Тематическое планирование по литературе для 11 класса по программе Беленького
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме

Работа представляет собой развёрнутое тематическое планирование к комплекту (хрестоматия и учебник-практикум) "Русская литература XX века"/ под ред. Ю.И.Лыссого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 11 классе (102 ч.)

Система уроков

Педагоги-ческие средства

Вид деятельности учащихся

Основные компетенции литературного образования

(содержание и виды работы учащихся)

Информационно-методическое обеспечение

Диагностика

Кол-во часов

Дата

Учебно-познавательная

литературоведчес-кая

информационная

1

Русская литература XX века в контексте мировой культуры.

Цель: показать взаимосвязь русской литературы XX века с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы русской литературы XX века.

Лекция беседа

Коллективная

Знать основные темы и проблемы русской литературы XX века.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой.

Составление плана, тезисов лекции.

1

2

“На рубеже веков”. (Литература начала 20 века). Цель: дать представле-ние о тенденциях русской литературы конца XIX – начала XX века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модер-низм», «декаданс»

Лекция беседа.

Коллективная, индивидуаль-ная

Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков

Модернистские группы: символисты, акмеисты, футуристы.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX –начала XXв.в-М.,1988

Конспекты статей В.Ленина, В.Брюсова, Д.Мережковского

1

3

Основные черты творчества Чехова, своеобразие его мастерства.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, его идейной и эстетической позицией, основной проблематикой его творчества, своеобразием мастерства.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Фронтальная, индивиду-альная

Знать о жизни и творчестве писателя, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику его творчества, своеобразие мастерства.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Бердников Г. Чехов. – М.: 1978. (ЖЗЛ)

Сафонова Н. Величие человеческой души. Мелихово. ЛВШ, №2, 1997.

1

4

 Тема гибели человеческой души в рассказах Чехова.

Цель: раскрыть проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего развития личности, роль детали.

Проблемные задания

Индивиду-альная, групповая

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказах Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности

Уметь анализиро-вать рассказ.

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

Рассказ Чехова «Ионыч» - РЯШ, №2, 2000.

1

5

Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад».

Цель: Раскрыть новаторство Чехова-драматурга,  познакомить с новым театром Чехова – «театром жизни», рассмотреть историю создания пьесы «Вишнёвый сад».

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать  особенности чеховской драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни».

Уметь готовить индивидуальные задания по теме «История создания пьесы «Вишнёвый сад».

Уметь делать сравнительный анализ эстетических принципов театра Гоголя, Островского и Чехова.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

1

6

Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы «Вишнёвый сад».

Цель: показать актуальность пьесы в наше время, жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей.

Проблемные задания

Групповая

Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

Уметь разыграть эпизод из пьесы и прокомментиро-вать актёрский и режиссёрский замысел

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Путинцева  В.  Когда болеет душа. (Литература, №26, 1998.)

Ищук-Фадеева Н. Вишнёвый сад: стиль-жанр-метод. (Литература, №47, 1997).

1

7

Р./р. Сочинение по творчеству Чехова.

Цель: выявить степень усвоения темы, умение определять границы темы, полно и грамотно её раскрывать.

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивиду-альная.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно оформить созданный текст.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

1

8

Истоки русского символизма.

Цель: показать влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа.

Коллективная

Знать о влиянии западноевропей-ской философии и поэзии на творчество русских символистов. Уметь находить символы в произведениях символистов и раскрывать их значение.

Символизм, символ, старшие символисты, младосимволис-ты.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов.

Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя.–М.: Просвещение, 1999.

Конспекты статей теоретиков символиз-ма.

1

9

В.Я.Брюсов- удивитель-ный поэт, переводчик и человек.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.

Проб-лемные зада-ния.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Поиск нужной информавции по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для система-тизации ин-формации; создание устных и письменных высказываний.

Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

Чтение наизусть.

1

10

Поэзия К.Д.Бальмонта.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере стихотворе-ний поэта показать основные мотивы и темы поэзии.

Проблемные зада-ния

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для систе-матизации информации; создание устных и письменных высказываний.

Пиманова О.В. Поэт с «утренней душой». К.Бальмонт. – ЛВШ, №1, 1998.

Чтение наизусть.

1

11

Поэзия «младосимволистов» (А.Белый, Ф.Сологуб).

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэтов -«младосимво-листов» обзорно; на примере стихотворе-ний показать основные мотивы и темы поэзии.

Проблемные зада-ния.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэтов - «младосимволис-тов».

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Умение анализировать поэтический текст

Чтение наизусть

1

12

Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С.Гумилё-ва.

Цель: дать понятие об акмеизме как литературно-художествен-ном направ-лении; познакомить с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва

Лекция проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать основные положения акмеизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением.

Акмеизм

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Анализ стихотворений.

1

13

Поэты, творившие вне литера-турных тече-ний. Смысл поэзии И.Ф.Аннен-ского.

Цель: познакомить с личностью поэта; дать представ-ление об особенностях поэзии И.А.Анненского.

Лекция проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать биографию и особенности его творчества.

Уметь выступать с устным сообщением.

ИВС

Умение пользоваться различными источниками информации.

Анализ стихотворения.

1

14

Футуризм. «Эгофуту-ризм»  Игоря Северянина.

Цель: познакомить с манифестами футуризма, их пафосом и проблемати-кой, обзорно познакомить с жизнью и творчеством И.Северянина

Проблемные зада-ния.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать манифесты футуризма, их пафос и проблематику, знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; создание устных и письменных высказываний.

Чтение наизусть.

1

15

Р./р. Сочинение по твор-честву поэтов конца XIX – начала XX века.

Цель: обобщить и закрепить знания материала по данной теме; выявить умение осмысливать тему, определить её границы, закрепить навык оформления цитат из поэтического текста.

Проблемные зада-ния.

Индивидуаль-ная

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой.

Умение создавать письменный текст на заданную тему; самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа.

1

16

Жизнь и творчество А.Блока. Романтичес-кий мир раннего Блока.

Цель: познакомить с полной душевных бурь, событий жизнью поэта; раскрыть своеобразие раннего мира поэта; сформировать представле-ние о наиболее характерных художествен-ных приёмах, символичес-ких образах.

Лек-ция, работа с кни-гой, де-монст-рация.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэта, мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

Символика, ИВС образ Прекрасной Дамы.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Тестирование по типу ЕГЭ.

1

17.

Тема России, её прошлого, настоящего и будущего в творчестве Блока.

Цель: показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России. 

Семи-нар

Индивидуаль-ная, коллек-тивная.

Знать содержание цикла «На поле Куликовом» и стихотворений поэта о родине.

Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России.

Символ, ИВС.

Умение вести диалог, дискуссию.

Чтение наизусть.

1

18.

История создания поэмы «Двенад-  цать» Блока.

Цель: познакомить с историей создания поэмы; показать особенности сюжета, своеобразие композиции и героев.

Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа.

Коллективная.

Знать историю создания поэмы «Двенадцать» А.Блока, сюжет, героев, своеобразие композиции.

Поэма, ИВС.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.

Чтение наизусть.

1

19

Художественное своеобразие поэмы «Двенад-цать».

Цель: познакомить со строфикой, интонацией, ритмом поэмы, её основными символами.

Проблемные зада-ния, работа с кни-гой.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Символы

Умение вести диалог, дискуссию.

Штейнбух Ф.М. «Белый венчик» Христа. Перечитывая поэму А.Блока «Двенадцать». РЯЛ в ср. уч. зав. УССР, №7, 1990.

Чтение наизусть.

1

20-21

Р./р. Сочинение по твор-честву А.Блока.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением.

Иссле-дова-тельс-кие зада-ния.

Индивидуаль-ная.

Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.

Создание письменных высказываний.

2

22

И. А.Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина.

Цель: дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина, обозначить основные темы его творчества, показать неповторимый стиль его лирики.

Беседа, работа с тек-стом.

Коллективная, индивидуаль-ная

Знать биографию писателя.

Уметь выступать с устным сообщением.

Знать основные мотивы лирики Лермонтова.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Психологизм пейзажа в художественной литературе

Уметь применять для решения учебных задач информацион-ные и телекоммуника-ционные технологии.

Уметь анализировать стихотворения.

Смирнова Л. А. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991

Конспект тезисов лекции

1

23

Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Цель: раскрыть философское содержание рассказа; понять авторскую позицию.

Проблемные зада-ния

Коллективная, групповая.

 Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметь выделять нравственно-идеологические проблемы.

Психологизм пейзажа в художественной литературе 

Поэтика рассказа

Афанасьев В.Н.Бунин И.А. – М., 1966.

Письмен-ный ответ на вопрос

1

24

Тема любви в рассказах  И.А. Бунина   «Чистый   понедельник», «Лёгкое дыхание»

Цель: показать развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. 

Проблемные зада-ния

Коллективная

Знать о развитии русской классической литературы в прозе Бунина.

Уметь соотносить текст и подтекст; определять роль художественной детали.

Индивидуаль-ный стиль писателя

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.

Чтение наизусть.

Михайлов О.Н.Строгий талант. – М.,11976.

Сочинение-миниатюра

1

25

Рассказы Бунина периода эмиграции. Сборник «Темные аллеи».

Цель: раскрыть особенности поэтики Бунина в эмиграцион-ный период, развитие темы родины.

Проблемные зада-ния

Коллективная

Уметь видеть психологизм   и   особенности «внешней изобразительно-сти» бунинской прозы

Индивидуаль-ный стиль писателя

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) .

Тестирова-ние по системе ЕГЭ

1

26

     А. И. Куп-рин: жизнь и творчество.

Цель: дать обзор творческого пути А.И.Куприна в сопостав-лении с творчеством Бунина; обозначить основные проблемы в творчестве писателя, раскрыть художествен-ные особенности его произведений 

Лекция беседа, работа с кни-гой.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать биографию писателя, нравственно-философскую проблематику его произведений.

Сюжет, фабула.

Уметь обосновать в устной и письменной форме своё отношение к произведению.

Берков П. Куприн А.И., Кулешов Ф. Творческий путь А.И.Куприна.

Конспект тезисов лекции.

1

27

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о беско-рыстной любви.

Цель: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; обозначить роль детали в рассказе.

Проблемные зада-ния.

Коллективная, групповая.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Художествен-ный образ, сюжет, фабула.

Передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Волков А. Творчество Куприна.

Тестирование

1

28

Люди цивилизации и люди природы в повести Куприна «Олеся».

Цель: показать конфликт людей природы и людей цивилизации.

Проблемные зада-ния

Коллективная, индивидуаль-ная

Знать проблематику повести Куприна «Олеся».

Уметь раскрыть смысл конфликта в повести.

Художествен-ный образ, конфликт.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Р./р. Домашнее сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

1

29

Нравствен-ная пробле-матика рассказа Л.Н.Андре-ева «Иуда Искариот».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Л.Андреева, обозначить основные темы и проблемы его творчества; выявить проблематику рассказа; побудить учащихся к высказыванию своего отношения к прочитанному.

Проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Уметь выделять в произведении нравственно-идеологические проблемы.

Тема, проблема.

Самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Афонин Л.Н. Леонид Андреев.

Анализ эпизода.

1

30

М.Горький. Личность писателя.

Цель: познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького.

Лекция беседа, проб-лемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве писателя.

Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках.

Груздев И.А. Горький и его время.

Конспект тезисов лекции

1

31

Романтичес-кие рассказы Горького. «Старуха Изергиль».

Цель: обогатить представление учащихся о романтизме, раскрыть соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции писателя.

Проблемные зада-ния, работа с книгой.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать проблематику ранних романтических  произведений Горького; проблема героя, тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы.

Уметь выделять приём контраста, определять особую роль пейзажа и портрета.

Проблема героя. Особенности композиции рассказа.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.

Косивцева Л.Н. Литература 11 класс. Поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2003.

Развёрнутая характеристика героя.

1

32

Сценическая история и роль в театральной и обществен-ной  жизни пьесы Горького «На дне».

Цель: показать новаторство Горького–драматурга; определить составляю-щие жанра и конфликта в пьесе. 

Беседа, проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику.

Социально-философская драма

Пересказ содержания пьесы от лица главных героев.

Бялик Б.А. Горький-драматург. – М., 1962.

Ответить на вопрос

1

33

Три правды в пьесе «На дне», пробле-ма гуманиз-ма.

Цель: выявить позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыва-нию собст-венной точки зрения по данному вопросу.

Проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Уметь проследить развитие конфликта в драме,  охарактеризовать образ Луки и его оппонентов.

Социально-философская драма

.Владеть навыками работы с различными источниками информации.

Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество Горького.

Тестирование по системе ЕГЭ

1

34

Система образов в пьесе Горького «На дне».

Цель: дать понятие о системе образов пьесы; выявить особую роль  авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

Беседа.

Коллективная, групповая, индивидуаль-ная.

Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог, уметь написать отзыв на произведение.

Драматическое произведение,

Умение самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Письменная характеристика образа.

1

35

Р./р. Сочине-ние по твор-честву М.Горького.

Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить её границы; закрепить навык составления плана сочинения.

Иссле-дова-тельс-кие зада-ния

Индивидуаль-ная

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал.

Умение создавать письменные тексты на заданную тему.

Тексты произведений писателя.

1

36

В.В. Маяковс-  кий – поэт, художник и человек. Ранняя лирика.

Цель: познакомить-ся с личностью поэта, показать его разносторон-нюю одарённость, внутреннюю силу и целеустрем-лённость; показать дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике.

Проб-лемные задания работа с книгой

Групповая, индивидуальная.

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывая дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике.

Футуризм

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации; создание устных и письменных высказываний.

Чтение наизусть

1

37

Сатира В.В. Маяковского

Цель: путём анализа стихотворе-ний показать, как развивался талант Маяковского – сатирика, против чего направлена его сатира, раскрыть способы создания сатирических образов, жизненность и современ-ность стихов В.В.Маяковс-кого.

Семинарское занятие.

Индивидуальная коллективная.

Знать сатирическую поэзию В.В.Маяковского.

Сатира

Умение вести диалог, дискуссию.

Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

Чтение наизусть

1

38

Любовная лирика МаяковскогоМотивы трагического одиночества в поэме «Облако в штанах»

Цель: показать своеобразие интимной лирики поэта; раскрыть основные темы и мотивы поэмы.

Проблемные задания Работа с книгой.

Групповая, индивидуальная.

Уметь раскрывать своеобразие любовной лирики поэта; основные темы и мотивы поэмы «Облако в штанах».

Рифма, лирический герой.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов.

Чтение наизусть.

1

39

«Поющее сердце России» Жизнь, творчество и личность С.Есенина.

Цель: пробудить интерес к личности и творчеству поэта; помочь постичь духовный мир поэта, познакомить с ранней лирикой и её особенностя-ми

Проблемные задания Работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение, видеть отражение особой связи природы и человека в ранней лирике .

Имажинизм

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации, создание устных и письменных высказываний.

Юшин П.Ф. Сергей Есенин: идейно-творческая эволюция

Тестирование. Конспект лекции

1

40

Лики Родины в поэзии     С.А. Есенина

Цель: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина; проследить эволюцию темы Родины в его лирике

Беседа

Коллективная, групповая

Знать эволюцию темы Родины в лирике С.Есенина

ИВС, стихотворный размер. Анализ стихотворения

Уметь находить необходимую информацию в различных источниках

Чтение наизусть

1

41

Любовная лирика С.Есенина

Цель: раскрыть красоту и искренность чувств, показать преклонение лирического героя Есенина перед женщиной, матерью, возлюбленной

Проблемные задания Работа с книгой

Коллективная, групповая

Уметь определять смену чувств  в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия

ИВС, языковой материал на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Захаров А.Н. Поэтика Есенина.-М.,1995

Анализ стихотворения

1

42

Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина». Проблемати-ка, компози-ция, система образов.

Цель: рас-крыть пробле-матику, свое-образие ком-позиции и систему образов поэмы

Проблемные задания работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы С.Есенина «Анна Снегина»

Поэма, композиция, система образов

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текста

Ответить на вопросы

1

43-44

Р./р. Сочинение по творчеству Маяковского и С.Есенина.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенст-вовать навыки работы над сочинением.

Исследовательские задания

Индивидуальная

Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.

Создание письменных высказываний

2

45

Мифологические и литератур-ные образы в поэзии Мандельштама.

Цель: познакомить с личностью и творчеством поэта; показать особенную манеру поэтического письма; определить истоки художествен-ных образов  произведений

Лекция, проб-лемные задания.

Коллективная, групповая

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Импрессионизм, стих, строфа, рифма.

Владеть навыками  работы с различными источниками информации

Чтение наизусть

1

46

Основные темы творчества и своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой

Цель: обозначить основные темы и мотивы лирики М.Цветаевой; разобраться в особенностях поэтического текста, увидеть своеобразие лирической героини произведений.

Лекция, беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой

Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте

Лирический цикл, лирический герой

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. В кН.: М.Цветаева. Избранное.- М.: Просвещение, 1990

Чтение наизусть

1

47

А.Н.Толстой. Неистовая ярость гражданской войны в рассказе «Гадюка»

Цель: познакомить (кратко) с биографией и творчеством Толстого, показать влияние гражданской войны на развитие жестокости в характерах героев

Беседа, проблемные задания

Коллективная

Знать сюжет рассказа, уметь характеризовать героев, видеть влияние войны на судьбы и характер героев.

Уметь анализировать эпизод прозаического произведения

Сюжет, художественный образ, анализ эпизода прозаического произведения

Уметь самостоятельно отбирать и систематизиро-вать информацию из источников различного типа.

Составление композиции рассказа

1

48

Е.И.Замятин. Жанровое своеобразие, сюжетные линии, система образов романа-антиутопии «Мы»

Цель: познакомить учащихся с личностью Е.И.Замятина и его романом «Мы»; побудить к высказыва-нию своего мнения по поводу прочитанного

Беседа, проблемные задания

Коллективная

Знать главных героев, основные сюжетные линии, жанровое своеобразие романа

Роман-антиутопия, сюжет

Уметь самостоятельно отбирать и систематизиро-вать информацию из источников различного типа

Характерис-тика героя

1

49

Образ главного героя в повести А.П.Платонова «Сокро-венный человек»

Цель: познакомить с творчеством Платонова; показать актуальность  произведения, своеобразие героя

Беседа

Коллективная

Знать смысл названия произведения, уметь характеризовать главного героя.

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев).

Художественный образ, лейтмотив, проблематика

Уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Васильев В.В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества

Сочинение-эссе

1

50

Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. История создания и публикация романа «Мастер и Маргарита»

Цель: познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А. Булгакова, с историей создания и публикации его «главной книги».

Беседа, лекция.

Коллективная, индивидуальная

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему

Традиции и новаторство

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1997

Конспект тезисов лекции

1

51

Композиция и проблема-тика романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: определить проблематику романа, показать его композиционные особенности, их связь с проблемами романа

Беседа, проблемные задания

Коллективная, групповая

Знать особенности композиции и проблематики романа, уметь выявлять  жанровые особенности романа

Традиции и новаторство, композиция, жанр

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова

Ответы на вопросы

1

52

Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова.

Цель: показать, как решает проблему нравствен-ного выбора в романе; определить, какими художествен-ными средствами рисует Булгаков образы центральных героев «ершалаим-ских» глав.  

Беседа, проблемные задания

Групповая, индивидуальная

Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев

Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведе-ний, выделяя общность и отличия авторской  позиции

   Характеристика героя, библейский сюжет                                                                                                    

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерк творческой истории

Тестирование по системе ЕГЭ

1

53

Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита».

Образы Мастера и Маргариты.

Цель: усвоить нравственные уроки Булгакова; продолжить работу над характеристикой образа литературного героя

Беседа, проблемные задания.

Коллективная, групповая

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Средства создания образа

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа

Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова

Халактерис-тика главных героев романа

1

54

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита».

Цель: показать роль фантастичес-кого в романе; продолжить разговор о нравственных уроках Булгакова; создать проблемную ситуацию, побуждаю-щую учащихся высказывать своё мнение о прочитанном

Беседа, проблемные задания

Коллективная, групповая

Уметь составлять характеристику группы персонажей

Знать роль фантастики в романе

Характеристика образа, фантастика

Уметь находить информацию по заданной теме, систематизиро-вать и обобщать её

Сидоров е. М.А. Булгаков в кН.: М.А. Булгаков. Романы.- Кишинёв, 1988

Ответить на вопросы

1

55-56

Р./р. Сочинение по творчеству Булгакова.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

Исследовательские задания

Индивидуальная

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять  и излагать его

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

2

57

Жизнь и творчество А. Ахмато-вой. Основные темы лирики.

Цель: дать представле-ние о личности поэта,  о мотивах и настроениях лирики, показать  неразрывную связь поэтических образов Ахматовой с русской культурой

Лекция, беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать основные вехи жизненного и творческого пути А.А. Ахматовой, особенности её стиха (музыкальность интонации)

Музыкальность и сюжетность лирики, ИВС

Уметь находить информацию  в источниках различного типа и систематизиро-вать её

Дудин М. Души высокая свобода. В кн.: Анна Ахматова. Сочинения. – М.: Художественная литература, 1987

Чтение наизусть

1

58

Художественное своеобразие поэмы Ахматовой «Реквием»

Цель: познакомить учащихся с историей создания поэмы; показать особенности композиционного строения и их роль в раскрытии идейного содержания; углубить представле-ния о патриотизме и гражданственности лирики Ахматовой

Беседа, проблемные задания

Коллективная, индивидуальная

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Чтение наизусть

1

59

Р./р. Сочинение по творчеству А.А. Ахмато-вой.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

1

60

Жизнь и творчество М.А. Шолохова

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя, его творческой судьбой; дать представление о значении его произведе-ний, о полемике вокруг авторства

Лекция

Коллективная, индивидуальная

Знать биографию писателя

Уметь обосновать своё отношение к писателю и его произведениям, выступать  с устным сообщением

Уметь находить информацию  по заданной теме в источниках различного типа

Жуков И. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве

Конспект тезисов лекции, ответы на вопросы

1

61

Замысел и история создания романа «Тихий Дон».

Цель: проследить творческую судьбу романа «Тихий Дон»; представить широту эпического повествова-ния, систему образов, основные темы произведения

Беседа. Проблемные задания

Коллективная, групповая

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности

Роман-эпопея, художественное время и пространство

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом)

Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975

Пересказ эпизодов

1

62

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

Цель: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей

Беседа, проблемные задания

Коллективная, групповая

Знать главных героев, основные сюжетные линии, уметь составлять характеристику группы персонажей

Историзм романа, художественное время и пространство

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять главное

Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975.

Анализ эпизодов

1

63

«Чудовищ-ная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова.

Цель: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влияние на человека

Беседа, проблемные задания

Коллективная

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода  в архитектонике произведения

Знать особенности языка, стиля писателя

Гуманизм, традиции и новаторство

Уметь осознанно воспринимать информацию, распространя-емую по каналам СМИ

Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975

Анализ эпизодов

1

64

Судьба Григория Мелехова в романе  «Тихий Дон» как путь поиска правды жизни.

Цель: показать трагическую судьбу Григория Мелехова и отношение автора к своему герою

Проблемные зада-ния, работа с книгой

Групповая, индивидуальная: сообщения на темы: «Женские образы в романе «Тихий Дон», «Функция пейзажа в романе «Тихий Дон»; «Художествен-ное своеобразие романа «Тихий Дон».

Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая  судьбу Григория Мелехова  в романе как путь поиска правды жизни.  

Характеристика героя художественного произведения.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно- смыслового анализа текстов

Анализ эпизодов, тестирование по типу ЕГЭ

1

65

Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

Цель: показать судьбы женских образов  в романе, дать их сравни-тельную характеристику.

Прблемные задания

Коллективная, индивидуальная

Знать средства создания художественного образа в прозаическом произведении.

Уметь составлять сравнительную характеристику художественных образов

Характеристика героя

Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения

Тестирование по типу ЕГЭ

1

66

«Вечные» темы в романе «Тихий Дон» (человек и история, война и мир, личность и масса, любовь и долг).

Цель: через анализ судеб героев показать, как раскрываются в романе «вечные» темы

 

Семинарское занятие

Индивидуаль-ная: сообщения на темы: «Язык прозы Шолохова»; «Традиции классической литературы XIX века в романе». Коллективная

Уметь анализировать ключевые эпизоды, раскрывая «вечные» темы в романе.

Язык прозы, художественные особенности

Уметь вести диалог, дискуссию

Характерис-тика героев

1

67-68

Р./р. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

Иссле-дова-тельс-кие задания

Индивидуальная

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

2

Литература социалистического реализма

69

Литература социалисти-ческого реализма. А.Фадеев «Разгром».

Цель: показать особенность литературы социалистического реализма, познакомить с произведениями этого периода, подробнее проанализировать повесть Фадеева «Разгром»

Лекция, беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать особенности  периода социалистического реализма.

Уметь сопоставлять темы, затронутые автором в повести с историческими событиями

Социалистичес-кий реализм

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Конспект лекции, анализ эпизодов

1

Литература русского Зарубежья

70

В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Роман «Машенька»

Цель: обзорно познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть проблематику и систему образов в романе

Проблемная лекция, аналитическая беседа

Коллективная

Знать биографию писателя, проблематику и систему образов в романе

Сюжет, проблематика, роман

Создание устных высказываний; использование различных источников информации, проведение информационно-смыслового анализа текстов

Ответы на вопросы

1

71

Поэзия периода Великой Отечествен-ной войны

Цель: показать сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными интимными переживаниями лирического героя в стихотворениях о ВОВ.  

Беседа

Коллективная

Знать, как сочетаются  в стихотворениях о ВОВ высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героя

Уметь анализировать стихотворение

Традиции и новаторство, гражданствен-ность, ИВС

Использование различных источников информации

Тексты стихотворений К.Симонова, А.А.Суркова, Д.С.Самойлова, О.Ф.Берггольц и др.

Чтение наизусть

1

72

Проза и драматургияпериода Великой Отечественной войны.

Цель:  показать особенность прозы периода ВОВ, посмотреть, каким показан человек на войне, увидеть правду о нём

Беседа

Коллективная

Знать особенности прозы ВОВ, проанализировать, как война влияет на человека, увидеть правду войны

Традиции и новаторство

Уметь соотносить произведение с конкретной жизненной ситуацией, проанализировать произведения  В.П.Астафьева «Где-то гремит война»,  В.Розова «Вечно живые»

Журавлёв С.И. Память пылающих лет. – М.: Просвещение, 1985

Тест

1

73

В.В.Быков. Жизнь и творчество. Повесть «Сотников»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя обзорно; раскрыть проблематику повести, авторскую позицию и способы её выражения в произведении 

Проблемные задания работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать проблематику повести, авторскую позицию и способы её выражения в произведении.

Уметь раскрывать мастерство психологического анализа писателя.

Проблематика

Создание устных высказываний; использование различных источников информации, проведение информационно-смыслового анализа текстов

Тестирование

1

74

Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда

Цель: познакомить с творчеством В.Некрасова, показать значение повести.

Проблемные задания

Коллективная

Знать жизнь и творчество Некрасова, значение его творчества

Уметь создавать устные высказывания

Ответы на вопросы

1

75

Изображение войны в  произведе-нии К.П.Воро-бьёва «Уби-ты под Москвой»

Цель: познакомить с творчеством Воробьёва, показать особенности изображения войны в его произведении

Проблемные задания

Коллективная

Знать жизнь и творчество К.П.Воробьёва

Уметь выявлять особенности изображения войны в его произведении

Тема, проблема

Уметь создавать устные высказывания

Ответы на вопросы

1

76

Р./р. Сочинение по произве-дениям о ВОВ.

Цель: обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литератур-ную тему

Исследовательские задания

Индивидуальная

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

1

77

Русская литература второй половины XX века

Цель: обзорно познакомить с основными направлени-ями  в литературе второй половины XX века, с основными темами и проблемами

Проблемная лекция, аналитическая беседа

Коллективная

Знать основные направления в литературе второй половины XX века, основные темы и проблемы

Традиции и новаторство, гражданствен-ность, литература о ВОВ, «деревенская проза», «городская проза», «лагерная проза».

Уметь создавать устные высказывания

Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. – М.: Советский писатель, 1983.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. – М.: Наука, 1983

Конспект лекции, ответы на вопросы

1

78

Б.Л.Пастер-нак. Жизнь и творчество.

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, разнообразием дарований его творческой натуры; дать представление о творчестве Пастернака-поэта

Беседа

Коллективная

Знать основные этапы жизни и творчества            Б.Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики

Уметь анализировать лирическое произведение

Лирический цикл, лирический герой

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака

Чтение наизусть

1

79

Жанровое своеобразие и композиция романа Пастернака «Доктор Живаго».

Цель: раскрыть жанровое своеобразие и композицию романа, соединение в нём эпического и лирического начал

Проблемная лекция, аналитическая беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать историю создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композицию романа, соединение в нём эпического и лирического начал.

Роман, эпическое и лирическое  в романе

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.

Пересказ эпизодов

1

80

Тема интеллиген-ции и революции в романе «Доктор Живаго».

Цель: познакомить учащихся с судьбой романа, дать представление  о взглядах Пастернака на проблему места и роли человека в истории; показать гуманизм этих взглядов

Беседа, проблемные задания

Коллективная

Иметь представление  о взглядах пастернака на проблему места и роли человека в истории

Тематика, проблематика

Уметь передавать информацию адекватно поставленной  цели (сжато, полно, выборочно).

Воспоминания о Борисе Пастернаке. – М., 1993

Анализ эпизодов

1

81

Христианс-кие мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго»

Цель: показать значение стихов доктора Живаго для всего романа, показать жизнеутвер-ждающее начало поэзии.

Беседа

Коллективная

Знать мотивы и темы стихов доктора Живаго, уметь анализировать их

Лирический цикл

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Выразитель-ное чтение

1

82

Стихотво-рения Н.А.Заболоцкого.

Цель: показать философский характер лирики Заболоцкого, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

Беседа

Коллективная

Знать философские темы и мотивы стихотворений Н.Заболоцкого.

Уметь анализировать стихотворный текст

Параллелизм, ИВС

Уметь находить информацию по заданной теме  в источниках различного типа

Чтение наизусть

1

83

А.Т.Твардов-ский. Жизнь и творчество. Лирика.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта; на примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии.

Беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.  

Традиции и новаторство, гражданствен-ность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации; создание устных и письменных высказываний

Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999, с. 106-125.

Конспект лекции, доклады

1

84

Тема памяти в творчестве Твардовс-кого.

Цель: показать особенности лирического героя, гражданское мужество поэта; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы Твардовского «По праву памяти»

Лекция, беседа

Коллективная

Знать особенности лирического героя, жанровые особенности и идейное содержание поэмы Твардовского «По праву памяти»

Поэма

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели.

Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981

Чтение наизусть

1

Литература 60 – 90-х годов

85

Новые темы, идеи, образы в поэзии «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рожде-ственский, А.Вознесен-ский, Е.Евту-шенко).

Цель: познакомить-ся с поэзией «оттепели», проследить новаторство творчества поэтов этого периода 

Лекция, беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать творчество поэтов периода «оттепели», уметь анализировать стихотворения поэтов, выявлять новое в их творчестве.

Традиции и новаторство, «оттепель»

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели.

Чтение наизусть

1

86

Своеобразие художественного мира Н.М.Рубцова

Цель: определить особенности лирических произведений Н.Рубцова, дать понятие термина «тихая лирика»; показать связь с русскими литературными традициями

Беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать особенности стиля поэта

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

ИВС, «тихая лирика»

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её  в соответствии с поставленной целью.

Чтение наизусть

1

87

Своеобразие поэтического мышления И.А.Бродского.

Цель: дать обзор творчества поэта; определить особенности его лирики; познакомить с основами поэтики.

Лекция, беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать особенности лирики поэта

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

ИВС, сонет

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели.

Чтение наизусть

1

88

Особенности «Бардовс-кой» поэзии Б.Ш.Окуджавы и В.В. Высоцкого

Цель: дать понятие определения «бардовская» поэзия; определить место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; показать значение творчества Окуджавы и Высоцкого

Беседа, лекция

Коллективная, индивидуальная

Знать основные темы лирики поэта.

Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» поэзии.

Литературная песня, романс, «бардовская» песня

Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизиро-вать необходимую для решения учебных задач информацию.

Диски и аудиокассеты с записями авторских песен

Чтение наизусть

1

89

Жизнь и творчество А.И.Солженицына.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына.

Лекция, работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать биографию А.И.Солженицына.

Уметь самостоятельно готовить доклады по заданной теме.

«Лагерная» литература

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.

Доклады

1

90

Роман А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг».

Цель: на примере анализа фрагментов из романа «Архипелаг Гулаг» раскрыть авторский взгляд на трагический опыт русской истории.

Проблемная лекция, аналитическая беседа.

Коллективная

Знать своеобразие авторского взгляда на трагический опыт русской истории.

«Лагерная» тема

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текста.

Конспект тезисов лекции, пересказ фрагментов.

1

91

Тема трагической судьбы человека в тоталитар-ном государ-стве в рас-сказе Солже-ницына «Один день Ивана Денисовича».

Цель: показать публицистич-ность рассказа, обращение к читателю; вызывать эмоциональ-ный отклик при анализе рассказа

Беседа, проблемные задания.

Коллективная

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Прототип литературного героя, житие как литературный жанр.

Уметь соотносить произведение с конкретной исторической ситуацией.

Чалмаев В.А. Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994.

Тестирование по системе ЕГЭ

1

92

Образ главного героя в рассказе Солженицы-на  «Один день Ивана Денисовича».

Цель: показать своеобразие «лагерной темы» и характера повествова-теля, раскрыть характер главного героя

Проблемные заданияработа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать проблематику повести, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования.

Уметь делать характеристику главного героя

Характеристика художественного образа

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.

Тестирование

1

93

В.Т. Шала-мов. Жизнь и творчество писателя.

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя.

Лекция, работа с книгой

Коллективная

Знать биографию писателя

«Лагерная» тема

Уметь осознанно воспринимать информацию, получаемую по каналам СМИ; находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели

Конспект лекции

1

94

Особенности раскрытия «лагерной» темы в книге Шаламова «Колымские рассказы».

Цель: показать своеобразие раскрытия «лагерной» темы в его творчестве.

Лекция, беседа

Коллективная

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

«Лагерная» тема

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели.

Ответы на вопросы

1

95

«Мыслящая проза». Роман        Ю. Трифоно-ва «Старик».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Трифонова; дать понятие «мыслящей прозы», проанализировать роман «Старик».

Лекция, беседа

Коллективная

Знать биографию и особенности творчества Трифонова

Уметь анализировать художественное произведение

«Мыслящая проза»

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели.

Анализ эпизодов

1

96

«Деревенс-кая проза». Герои В.Шукшина.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать проблематику его рассказов, своеобразие изображения народного характера и картин народной жизни. 

Проблемные задания работа с кни-гой

Групповая, индивидуальная

Знать проблематику рассказов, своеобразие изображения народного характера и картин народной жизни.

«Деревенская проза»

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов

Ответы на вопросы

1

97

Нравствен-ная пробле-матика повести Распутина «Живи и помни»

Цель: посмотреть, как решается в повести проблема нравствен-ного выбора и совести

Беседа

Коллективная

Знать, как решается проблема нравственного выбора и совести

Конфликт, роль пейзажа, символика

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Ответы на вопросы

1

98

Взаимоотношения человека и природы в повествова-нии в рас-сказе  Аста-фьева «Царь-рыба».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать нравственные идеалы писателя, раскрыть философский смысл повести «Царь-рыба»

Беседа

Коллективная

Знать биографию писателя, нравственные идеалы, философский смысл повести «Царь-рыба».

Уметь анализировать эпизод художественного произведения

Проблематика художественного произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели.

Ответы на вопросы

1

99

Тема семьи в произведениях Ф.А. Аб-рамова «Деревянные кони», «Пелагея».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамо-ва, привлечь внимание учащихся к проблеме семьи, показать отношение автора к данной проблеме.

Беседа

Коллективная

Знать биографию Ф.А.Абрамова, отношение автора к проблеме семьи.

Уметь анализировать художественное произведение

Традиции и новаторство

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели

Тестирование по системе ЕГЭ

1

100

Художественное своео-бразие произведе-ний В.И.Бе-лова «При-вычное дело», «Плот-ницкие рас-сказы».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В.И.Белова, проблемати-кой произведений писателя

Лекция, проблемные задания

Коллективная

Знать биографию В.И.Белова, проблематику его произведений

Проблематика, сюжет

Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизиро-вать необходимую информацию для решения учебных задач

Доклады

1

101

Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампи-лов «Стар-ший брат».

Цель: познакомить с основными темами и проблемами драматургии 60-90 годов, показать значение драматургии вампилова для русской литературы; разобраться в художествен-ных особен-ностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».

Проблемные задания

Коллективная

Знать биографию А.В.Вампилова, значение его творчества для русской литературы.

Уметь выявлять художественные особенности пьесы «Старший сын»

Драма, художественные особенности

Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизиро-вать необходимую информацию для решения учебных задач

Ответы на вопросы

1

102

Р./р. Сочинение по русской литературе второй половины XX века.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением

Исследовательские задания

Индивидуальная

Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.

Создание письменных высказываний

1

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (2004 год, базовый уровень).

В основу рабочей программы положена программа общеобразовательных учреждений «Литература. 1-11 классы./под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001. Она обеспечивает усвоение знаний учащихся по курсу «Русская литература XX века», а также:

- соответствует  стандарту среднего (полного) общего образования по литературе;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

             Программа является общеобразовательной. Выбор данного типа программы обусловлен тем, что количество часов по программе соответствует количеству часов по учебному плану школы, и тем, что курс литературы в общеобразовательном учреждении реализуется на базовом уровне.

В учебном плане учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации выделено 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю. Из них:

- на изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений – 91 час;

- на развитие речи – 14 часов          

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  •  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  •  развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  •  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  •  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Важнейшим принципом построения курсы литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX  века – это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, с также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Задачи изучения курса:

  •  научить школьников видеть художественные явления в их развитии;
  •  понимать логику литературного процесса;
  •  научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);
  •  понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;
  •  различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение;
  • различные виды пересказа;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе  ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XX века;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по Литературе (7 класс) к УМК под редакцией Г.И. Беленького

Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта,   Программы  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. под ред....

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы  , Литература  , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва,  Просвещение» 2012 г, ФГО...

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

Тематическое планирование по литературе, 5 класс (по программе В.Я. Коровиной)

Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе....

Тематическое планирование по литературе 9 класс (по программе А.Г.Кутузова)

Тематическое планирование по литературе 9 класс (по программе А.Г.Кутузова)...