"Сатирический портрет в искусстве" (интегрированный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Рабочие материалы к интегрированному уроку по литературе / ИЗО состоят из:

1. Конспекта урока

2. Информационного листа

3. Портретных характеристик героев (из текста повести)

4. Презентации (на страничке Никитиной Натальи Васильевны, учителя ИЗО МОАУ СОШ №4 г. Благовещенска)

5. Обложек к альбомам (на страничке Никитиной Натальи Васильевны, учителя ИЗО МОАУ СОШ №4 г. Благовещенска)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сатирический портрет в искусстве (интегрированный урок по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Чикальдина О.Н., учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №4 г. Благовещенска

Никитина Н.В., учитель изобразительного искусства МОАУ СОШ №4 г. Благовещенска

2013 г.

Цели урока:

 - способствовать воспитанию положительного отношения учащихся к юмору, формированию коммуникативных компетенций

- способствовать развитию умения точно передавать в рисунке образ литературного героя

- содействовать развитию навыков работы в группе, наблюдательности и умению находить портретные образы литературных персонажей

Задачи урока:

 - понять, что такое  сатирический портрет, и научиться его рисовать;

 - определить роль портрета в характеристике литературного героя;

 - создать портрет, используя литературное описание;

 - способствовать формированию навыков работы в группе;

 - развивать творческое воображение

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, мультимедийный экран, белые листы формата А4, мелки для рисования (пастель), папки с файлами и обложками (3 шт., см. Приложение 4), портретные характеристики героев повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (см. Приложение 1), презентация (см. Приложение 2), информационные листы (см. Приложение 3), наглядные пособия по ИЗО для доски: изображения фрагментов частей лица, украинских причёсок, реквизит (чёрная шляпа-цилиндр, перо)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем наших гостей, присаживайтесь на свои места! Наша сегодняшняя тема актуальна и для изобразительного искусства, и для литературы, поэтому данный урок мы проведем совместно.

Учитель р.яз.: Тему нашего сегодняшнего урока мы с вами, как и всегда, попробуем сформулировать самостоятельно Для этого вы должны ответить на следующие вопросы

Подберите синоним к словосочетанию  «смешной рисунок» (веселый, забавный, сатирический, юмористический)

Учитель ИЗО: Как называется изображение человека или группы людей? (портрет)

Учитель р.яз.: Живопись, литература, музыка – каким одним словом можно объединить эти понятия? (искусство)

Учитель ИЗО: Сформулируйте, опираясь на ключевые слова (сатирический, портрет, искусство)  тему нашего сегодняшнего урока? («Сатирический портрет в искусстве»)

Как вы думаете, какие задачи мы с вами должны решить, чтобы раскрыть тему урока?

Учитель р.яз.: Какое слово в названии темы является для вас незнакомым, новым?  (сатирический портрет) 

Учитель ИЗО: Мы умеем рисовать сатирический портрет? (нет)  Мы должны понять, что такое  сатирический портрет и научиться его рисовать.

Учитель р.яз.: Портрет бывает только в ИЗО,  или он также есть в литературных текстах ? (Да)

А как писатель рисует портрет, что он использует вместо карандаша и кисти? (художественным словом) 

Таким образом, мы с вами должны понять, какую роль портрет играет  в характеристике  литературного героя. И может ли он быть сатирическим?

Учитель ИЗО: Для того чтобы решить поставленные задачи,  мы предложили вам разделиться на три группы.

Учитель р.яз.: Используя авторское слово (литературный текст),  

Учитель ИЗО: А также применяя новые знания в области рисования сатирического портрета,  мы создадим  проект.

Учитель р.яз.: А на примере  какого литературного текста  мы сможем наиболее ярко изобразить  сатирические  портреты?  

 Кто же нам в этом поможет? (один из учеников  надевает чёрную шляпу-цилиндр (реквизит изготавливается заранее), берёт перо, выходит и читает:

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе. Мне сказывали, что когда издатель вошёл в типографию, где печатались «Вечера», то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою <...> наборщики помирали со смеху, набирая его книгу <...> Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

Учитель р.яз.: Несложно назвать имя великого русского писателя и поэта… (А.С.Пушкин)

Так какую повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» мы будем использовать для нашего проекта? («Ночь перед Рождеством»)

Истинно весёлая книга»… на какую стилистику повести указывает А.С. Пушкин? (юмористическая, смешная, сатирическая)

Сатира –  (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. 

Итак, какой смех у Н.В.Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»: злой или добрый? ( Не злая сатира)

Учитель ИЗО: Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте проверим – как вы усвоили тему «Портрет». Для этого каждой группе будет предложено по 3 слайда с изображение портретов. Ваша задача – назвать жанр и вид портрета (9 слайдов, см. приложение 2)

 - графический портрет

 - скульптурный портрет

 - живописный портрет

 - автопортрет

 - детский портрет

  - парный портрет

 - групповой портрет

 - парадный портрет

 - камерный портрет

Учитель ИЗО подводит итог:

Для изучения новой темы предлагаю рассмотреть слайды с изображением следующих портретов.

Вопросы группам: Что объединяет все эти портреты? К какому жанру можно отнести данные портреты?

(по щелчку) выходит название «карикатура»

Все эти портреты относятся к сатирическому жанру. В ИЗО сатира ярко представлена карикатурным изображением, где художник через рисунок беспощадно высмеивает социальные явления.

Существует следующие разновидности карикатуры:

 -лубок

 - гротеск

- шарж

Вопрос первой группе: какую из представленных картинок мы можем назвать лубком?

/ второй группе: гротеском?

/ третьей группе: шаржем?

Проверяем

Итак, первую задачу мы выполнили.

Учитель р.яз.: Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их.»

(Ребята, критик – это тот, кто подвергает разбору и оценке чьё-либо действие.)

Учитель р.яз.:  Попробуйте увидеть, услышать и понять – о ком из героев повести «Ночь перед Рождеством» идёт речь? У каждой группы на партах есть текстовый материал по портретным характеристикам  героев. Ваша задача: внимательно изучить портретные описания, назвать имя описываемого героя .

Итак, проверяем по слайдам.

А теперь давайте попробуем изобразить узнанного героя. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физкультминутку.

Физкультминутка:

Встаньте, пожалуйста.

1 упражнение: подтягивание. Представьте себя в роли Чёрта – вам нужно собрать как можно больше звёзд. Потяните правую руку и достаньте, потом – левую, потом снова правую и т.д.

2 упражнение: Вспомните, как знахарь Пузатый Пацюк ел вареники не совсем обычным способом. Давайте с вами попробуем повторить это движение: круговое движение шеей: шею вперед, зажмурились от удовольствия и  съели вареник. Повторим ещё раз.

Учитель ИЗО: показ педагогического рисунка

Проектная деятельность (рисуем под музыку)

Играет вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»

Учитель р.яз.:  Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?

Где мы можем использовать созданный нами на уроке проект? Пригодится ли он будущим шестиклассникам на уроках ИЗО и литературы?

Получились ли у нас сатирические портреты? Что же нам помогло получить такие замечательные портреты?

Домашнее задание:

 - поработать с информационным листом (см. Приложение 3);

 - перенести литературные термины в рабочую тетрадь по литературе;

- термины по ИЗО перенести на последнюю страницу альбома;

- подготовить электронный вариант проекта.

Приложение:

  • Информационный лист к уроку
  • Портретные характеристики героев (из текста повести)
  • Обложки для проектов учащихся*
  • Презентация*

** В связи с тем, что сайтом не предусмотрено совместное размещение  работ, а урок и все рабочие материалы к нему были разработаны мной совместно с учителем ИЗО МОАУ СОШ №4 г. Благовещенска Никитиной Н.В., оставшиеся материалы приложения будут опубликованы на страничке Никитиной Н.В.

Урок рекомендуется проводить учителю русского языка и литературы совместно с учителем ИЗО.



Предварительный просмотр:

……………………………………………………………

имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик, или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, – как не зайти к ней, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это – заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, она в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! черт-баба!»

………………………………………………………………

Но охотник мешаться в чужие дела тотчас бы заметил, что Солоха была приветливее всего с одним козаком. Он был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму — корову, или дядю — толстого быка. Бородатый козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступавших по двору индеек и оборачиваяся задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою. В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.

………………………………………………………………..

«Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет на свете? Что туту хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!.... »

………………………………………………………………

 

«Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что  у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста , можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий…»

……………………………………………………………..

«силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л...ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны им. Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т... церкви его евангелиста Луку.»

…………………………………………………………………..

«Несмотря на небольшой рост, в ширину он был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки… что ног было совершенно не заметно. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым… Кузнец не без робости отворил дверь и увидел [его], сидевшего на полу по-турецки пред небольшою кадушкою, на которой стояла миска с галушками.»



Предварительный просмотр:

Информационный лист к уроку

«Сатирический портрет в искусстве»

  • 1. Сатира –  (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. 
  • 2. Карикатура: гротеск, лубок, шарж
  • 3. Лубок -  это  народная (фольклорная) картинка
  • 4. Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе,  причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. 
  • 5. Шарж - (от франц.) шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. 
  • 6. Критик- – это тот, кто подвергает разбору и оценке чьё-либо действие.
  • 7. Портретная характеристика литературного героя – одна из основных характеристик литературного героя, позволяющая понять читателю авторское отношение к персонажу и определить его человеческие качества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя

КОНСПЕКТЫЛитература, 6-й класс Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении ГоголяРаздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: Что...

презентация к уроку литературы "Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"

презентацию можно использовать на уроке при изучении сборника повестей Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"...