Контрольная работа по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Тихонюк Любовь Александровна

данная работа предполагает, в первую очередь, знание текста романа и умение отвечть на проблемные вопросы по прочитанному тексту романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_po_romanu_i._s._turgeneva_ottsy_i_deti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа по роману  И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

                                              а) А.И. Герцену;                 б) Н.А. Некрасову;                в) В.Г. Белинскому;  

2. Дать определение:   реализм, нигилизм.  

3. Основной конфликт романа «Отцы и дети»:

                              а) ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым

                              б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.  

                              в) борьба между либеральными монархистами и народом

 4. Давая общую  оценку политического содержания «Отцов и детей», И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…..(выберите правильное):

                           а) дворянства как передового класса                  б) крестьянства как передового класса

                           в) пролетариата как передового класса               г) революционных демократов

5. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:

1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.

3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».

4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

                а) Евгений Базаров;   б) Аркадий Кирсанов;    в) Павел Петрович      г) Николай Петрович

6. Критическую статью «Базаров» написал:

                            а) И. С. Тургенев.                    б)  Г. Белинский.                  в)  И. Герцен.                     г) И. Писарев.

7. Найдите соответствия героев романа социальному статусу:

                                  1. русский аристократ            а) Е.Базаров

                                  2. полковой лекарь                 б) П.П. Кирсанов

                                  3. студент-барич                     в) В.И. Базаров

                                  4. студент-демократ               г) А.Н. Кирсанов

8. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

              А) Любовь к Одинцовой.   Б) Разрыв с Аркадием.    В) Спор с П. П. Кирсановым.    В) Посещение родителей.

9. Какое утверждение ошибочно?

А. Одинцова Анна Сергеевна так не вышла замуж  Б. Кукшина уехала за границу  В. У Катерины Сергеевны родился сын Коля   Г. Состоялись две свадьбы; Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой

10. Какая реплика НЕ принадлежит Базарову

А. «Рафаэль гроша медного не стоит…» Б. «Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»
В. «… а из меня лопух расти будет». Г. «Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю…»

11. Вставьте пропущенное слово в высказывание Е. Базарова

«Природа не …………., а мастерская, и человек в ней работник».

12. Что явилось фактической причиной дуэли Базарова с Павлом Петровичем?

1) Политические разногласия  2) Пощёчина  3) Поцелуй Базаровым Фенечки  4) Обвинение в краже

13. Что явилось причиной смерти Базарова?

1) Туберкулёз  2) Пневмония  3) Дуэль  4) Заражение крови.

14. Портреты каких героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» представлены ниже?

А. «…высокого роста, в длинном балахоне с кистями…». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету … оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Б. Женщина «…высокого роста… поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно… глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

В. «В маленькой и невзрачной фигурке… не было ничего безобразного; но выражение … лица неприятно действовало на зрителя… Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко… все у нее выходило  не просто, не естественно».

15. В усадьбе или имении какого героя вы оказались?

  1. «Усадьба… стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей… За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью…».
  2. «… на скате холма открылась наконец небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей»
  3. «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

10.Найдите соответствие героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» социальному положению.

  1. «Эмансипе».
  2. Русский аристократ.
  3. Полковой лекарь.
  4. Студент-барич.
  5. Студент-демократ.

А. Василий Иванович Базаров.

Б. Авдотья Кукшина

В. Аркадий Кирсанов.

Г. Евгений  Базаров.

Д. Павел Петрович Кирсанов

Проблемные вопросы: (2 вопроса на выбор)

Письменно дать ответ на вопрос (5-10 предложений)

  1. Сначала перед текстом романа «Отцы и дети» предполагался эпиграф: «Молодой человек человеку средних лет: В вас было содержание, но не было силы. Человек средних лет: А в вас — сила без содержания» Как можно объяснить, почему автор снял этот эпиграф?
  2. Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.
  3. Почему Одинцова решила «не шутить с этим» (дает отказ Базарову)?
  4. Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его идей?
  5. В чем причины трагического одиночества Базарова в мире людей? Кто виноват?
  6. Базаров - герой положительный или отрицательный? Почему?
  7. Почему А.П.Чехов считал главы (главы романа, посвященные смерти Базарова) «сильнейшими страницами в романе»?

(Один вопрос на выбор)

  1. «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, ...сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего». Воплощен ли этот замысел романа? Отношение Тургенева к своему герою?
  2. Немецкий писатель Томас Манн признавался в 1949г.: «Если бы я был сослан на необитаемый остров и мог взять с собой лишь шесть книг, то в числе их, безусловно, были бы «Отцы и дети» Тургенева».

Как вы думаете, чем мог быть вызван такой интерес? Чем может быть интересен роман Тургенева читателю середины XX в.? Вы можете разделить позицию немецкого писателя в этом вопросе? Что самое главное для себя вы нашли в романе «Отцы и дети»?

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

в

2 балла

б

а

г

а

а

г

храм

3

4

А Базаров

Б Одинцова

В Кукшина

  1. Одинцова
  2. Базаров
  3. Кирсанов

 За каждое задание по 1 баллу (кроме второго задания)

Письменная работа оценивается по трехбалльной системе:

3 балла – Учащийся понимает специфику вопроса: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводит развивающие их  доводы, фактические ошибки отсутствуют.

2 балла – учащихся понимает специфику вопроса, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста или допускает 1 фактическую ошибку.

1 балл – учащийся упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом или допускает 2-3 фактические ошибки.

0 баллов – учащийся неверно отвечает на вопрос, который содержательно не соотносится поставленной задаче,  не понимает суть вопроса, или подменяет рассуждение пересказом текста или допускает 3 и более фактических ошибок.

Мах 26 баллов

Менее 7 баллов – «2»

15-6 баллов – «3»

16 – 21 балла – «4»

22 – 26 баллов – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом....

Контрольная работа по роману "Обломов".

Работа содержит задания на знание текста и его анализ, три варианта работы....

Контрольная работа по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Данный материал можно использовать для зачета в письменной форме после изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Контрольная работа по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

2 варианта с открытыми вопросами. Требуется текст произведения....