"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Долотова Валерия Викторовна

Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»: показать своеобразие произведения автора, истоки которого уходят к истокам народной поэзии. Задачи урока: показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором; показать мастерство Лермонтова-художника слова, особенности использования тропов в поэме; обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа; обсудить проблему долга и чести в поэме; развивать умения учащихся анализировать образную систему произведения; формировать культуроведческую компетенцию; воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._dolotova.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по теме:

«Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с произведениями устного народного творчества»

Учитель русского языка и литературы МОУ «Моховская ООШ»

Куркинского района Тульской области

Долотова Валерия Викторовна

Цель урока.

Показать своеобразие произведения автора, истоки которого уходят к истокам народной поэзии.

Задачи.

  1. Показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором.
  2. Показать мастерство Лермонтова-художника слова, особенности использования тропов в поэме.
  3. Обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа.
  4. Обсудить проблему долга и чести в поэме.
  5. Развивать умения учащихся анализировать образную систему произведения.
  6. Формировать культуроведческую компетенцию.
  7. Воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классики.

Оборудование.

  1. Карточки-задания.
  2. Компьютерная презентация «Художники-иллюстраторы поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня…» и их картины».
  3. Музыкальный фрагмент: Моцарт.
  4. Репродукция картины Лидии Милашюте «Добро и зло».
  5. Библия.
  6. CD «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка».
  7. CD «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия».
  8. Текст поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня…».

Эпиграф к уроку.

«Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность».

В. Г. Белинский.

Ход урока.

Слово учителя.

В. Белинский так определил поэзию М. Ю. Лермонтова: «Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность». Каждый из нас может подтвердить эти слова. Эти слова подтверждает и поэма М. Ю. Лермонтова

«Песня…» – поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта XVI века, когда на Руси царствовал Иоанн IV, прозванный Грозным. Зачем же обращается поэт XIX века к столь далёким событиям, что хотел сказать читателям своей поэмой? Об этом пойдёт сегодня речь. Но прежде вспомним ту эпоху, литературные особенности.

I. Проверка домашнего задания.

Каждый из вас получил своё задание: «историк» должен был подготовить рассказ об эпохе царствования Ивана Грозного, дать понятие об опричнине, опричниках, «литературовед» – подобрать материал о художественном своеобразии поэмы,  «художник» – подобрать иллюстрации к поэме, на примере которых показать своеобразие поэмы в живописи, рассказать об известных художниках, иллюстрировавших поэму.

В ходе урока у нас с вами должен получиться план-конспект, раскрывающий основные положения темы урока.

  1. Длинное заглавие с перечислением героев соответственно социальной иерархи, а не роли в сюжете воспроизводят черты древней словесности, фольклора.
  2. Типичное фольклорное разрешение конфликта – победа главного героя (Калашникова).
  3. Степан – русский богатырь, честный, отважный, сильный.
  4. Обстоятельные речи героев.
  5. Фольклорные традиции прослеживаются в манере повествования. Ведут рассказ гусляры («…песню сложили мы…», имя автора отсутствует, сохранилась только память о давно прошедших событиях, захвативших внимание и простого народа («православный народ ею тешился»), и знатного сословия – боярина Матвея Ромодановского.
  6. В поэме есть запев, припев и концовка.
  7. Песенный ритм поэмы.
  8. Фольклорные элементы в языке.
  9. Традиционный для фольклора приём повествования – «угощали нас три дня, три ночи…».
  10. Поэма написана народным языком.

Проект «Историк».

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г.

В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым террором.

«Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: «земщину», где продолжали существовать старинные государственные учреждения и «опричнину» – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю,

а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей)».

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

Иван Грозный в 1555 г. руководил походом на Тулу, узнав о вторжении 60-тысячной армии крымского хана Девлет-Гирея в нижние пределы Московского княжества и о сражении русского войска под командованием Шереметева с татарами южнее Тулы. Приближение Ивана Грозного заставило Девлет-Гирея уйти в Крым. Иван Грозный находился в Туле два дня, осмотрел крепость и окрестности Тулы, наградил участников сражения. В 1559 г. возглавил поход против татар под Тулу. В 1563 г. инспектировал ряд крепостей тульского участка Засечной черты.

Проект «Литературовед».

Поэма «Песня…» – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Попробуем это доказать.

В центре романтические характеры – Кирибеевич и Калашников. Каждый

герой – носитель романтической страсти. Калашников отстаивает свою честь, Кирибеевич борется за свою любовь. Структурный основной элемент, как и во многих романтических поэмах, – поединок. В этой поэме – бой равных. Калашников побеждает, потому что это является типичным фольклорным разрешением конфликта. Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом.

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

Фольклорные традиции прослеживаются в манере повествования. Ведут рассказ гусляры, которые на Руси всегда являлись хранителями преданий, носителями народного сознания.

А также есть запев в поэме:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы…

Припев:

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!

Концовка:

Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тароватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!

Нетрудно заметить, что песенным ритмом проникнута вся поэма. Лермонтов создаёт оригинальную ритмическую систему стиха, использует языковые средства, которые сближают с фольклорным началом произведение, такие, как: устаревшая лексика, просторечные обороты, обращения («Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич», «Государь ты наш, Иван Васильевич!»), сравнения («ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко – как голубушка; молвит слово – соловей поёт, горят щёки её румяные, как заря на небе Божием»), олицетворения («косы русые, золотистые … по плечам бегут, извиваются»), постоянные эпитеты («вина сладкого заморского», «очи его соколиные»), повторы «опустил он в землю очи тёмные, опустил головушку на широку грудь»), инверсии («дума крепкая», «слово грозное»), просторечные обороты («про твово любимого опричника»), гипербола (и погнулся крест и вдавился в грудь), использование магической цифры «три» («угощали нас три дня, три ночи…»).

В поэме Лермонтов поднимает такие проблемы, как проблемы чести, свободы, протеста против несправедливости, проблему правды, семейных взаимоотношений.  

Проект «Художник – искусствовед».

Многие русские художники иллюстрировали поэму Лермонтова «Песня…». Наиболее известны нам картины И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) – один из лучших иллюстраторов русских сказок, произведений русских писателей конца XIX – начала XX века. Родился он в Петербурге. С 1895 года посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1898 году учился в студии А. Ашбе в Мюнхене, где в то время получали образование многие русские живописцы и графики. Затем поступил в мастерскую И. Репина. Был членом объединения «Мир искусства». Летом 1899 года Билибин отдыхал в небольшой деревушке в Тверской губернии. Здесь от местных крестьян он услышал старинные русские предания о богатырях, волшебных зверях и птицах, непосредственно познакомился с произведениями декоративного народного искусства. Под впечатлением всего услышанного и увиденного художник создал первые акварели к «Сказке об Иване–царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевне-лягушке» и другие. Рисунки так понравились и специалистам, и широкой публике, что Экспедиция заготовления бумаг решила выпустить серию сказок с иллюстрациями Билибина. Именно в это время сформировался билибинский стиль. Художник стремился к ансамблевому решению книги, а не к выполнению отдельных рисунков. Поэма М.Лермонтова не стала исключением. Мы видим серию иллюстраций к поэме, на которых изображены разные эпизоды. Например: «Бой с Кирибеевичем», «Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» и другие.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – русский живописец, график, архитектор. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье сельского священника. По настоянию родителей он учился в духовном училище, а потом в семинарии. В 1867 г. Васнецов оставил семинарию и уехал в Петербург, начал учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Деньги для поездки предприимчивый юноша получил, написав две картины маслом и разыграв их в лотерею.

В 1868 г. поступил в Академию художеств, познакомился с И. Репиным, И. Крамским и другими художниками. В 1878 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины Васнецова представляли собой жанровую живопись, которая тогда пользовалась большой популярностью.

В 1876-1877 гг. Васнецов работал во Франции, где создал эскиз к будущему шедевру «Богатыри».

В 1878 г. Васнецов переехал в Москву, и в его творчестве появились новые темы: русская история, былины, народные сказки. В это время появляются такие полотна, как: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Алёнушка», «Витязь на распутье». А в 1891 году появляются картины, иллюстрирующие поэму М.Лермонтова «Песня…». Перед нами эпизод «Бой Калашникова с Кирибеевичем».

Эпизод боя не оставил равнодушным и другого известного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. (1878-1927). Кустодиев родился в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Через всю жизнь пронёс любовь к Поволжью – краю, где прошли его детство и юность. В 1893-1896 гг. Кустодиев занимался в студии местного живописца. Окончив в 1896 г. Духовную семинарию, он приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, а в 1898 г. был принят в мастерскую И.Репина.

Дипломная работа «Базар в деревне» (1903) дала художнику право на заграничную поездку. В 1907 г. Кустодиев стал членом Союза русских художников, а в 1911, также как и Билибин, вошёл в объединение «Мир искусства».

В 1909 Кустодиев получил звание академика живописи, но тяжёлая болезнь – туберкулёз позвоночника заставила его отправиться на лечение в Швейцарию.

Во второй половине 20-х гг. художник занимался преимущественно книжными иллюстрациями и театральными работами. В 1926 г., за год до смерти, Кустодиев выполнил свою последнюю, большую работу «Русская Венера», которая стала своеобразным итогом его исканий идеала красоты.

Суриков Василий Иванович (1848-1916) известен такими полотнами, как: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», запечатлел момент казни. Вглядываясь в картину художника, вспоминаются слова «Песни…»:

Как на площади народ собирается,
Заунывный гудит-воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую.
По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой,
С большим топором навостренныим,
Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает,
Удалого бойца дожидается,
А лихой боец, молодой купец,
Со родными братьями прощается...

II. Самостоятельная работа.

Блок «А».

Художественное своеобразие поэмы, проблематика.

  1. Почему поэт обратился к изображению прошлого?
  2. Почему М. Ю. Лермонтов выбирает форму песни, близкой к былине?
  3. Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе?
  4. Назовите тему «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  5. Назовите идею «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Блок “Б”.

Герои поэмы. Калашников.

1. Правым ли считает себя Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?

2. Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича?

3. Что значит для Калашникова позор жены?

4. Что утверждает своей смертью Калашников?

5. Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

Блок “В”.

Герои поэмы. Кирибеевич.

1. Зачем выходит на бой Кирибеевич? Как он себя ведёт?

2. Сознаёт ли Кирибеевич свою неправоту?

3. С каким чувством описана смерть Кирибеевича?

4. Как относятся к смерти Кирибеевича гусляры и автор?

5. Как называет Алёна Дмитриевна Кирибеевича? Почему?

III. Работа с диском «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка».

Найдите в тексте старославянские слова. Вам понятно их значение? Есть ли такие слова в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня…»?

IV. Культуроведческая компетенция.

Проблемно-поисковый метод.

Найдите в поэме старославянизмы, пытайтесь заменить старославянские слова исконно русскими.

Что изменилось после замены?

Можно ли утверждать, что, употребляя старославянизмы, М. Ю. Лермонтов заставляет посмотреть на обычные вещи по-иному?

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

(В золотой короне царь сидит и обедает.)

V. Проблемные вопросы.

В поэме Русь названа святой. Что же это значит? Люди жили по закону Божьему, верили в Бога. У Степана на груди крест. В разговоре Степана Калашникова с Иваном Васильевичем есть такие слова:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Степан убил Кирибеевича. Библия считает убийство страшным грехом, но Степан верит в Божие правосудие, так как суд Ивана Грозного несправедливый, он не разбирается в обстоятельствах дела, и потому всю надежду Калашников возлагает на Бога, перед Ним Степан чист, так как защищал честь семьи. Сам М. Ю. Лермонтов был человеком верующим.

Эта информация поможет вам ответить на другие проблемные вопросы.


Проблемные вопросы


Ответы

1. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнён? Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?

2. Почему поведение Алёны Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чём виновата?

3. Милостив или жесток царь?

4. Почему Калашников не рассказал всей правды царю?

VI. Тест. Работа с диском «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия».

Тест по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня…».

VII. Музыкальный фрагмент.

Мы с вами рассматривали иллюстрации, они помогли нам представить героев поэмы, а сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент из произведения Моцарта. После прослушивания ответьте на вопрос:

Какому эпизоду поэмы подходит такое музыкальное оформление? Объясните. Какие мысли и чувства вызвала у вас эта музыка?

VIII. Работа с репродукцией.

Рассмотрите репродукцию картины Лидии Милашюте. Подумайте, что на ней изображено. Как бы вы назвали картину? (Учащиеся предлагают свои варианты названия.)

Эта картина Л. Милашюте называется «Добро и зло». Это вечный конфликт, который происходит в очень многих произведениях. В поэме есть такой конфликт? Что побеждает?

IX. Разрешите ситуацию. «А как в жизни?».

1. Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М. Ю. Лермонтова?

2. Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?

3. По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: «Я топор велю наточить-навострить…» Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.

Поможет вам решить этот непростой вопрос текст из Библии, а именно из «Первого послания коринфянам святого апостола Павла».

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит…».

X. Подведение итогов.

Подведём итоги.

Что узнали на уроке?

Какие уроки для себя вы вынесли из этого произведения?

XI. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «О чём меня заставила задуматься поэма

М. Ю. Лермонтова «Песня…», чему учит произведение нас, живущих в XXI веке?».

Игровой момент.

Сегодня на уроке мы с вами обсудили много серьёзных вопросов: справедливость, долг и честь, вера в Бога, любовь. Вы хорошо поработали, молодцы. Но, как гласит народная пословица (а мы ведь сегодня говорили о фольклоре), делу время – потехе час. Давайте теперь поиграем.

XII. Игра «О, счастливчик!».

Учащиеся могут воспользоваться 3 подсказками: помощь друга, 50/50, помощь знатоков. Примерные вопросы:

1. В каком веке происходят события в поэме «Песня…»?

А) XV в.

Б) XVI в.

В) XVII в.

Г) XVIII в.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

А) Стольники.

Б) Сплетники.

В) Сводники.

Г) Сокольники.

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

А) Сосватать его.

Б) Дать должность при дворе.

В) Отпустить в монастырь.

Г) Отпустить сражаться с басурманами.

4. Как звали старую работницу в семье?

А) Елисеевна.

Б) Еремеевна.

В) Егоровна.

Г) Евстигнеевна.

5. Где в Москве происходили кулачные бои?

А) На Соборной площади.

Б) На Каменном мосту.

В) На Москве-реке.

Г) В Александровском саду.

6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

А) Владимирская.

Б) Киевская.  

В) Суздальская.

Г) Тульская.

7.Что такое аргамак?

А) Конь.

Б) Оружие.

В) Одежда.

Г) Напиток.

8. Какого цвета традиционно была одежда палача?

А) Белого.
Б) Черного.
В) Красного. 
Г) Голубого.

9. Где происходят события в первой части поэмы? 

А) В Зимнем дворце.
Б) В Кремле.
В) В Коломенском.
Г) В Белом доме.

10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

А) С рубином.

Б) С яхонтом.
В) С бирюзой.
Г) С жемчугом.

11. Какой особый знак принадлежал опричникам?

А) Метла и собачья голова.
Б) Черная лента через плечо.
В) Ястреб на левом плече.
Г) Перстень с изображением волчьей морды.
 

12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

А) Царского суда.
Б) Немилости мужа.
В) Людской молвы.
Г) Лютой смерти.

13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)?

А) 100 метров.
Б) 20 метров.
 
В)300 метров.
Г) 50 метров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....