Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Антипина Пелагея Васильевна

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. Развивающие: развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений; привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности; закрепить умение групповой самооценки; развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций. Воспитательные: воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.формирование культуры поведения  при фронтальной и  индивидуальной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

им. Константинова И.И.- Дэлэгээт Уйбаан»

 МР «Амгинский улус (район)»

Технологическая карта урока

Антипина Пелагея Васильевна

Учитель русского языка и литературы

Стаж: 6 лет

Квалификационная категория: CЗД (апрель, 2016)

Предмет: русская литература

Тема урока: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Класс: 9

Тема

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков»

Цели

Образовательные: 

-формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.

Развивающие:  

-развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений;

-привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;

-закрепить умение групповой самооценки;

-развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций

Воспитательные:

- воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.

-формирование культуры поведения  при фронтальной и  индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:

- формирование основ гражданской позиции;

-осознание обучающимся своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний  характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

-эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении обучающимся социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других стран;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

 -  Регулятивные УУД: способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

- Коммуникативные УУД:

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

- Познавательные УУД: 

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и представлении своих проектов.

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений.

Планируемый результат

Предметные:

  • умение работать  с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения);
  •  использовать приемы технологии РКМЧП (кластер, синквейн);
  • навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, , опорный конспект);
  • подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению

Личностные:

Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Метапредметные:

-Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Основные понятия

«Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора

Межпредметные связи

История, искусство, экономика, экология, социология.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер

интернет-ресурсы

Организация пространства

I этап – Индуктор. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта).

II-этап – Осмысление и реализация подготовленных сообщений.

III –этап – Создание проблемной ситуации.

VI- этап –Самоконструкция.

V-этап – Рефлексия (осмысление).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения, выразительное чтение.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин). Индуктор.

Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Знакомятся с представленной

слайд презентацией.

-работают над  представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси.

Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Рецензирование.

-Размышления над высказыванием критиков.

-Работать  с различными историческими источниками.

-Выразительно читать фрагменты;

Воспринимать текст;

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Осмысление и реализация подготовленных выступлений. Русь глазами историков, портретистов, экономистов, экологов нравственности.

(15 мин)

Цели:

- формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.

Слушают публичные выступления:.

 Делятся впечатлениями.

Слушают

выразительное чтение отрывков.

- Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

Сообщения обучающихся.

Словарная работа.

-Характеризовать текст;

-Формулировать вопросы по тексту;

-Давать устный и письменный ответы;

-Составление плана выступления;

-Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.

 (Познавательные УУД).

-формулирование познавательной цели;

-формулирование проблемы;

(Коммуникативные УУД).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

(Регулятивные УУД).

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

III. Изучение нового.

(10 мин). 

Создание проблемной ситуации

Цели:

Дать социальный портрет Чичикова, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу

Высказывают свои предположения в паре.

Вступают в диалог,

создают опорные конспекты.

Направляет.

Контролирует:

проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Работа в группах.

Индивидуальные задания.

Защита заданий.

-Делать выводы о тематике произведений;

-Писать сочинения, -Выступать перед аудиторией.

(Коммуникативные УУД).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

 (Познавательные УУД)

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV. Закрепление  нового

(7 мин)

Самоконструкция.

Цель:

-формирование основ гражданской позиции;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщение о  презентации,

создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы.

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовать вопросами.

Помочь в создании портретных зарисовок помещиков.

Учить давать оценку себе и одноклассникам.

Мозговой штурм.

Выразительное чтение отрывков.

Защита работ.

-Писать аннотации, эссе, отзывы, рецензии.

 (Познавательные УУД).

 - доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

(Коммуникативные УУД).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

V. Рефлексия.

(7 мин)

Цель:

- проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы  и оценивать себя и своих одноклассников.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Помочь поверить в себя, в свои силы.

Создание ситуации успеха.

Оценочные и творческие вопросы.

Работа в группе. Создание синквейна.

Дебаты.

Поиск решения проблемы.

- Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

 (Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

 (Познавательные УУД)

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

 (Личностные УУД)

-выражение своих чувств, эмоций

VI. Оценочная деятельность.

 (3 мин)

Цели:

Оценить деятельность обучающихся

Записывают

разноуровневое задание.

1.Написать эссе на тему: Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас.

2.Подобрать слова из произведения, которые вышли из обихода (найти их значение в словаре).

3.Ответ на вопрос: какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное

домашнее задание.

 Коммуникативные УУД).

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 (Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

 (Личностные УУД). 

-формирование основ гражданской позиции;

Тема урока:

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Цели урока:

- раскрыть характеристику образов помещиков, выделить главные черты характеров, особенности портрета, показать типичность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Н.В.Гоголя - детали; обучить учащихся умению находить и исследовать детали в художественном тексте и делать выводы

- содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепить умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев

-углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы; развивать нравственные качества учащихся

                                Ход урока.

1.Слово учителя.

«Мёртвые души»- творение столь глубокое по содержанию и велико по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и появилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях» - говорил В.Г. Белинский.

Столь высокая оценка была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло полтора века, но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чём причина? Легко было бы ответить: в гениальности создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Каждый великий художник имеет свои особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь.

Цель нашего урока- обратиться к этим истокам и нащупать эти импульсы творчества великого сатирика, попробовать приблизиться к Гоголю, «почувствовать» гениальную живопись словом.

Задача нашего урока состоит в том , чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

2. Беседа по вопросам:

-Что объединяет, по вашему мнению, всех помещиков, нарисованных Гоголем?

А)низкий культурный уровень;

Б)отсутствие интеллектуальных запросов;

В) стремление к обогащению;

Г)жестокость в обращении с крепостными;

Д) нравственная нечистоплотность.

(Обсуждение ответов)

- Вы представили разные мнения, которые показывают, что же  объединяет  помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков?

- Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определённом порядке. В чём смысл такого расположения глав: М.-К.-Н.-С.-П?

-Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях или же герои представлены по принципу контраста?

Вывод: последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,-писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудненияи морального падения.В том порядке, в котором автор знакомит читателя с героями есть глубокий внутренний смысл: Гоголь стремится раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, человека, омертвление его души. Путь от Манилова к Плюшкину - лестница вниз.

Одним из самых важных средств создания образов является деталь - подробность, мелочь, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода. В качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке…

3. Работа с текстом (образы помещиков).

Манилов

Глаза сладкие до приторно сладкого доходят, слащавость. Речь пуста, бессодержательна. «Уж такое доставили наслаждение, майский день,… именины сердца». Книга, открытая на 14-й странице, подёрнутая пылью, указывает на отсутствие интеллектуальных запросов. В доме его чего-то недоставало… два кресла… обтянутые рогожею- бездеятельность, статичность характера.

Коробочка

Комод- Коробочка сама напоминает комод-символ накопительства, скопидомства. Двор, наполненный птицами, живностью-жажда обогащеня.

Ноздрёв

Кабинет:»… не было следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги, висели только сабли и два ружья». Шарманка, у которой не все дудки были в порядке. «Одна из них очень бойкая… никак не хотевшая угомониться… долго потом еще свистела». Такое поведение шарманки символизирует поведение ее владельца, который делал все вдруг, стремительно, без всякого основания, перескакивая с предмета на предмет, т.е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.

Собакевич

Мебель «самого тяжелого и беспокойного свойства» символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Характер его раскрывается только в свете окружающего его предметно-вещного мира.

Плюшкин

Калач, которым Плюшкин хотел угостить Чичикова. Тяготеет к символу – ссохшаяся душа Плюшкина. Деталь-действие: опрокинул половину бараньего бока; «доел в четверть часа всего осетра» - указывает удовлетворение гастрономических физиологических потребностей – чревоугодие.

-Таким образом, Детали, их роль в поэме огромна. Попробуем сделать вывод.

 Манилов – сентиментальный мечтатель, не способен ни к какому делу, праздность, апатия, лень – то, что мы называем маниловщиной. Все это ведет к упадку, запустению.

Коробочка – погрязшая в тине мелочей, исполнена подозрительности, страха, ее характеризует расчетливость, скопидомство, суетливость, примитивное мышление, бессмысленное накопительство. «Дубинноголовая», она не может взять в толк «негоции» Чичикова. Духовно мертва.

Ноздрев – отличается его от других способность врать, обманывать в карты «охотник погулять», меняла, скандалист, время проводит в кутежах, расточительности. Обирает крестьян. Ноздрев не несет в себе ничего истинного человеческого, далек от нравственных принципов. Есть понятие «ноздревщина» - напоритость, наглость.

Собакевич – это «чертов кулак», торгаш. Преувеличенный практицизм, страсть к стяжательству, накоплению, стремление к собственному благополучию, забота о прочности поместья, человеконенавистничество свидетельствуютЖ перед нами убежденный крепостник, душа, лишенная живого начала.

Плюшкин – раб вещей, жадность, страсть к собственности, к собиранию, накоплению, дошедшая до абсурда уничтожила в нем все человеческое, привело его к распадению его связей с реальным миром, к духовной деградации, к омертвению души.

-Все помещики, продающие мертвых душ на самом деле сами – мертвые души и это мы доказывали в течение всего урока.

-Гоголь писал:»…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование»(назначение высокое). Гоголь живописует, негодует, учит.

-Какие уроки вы извлекли из прочтения поэмы? Какой главный урок преподал Вам Гоголь?

(Не болтались по пустякам, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости).

4.Подведение итогов урока.(Презентация).

Учитель:

Но не все плохо, мрачно, пошло в поэме. Есть слова, обнадеживающие. Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» (запись на доске).

5.Домашнее задание: главы VII-X(губернский город, чиновники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....

Виртуальная экскурсия «Образы помещиков» (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Цель экскурсии:познакомить учащихся с героями произведения посредством виртуальной экскурсии. Задачи экскурсии:-помочь обучающимся увидеть приёмы раскрытия характеров героев произведения, мастерс...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...