Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Антипина Пелагея Васильевна

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. Развивающие: развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений; привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности; закрепить умение групповой самооценки; развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций. Воспитательные: воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.формирование культуры поведения  при фронтальной и  индивидуальной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

им. Константинова И.И.- Дэлэгээт Уйбаан»

 МР «Амгинский улус (район)»

Технологическая карта урока

Антипина Пелагея Васильевна

Учитель русского языка и литературы

Стаж: 6 лет

Квалификационная категория: CЗД (апрель, 2016)

Предмет: русская литература

Тема урока: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Класс: 9

Тема

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков»

Цели

Образовательные: 

-формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.

Развивающие:  

-развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений;

-привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;

-закрепить умение групповой самооценки;

-развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций

Воспитательные:

- воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.

-формирование культуры поведения  при фронтальной и  индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:

- формирование основ гражданской позиции;

-осознание обучающимся своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний  характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

-эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении обучающимся социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других стран;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

 -  Регулятивные УУД: способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

- Коммуникативные УУД:

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

- Познавательные УУД: 

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и представлении своих проектов.

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений.

Планируемый результат

Предметные:

  • умение работать  с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения);
  •  использовать приемы технологии РКМЧП (кластер, синквейн);
  • навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, , опорный конспект);
  • подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению

Личностные:

Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Метапредметные:

-Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Основные понятия

«Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора

Межпредметные связи

История, искусство, экономика, экология, социология.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер

интернет-ресурсы

Организация пространства

I этап – Индуктор. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта).

II-этап – Осмысление и реализация подготовленных сообщений.

III –этап – Создание проблемной ситуации.

VI- этап –Самоконструкция.

V-этап – Рефлексия (осмысление).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения, выразительное чтение.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин). Индуктор.

Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Знакомятся с представленной

слайд презентацией.

-работают над  представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси.

Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Рецензирование.

-Размышления над высказыванием критиков.

-Работать  с различными историческими источниками.

-Выразительно читать фрагменты;

Воспринимать текст;

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Осмысление и реализация подготовленных выступлений. Русь глазами историков, портретистов, экономистов, экологов нравственности.

(15 мин)

Цели:

- формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.

Слушают публичные выступления:.

 Делятся впечатлениями.

Слушают

выразительное чтение отрывков.

- Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

Сообщения обучающихся.

Словарная работа.

-Характеризовать текст;

-Формулировать вопросы по тексту;

-Давать устный и письменный ответы;

-Составление плана выступления;

-Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.

 (Познавательные УУД).

-формулирование познавательной цели;

-формулирование проблемы;

(Коммуникативные УУД).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

(Регулятивные УУД).

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

III. Изучение нового.

(10 мин). 

Создание проблемной ситуации

Цели:

Дать социальный портрет Чичикова, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу

Высказывают свои предположения в паре.

Вступают в диалог,

создают опорные конспекты.

Направляет.

Контролирует:

проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Работа в группах.

Индивидуальные задания.

Защита заданий.

-Делать выводы о тематике произведений;

-Писать сочинения, -Выступать перед аудиторией.

(Коммуникативные УУД).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

 (Познавательные УУД)

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV. Закрепление  нового

(7 мин)

Самоконструкция.

Цель:

-формирование основ гражданской позиции;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщение о  презентации,

создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы.

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовать вопросами.

Помочь в создании портретных зарисовок помещиков.

Учить давать оценку себе и одноклассникам.

Мозговой штурм.

Выразительное чтение отрывков.

Защита работ.

-Писать аннотации, эссе, отзывы, рецензии.

 (Познавательные УУД).

 - доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

(Коммуникативные УУД).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

V. Рефлексия.

(7 мин)

Цель:

- проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы  и оценивать себя и своих одноклассников.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Помочь поверить в себя, в свои силы.

Создание ситуации успеха.

Оценочные и творческие вопросы.

Работа в группе. Создание синквейна.

Дебаты.

Поиск решения проблемы.

- Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

 (Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

 (Познавательные УУД)

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

 (Личностные УУД)

-выражение своих чувств, эмоций

VI. Оценочная деятельность.

 (3 мин)

Цели:

Оценить деятельность обучающихся

Записывают

разноуровневое задание.

1.Написать эссе на тему: Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас.

2.Подобрать слова из произведения, которые вышли из обихода (найти их значение в словаре).

3.Ответ на вопрос: какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное

домашнее задание.

 Коммуникативные УУД).

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 (Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

 (Личностные УУД). 

-формирование основ гражданской позиции;

Тема урока:

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Цели урока:

- раскрыть характеристику образов помещиков, выделить главные черты характеров, особенности портрета, показать типичность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Н.В.Гоголя - детали; обучить учащихся умению находить и исследовать детали в художественном тексте и делать выводы

- содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепить умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев

-углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы; развивать нравственные качества учащихся

                                Ход урока.

1.Слово учителя.

«Мёртвые души»- творение столь глубокое по содержанию и велико по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и появилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях» - говорил В.Г. Белинский.

Столь высокая оценка была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло полтора века, но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чём причина? Легко было бы ответить: в гениальности создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Каждый великий художник имеет свои особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь.

Цель нашего урока- обратиться к этим истокам и нащупать эти импульсы творчества великого сатирика, попробовать приблизиться к Гоголю, «почувствовать» гениальную живопись словом.

Задача нашего урока состоит в том , чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

2. Беседа по вопросам:

-Что объединяет, по вашему мнению, всех помещиков, нарисованных Гоголем?

А)низкий культурный уровень;

Б)отсутствие интеллектуальных запросов;

В) стремление к обогащению;

Г)жестокость в обращении с крепостными;

Д) нравственная нечистоплотность.

(Обсуждение ответов)

- Вы представили разные мнения, которые показывают, что же  объединяет  помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков?

- Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определённом порядке. В чём смысл такого расположения глав: М.-К.-Н.-С.-П?

-Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях или же герои представлены по принципу контраста?

Вывод: последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,-писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудненияи морального падения.В том порядке, в котором автор знакомит читателя с героями есть глубокий внутренний смысл: Гоголь стремится раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, человека, омертвление его души. Путь от Манилова к Плюшкину - лестница вниз.

Одним из самых важных средств создания образов является деталь - подробность, мелочь, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода. В качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке…

3. Работа с текстом (образы помещиков).

Манилов

Глаза сладкие до приторно сладкого доходят, слащавость. Речь пуста, бессодержательна. «Уж такое доставили наслаждение, майский день,… именины сердца». Книга, открытая на 14-й странице, подёрнутая пылью, указывает на отсутствие интеллектуальных запросов. В доме его чего-то недоставало… два кресла… обтянутые рогожею- бездеятельность, статичность характера.

Коробочка

Комод- Коробочка сама напоминает комод-символ накопительства, скопидомства. Двор, наполненный птицами, живностью-жажда обогащеня.

Ноздрёв

Кабинет:»… не было следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги, висели только сабли и два ружья». Шарманка, у которой не все дудки были в порядке. «Одна из них очень бойкая… никак не хотевшая угомониться… долго потом еще свистела». Такое поведение шарманки символизирует поведение ее владельца, который делал все вдруг, стремительно, без всякого основания, перескакивая с предмета на предмет, т.е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.

Собакевич

Мебель «самого тяжелого и беспокойного свойства» символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Характер его раскрывается только в свете окружающего его предметно-вещного мира.

Плюшкин

Калач, которым Плюшкин хотел угостить Чичикова. Тяготеет к символу – ссохшаяся душа Плюшкина. Деталь-действие: опрокинул половину бараньего бока; «доел в четверть часа всего осетра» - указывает удовлетворение гастрономических физиологических потребностей – чревоугодие.

-Таким образом, Детали, их роль в поэме огромна. Попробуем сделать вывод.

 Манилов – сентиментальный мечтатель, не способен ни к какому делу, праздность, апатия, лень – то, что мы называем маниловщиной. Все это ведет к упадку, запустению.

Коробочка – погрязшая в тине мелочей, исполнена подозрительности, страха, ее характеризует расчетливость, скопидомство, суетливость, примитивное мышление, бессмысленное накопительство. «Дубинноголовая», она не может взять в толк «негоции» Чичикова. Духовно мертва.

Ноздрев – отличается его от других способность врать, обманывать в карты «охотник погулять», меняла, скандалист, время проводит в кутежах, расточительности. Обирает крестьян. Ноздрев не несет в себе ничего истинного человеческого, далек от нравственных принципов. Есть понятие «ноздревщина» - напоритость, наглость.

Собакевич – это «чертов кулак», торгаш. Преувеличенный практицизм, страсть к стяжательству, накоплению, стремление к собственному благополучию, забота о прочности поместья, человеконенавистничество свидетельствуютЖ перед нами убежденный крепостник, душа, лишенная живого начала.

Плюшкин – раб вещей, жадность, страсть к собственности, к собиранию, накоплению, дошедшая до абсурда уничтожила в нем все человеческое, привело его к распадению его связей с реальным миром, к духовной деградации, к омертвению души.

-Все помещики, продающие мертвых душ на самом деле сами – мертвые души и это мы доказывали в течение всего урока.

-Гоголь писал:»…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование»(назначение высокое). Гоголь живописует, негодует, учит.

-Какие уроки вы извлекли из прочтения поэмы? Какой главный урок преподал Вам Гоголь?

(Не болтались по пустякам, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости).

4.Подведение итогов урока.(Презентация).

Учитель:

Но не все плохо, мрачно, пошло в поэме. Есть слова, обнадеживающие. Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» (запись на доске).

5.Домашнее задание: главы VII-X(губернский город, чиновники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....

Виртуальная экскурсия «Образы помещиков» (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Цель экскурсии:познакомить учащихся с героями произведения посредством виртуальной экскурсии. Задачи экскурсии:-помочь обучающимся увидеть приёмы раскрытия характеров героев произведения, мастерс...