Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. Развивающие: развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений; привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности; закрепить умение групповой самооценки; развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций. Воспитательные: воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
им. Константинова И.И.- Дэлэгээт Уйбаан»
МР «Амгинский улус (район)»
Технологическая карта урока
Антипина Пелагея Васильевна
Учитель русского языка и литературы
Стаж: 6 лет
Квалификационная категория: CЗД (апрель, 2016)
Предмет: русская литература
Тема урока: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Класс: 9
Тема | Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков» |
Цели | Образовательные: -формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; -увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. Развивающие: -развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений; -привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности; -закрепить умение групповой самооценки; -развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций Воспитательные: - воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории. -формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: - формирование основ гражданской позиции; -осознание обучающимся своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. -эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении обучающимся социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). -совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других стран; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) - Регулятивные УУД: способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал. - Коммуникативные УУД: -восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; -умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; -написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы. - Познавательные УУД: -привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности; -помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и представлении своих проектов. -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений. |
Планируемый результат | Предметные:
Личностные: Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Метапредметные: -Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов. |
Основные понятия | «Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора |
Межпредметные связи | История, искусство, экономика, экология, социология. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | компьютер интернет-ресурсы |
Организация пространства | I этап – Индуктор. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта). II-этап – Осмысление и реализация подготовленных сообщений. III –этап – Создание проблемной ситуации. VI- этап –Самоконструкция. V-этап – Рефлексия (осмысление). Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения, выразительное чтение. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин). Индуктор. Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока. | Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения. Знакомятся с представленной слайд презентацией. -работают над представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси. | Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Рецензирование. -Размышления над высказыванием критиков. | -Работать с различными историческими источниками. -Выразительно читать фрагменты; Воспринимать текст; | оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Осмысление и реализация подготовленных выступлений. Русь глазами историков, портретистов, экономистов, экологов нравственности. (15 мин) Цели: - формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; -увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. | Слушают публичные выступления:. Делятся впечатлениями. Слушают выразительное чтение отрывков. | - Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; | Сообщения обучающихся. Словарная работа. | -Характеризовать текст; -Формулировать вопросы по тексту; -Давать устный и письменный ответы; -Составление плана выступления; -Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. | (Познавательные УУД). -формулирование познавательной цели; -формулирование проблемы; (Коммуникативные УУД). Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). (Регулятивные УУД). Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). |
III. Изучение нового. (10 мин). Создание проблемной ситуации Цели: Дать социальный портрет Чичикова, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу | Высказывают свои предположения в паре. Вступают в диалог, создают опорные конспекты. | Направляет. Контролирует: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. | Работа в группах. Индивидуальные задания. Защита заданий. | -Делать выводы о тематике произведений; -Писать сочинения, -Выступать перед аудиторией. | (Коммуникативные УУД). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) (Познавательные УУД) - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
IV. Закрепление нового (7 мин) Самоконструкция. Цель: -формирование основ гражданской позиции; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) | Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщение о презентации, создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы. | Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Заинтересовать вопросами. Помочь в создании портретных зарисовок помещиков. Учить давать оценку себе и одноклассникам. | Мозговой штурм. Выразительное чтение отрывков. Защита работ. | -Писать аннотации, эссе, отзывы, рецензии. | (Познавательные УУД). - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. (Коммуникативные УУД). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
V. Рефлексия. (7 мин) Цель: - проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы и оценивать себя и своих одноклассников. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор. | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Помочь поверить в себя, в свои силы. Создание ситуации успеха. Оценочные и творческие вопросы. | Работа в группе. Создание синквейна. Дебаты. Поиск решения проблемы. | - Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. | (Регулятивные УУД). -способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал. (Познавательные УУД) -привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности; (Личностные УУД) -выражение своих чувств, эмоций |
VI. Оценочная деятельность. (3 мин) Цели: Оценить деятельность обучающихся | Записывают разноуровневое задание. 1.Написать эссе на тему: Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас. 2.Подобрать слова из произведения, которые вышли из обихода (найти их значение в словаре). 3.Ответ на вопрос: какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение? | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное домашнее задание. | Коммуникативные УУД). -умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; (Регулятивные УУД). -способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал. (Личностные УУД). -формирование основ гражданской позиции; | ||
Тема урока:
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Цели урока:
- раскрыть характеристику образов помещиков, выделить главные черты характеров, особенности портрета, показать типичность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Н.В.Гоголя - детали; обучить учащихся умению находить и исследовать детали в художественном тексте и делать выводы
- содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепить умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев
-углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы; развивать нравственные качества учащихся
Ход урока.
1.Слово учителя.
«Мёртвые души»- творение столь глубокое по содержанию и велико по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и появилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях» - говорил В.Г. Белинский.
Столь высокая оценка была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло полтора века, но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чём причина? Легко было бы ответить: в гениальности создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Каждый великий художник имеет свои особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь.
Цель нашего урока- обратиться к этим истокам и нащупать эти импульсы творчества великого сатирика, попробовать приблизиться к Гоголю, «почувствовать» гениальную живопись словом.
Задача нашего урока состоит в том , чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.
2. Беседа по вопросам:
-Что объединяет, по вашему мнению, всех помещиков, нарисованных Гоголем?
А)низкий культурный уровень;
Б)отсутствие интеллектуальных запросов;
В) стремление к обогащению;
Г)жестокость в обращении с крепостными;
Д) нравственная нечистоплотность.
(Обсуждение ответов)
- Вы представили разные мнения, которые показывают, что же объединяет помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков?
- Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определённом порядке. В чём смысл такого расположения глав: М.-К.-Н.-С.-П?
-Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях или же герои представлены по принципу контраста?
Вывод: последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,-писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудненияи морального падения.В том порядке, в котором автор знакомит читателя с героями есть глубокий внутренний смысл: Гоголь стремится раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, человека, омертвление его души. Путь от Манилова к Плюшкину - лестница вниз.
Одним из самых важных средств создания образов является деталь - подробность, мелочь, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода. В качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке…
3. Работа с текстом (образы помещиков).
Манилов
Глаза сладкие до приторно сладкого доходят, слащавость. Речь пуста, бессодержательна. «Уж такое доставили наслаждение, майский день,… именины сердца». Книга, открытая на 14-й странице, подёрнутая пылью, указывает на отсутствие интеллектуальных запросов. В доме его чего-то недоставало… два кресла… обтянутые рогожею- бездеятельность, статичность характера.
Коробочка
Комод- Коробочка сама напоминает комод-символ накопительства, скопидомства. Двор, наполненный птицами, живностью-жажда обогащеня.
Ноздрёв
Кабинет:»… не было следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги, висели только сабли и два ружья». Шарманка, у которой не все дудки были в порядке. «Одна из них очень бойкая… никак не хотевшая угомониться… долго потом еще свистела». Такое поведение шарманки символизирует поведение ее владельца, который делал все вдруг, стремительно, без всякого основания, перескакивая с предмета на предмет, т.е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.
Собакевич
Мебель «самого тяжелого и беспокойного свойства» символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Характер его раскрывается только в свете окружающего его предметно-вещного мира.
Плюшкин
Калач, которым Плюшкин хотел угостить Чичикова. Тяготеет к символу – ссохшаяся душа Плюшкина. Деталь-действие: опрокинул половину бараньего бока; «доел в четверть часа всего осетра» - указывает удовлетворение гастрономических физиологических потребностей – чревоугодие.
-Таким образом, Детали, их роль в поэме огромна. Попробуем сделать вывод.
Манилов – сентиментальный мечтатель, не способен ни к какому делу, праздность, апатия, лень – то, что мы называем маниловщиной. Все это ведет к упадку, запустению.
Коробочка – погрязшая в тине мелочей, исполнена подозрительности, страха, ее характеризует расчетливость, скопидомство, суетливость, примитивное мышление, бессмысленное накопительство. «Дубинноголовая», она не может взять в толк «негоции» Чичикова. Духовно мертва.
Ноздрев – отличается его от других способность врать, обманывать в карты «охотник погулять», меняла, скандалист, время проводит в кутежах, расточительности. Обирает крестьян. Ноздрев не несет в себе ничего истинного человеческого, далек от нравственных принципов. Есть понятие «ноздревщина» - напоритость, наглость.
Собакевич – это «чертов кулак», торгаш. Преувеличенный практицизм, страсть к стяжательству, накоплению, стремление к собственному благополучию, забота о прочности поместья, человеконенавистничество свидетельствуютЖ перед нами убежденный крепостник, душа, лишенная живого начала.
Плюшкин – раб вещей, жадность, страсть к собственности, к собиранию, накоплению, дошедшая до абсурда уничтожила в нем все человеческое, привело его к распадению его связей с реальным миром, к духовной деградации, к омертвению души.
-Все помещики, продающие мертвых душ на самом деле сами – мертвые души и это мы доказывали в течение всего урока.
-Гоголь писал:»…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование»(назначение высокое). Гоголь живописует, негодует, учит.
-Какие уроки вы извлекли из прочтения поэмы? Какой главный урок преподал Вам Гоголь?
(Не болтались по пустякам, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости).
4.Подведение итогов урока.(Презентация).
Учитель:
Но не все плохо, мрачно, пошло в поэме. Есть слова, обнадеживающие. Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» (запись на доске).
5.Домашнее задание: главы VII-X(губернский город, чиновники).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"
технологическая карта урока...

Виртуальная экскурсия «Образы помещиков» (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
Цель экскурсии:познакомить учащихся с героями произведения посредством виртуальной экскурсии. Задачи экскурсии:-помочь обучающимся увидеть приёмы раскрытия характеров героев произведения, мастерс...

Урок литературы в 9 классе Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "мертвые души"
Дистанционный урок с детьми ОВЗ...
