Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

 

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича. Использование презетации в данном уроке помогает ученикам лучше представить времена царствования Ивана Грозного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc48.5 КБ
Package icon prezentaciya.zip2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича»  (7 класс).

       Цели урока:

Образовательная:

  • освоение художественного текста в единстве формы и содержания;

Развивающая:

  • развитие речевых навыков;
  • совершенствование навыков сравнительно — сопоставительного

анализа;

  • закрепление теоретико — литературных понятий;

Воспитательная:

  • воспитание чести и достоинства учащихся через восприятие

художественного текста поэмы М. Ю. Лермонтова.

 

Оборудование урока:

  • портрет М. Ю. Лермонтова,
  • презентация: Иллюстрации В. М. Васнецова, И. Я. Билибина,

Б. Кустодиева к « Песне о купце Калашникове…».

 

                         Эпиграф  к уроку:     «Вышел я на страшный бой,

                                                             На последний бой!»

Эвристическая   беседа по 3 главе.

Бой на Москве-реке.

                                              Ход урока.  

Слово учителя:

Третья глава начинается поэтическим описанием начала дня:

«По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается…»

удалые бойцы потешить царя-батюшку. (Слайд 3)

  1. Судный поединок вместо кулачного боя.

Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.

         Кулачный бой в 16 веке был одним из распространённых видов общественного развлечения – состязанием, целью которого было испытание силы и удали русских богатырей. Потешить царя выходили они без личной ненависти друг к другу. Победа в таком поединке лишь доказывала физическое превосходство одного из соперников.  В «Песне про…купца Калашникова» первое  упоминание о поединке принадлежит Иоанну, который во время пира обращается к своему любимому опричнику: «…или с ног тебя сбил на кулачном бою,/ На Москве-реке, сын купеческий». (СЛАЙД 4)

          Царское предсказание не тревожит Кирибеевича,  убеждённого         в своей непобедимости: «не родилась та рука заколдованная…»

Сравним характеры героев поэмы – Киребеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.

–        Как раскрываются характеры Киребеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Киребеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое»,  сложить там буйную  головушку.  Но Кирибеевич  опозорил  Алёну Дмитриевну «честную, непорочную».  (СЛАЙД 6,7)

Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.).

–         Сравните поведение Киребеевича и Калашникова перед боем. (Опричник идёт на бой  «потешить царя нашего батюшку».  Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере  проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок).

     Судебник устанавливал чёткие правила ведения «поля», которое являлось последним средством выяснения истины, когда варианты мирного разрешения конфликта невозможны. В судном поединке побеждает не сила, а правда.

Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова.

 Васнецов «Сцена боя». (Слайд  8)  Спиной к зрителям стоит Киребеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.

Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля.

Победа Калашникова закономерна по многим причинам:

  1. На его стороне нравственное превосходство, ибо он оскорблён и обязан он отомстить.
  2. Это сила рода, честь которого задета. Несмотря на троекратное упоминание о том, что Кирибеевич «из роду Скуратовых, из славной семьи из Малютиной», царский опричник воспринимается как человек без роду без племени, а Калашников из большой семьи, имеет братьев.
  3. За Калашниковым – весь народ, интересы которого он защищает.
  4. На стороне Калашникова сила Христова. Степан Парамонович лишь оружие в карающей руке Господа. Кирибеевич обречён. Он наносит первый удар – по кресту со святыми мощами из Киева. Не с купцом бьётся опричник, а с Богом.  И Бог защищает своего воина – устоял Калашников, «И ударил своего ненавистника/ Прямо в левый висок со всего плеча».

Иллюстрация А. М. Васнецова. Исход боя. (Слайд 9)

«И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво».

Но не сносить головы Степану Парамоновичу. От царского места уже рвется слуга, чтобы  схватить Калашникова.

 

–         Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)

–        Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный  приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол

.

Репродукция Билибина И. Я. Прощание Калашникова с братьями. (Слайд 10)

Подведём итог.

В народной традиции царь предстаёт перед народом  справедливым, грозным и милостивым  одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа . (Слайд 11)

–         Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.

«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может  не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:

 «Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою грешную».

В поэме  простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.

Домашнее задание:

  1. К каким произведениям УНТ близка поэма?
  2. Найдите фольклорные элементы в тексте.
  3.  Образы гусляров.

 

        Литература:

  1. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, поэмы. Классики и современники. Издательство «Художественная литература», 1984, с. 141
  2. Аникина С. М., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе. 7класс М. «Вако» , 2004, с 82
  3. Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. Спб, Издательский дом « Литера», 2005
  4. Федоров А.В. «Вышел я на страшный бой, на последний бой!..», «Литература в школе», 2004, №8, с. 8-12.

                                                                                                                                                                                               



Подписи к слайдам:


Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова

«Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность»







В. Г. Белинский

«Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях»




М. Ю. Лермонтов




А. М. Васнецов.
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век

В. М. Васнецов
Царь Иван Васильевич Грозный

Билибин И.Я.
Лавка купца Калашникова

Билибин И.Я.
Кирибеевич и Алёна Дмитриевна

Кустодиев Б.
Кирибеевич и Алёна Дмитриевна

В.М. Васнецов
Сцена боя

Васнецов А.М.
Исход боя

Билибин И.Я.
Прощание Калашникова с братьями

И. Глазунов
Иван Грозный

В.М. Васнецов
Гусляры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"

Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Контрольно - измерительный материал по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и  предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе  В.Я. Коровиной (ФГОС)....

Кроссворд (по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова)

"Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кро...