Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
методическая разработка по теме

Малашкина Светлана Ангадаевна

Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбор личностной позиции. Стихотворение в начале и в конце урока, инсценировка эпизода создают особый эмоциональный настрой. Дети с удовольствием включаются в диалог. такие уроки не оставляют их равнодушными. Высказывают свою току зрения даже заядлые "молчуны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ХУЖИРСКАЯ СОШ»

Личностно ориентированная ситуация

на уроке литературы в 7 классе

на тему «Значение эпизода кулачного боя на Москве-реке в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

   

Провела учитель русского языка и литературы

Малашкина Светлана Ангадаевна

Учитель I квалификациооной категории

2010 - 2011

Цели: Развить личностное смысловое отношения к учебному предмету; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Развить ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и чувствам.

Оборудование: Портрет М.Ю. Лермонтова, репродукция картины с изображением Московских церквей.

Подготовка: Инсценировка 3 главы (выборочно) – сцена кулачного боя.

Методы и приёмы: Беседа, инсценировка, словарная работа, творческое задание, самопознание.

Ход урока:

  1. Орг. Момент начинаю со стихотворения

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

У нас получится урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

Сегодня на уроке через идентификацию с героями произведения поэмы М.Ю. Лермонтова вы сформулируете свою оценку;  через осмысление и понимание внутренного мира героев вы должны будете написать рецензию на какой-либо эпизод.

  1. Повторение ранее изученных сведений. Поэма Лермонтова названа песней. Какие виды песен вы знаете? (дети отвечают) Но это всё-таки поэма. Чем же литературное произведение отличается от исторических источников? (вымысел, личное отношение). И хотя Иван Грозный – историческое лицо, но он решает судьбы вымышленных героев: опричника Кирибеевича и купца Калашникова.
  2. Переход к теме урока. Послушайте школьную историю: Однажды на перемене Миша обидел Таню, а Паша заступился за неё. Между Пашей и Мишей завязалась драка. В этот момент в класс вошла учительница и решила наказать обоих. Таня пыталась объяснить, что ее защитник не виноват, но учительница не изменила своего решения: оба ученика получили «неуд» за поведение. Как бы вы оценили действия героев этой истории? (Так создаётся личностно-значимая для учащихся постановка учебной задачи, организуются поиски и пути решения путем раскрытия субъектного опыта учащихся)

Найдите  параллели этой истории с героями произведения. Конечно, это эпизод кулачного боя между Кирибеевичем  и Калашниковым.(Для создания особого эмоционального настрояучащихся разыгрывается сценка) Давайте посмотрим инсценировку этого отрывка. (Дети выступают).

 Спасибо нашим актерам. А теперь начнем обсуждение прочитанного и увиденного.

  1. Расскажите о композиции поэмы: (из 3х частей: 1 - в палатах Ивана Грозного, 2 -  в лавке и в доме купца Калашникова, 3 – Кулачный  бой). Но кроме этого, есть ещё вступление. Какова его задача? Кто ведет повествование? (повествование ведется от лица гусляров, которые тешат этой песней Матвея Ромодановского и православный народ и получают за своё исполнение  подарки и угощение в течение 3-х дней). Посмотрите, как расширяются временные границы: время Ивана Грозного, время Лермонтова, наше время.
  2. Почему Кирибеевич не признаётся , что Алёна Дмитриевна – замужняя женщина? (уже здесь начинает прослеживаться мотив смерти: Кирибеевич готов умереть, потому что без Алены Дмитриевны ему нет жизни. Следовательно, он ее любил)
  3. Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Докажите, используя 1-ую главу (царь спрашивает у Кирибеевича: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, на Москве-реке, сын купеческий?»
  4. Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой? (потешить царя, так как он уверен в своих силах, ему нет равных, считает он). Осуждает ли Лермонтов Кирибеевича? (анализ 1-ой главы)
  5. А из каких побуждений идёт на бой Калашников? (он решил биться насмерть за честь рода, который опозорил «злой опричник царский Кирибеевич»)
  6. Какой смысл он вкладывает в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»? (из словаря Ожегова: басурман -  в старину иноземец, иноверец, преимущественно о мусульманине). Таким образом, кирибеевич поступает не ро-христиански, так как одна из Заповедей гласит:Не возжелай жены ближнего своего»)
  7. Правым ли считает себя Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем? Какова оценка Лермонтова? Найдите фразу, которая позволяет Калашникова считать себя правым? («И жил я по закону Господнему…»). (Он не открывает причину убийства Ивану Грозному, готов поведать только «Богу единому». Он защищал честь не только Алены Дмитриевны, а всего народа русского. Обратите внимание, что у него братья младшие, у Алены Дмитриевны тоже. Калашников призывает братьев в случае своей гибели выйти «за святую правду-матушку», то есть Лермонтов показывает, что не царь и его опричники – это сердцевина московской жизни, а мирные жители, которые являются хранителями устоев, и именно эти устои намерен защитить Калашников)
  8. Как понять поведение Ивана грозного по окончании боя? (жестокая казнь оказывается как бы справедливой, поскольку царю неизвестна вина Кирибеевича)
  9. Как заканчивается поэма? (смерть Калашникова названа «лютою, позорною», как смерть преступника. И все же правда-матушка торжествует помимо всех царских указов: безымянная могилка, находящаяся не в церковной ограде, т.е не в освещенной земле, но все-таки отмеченная крестом, не забыта людьми. (зачитываю заключительные 5 строчек поэмы)
  10. Итак, в основе поэмы Лермонтова – трагический конфликт. Никто не в силах преодолеть обстоятельства, которые влекут их к катастрофе. Но финал поэмы это катарсис – просветление, которое мы испытываем под влиянием прожитых чувств: страха, сострадания и, наконец, справедливости.

(Отвечая на вопросы, учащиеся осмысливают поведение героев, их личные качества, убеждения, что ведет к пониманию значения эпизода в произведении. Все это способствует развитию логического мышлении учащихся, умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенное. Развивается речь учеников, их коммуникативные способности)

  1. Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

  1.  Итоги урока. Д/з: Ответьте на вопрос: «Как бы вы поступили, оказавшись в наше время в схожей ситуации? И как вы теперь оцениваете поступок мальчика нашей первой школьной истории? Что-то изменилось в вашем отношении к нему или нет?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

«Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»

памятка по осуществлению деятельности учителя с личностно-ориентированной направленности. Создает логический путь действиям учителя....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...