«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
методическая разработка по литературе (9 класс)

Балдина Ольга Александровна

Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Образовательные цели урока:
- обобщить характеристику образов гкроев;
- вынести решение по отношению к героям поризведения;
- формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значисые детали в художественном тексте, делать выводы.

Тип урока:
Урок-обобщение

Форма урока:
Исследовательски-творческий практикум

Образовательная технология:
Учебно-групповое сотрудничество



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Компоненты

Предмет(курс), класс

Литература, 9 «В» класс

ФИО учителя,

название ОУ

Балдина  Ольга Александровна,

ГБОУ СОШ №10

Целевой

Тема урока

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Образовательная цель

- Обобщить  характеристику образов помещиков ;

- вынести решение по отношению к героям произведения  -Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.

Планируемые образовательные

 результаты

ЛР-1: проявляет интерес к изучаемой теме.

ЛР-2: осознаёт успешность собственной учебной деятельности.

ЛР-3:  умеет работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу

РУД-1:  выполняет учебное задание в соответствии с целями.

.РУД-2:: доказывает свою точку зрения, применяет и систематизирует материал.

ПУД-1: выводит определение понятий «душа», оксюморон, говорящая фамилия.

ПР-1: умеет работать с различными источниками (извлекает информацию; осмысливает подготовленные сообщения).
ПД-2: вчитывается в текст, находит ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делает выводы.

Программные требования к разделу

Ученик научится:

выявлять внутреннюю логику создания образов поместного дворянства;

- раскрывать идейную позицию автора на основе работы с текстом;

Содержательный

Программное

 содержание

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (обобщение).

Мировоззренческая идея

Типические черты характеров помещиков встречаются в наше время

Ценностно- смысловые ориентиры

Культура. Литература. Познание.

План содержания темы

1.Образы помещиков в поэме «Мёртвые души».

2.Типические черты помещиков.

3. Характеры помещиков живы и в наше время.

Основные понятия

Образ, мёртвая душа, символ, цветовая символика

Организационно-деятельностный

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Исследовательски-творческий практикум

Образовательная технология

Учебно-группового сотрудничества

Оснащение урока

Мультимедийное средство, раздаточные материалы

Место проведения

класс

Мизансцена урока

Класс разделен на 5 групп

Предварительная подготовка учащихся

Прочитать 2-6 главы романа «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

Индивидуальное задание исследовательского типа:

1)  подготовить сообщение о говорящих фамилиях в произведениях классиков русской литературы

Домашнее задание

Прочитать главы 7-10 поэмы «Мёртвые души.

Составить цитатную характеристику Чичикова: сделать подборку цитат, характеризующих героя.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОР

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, настрой на работу, включение в деятельность

Готовность к уроку.

II.ВВОДНЫЙ ЭТАП

Работа с эпиграфами. Выход на тему урока.

                             Эпиграфы

                                          музыка Шопена «Душа»

«Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души.   Шварц «Дракон»

… не ревизские – мёртвые  души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.     А.И.Герцен

Аналитическая беседа

- Определите, что их связывает. Найдите ключевое слово.

- Что обозначает слово «душа»?

- Какие эпитеты можно выделить к слову «душа»?

- О каких мёртвых душах мы говорили на прошлом уроке?

_ Какой приём использует в названии Н.В.Гоголь?

Тема урока: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Главный вопрос

«Без пользы жить - безвременная смерть?»

- Вспомним путешествие Чичикова. Восстановите  маршрут Чичикова в поисках мертвых душ. 

В каком порядке отправляется Чичиков за мертвыми душами.

Говорящие фамилии в русской литературе

Распределение учебных заданий между группами

1 группа – образ Манилова

2 группа – образ Коробочки

3 группа – образ Ноздрёва

4 группа – образ Собакевича

5 группа – образ Плюшкина

Сюжетно-ролевая игра «Чемодан». 

 В старом чемодане находятся самые разнообразные музыкальные инструменты. перевоплотившись в любого из героев, выберите инструмент, ярко характеризующий помещика Объясните свой выбор, вжившись в образ одного из помещиков.

Слайд №1

Слушают Шопена

Определяют смысл высказываний, находят ключевые слова,

Слушают вопросы учителя, отвечают на них.

Слайд № 2

Индивидуальное сообщение

Слайд№3

Высказывают предположения о теме урока.

Слайд №4  

Восстанавливают  карту путешествия Чичикова

Индивидуальное домашнее задание  

Слайд № 5

Делятся на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков).

Слайд №6

Внутригрупповая дискуссия

Слайд 11-12

ЛР-1

ЛР-2

ПУД-1

ЛР-1

ПУД-1

III. ОСНОВНОЙ ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП

Работа по анализу образов помещиков

Задание для всех групп:

Визитка героини

1)  Портрет

2)Говорящая фамилия помещика.

3) Скрытая аналогия.

3) Символ помещика.

4) Составить цветовые портреты помещиков (создать цветовую характеристику героя, обосновав выбор цвета).

5) Авторская характеристика героя

Выступление групп.

- Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем?

Вывод:  Помещики утратили человеческие чувства, их существование бесполезно.

Распределение учебных заданий внутри группы

Работают с текстом, заполняя рабочие листы

 (Приложение 1)

Ведущий в каждой группе обобщает весь материал.

Слайд 13-14

ЛР-3

РУД-1

РУД-2

ПР-2

III.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Рефлексия. 

Вопросы

- Почему же характеры, созданные Гоголем  в 19 веке, живы и по сей день?

- Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым, Коробочкой, Ноздрёвым, Собакевичем, Плюшкиным.

- Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? 

Слайд 15-16

Обсуждают вопросы, предложенные учителем, проводят параллели с современностью.

Слайд

Дают короткие ответы (можно в группе пустить листы, на которых учащиеся записывают слово и заворачивают край).

ПД-2

РУД-1

РУД-2

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Домашнее задание

Прочитать главы 7-10 поэмы «Мёртвые души.

Составить цитатную характеристику Чичикова: сделать подборку цитат, характеризующих героя.

2. Заключительное слово.

- Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»

Слайд 19

Получают домашнее задание

Слайд 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мёртвые души. Шварц «Дракон» … не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот Мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен ЭПИГРАФЫ

Слайд 2

Душа - Словарная работа 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства. 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека).

Слайд 3

Тема урока: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»). Главный вопрос: «Без пользы жить - безвременная смерть»

Слайд 4

МАНИЛОВ СОБАКЕВИЧ НОЗДРЕВ ПЛЮШКИН «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» Н.В.ГОГОЛЬ Маршрут Чичикова в поисках мертвых душ. КОРОБОЧКА

Слайд 5

Сюжетно-ролевая игра «Чемодан».

Слайд 7

Деление на группы. 1 группа – образ Манилова 2 группа – образ Коробочки 3 группа – образ Ноздрёва 4 группа – образ Собакевича 5 группа – образ Плюшкина Задание для всех групп: Визитка героя 1) Портрет 2)Говорящая фамилия помещика. 3) Скрытая аналогия. 3) Символ помещика. 4) Составить цветовой портрет помещика(создать цветовую характеристику героя, обосновав выбор цвета). 5) Авторская характеристика героя.

Слайд 8

Манилов – бесплодный мечтатель , рисующий воздушные замки и Бесполезные проекты. Манилов – человек “так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан”. Манилов

Слайд 9

Коробочка “ Ну, баба, кажется, крепколобая! ” “ Дубинноголовая ” Коробочка

Слайд 10

Ноздрев Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели.

Слайд 11

Собакевич «Помещик – кулак», хитрый прижимистый торгаш. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич».

Слайд 12

Плюшкин « Прореха на человечестве ". Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его".

Слайд 13

Помещики - это нравственные уроды. Они мертвы не только морально, но и духовно . Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем? Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика

Слайд 14

низкий культурный уровень отсутствие понятия о патриотизме жестокость в обращении с крепостными отсутствие интеллектуальных запросов стремление к обогащению нравственная нечистоплотность

Слайд 15

В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена этих героев стали нарицательными. Гоголь исследовал человеческую психологию так глубоко, что его герои продолжают жить и в наше время. «Но где ж твои герои?.. Живут… И как живут!» Кого в наше время можно назвать Маниловым, Коробочкой, Ноздрёвым, Собакевичем, Плюшкиным?

Слайд 16

Беспочвенное мечтательство Тупое хозяйствование Хвастливость,наглость Кулачество, грубость Скупость, ненасытная жадность Мёртвые души Манилов Коробочка Ноздрёв Собакевич Плюшкин

Слайд 17

"Будьте живыми душами ! Думайте о душе ! Не дайте себе полностью погрязнуть в заботах о суетном, живите и духовной жизнью! Не дайте умереть душе своей при жизни!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

"Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?"....

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

«… как грустна наша Россия…» (урок-суд над помещиками из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

Цели урока:дать характеристику образам помещиков, показать их роль в раскрытии идейного замысла поэмы;учить сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;развивать монологическую речь учащихся;в...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Виртуальная экскурсия «Образы помещиков» (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Цель экскурсии:познакомить учащихся с героями произведения посредством виртуальной экскурсии. Задачи экскурсии:-помочь обучающимся увидеть приёмы раскрытия характеров героев произведения, мастерс...