Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Татьяна Владимировна Баженова

 

Цели  урока:

 

 - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве  М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;

-  воспитывать любовь к Родине и гордость за деятелей своей страны.

                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_znak_bessmertiya_sebe_vozdvignul.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок-игра в 9 классе

                                 «Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели  урока:

 - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве  М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;

-  воспитывать любовь к Родине и гордость за деятелей своей страны.

                       

 

    Архангельский край, как и весь Русский Север, с давних времен был заселен многочисленными племенами. Вдоль полноводных рек строились укрепленные города и посады, промысловые селения. Природные богатства края привлекали внимание московских князей, и в 15 веке Беломорский Север стал частью Московского государства, получив название Двинская земля. ЕЁ административным и торговым центром до середины 16 века был город Холмогоры, возникший в 12 веке на берегу Северной Двины.              

       

     В устье Северной Двины вблизи Холмогор расположилось село Ломоносово, здесь в семье крестьянина Василия Дорофеевича, женатого на Елене Ивановне Сивковой, дочери дьякона села Николаевские Матигоры, в 1711 году  родился Михайло Ломоносов – наш земляк.

 Это современное название. Во времена Ломоносова оно звучало так – Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня…

Задание. Знатоки, внимание! Назовите место рождения Ломоносова.

( деревня Мишанинская))

Мишанинцы обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей ( тюленя и моржа) в Белом море. Среди мишанинских крестьян было много мастеровых: медников и кузнецов, портных и сапожников, бочаров и кожевенников, гончаров. В длинные вечера северной зимы, в свободное от промыслов время, крестьяне украшали искусной резьбой деревянную посуду, прялки, расписывали туеса, изготовляли предметы из резной кости. Художественной резьбой по кости холмогорцы славились с давних пор.

     

     Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрел морское судно с двумя мачтами – ГУКОР. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки. Василий Дорофеевич назвал судно «Святой архангел Михаил».

Задание. Внимание, знатоки! Как окрестили гукор поморские мужики за быстрый и легкий ход?

   ( «Чайка»)

    Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. Учиться грамоте он начал поздно, лет в 12. К тому времени он освоил рыбный промысел. Но «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться.

Задание. Назовите первые книги, по которым учился Ломоносов. Он выучил их наизусть и назвал «вратами учености».

   ( «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого)

     Ломоносову шел 19 год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома..

 Зимой 1773г. ушел Михайло с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ:

    « 7-го декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов. О чем выдан ему пашпорт».

Обоз с мороженой рыбой шел из Холмогор в Москву около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение .

Задание. Как называлось это учебное заведение?

  ( Московская Славяно-греко-латинская академия. Второе название – Спасские школы).          Славяно- греко-латинская академия учреждена была ещё в 18 веке  при Заиконопасском , что на Никольской улице, монастыре. Удивился  отец архимандрит, ректор академии:

           

  - Преудивленно! У нас ребята от учения, как от заразы, бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!.. Податное сословие его не препятствие: несть правила без исключений.

   Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который нужен был для дальнейшей учебы.

     Задание: за сколько лет Ломоносов закончил весь курс академии, рассчитанный на 12 лет?

                     ( за 5 лет)

В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов.

  В сентябре 1736 года для продолжения учебы был послан за границу. В ноябре он был зачислен в Марбургский университет.

     В 1739 году Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет ее в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Впоследствии Белинский сказал:» С Ломоносова началась наша литература: он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».

Задание. Поэзия существовала и до Ломоносова. Но с его именем связана силлабо-тоническая система стихосложения. Что такое силлабо-тоническое стихосложение?

   (от греч.- силабо - слог, тонос- ударение; система стихосложения, в основе которого лежит выравненность числа слогов , количества и места ударений в стихотворных строках).    

     Да, силлабо-тоническое стихосложение перевернуло представление о поэзии. Появились стихотворные размеры.

Задание. Назовите основные размеры стихов.

 ( Двусложные – ямб, хорей; трехсложные – анапест, дактиль, амфибрахий).

   Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке. Излюбленным жанром поэта была ода.

Задание. Что такое ода?

   В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов прославляет науку.

Задание. Знатокам вручены листки с отрывками из оды. Им надо вставить пропущенные слова.

            …юношей питают,

            Отраду …подают,        

            В счастливой жизни украшают,

            В …случай берегут,

            В домашних трудностях утеха

            И в дальних странствах не помеха.

            Науки пользуют везде,

            Среди народов и в …,

            В … шуму и наедине,

            В покое сладки и в труде.

( науки, старым, несчастный, пустыне, градском)

       Пока знатоки думают, задание зрителям. Закончите строку стихотворения Ломоносова.(первый отрывок из оды «О вы, которых ожидает…».

             … О, вы, которых ожидает

             … от недр своих

             И видеть таковых желает,

             Каких зовёт от …. чужих,

             О, ваши дни …………..!

             ….. ныне ободренны

             Раченьем вашим показать,

             Что может собственных Платонов

             И быстрых разумом Невтонов

            ……… земля рождать.

             

   В 18 веке оды Ломоносова гремели на всю страну. Многим его стихам подражали поэты 19 века.

Задание. Послушайте отрывок из стих. Ломоносова « Я знак бессмертия себе воздвигнул..» Какой  известный поэт 19 века продолжил эту тему?

                     Я знак бессмертия себе воздвигнул

                     Превыше пирамид и крепче меди,

                     Что бурный Аквилон сотреть не может,

                     Ни множество веков, ни едка древность.

                     Не вовсе я умру; но смерть оставит

                     Велику часть мою, как жизнь скончаю.

                     Я буду возрастать повсюду славой,

                    Пока Великий Рим владеет светом.

                           (А.С.Пушкин «Памятник»).

 В 1742 году Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию.

     

Задание. Какое звание было присвоено Ломоносову? Как на русском языке звучит эта должность?

           ( Адъюнкт, помощник профессора).

            В 1745 г. он становится профессором химии.

         Многое сделал М.В.Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение а Академии велось на русском языке, а не на латыни, как прежде.

Задание. Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.

( карточки с вопросами и ответами)

  1. У желны: а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног. (желна – дятел, 2 ноги)
  2. Что такое ланиты6 а) ткань; б) цветы; в) щеки. (щеки).
  3. Пестун – а) палец; б) наставник; в) пистолет. (наставник).
  4. Вран – а) врун; б) враг; в) ворон. (ворон).
  5. Дощеник – а) для плавания; б) для захоронения; в) для письма. (плоскодонное парусное весельное судно).
  6. Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б)быстро бегать; в) хорошо знать языки?

( толмач- переводчик)

  1. Покажите десницу. (Десница-правая рука).
  2. Что делали крестьяне, когда орали: а) пахали; б) пели? (орать(орати)- пахать).
  3. Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки. ( Простоволосый – с непокрытой головой).
  4. Покажите длань. (Длань – рука, ладонь).
  5. Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане. (Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).
  6. Что такое полушка? Сколько копеек в полушке: а) 10; б) ½; в) 1\4? (Серебряная монета достоинством в полденьги, т.е. ¼ копейки).

         Ломоносов знал и любил русский язык. О красоте русского языка он писал:

   « Карл 5, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы  в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

     Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка.

Задание. Назовите сочинения Ломоносова, которые имели большое значение для развития русского языка.

 ( « Российская грамматика» 1757 г.- разработал новые правила русского языка, «Краткое руководство к риторике», «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию « трёх штилей».)

      Задание: какие жанры относятся к каждому из « трёх штилей»?

                         ( высокому- героич.поэмы, оды, трагедии;

                           среднему- драмы, сатиры, эклоги, друж.письма, элегии;

                           низкому- комедии, эпиграммы, песни, басни).

   Пушкин сказал о М.В.Ломоносове: « Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Знания Ломоносова в самых разных областях обширны. Он знал 31 язык, из них – 11 в совершенстве.

   Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно з а столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносова в России два: один – химик, другой – поэт и историк.

   Архангельский помор вошел в историю как один из самых выдающихся людей в России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я.Штелину: « Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить того, что предпринял я для пользы отечества…»

    Похоронен М.В.Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.  

 

Народ нашей страны любит, ценит и хранит память о Ломоносове. Имя Ломоносова носят улица, мост и одна из площадей Санкт-Петербурга;

В 1940 г. в ознаменование 185-летнего юбилея Моск. Госуд. Университета ему присвоено имя его основателя – М.В.Ломоносова.

В память великого ученого проводятся Ломоносовские чтения.

  Памятник в Москве пред МГУ,

  1948 г. г.Ораниенбаум переименован в Ломоносов.

       Задание: назовите места, связанные с именем М.В.Ломоносова в Архангельске и Архангельской области.

  (  Памятник М.В.Ломоносову в с.Ломоносово,

      Поморский Государ. Университет им.М.В.Ломоносова,

      Памятник М.В.Ломоносову  1829 г. перед АЛТИ,

       Библиотека им.М.В.Ломоносова).  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

План-конспект урока-игры "А,П. Бородин: жизнь и творчество"

Музыкально-интеллектуальная игра- конкурс по предмету «музыкальная литература» ( четвёртый год обучения) «А.П. Бородин. Жизнь и творчество» к 180-летию со дня рождения композитора....

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1.       В занимательной форме провести контроль знаний у...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...