Mодель урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Мостовая Марина Михайловна

Тема для модели урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_model_uroka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Литература

  Лирическое произведение в 5 классе: трудно или легко?

                           Т.И.Холодова, С.И.Кравцова, М.М.Мостовая, учителя русского языка и литературы МОУ Маньковская СОШ, Чертковский район

  Изучение лирического произведения в 5 классе является одним из самых сложных. Почему? Учащиеся 5 класса отличаются воображением, эмоциональностью, предметным восприятием, но не всегда могут заметить важные для текста художественные особенности, не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Недостаточно владеют навыками анализа лирического произведения

  Учитель должен помочь осмыслить прочитанное глубоко, в меру читательских возможностей.  В методическом объединении «Филология» МОУ Маньковская СОШ учителями русского языка и литературы составлен алгоритм разбора лирического произведения для учащихся 5 класс.

1. Дата написания.

2. Биографический и фактический комментарий.

3. Тема.

4. Жанр.

5. Эмоциональное восприятие.

6. Теоретико  –  литературный аспект:

а) особенности развития поэтических образов (по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации);

б) основные изобразительные средства иносказания (метафора, сравнение, аллегория, олицетворение);

в) речевые особенности  (  риторический вопрос, восклицание, обращение);

г) основные особенности ритмики (стихотворный размер);

д) рифма;

е) строфика;

ж) звукопись  ( аллитерация, ассонанс).

7. Авторская позиция.

   В связи с изучением новых теоретико-литературных понятий алгоритм будет совершенствоваться.

     Покажем работу данного алгоритма на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Тема для модели урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова» выбрана на основе Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы и авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

.    Модель создана на основе УМК по литературе Г. С. Меркина. Работаем второй год. Можно говорить о достоинствах УМК.

    В учебнике Г. С. Меркина заложен принцип развивающего обучения.

    Так как основной метод преподавания литературы – чтение, то у Меркина есть 12 рубрик, чтобы заставить детей читать. Автор не упускает случая коснуться роли книги в жизни писателя. Важным воспитательным моментом является использование воспоминаний современников. Отражающие детали быта и исторические особенности определенной эпохи, они не только помогут ученику лучше понять содержание произведений, но и дают возможность учителю наметить межпредметные взаимосвязи, формирующие у детей целостную картину мира.

    На наш взгляд, предложенная модель урока позволяет реализовать основные содержательные линии литературного образования.

    Программа Г. С. Меркина отводит 2 часа на изучение кратких сведений о Лермонтове М. Ю. и изучение стихотворения «Бородино». Наша модель – 2 урок.

    Мы считаем, что модель урока работает на перспективу: сдачу ЕГЭ по литературе( уровень «Б» и «С».)

    Модель урока иллюстрирует возможности учебника Г. С. Меркина в реализации целей образования.

    Цели для учителя:

- образовательная: создавать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

- развивающая : формировать умения анализировать поэтический текст; развивать творческие способности

учащихся в форме письменного ответа на вопрос, связанный с текстом;

- воспитательная : воспитывать чувство гордости за свою Родину.

  Цели для учащихся:

Знать/ понимать:

- содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

- основные  художественные приемы, используемые для создания ключевых образов.

  Уметь:

- определять авторскую позицию и находить средства ее выражения;

- собирать материал для письменного ответа на вопрос

  Предтекстовый этап

1. Актуализация опорных знаний.

   Беседа по вопросам:

-В каком году написано стихотворение? ( 1837)                                                

- Что послужило поводом написания «Бородино» ? (25-летие со дня Бородинского сражения)

   Слово учителя:

-Как видим, прошло почти два столетия со дня создания стихотворения. Интересно ли оно сегодня? Почему?( Да, т.к. о защитниках Родины.)

    Слово учителя( историко-литературный экскурс)

   До Лермонтова поэты восхваляли как главных героев Бородинской битвы царя и полководцев. Так, например, поэт Быков писал в стихотворении, тоже называющемся «Бородино»:

Я зрел поля Бородина-

Сей памятник российской славы!

Благоговейте, времена,

Цари, народы и державы.

На сих полях кровавый бой

Решил судьбу полувселенной,

На них пал галлов грозный строй

Перед тобой, благословенный!                                                    

- Какие слова вам не понятны? За разъяснением обратимся к толковому словарю.

Словарная работа  

 Зреть – видеть, смотреть.

 Сей – этот.

 Благоговеть – относиться с благоговением к кому-чему –нибудь.

Благоговение – глубочайшее почтение.

Сих – этих.

Вселенная – вся земля, все страны.

Благословенный – счастливый, удачный, успешный.

- Так кого воспевает Быков?( Царя.)                                                

     Постановка проблемного вопроса.

  - Кто же у Лермонтова показан истинными героями?

   

  Текстовый этап.

-Дома вы еще раз прочитали стихотворение Лермонтова «Бородино».

-В какой  форме оно написано? Докажите это. (Диалог молодого солдата со старым).      

-Сколько строф во всем стихотворении? ( 14)

 - Сколько строф в рассказе старого солдата. Почему?( 13 строф монолога. Лермонтов выбрал такую форму, чтобы придать достоверность рассказу, ведь говорит сам участник событий.)

-Прочитайте первую строфу стихотворения. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Вопросительные и восклицательные знаки.)    

-Для чего автор использует такую пунктуацию? (Для усиления эмоциональности высказывания.)

Учитель:

Познакомимся с новым художественным приемом - риторическим восклицанием.

  -Откройте учебник  на странице150, прочитайте определение.

-Найдите в тексте стихотворения строки с риторическим восклицанием. С какой целью оно употребляется в каждом случае? Посмотрите образец рассуждения в учебнике на стр.151. (Богатыри – не вы! С гордостью говорит о славных участниках сражения.

Не отдали б Москвы!

Наш рукопашный бой! Показывает решимость защищать Родину.)

-Прочитайте 3,4,5 строфы. Каким стилем они написаны? (Разговорным.)

- Что помогло вам определить это?( Ключевые слова: « у наших ушки на макушке», « и думал: угощу я друга», «ломить стеною» и др.)

-Кто же они –участники Бородинского сражения?(Рядовые русские солдаты.)

-Прочитайте 7,8, 9 строфы. Какие глаголы помогают понять состояние русского солдата и французского? ( Француз ликовал, русский - прилег, чистил, точил.)                                  

 -К чему готовятся французские и русские солдаты? (Французы – к победе, а русские -  к серьезной схватке, а может быть, к последнему бою.)                

-Прочитайте слова, которыми характеризует солдат полковника? ( «Рожден хватом», «слуга царю, отец солдатам», «сражен булатом».)

-Как относится к нему старый солдат? (С уважением.)

-Найдите в тексте обращение полковника к солдатам. Что оно передает? ( Обращение полковника помогает передать чувства русского воина-защитника:

        …И умереть мы обещали.)

-В какой строфе Лермонтов начинает описание боя? ( В 10)

-А какой момент Бородинского сражения изображен на фрагменте панорамы А. Ф .Рубо ?

- Какие  строчки стихотворения, на ваш взгляд, ему созвучны?( 12,13 строфы.)

Читают текст

-Какие слова помогают Лермонтову сделать для нас картину боя живой, полной движения? Запишите их в тетрадь. ( Носились, блестел, двинулись, промелькнули, побывали и др.)                  

-К какой части речи они относятся? ( К глаголам.)

Учитель:

-Эти глаголы  передают шум сражения, стремительность передвижения и атак, упорство противника в достижении цели.  

- Чем пользуется автор для создания целостной картины боя? (Изобразительно-выразительными средствами.)

Работа с интерактивной доской и записи в тетрадях.

-Выделите среди записанных изобразительно-выразительных средств эпитеты. Занесите в соответствующую графу.        

- Чего добивается Лермонтов, используя эпитеты? ( Помогают образно передать картину боя.)

Тропы

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Дым летучий;

Носились знамена, как тени

Звучал булат

Бой удалый

Протяжный вой

Двинулись, как тучи

Картечь визжала

-Прочитайте начало 10 строфы. С чем сравнивает Лермонтов движение французов? (С тучами.)

-Как бы  вы назвали такой прием? ( Сравнение.)

Прочитайте определение сравнения в учебнике на странице 152.

Заполните вторую графу таблицы.      

-Какую роль играют сравнения? (Ярко, образно нарисовать схватку; передать настроение солдат.)

-Прочитайте 11строфу. Какие слова употреблены в переносном значении? ( Звучал, визжала)  

-Познакомимся с новым тропом. (Учебник стр.152.)

Закончите работу по таблице.    

- С какой целью Лермонтов использует эти изобразительно-выразительные средства? ( Для создания яркого, динамичного образа битвы.)                                                              

Учитель читает 11 строфу, голосом выделяет слоги, звуки.    

-При помощи каких звуков достигается эффект боя? (Слоги –дра-, -про-,го-ра, крова-вых своим рычанием усиливают впечатление от картины страшной битвы.)

-Как называется такое художественное средство? (Звукопись.)

-Выпишите слова, которыми поэт называет неприятеля. ( Француз-2р, Французы-2р, мусью, враг, басурманы-5р)

-Выпишите слова, которыми поэт называет русских солдат. ( Богатыри-2р, ребята, командиры, братья, бойцы, товарищи и др.)    

-Какое отношение к французским и русским солдатам мы слышим в этих словах? ( К французским – негативное, а к русским – уважительное.)

-Назовите самые выразительные, на ваш взгляд, слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат. ( Богатыри.)

-Кого еще на Руси называли богатырями? ( И. Муромца, А.Поповича, Д.Никитича.)

-Давайте еще раз обратимся к бессмертным строфам 2 и 14.Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем? ( Автор  со своим героем считает, что современники не достойны богатырей.)

      Посттекстовый этап

-Давайте сделаем общие выводы по уроку, используя наработанный материал.

-Какие художественные средства помогают раскрыть картину Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»? Какие из них новые?

- Кто же у Лермонтова показан истинными героями Бородинской битвы? ( Солдаты-богатыри, народ)

-Каким предстает русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

Домашнее задание

- Выучить  наизусть отрывок из стихотворения и читать выразительно. (Не меньше половины.)

-Письменный ответ на вопрос: «Каким изображен русский солдат на Бородинском поле в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?»

- По желанию: «Образ русского солдата в произведениях русских писателей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...

Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...

Конспект урока литературы в 5 классе "Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино""

Данный материал представляет собой технологическую карту в соответствие с требованиями ФГОС....