Конспект урока Жизненный и творческий путь Некрасова
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Кондрашова Людмила Васильевна

Урок объяснения нового материала в 10 классе с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок объяснения нового материала по литературе

с использованием ресурсов КМ-школы

и интерактивной доски по теме

«Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова»

Цель урока.

Знать: - важнейшие факты жизни и творчества Н.А.Некрасова;

        - роль Н.А.Некрасова в истории русской литературы.

Уметь: обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу

План урока

Этапы урока

Задачи

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Работа с новым материалом
  4. Контроль усвоения темы

Создать эмоциональную атмосферу для восприятия учебного материала.

Выявить известные учащимся знания о личности Н.А.Некрасова

Познакомить с важнейшими этапами жизни и творчества Н.А.Некрасова

 Определить уровень усвоения учебного материала

Оборудование: интерактивная доска с подготовленными слайдами по теме урока, Аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…», раздаточный материал (справочная статья, словарные статьи из Толкового словаря Ожегова, Шведовой).

Ход урока.

  1. Учитель приветствует учащихся, читает отрывок из стихотворения:

                        Что ты, сердце мое, расходилося?..

                        Постыдись! Уж про нас не впервой

                        Снежным комом прошла – прокатилася

                        Клевета по Руси по родной.

                        Не тужи! Пусть растет, прибавляется,

                        Не тужи! Как умрем

                        Кто-нибудь и об нас проболтается

                        Добрым словцом…

Вопросы к учащимся:

        Что вы услышали в этом отрывке?

        Какие чувства хотел передать автор этих строк?

Слово учителя:

        Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…(на слайде 1 – тема урока)

        2.    Слайд 2 – портрет поэта. Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А.Некрасова. А может быть, узнаем по-новому, ведь это имя вам уже известно.

        Какие произведения Некрасова вам знакомы?

        Что вы знаете о его судьбе?

        С какой целью необходимо знать, кроме стихов, еще и жизненный путь поэта?

        Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.

Ваша задача – опираясь на сообщения учащихся и справочный материал, создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества.

        3.   Слайд 3 – дом  в Грешневе. Сообщение ученика «Детство и юность Некрасова»

Задание: определить основные события, которые повлияли на формирование поэтического мироощущения поэта.

Закрепление материала осуществляется через работу со слайдом 4: учащиеся формулируют и аргументируют свои предположения и сравнивают их с теми, которые обозначены на слайде.

        Сообщение ученика «Творчество Некрасова в 40-50 годы»

Вопрос: почему период 40-х годов получил название «Петербургские мытарства»? (лексическая работа со словом «мытарство»).

Задание к слайду 5: показать структуру сборника стихотворений 1856 года.

Учащийся выстраивает указанные на слайде разделы сборника в необходимой последовательности и делает вывод о тематическом и жанровом многообразии лирики Некрасова.

        Сообщение «Некрасов – редактор и издатель»(на слайде 6 – фотография писателей, сотрудничавших с журналом «Современник»)

После сообщения  на слайде 7 учащийся сопоставляет временные периоды с соответствующими печатными изданиями, в которых работал Некрасов.

        Сообщение «Творчество Некрасова 60-70 годов»

Вопросы к учащимся: Почему имя Некрасова связано прежде всего с темой народа?

О чем свидетельствуют изменения в лирике Некрасова в конце жизненного пути?

        Слово учителя.

        Не только общественные взгляды, но и личная жизнь поэта является источником вдохновения. Любовь Н.А.Некрасова к А.Я.Панаевой – одна из драматических страниц жизни поэта. Между ними было все – счастье и размолвки, трагедия двусмысленного положения невенчанной, гражданской жены и ревность, смерть детей и болезнь поэта. Одним из главных свидетельств этой трагичной любви стали стихи Некрасова.

        На слайде 8 демонстрируется портрет А.Я.Панаевой, звучит аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…»

  1. Тестирование по материалу урока (слайды 9-13).  Учащиеся читают вопросы теста, выбирают правильный вариант ответа, затем один из учащихся указывает варианты ответов на слайдах интерактивной доски и осуществляется самопроверка.
  2. Перед вами открылась еще одна поэтическая судьба, где жизнь и творчество неразрывно связаны. Какой вы представляете личность поэта? (Заслушиваются ответы нескольких учеников).

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю поэта Некрасова?», подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Применение ЦОР на уроке литературы по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"

Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».Цель: показать преимущества  использования ЦОР в ...

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"...

План конспект - занятия по теме: «А. А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой»

Конспект для учащихся 10 класса . Используется при изучении ранней лирики Ахмаьовой...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...

Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова.

Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова. Выполнил ученик 6 класса Федоров Арсений....