Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  

    Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?

    Цели урока:

    - показать историческое значение события, изображенного в произведении;

    - научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

    - научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.

    - развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес обучающихся;                   

    - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

    - развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

    - воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

    - совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

    - воспитывать чувство любви к Родине;

    - воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_borodino.doc62 КБ
    Файл borodino.pptx2.12 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по ФГОС второго поколения

    Автор: Панферова Инна Геннадьевна,

    учитель литературы МОУ- СОШ № 17

    г. Клин

    Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  

    Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?

      Цели урока:

    1. Образовательные:

    - показать историческое значение события, изображенного в произведении;

    - научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

    - научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.

    2. Развивающие:

    - развивать логическое мышление, коммуникативные умения,  

       познавательный интерес обучающихся;                                                                                                                                                   - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

    - развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

    3. Воспитывающие:

    - воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

    - совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

    - воспитывать чувство любви к Родине;

    - воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

    Формирование и развитие универсальных учебных действий:        

    1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    2. Метапредметных:

    - регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;

    - познавательных:  использование различных источников информации;

    - коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

    3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

    Виды деятельности:

    -познавательная,  проектная деятельность;

    - беседа;

    - развитие навыков выразительного чтения;

    - работа с репродукциями картин;

    - создание творческого проекта.

    Оборудование урока:

    - мультимедийный проектор; компьютер; экран,

    - компьютерная презентация «Бородино»;

     

    Ход урока:

    1. Мотивация. Актуализация знаний.

    -Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую вас сегодня на уроке литературы. Надеюсь на вашу поддержку, полагаю, что работа на уроке будет интересной и плодотворной.  Желаю всем  хорошего настроения и удачи.

    Беседа по вопросам:

    -Ребята, сегодня мы будем говорить о прошлом, сопоставлять события и факты, отвечать на вопросы. Я сейчас предоставлю вашему вниманию кадры фильма, а вы  подумайте, какое историческое событие легло в основу  этого фильма?
    На экран выводятся кадры, изображающие Бородинское сражение (фильм «Война и мир»)
    Учитель:  

    -Как вы думаете, ребята, о каком событии сегодня пойдет речь на уроке?  А что вам известно о тех далеких событиях?  (на доске таблица, которую заполняем ключевыми словами)

    Что знаю?

    Что узнал?

    Что хочу узнать?

       Учитель: За свою многовековую историю русскому народу не раз приходилось отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою свободу и независимость.

    Сегодня на уроке мы будем говорить о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ.

     Давайте обратимся к изображению событий войны 1812 года.

    Показ слайдов (до 16 слайда)

    А сейчас мы предоставим слово нашим экспертам. Они, провели  исследовательскую работу и  добавят к нашим сведениям то, что подготовили к  уроку о событиях войны 1812 года.

    Теперь мы расширили свои знания об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Наши литературоведы сейчас расскажут, почему М.Ю.Лермонтов обратился к теме Войны 1812 года.

    Слово литературоведам

    Давайте познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова. В  стихотворении  вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени, отметьте, пожалуйста, карандашом  эти  слова.

    Чтение стихотворения.

    Ребята, какие слова вы отметили?

    Вы отметили слова, теперь предоставим слово нашим экспертам, они объяснят значение этих слов для класса.

    А сейчас давайте посмотрим на экран и представим зрительный образ слов, значение которых нам разъяснили эксперты.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА: 

    1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
    2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
    3. картечь - артиллерийский снаряд.
    4. драгун - солдат или офицер кавалерии.
    5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
    6. кивер - высокий головной убор у военных.
    7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.
    8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

    Работа с текстом стихотворения.

    А сейчас каждая группа получает задание и отвечает на вопросы.

    Задание по группам: внимательно прочитайте эпизоды, изображающие:      

    1 группа –  сцену отступления русских войск

    2 группа – изображение настроения  русских войск перед сражением

     3 группа – сцену Бородинского сражения.

    4 группа – образ русского солдата.

    Вопросы.

    1. Каким настроением проникнуты строки, описывающие отступление русских войск? Что говорят  старики? (им досадно, что не ведется никакого сражения, приходится только отступать, оставляя свои дома на разорение французам, они сожалеют о бездействии командиров, они вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)

    1.  Что пишет автор о месте боя? Каков настрой, боевой дух русской армии?  Как русские солдаты готовятся к бою? Почему француз ликовал?  (автор показывает глубокий патриотизм, единение в достижении цели, воины-богатыри, «ломить стеною», «постоим головою», Можно сказать об иконе, чистой рубахе, они идут на смерть, никто не отсиживался «полковник наш рожден был хватом…», француз  ликовал, т.к. был уверен в своей победе, ведь он завоевал уже всю Европу, солдаты показывают безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение,  умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух). (Все русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день, когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и суеты готовятся  к бою).

    1. Найдите описание боя, какие звуки помогают представить нам страшное сражение? Укажите глаголы, показывающие динамику (движение) сражения. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий).  Как передана ожесточенность боя, какими выражениями? («гора кровавых тел», «рука бойцов колоть устала», «смешались в кучу кони, люди») Найдите сравнения в тексте. Почему земля тряслась? Каков итог битвы? ( всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны - звукопись, глаголы- носились, блестел, звучал, визжала, колоть устала, изведал, тряслась, смешались, слились, «французы двинулись как тучи» , «земля тряслась как наши груди»- сравнения )
    2. Какими словами автор говорит о русском солдате? (герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, простые солдаты, которыми руководили талантливые военачальники («могучее лихое племя, богатыри..»)
    3. А кто ответит, как построено стихотворение? (первая и вторая строфа – диалог,  а дальше идет монолог, рассказ старого солдата)
    4. А какой основной мыслью пронизан рассказ старого солдата? (нынешнее поколение, считает он, не способно на подвиги, «богатыри не вы…»)

    Подведение итогов.

    Каким чувством проникнуто стихотворение? (Любовью к своим товарищам, любовь к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию)

    А почему все таки отступили от Москвы? (это было во имя спасения России)

    Давайте подумаем, что является темой и идеей стихотворения? Вспомним: тема-это то, о чем рассказывает автор, идея- это оценка событий, которые описывает автор. Тема- Бородинское сражение, идея- любовь  к Родине.

    Домашнее задание: заполнить графу таблицы «Что я узнал на уроке?», нарисовать рисунки к произведению, подписав их строками стихотворения. Мы проиллюстрируем с вами это стихотворение.

    Рефлексия: Тихое письмо: у вас на столе листочки, на которых вы должны сейчас будете написать о своих чувствах, которые вы испытали сегодня на уроке.  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Победе русского оружия над войсками наполеоновской армии посвящается…

    Слайд 2

    содержание Историческая справка о Бородинском сражении. Словарь терминов к стихотворению «Бородино». Стихотворение «Бородино» Вопросы и задания

    Слайд 3

    12 июня 1812 года огромная армия французов вторглась в Россию.

    Слайд 4

    Два месяца продолжалось отступление русских войск.

    Слайд 5

    26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.

    Слайд 6

    Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.

    Слайд 7

    Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.

    Слайд 8

    Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божией матери.

    Слайд 9

    Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

    Слайд 10

    Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы

    Слайд 11

    Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.

    Слайд 12

    «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу» – таков был приказ.

    Слайд 13

    Потери русских составили 45 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек).

    Слайд 14

    Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

    Слайд 15

    Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.

    Слайд 16

    В то же время Бородино надломило дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. И прав был генерал Ермолов, говоря: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую»

    Слайд 17

    История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова. Вернуться к содержанию

    Слайд 18

    Словарь терминов к стихотворению Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя

    Слайд 19

    Мусью – сударь, господин (обращение к французу) Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 20

    Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 21

    Лафет – Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 22

    Бивак – стоянка войск под открытым небом Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 23

    Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 24

    Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 25

    Улан, драгун – солдаты конных полков Словарь терминов к стихотворению

    Слайд 26

    Басурманы – люди другой веры, иноземцы, враги Словарь терминов к стихотворению Вернуться к содержанию

    Слайд 27

    БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

    Слайд 28

    БОРОДИНО Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!

    Слайд 29

    БОРОДИНО Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

    Слайд 30

    БОРОДИНО И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.

    Слайд 31

    БОРОДИНО Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

    Слайд 32

    БОРОДИНО Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

    Слайд 33

    БОРОДИНО Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

    Слайд 34

    БОРОДИНО И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.

    Слайд 35

    БОРОДИНО И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

    Слайд 36

    БОРОДИНО Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

    Слайд 37

    БОРОДИНО Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

    Слайд 38

    БОРОДИНО Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

    Слайд 39

    БОРОДИНО Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы . Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

    Слайд 40

    БОРОДИНО Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля, Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! Вернуться к содержанию

    Слайд 41

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Перечитаем первую строфу стихотворения - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Что интересует молодого солдата, что его волнует?

    Слайд 42

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Где в момент Бородинского сражения находился старый солдат? Почему автор доверил рассказ о сражении с тарому солдату?

    Слайд 43

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Подпишите данные иллюстрации словами из текста. Как они доказывают, что рассказчик – участник сражения?

    Слайд 44

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ С какими чувствами старый воин вспоминает о своих боевых товарищах? Как он их называет?

    Слайд 45

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Найдите и прочитайте строки, в которых г оворится о верности, преданности русского солдата.

    Слайд 46

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вот люди, которые вели в бой русскую армию М.И.Кутузов П.И.Багратион Может быть, с них был написан портрет командира – полковника? Найдите и прочитайте о нём. Как вы понимаете слова «рождён был хватом»? Как понимаете выражение «отец солдатам»? В каких словах полковника звучит тревога з а судьбу России?

    Слайд 47

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Прочитайте строки, рисующие картину Бородинского с ражения. Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя? О чём печалится солдат-рассказчик? Чем он гордится?

    Слайд 48

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Выберите из стихотворения строки, которые вам о собенно понравились, запомнились и нарисуйте к ним иллюстрацию

    Слайд 49

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Шапиро Еленой Николаевной. ГБСКОУ школа № 69 Санкт-Петербург, г.Зеленогорск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

    Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

    конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"

    Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....

    Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

    Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

    Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

    Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

    Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

    Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

    Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

    В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

    Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

    Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...