"Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Ерастова Любовь Николаевна

Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_grustna_nasha_rossiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

« … КАК ГРУСТНА НАША РОССИЯ…»

Урок – суд над помещиками из поэмы « Мёртвые души» Н.В.Гоголя.

Тема урока: « Портретная галерея помещиков».

Цель урока: обобщить значения образов помещиков

Оформление класса: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики защитника и обвинителя.

ХОД    УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

       Объявление темы и цели урока.

2. РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ.

       СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Набросав первые главы, Гоголь прочёл их Пушкину, и поэт, который всегда смеялся при его чтении, на этот раз становился всё сумрачнее и сумрачнее и наконец сделался совершенно мрачен. По окончании чтения он произнёс с тоской: « Боже, как грустна наша Россия!».

      Именно эти слова мы с вами берём в качестве эпиграфа вместе со словами А.И.Герцена: « Произведения Гоголя – « крик ужаса и стыда».

      Сегодня на уроке мы по словам самого Н.В.Гоголя «покажем хотя с одного боку всю Русь».

СЕКРЕТАРЬ: Встать, суд идёт!

СУДЬЯ: Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:

  МАНИЛОВ – в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;

КОРОБОЧКА – в жадности и косности;

НОЗДРЁВ – в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве;

СОБАКЕВИЧ – в грубости и чрезмерном чревоугодии;

ПЛЮШКИН – в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.

   Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушиваем показания каждого из вышеперечисленных помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения.

    Помещик Манилов, вам предоставляется слово.

МАНИЛОВ: Я – уважаемый отец семейства; имею на попечении двух отроков – Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в…(Приказчик, сколько душ?)…в двести душ. Хоть и не имею блестящего образования , как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества…Имею дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под названием «Храм уединенного размышления», в которой я предаюсь отрадным мечтаниям.

ЗАЩИТНИК: Позвольте, о чём же вы мечтаете?

МАНИЛОВ: Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.

ЗАЩИТНИК: Прошу покорнейше господ судей учесть хозяйственные способности моего подзащитного, его радение о крепостных.

ОБВИНИТЕЛЬ: Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой зелени. А сколько умирает у вас крестьян от голода, от болезней?

ЗАЩИТНИК: Я протестую! Люди умирали и умирать будут, при чём здесь господин Манилов? Ответьте на мой вопрос, подзащитный. Много ли вы читаете?

МАНИЛОВ: На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень много читаю, проглядываю «Сын отечества»,и, заметьте с превеликим удовольствием.

ОБВИНИТЕЛЬ: А как вы объясните тот факт, что закладка в книге покоится на четырнадцатой странице?

МАНИЛОВ: Да, вы знаете, семейные заботы, благоденствие деток, Маниловки, размышления о судьбе отечества – всё это занимает очень много времени.

СУДЬЯ: А как вы объясните показания свидетеля N: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!». В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает что такое!» - и отойдёшь подальше, если уж не отойдёшь, почувствуешь скуку смертную?».

МАНИЛОВ: Господин N? Не понимаю… Это не племянник нашего многоуважаемого полицмейстера? Что ж очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, паренье, мысли, эдакое, но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего скука? Отчего? Чёрт знает что такое… Не понимаю господа.

СУДЬЯ: А ещё о вас говорят: «человек так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

МАНИЛОВ: Это, кажется из пословицы… Как же изволите понимать такое изречение? Не пойму, такое глумление…

СУДЬЯ: Успокойтесь, господин Манилов. Успокойтесь. Садитесь, подсудимый.

СЕКРЕТАРЬ: Суд продолжается, господа!

СУДЬЯ: Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.

КОРОБОЧКА: Я – старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье. Дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свёкла… А за огородами напротив свиного хлева, - избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.

СУДЬЯ: Вы торгуете?

КОРОБОЧКА: Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлёт.

СУДЬЯ: Вопросы к подсудимой имеются?

ЗАЩИТНИК: Какие вопросы, и так ясно, что это хорошая хозяйка.

ОБВИНИТЕЛЬ: У меня вопрос. Как это вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно такое в наш просвещённый век?!

СВИДЕТЕЛЬНИЦА N: Прошу слова. Ну полно вам, батюшка. Что же тут страшного?! Все торгуют, крепостные – хороший товар, ходовой. Намедни мне госпожа Коробочка продала девок по сто рублей каждая. Какие вышли славные работницы, сами салфетки ткут.

СУДЬЯ (Коробочке) А свидетель Чичиков называет вас «крепкоголовой», «дубинноголовой», «проклятой старухой».

КОРОБОЧКА: С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не хочу на ночь вспоминать о господине Чичикове. Ведь он, несмотря что дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мёртвые души. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг – продешевлю… Вот видно, и недовольным он остался, что не позволили ему провести матушку-помещицу, оставить с носом. Ну да бог с ним, с бессовестным, я своё взяла и кончено. А вы, господин судья, сало свиное не покупаете?

СУДЬЯ: Садитесь, подсудимая, садитесь. Прошу, господин Ноздрёв, встаньте. Расскажите о себе суду.

НОЗДРЁВ: Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться… А ярмарки…люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я за обед только шампанского 17 бутылок выпил…

СУДЬЯ: Ну, а дети есть?

НОЗДРЁВ: А как же! Хотя… не до них брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазлива, чёрт!.. А вот псарня, господа, это я вам скажу такое дело… Там я -  отец родной. Я тебе, ваше превосходительство. Могу щенка подарить, а лучше, давай поменяемся… Да хоть на твою трубку, а?

СУДЬЯ: Благодарю покорно. Вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?

НОЗДРЁВ: А это оттого, что я всё время попадаю в истории.

ЧИЧИКОВ (с места) Позвольте добавить, господин судья. Весьма неприятные истории приключаются с подсудимым. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пренеприятнейшей истории. Хотел я заключить сделку, весьма выгодную для обеих сторон…Что? Какую?.. Да это неважно…

НОЗДРЁВ: Нет, брат, ты скажи, скажи какую. Суду будет интересно узнать об этом, свинья ты эдакая.

ЧИЧИКОВ: Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрёва. Ведь он, извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.

НОЗДРЁВ: Ах ты, жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики оближете.

СУДЬЯ: Хватит. С нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика …э… Медведева, … то есть Собакевича. Извините. Расскажите как живёте, чем занимаетесь.

СОБАКЕВИЧ: Владенья у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, берёзовая роща, поля, свой двор, дом.

ЗАЩИТНИК: У господина Собакевича всё на все века. Не только постройки, - берёзы и те в два обхвата. Настоящий хозяин.

СУДЬЯ (Собакевичу) Чем же вы занимаетесь?

СОБАКЕВИЧ: Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить – слабость, извините.

СУДЬЯ: Ваша цель в жизни?

СОБАКЕВИЧ: Сытно поесть. Осетринку, поросёнка с хреном, бараний бок с кашей – эх! Уважаю.

ОБВИНИТЕЛЬ(передразнивает) «Бок с кашей!» Обжорство – вот его цель, смысл и суть жизни.

СУДЬЯ: Как вы относитесь к председателю дворянского собрания?

СОБАКЕВИЧ: Дурак, какого поискать.

СУДЬЯ: А губернатор?

СОБАКЕВИЧ: Сам разбойник и рожа воровская.

ОБВИНИТЕЛЬ: Да вы же грубиян.

ЗАЩИТНИК: Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.

ОБВИНИТЕЛЬ: Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет – они же его собственность.

СЕКРЕТАРЬ: Суд продолжается.

СУДЬЯ: Помещик Плюшкин. Вам слово. Барыня, я же звал Плюшки.. Прошу прощения, господин Плюшкин.

ПЛЮШКИН (гадким голосом) Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.

ЗАЩИТНИК: Хочу сказать – ведь господин Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своём горе.

ОБВИНИТЕЛЬ: Всё это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог докатиться до такого?

СУДЬЯ: А сколько у вас душ?

ПЛЮШКИН: С тысячу было. Да в запрошлом году от мора померло, да в бегах которые.

ОБВИНИТЕЛЬ: От такого убежишь!

СУДЬЯ: Как же вы думаете жить дальше?

ПЛЮШКИН: Как это священники-то не обращают внимания? Сказал бы поучение: ведь против слова божия-то не устоишь.

ОБВИНИТЕЛЬ: Ну вы, я думаю, устоите!

СЕКРЕТАРЬ: Слово господину судье.

СУДЬЯ: Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание господин Гоголь: «один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого».

    В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные «порывания» к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже и намёка на какую-то духовную жизнь. У Ноздрёва, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче в обнажённом виде проступает жестокое и зверское. И, наконец, перед нами предстаёт Плюшкин – помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения, находится на грани психического распада. Эти ничтожные люди, к сожалению, не составляют исключения, они – обычные, типичные для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в них. Как мы, просвещённые люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим! Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике! Перед нами прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребёнок сосет грудь своей матери» (Герцен А.И.).

    Суд приговаривает вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Гоголь так глубоко исследовал человеческую психологию, верно уловив тенденции её развития под влиянием общественных условий, что его герои продолжают жить поныне.

    С помощью образа Манилова мы отмечаем на только пустое прожектёрство, но и предательство, равнодушие к нуждам народа, прикрытое сладкой улыбкой и приторной обходительностью.

    К образу Ноздрёва обращаемся, чтобы заклеймить лгунов и подлецов. Собакевичами именуем людей свирепой реакции и великодержавного хамства.

   В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена помещиков из «Мёртвых душ» стали нарицательными. И сегодня праздного фантазёра, мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем маниловым, лгуна, хвастуна, дебошира – ноздрёвым ,жадного скрягу -  плюшкиным.

    «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то , что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ»,- писал Н.В. Гоголь.

     Сам же Гоголь и отвечал что, «поэзия есть чистая исповедь души». А поэтические строки этой поэмы Гоголь посвятил ни Ноздрёву, Манилову, Коробочке, а будущему России – умному русскому народу посвятил Гоголь самые задушевные слова.

     (Один из учеников читает наизусть отрывок «И какой же русский не любит быстрой езды?!»

3. Анализ рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал». Читается рассказ учителем.

 Сюжет рассказа достаточно прост: герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мёртвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова?

 Предложить ребятам ответить на этот вопрос, а затем перейдём к образу дороги.

     У ребят на партах лежат карточки с заданием: определите, какое значение в слово «дорога» вкладывает писатель в каждом случае.

  «Какое странное и манящее, и чудесное в слове: дорога. И как чудна она сама, эта дорога!».

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Какие искривлённые, глухие, узкие, непроходимые ,заносящие далеко в сторону дорог избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины».

«И, косясь ,постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

   (Дорога в поэме предстает прежде всего в своём прямом, реальном значении – это просёлки, по которым колесит чичиковская бричка, - то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. Огромны пространства России, здесь можно и заблудиться: Чичиков ехал к Собакевичу, попал к Коробочке. В знаменитом лирическом отступлении 11 главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств.

   Неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа».) пересекаются с путями мирового развития: «Какие искривлённые…». Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков.

   В образе дороги воплощён и житейский путь Чичикова, и творческий путь автора. Но самое главное – дорога прообразует собой путь духовного восхождения героев, всего человечества и самого автора.

4. Итоги урока.

   СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя, из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!».

5. Д\З: наизусть отрывок о птице-тройке.