Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Гончаренко Наталья Михайловна

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. «Есть такие прирожденные ангелы…»

                       Образ Матрены.

Планируемые результаты обучения: знают текст произведения; понимают трагизм судьбы героини, притчевый характер рассказа; умеют пересказывать с элементами анализа фрагменты,  развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию; овладевают умением строить связный рассказ, аргументировать свою точку зрения; демонстрируют личное отношение к героине как к человеку некорыстному, всю жизнь служившему людям.

Сценарий урока

  I.        Актуализация знаний.

Давайте вспомним, какие вопросы мы рассмотрели, обсудили на прошлом уроке. (Познакомились с биографией А.И. Солженицына, рассмотрели композицию рассказа «Матренин двор», проанализировали, выявили авторскую позицию)

Дома вы подготовили пересказ судьбы Матрены. Послушаем этот рассказ.

 II.        Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Тему сегодняшнего нашего разговора вы видите на экране.

Объясните, как вы понимаете сочетание «прирожденные ангелы»?

Попробуйте обозначить проблему сегодняшнего урока, т.е. над чем нам следует поразмышлять?

(Почему Матрену Солженицын назвал праведником?)

III.         Этап планирования.

Чтобы ответить на вопрос, что нам необходимо выяснить, обсудить, найти в тексте рассказа?

(Нам необходимо вспомнить или найти в толковом словаре значение слов «праведник», «праведный», притча. Найти в тексте доказательства праведности героини. Привести в доказательство высказывания самой Матрены.)

Запись на доске:

- значение слов «праведник», «праведный», «притча»;

- поступки Матрены;

- высказывания Матрены.

  1. Этап открытия нового знания. Анализ рассказа, образ Матрены.

- На прошлом уроке мы уже говорили, что рассказ носит притчевый характер. В чем это выражается?

- Что означают слова «праведник», «праведный»?

( Объясняют, как понимают эти слова. Один ученик находит значение слов в толковом словаре или в интернете)

Толкование слов проецируется на экран.

- А теперь обратимся к тексту. Какие поступки Матрены сильно отличали ее от односельчан? Расскажите.

- Почему она была равнодушна к красивой одежде и обстановке?

- Дома вы должны были выписать наиболее характерные высказывания Матрены. Как они характеризуют ее? Что объясняют в ее характере и образе мыслей? (На экране слова героини)

- В чем трагизм судьбы героини?

- Каково авторское отношение к героине?

- Как вы понимаете заключительную фразу рассказа, что «есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»? (Слова на экране)

- В чем притчевый характер рассказа?

  1.  Итоги урока, рефлексия.

- Итак, как мы ответим на главный вопрос нашего урока: «Почему Солженицын назвал Матрену праведником»?

- На листах бумаги напишите, за что вы бы сказали спасибо после прочтения рассказа автору, Матрене. Кому сказали бы третье спасибо и за что?

Домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему «Есть ли место праведникам в наше время?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова"

Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и ...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены ( по рассказу А.И. Солженицына)

В презентации содержатся материалы к уроку: название темы урока, словарь, цитаты из рассказа, домашнее задание....

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...

Конспект урока «Что такое функция», 7 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Конспект урока по теме «Что такое функция»Обучающие цели: сформировать у учащихся понятие функции, способов её задания, умение находить соответствующее значение функции.План урока: 1) Орга...

Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс

Конспект урока по литературе  11 класс .     Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова...

Конспект урока: «Что такое химическое уравнение?» (8 класс)

На данном уроке у обучающихся формируется представление о химическом уравнении как условной записи процесса превращения одних веществ в другие....

Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс

Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....