Путешествие по сказкам
план-конспект занятия по литературе по теме

Фролова Людмила Анатольевна

Внеклассное занятие для коррекционной школы 8 вида. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx150.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4

Внеклассное  занятие

в рамках методической недели.

4 класс

16.12.2013г.

Фролова Л.А.

Цель:  обобщить знания детей; приобщить детей к народному творчеству.

Обучающие задачи: уточнение  и обогащение знания детей о  сказках; учить узнавать сказку по заданию, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи: развитие  речи, воображения, фантазии, мышления;

развивать умение действовать согласованно.

Воспитывающие задачи: воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи: снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз), снятия мышечного напряжений (физ. минутки), пальчиковая гимнастика.

Методы: игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка»).

Материал: игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), индивидуальные листы с лабиринтом.

Оборудование:  ноутбук, лабиринт, кроссворд, разрезные картинки.

Вид занятия: занятие-игра. Ребята отправляются в сказочное путешествие с Иваном-царевичем, чтобы спасти Василису Прекрасную, которую Змей Горыныч унес в царство Кощея Бессмертного. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны выполнить задания сказочных героев. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход занятия:

- Любите ли вы слушать сказки?

- А как можно сказать о сказке, какая она?

- Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

- Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Демонстрируется слайд.

Отправляемся друзья,

В чудо сказку – вы, наши гости  и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

-  «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван - царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.

- Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?

- А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?

-  Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

«Мозговой штурм»:

- Какими словами начинается сказка?

- Какими словами она заканчивается?

- Я хочу предложить ещё одно задание.

«Зашифрованное слово».         Демонстрируется слайд.

-  У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

 - Получилось слово «Дружба».

 - Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».

 - «Долго ли, коротко ли ехал  Иван – царевич на коне  и выехал на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»

- Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – ты узнаешь, если правильно ребята отгадают  загадку. Ребята  поможем  Ивану-царевичу?

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Демонстрируется слайд.

-  Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

 -  И так вы готовы отгадать загадки от Зайки? Будьте внимательны.

Демонстрируется слайд.

Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.

- Все готовы продолжить путь? Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.

Сказочные гномики тоже хотят помочь Ивану-царевичу.

Демонстрируется слайд.

 «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 

 «Машенька и медведь»

 «Лиса и журавль»

«Зайкина избушка».

- А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной…(Лиса)

Демонстрируется слайд.

- Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.

- Лиса хитрая, просто так она нам про дорогу не расскажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?

«О какой сказке идёт речь?»

1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3. Сяду на пенёк, съем пирожок.

4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.

5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.

6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.

- Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, и она нам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

«Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.

- А теперь проверим.            

Демонстрируется слайд.

-  Пора отправляться в путь. Мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие физические упражнения для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.

Физкультминутка

Вот ее мы посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать «силу»).

-  Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.            

      Демонстрируется слайд.

- Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада.

                                         Демонстрируется слайд.

- Баба – Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она поможет. Согласны вы решать задачки Бабы Яги?

«Дополни имя».

- У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

Кощей - …, Мальчик - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …

Елена - …, Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…

«Отгадай сказку».

 персонажи сказки - дети отгадывают и называют сказку.

Царь, три сына, стрела, болото («Царевна - лягушка»).

Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)

Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).

Алёнушка,  Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

 - А сейчас вы разделитесь.

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать.

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» вспоминайте,

И героям помогайте.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».

-  Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

- Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.

Демонстрируется слайд.

- А вот и замок Кощея - Бессмертного

Что наделал злой Кощей

Все картинки перепутал

Сказки все он наши спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

 -  Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если  несколько заданий  Кощея отгадать. А вот и первое задание  - кроссворд.

Демонстрируется слайд.

Кроссворд «Кто говорит эти слова?».

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

Демонстрируется слайд.

- Второе задание     - Все буквы рассыпались.    Помогите отыскать

        потерявшихся  героев в         словах.

Демонстрируется слайд.

- Третье задание  -  Перед вами появятся слова. Зачеркните буквы, которые встречаются больше одного раза  на строчке и вы прочтете названия животных из русских народных сказок.    

 Сказки – перевёртыши

Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь

Демонстрируется слайд.

– «Царевна-Индюшка»;

– «По собачьему веленью»;

– «Иван царевич и зеленый волк»;

– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

– «Лапша из топора».

- Мы справились с Кощеевыми заданиями.

- «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.  

Демонстрируется слайд.

 - Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей)

 - Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? - Верно, наша дружба и знания русских народных сказок.

- Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка спортивно - массового мероприятия "Путешествие в сказку"

Спортивно - массовое мероприятие "Путешествие в сказку" составлено для учащихся 1- х классов и посвящено Дню здоровья....

Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».

Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков    сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...

Урок -путешествие по сказкам К.И.Чуковского

Интегрированный урок чтение+русский языкТема урока: «Согласные и гласные буквы»Цели и задачи:1.    Образовательные:  – закрепить минимум понятий о гласных звуках и букв...

Брейн-ринг "Путешествие по сказкам"

Цель: Активизировать знания детей по сказкам....

Внекласное мероприятие "Путешествие в сказку"

Данное мероприятие представляет собой инсценирование сказки"The Snow White and Seven Dwarfs”( Белоснежка и семь гномов)...

ИГРОВОЙ МАРАФОН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»)

·        продолжать развивать познавательную активность  и творческие  способности детей;   ·        выпо...

,,Путешествие по сказкам А.С.Пушкина ,,Что за прелесть эти сказки,,

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина. Задачи: 1. Создавать условия для узнавания сказочных персонажей А.С.Пушкина. 2. Развивать память, воображение. 3. Прививать любовь к творчест...