэмы Н. В.Гоголя "Мёртвые души"...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души

Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....