Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Монетина Маргарита Леонидовна

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazhenie_russkogo_barstva.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

составила Монетина Маргарита Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №165 Советского района г. Новосибирска

Класс: 6

Предмет: литература.

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г.

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».  

Тема урока:  Изображение русского барства в романе. Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Цели урока:  Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров. Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  история, живопись, кино.

               

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный блок

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

  1. Мотивационный блок

1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:   признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

- Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.

От одного слова – да навек ссора.

Одна задириха, а другая неспустиха.

Нелады да свары хуже пожара.

Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.

- Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?

- Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь).

- Как можно избежать ссоры?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Словесный,

проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные УУД: целеполагание;  планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Проблемный вопрос:  

- Подумайте,  как эти пословицы связаны с содержанием романа  и определите тему  нашего урока.

- На какие вопросы мы должны будем ответить?

- Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?

Целеполагание.

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

Формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в тетрадь, определяют задачи, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Отвечают на вопросы.

  1. Информационный блок

1. Работа в группах: проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, творческое задание

Групповая работа, словесный, практический, познавательный, эвристический, проблемный

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; установление причинно - следственных связей;   умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдение правила общения;

личностные УУД:  формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний;

регулятивные УУД:  адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. Консультирование

Работая в группах, отвечают на вопросы учителя, выполняют творческие задания.

Карточки-задания для групп:

  1. Расскажите об истории создания и судьбе романа А.С. Пушкина «Дубровский». Создайте макет обложки романа.
  2. Расскажите об историко- культурном контексте романа:
  • В какое время происходят события?
  • Кто был у власти?
  • Как было устроено российское общество?
  • Какими были отношения между сословиями? Как они отражены в романе?

Изобразите общественное устройство того времени в виде схемы или рисунка.

3.   Используя цитаты, расскажите о К.П.Троекурове по плану:

  • материальное положение;
  • образ жизни, занятия;
  • взаимоотношения с людьми своего сословия;
  • взаимоотношения с крепостными;
  • черты характера.

Изобразите фамильный герб Троекуровых.

  1. Используя цитаты, расскажите об А.Г. Дубровском по плану:
  • материальное положение;
  • образ жизни, занятия;
  • взаимоотношения с людьми своего сословия;
  • взаимоотношения с крепостными;
  • черты характера.

Изобразите фамильный герб Дубровских

2. Представление результатов коллективных работ

Наглядный, практический, выступление перед аудиторией

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков;

коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания

Комментирует ответы

Дают развернутые ответы, отвечают на дополнительные вопросы, представляют творческие работы

3. Коллективное составление схемы - сравнительной характеристики помещиков

Наглядный, практический, проблемный, поисковый, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,  преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение сравнивать и доказывать;

личностные УУД: способность к оценке действий, поступков;

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания учителя, одноклассников

Комментирует ответы, записывает схему на доске

Называют черты характеров помещиков, сравнивают, подкрепляют ответы цитатами

4. Физ. минутка

Организация разминки

Выполняют упражнения

  1. Аналитический  блок

1. Работа с текстом романа. Поиск ответа на проблемный вопрос

Проблемный, практический, исследовательский, поисковый, метод фронтальной организации учащихся

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;  умение анализировать и синтезировать новые знания, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: прогнозирование ситуаций и поступков

Беседа:

- Каковы взаимоотношения между помещиками?

- Чем можно объяснить особое отношение Троекурова к  Дубровскому?

- Кто из помещиков первым спровоцировал ссору? Как это случилось?

- Какое чувство заставило Андрея Гавриловича сказать неприятные для его друга слова?

- Что обидело Дубровского? Как он выразил свою обиду?

- В каком эпизоде он объясняет причины своего ухода?

- Хотел ли Кирила Петрович намеренно обидеть Андрея  Гавриловича?

- Почему он так болезненно отреагировал на письмо своего соседа, что вызвало его гнев?

- Какие еще обстоятельства, поступки героев усугубляют конфликт?

- Что заставило Троекурова отнять имение у своего приятеля?

- Какие черты характера проявили герои?

- Какой поступок Троекурова вызывает уважение?

- Кто из героев и как мог бы предотвратить трагические последствия ссоры?

- Кого вы считаете виновником ссоры? (Виноваты оба)

- Какие из рассмотренных нами в начале урока пословиц наиболее точно оценивают описанную в романе ситуацию?

Ищут цитаты, читают вслух, делают выводы, отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

2. Просмотр фрагмента художественного фильма (Троекуров едет мириться)

Наглядный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Беседа:

- Что заставило Троекурова решиться на примирение?

- Как этот поступок его характеризует?

- Какие чувства испытывают герои в этом эпизоде?

- Что в игре актеров помогает понять эти чувства?

- Почему примирение не состоялось? (Троекуров  не учел состояние Дубровского, опоздал с раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко)

- В какой момент его визит мог бы быть успешным?

- Какой совет, вывод можно извлечь из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит слишком поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение уже невозможно)

Анализируют увиденное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя

3. Работа с иллюстрациями в учебнике

Наглядный, метод фронтальной организации учащихся

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация;

регулятивные УУД: оценка;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; умение сравнивать и доказывать;

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания

Беседа:

- Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов.

- Какие моменты изображены на них?

- Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание.

- Озаглавьте иллюстрации.

- Как художник изобразил чувства героев?

- Составьте устный рассказ по одной из иллюстраций

Отвечают на вопросы, выполняют задания

4. Работа с литературоведческими терминами

Словесный, проблемный, поисковый

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать

Контролирует выполнение, выслушивая ответы, восстанавливает схему на доске.

Беседа:

- Поясните каждый элемент композиции.

- Какова роль эпизода на псарне в романе?

- Каким элементом композиции является эпизод на псарне? Почему?

Выполняют задание.

Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы:

Композиция эпического произведения:

Экспозиция - … - развитие действия - … - развязка – эпилог.

  1. Оценочный блок

1. Самооценка

Словесный, самоанализ

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД:  рефлексия, оценка

Инструктирует

Оценивают по пятибалльной шкале свое участие в уроке:

  1. активное (участвовал в работе группы, выступал перед аудиторией, отвечал на вопросы учителя);
  2. пассивное (внимательно слушал, следил за ходом беседы, понимал услышанное)

2. Взаимооценивание

Словесный, взаимооценивание

Беседа:

- Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему?

- Какой из представленных творческих проектов показался вам самым интересным? Почему?

- Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всё ли успели?

Оценивают работу групп

  1. Рефлексивный  блок

1. Выражение отношения к произошедшему

Словесный

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста;  умение анализировать и синтезировать новые знания;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД:  нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний,

регулятивные УУД:  рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность

Беседа:

- Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию?

Анализируют услышанное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя

2. Создание синквейна

Словесный, проблемный, творческий

Пишут синквейн на одну из тем (на выбор):

  • Кирила Петрович Троекуров;
  • Андрей Гаврилович Дубровский;
  • Дубровский и Троекуров
  1. Домашнее задание

Творческая работа

Словесный, практический

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста;  умение анализировать и синтезировать новые знания;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД:  нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека;

регулятивные УУД:  рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Письменно создают страничку «личного дневника» одного из героев на тему «Как я поссорился со своим приятелем»:

1 вариант—А.Г. Дубровского

2 вариант – К.П. Троекурова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....

Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз...

Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...

А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства.

Презентация к уроку А.С. Пушкин «Дубровский».История создания. Изображение русского барства....