Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiski_okhotnika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия  в цикле рассказов».

Цели: а) образовательные:

- познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

- раскрыть значение литературоведческих понятий -  рассказ, цикл рассказов,  образ рассказчика;

- обучать анализу  рассказа;

б) развивающие:

- развивать память, воображение;

в) воспитывающие:

- воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской   технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными  заданиями:

                                                         Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

- Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

- Назовите литературные направления,  которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

- В каких литературных направлениях творили эти писатели?

- К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей,  драма (трагедия), роман.

- Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» - социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Социальный-

-Психологический-

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова  – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

-  Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

- Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»?  Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева?  На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в  литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений.  Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель,  увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

- А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села  Спасского и села Тургенева)

- В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан  очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа  «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу.  Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

 - Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры  образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай).  Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.  Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

- Рассмотрите  иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

- Анализ рассказа  «Бежин луг». Перескажите  рассказ.  Тема. Идея. Проблема.

- Рассмотрите   мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ  рассказа  «Бирюк».  Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.          Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином.  Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

- Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова  к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?  

- Анализ  рассказа «Певцы». Перескажите произведение.  Опишите пение героев.  Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

- Рассмотрите иллюстрации  Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать?  Используя устное словесное рисование  создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

- Что и кто  объединяет эти рассказы? (образ  охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

- Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

- Сравните с циклом «Петербургских повестей»  Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

- Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

- Каким вы видите русское крестьянство  в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками,  бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

- Как называется описание природы в художественном произведении?  (пейзаж)

- Какую роль играет пейзаж в рассказах?

- Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям».  Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

4. Итог урока.

- Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

- Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

- Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

- Какой мы видим Россию в рассказах  писателя?

5. Домашнее задание.

Читать  первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам  определите характеры этих героев.

Приложение.

Карточки с индивидуальными  заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.         

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Портрет в рассказах А.П.Чехова".

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе

Конспект  урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....