Главные вкладки

    Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Абдрашитова Елена Григорьевна

    Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка,  литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon po_russkomu_i_literature_umniki_i_umnitsy.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С.КОВАЛЕВСКОГО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

    (русский язык и литература)

    подготовила

    учитель высшей квалификационной категории

    Абдрашитова Елена Григорьевна

    Новокубанский район

    2013-2014 ГОД


    Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

    ЦЕЛЬ: Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания в области литературы и русского языка и в игровой форме найти применение простейшим логическим умением.

    Предварительная подготовка. В классе, выбранном для игры, проводится подбор игроков.

    УЧАСТНИКИ: ведущий, девять игроков, жюри, зрители.

    ВЕДУЩАЯ: Мы начинаем нашу игру "Умники и умницы". Вопросы игры позволят нам еще раз перелистать страницы ваших учебников, вспомнить их героев и те ситуации, в которые эти герои попадали.

    Вся игра будет состоять из четырех частей и трех агонов, поэтому участников игры мы с вами условимся называть агонистами. В переводе с греческого языка «агон» означает «соревнование». Значит, агонистам сегодня предстоит соревноваться друг с другом в том, кто лучше помнит содержание прочитанных и изученных книг. Но ее и кто-то из агонистов не сможет ответить на вопрос, не надо расстраиваться - тогда вам помогут зрители, те ребята, которых мы станем называть – теоретиками.

    В переводе с греческого слово «теория» означает «праздник, зрелище». Вот нашим зрителям представляется право не только дать правильный ответ на вопрос, но и получить за это почетный орден – «орден шелкового умника».

    А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать - кто же из теоретиков первым поднял руку для ответа. Позвольте вам представить наше жюри. Ареопаг - в переводе с греческого – «Совет старейшин».

    (представление судейской коллегии).

    Остаётся добавить, что вот эти поставленные отдельно стулья - места для победителей трех агонов. А помимо права сесть на почетное место, победитель получит еще ценный подарок. И так я объявляю начало первого агона. Вызываю первых трех агонистов (называет фамилии и имена ребят).

    1 - А Г О Н

    ВЕДУЩАЯ. Прежде чем вы начнете соревнование, я объясню вам свойства трех дорожек, которые находятся перед вами - красной, желтой, зеленой. Видите, красная - самая короткая, она состоит всего лишь из двух квадратов. Тот кто будет играть на красной дорожке, должен верно ответить всего на два вопроса. Но зато оба ответа должны быть безошибочными, игрок, выбравший красную дорожку, не имеет права ошибаться. Желтая - из трех квадратов, на ней игроку предложат три вопроса и разрешат один раз ошибиться. А зеленая - самая длинная - из четырех квадратов, но зато на ней можно ошибиться два раза.

    Сейчас мы разыграем право выбора дорожек!

    (Дети выбирают дорожки).

    Хочу напомнить еще такую деталь - агон заканчивается, как только один из игроков пересечет границы своей дорожки. На обдумывание ответов каждого из вопросов дается 30 секунд. Жюри-ареопаг будет следить за временем и напоминать о том, что пришла пора ответа, позвонив в колокольчик. А теперь вопросы первого этапа.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП – ЛИТЕРАТУРА

    1. Как начинается сказка А.С.Пушкина «Золотая рыбка»

    а) «Жил старик своею старухой у самого синего моря».

    б) «Жили-были старик со старухой у самого синего моря».

    2. Как называется басня Крылова в которой есть такие строчки «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»

    (Ворона и лисица)

    1. Какая настоящая фамилия у Алексея Максимовича Горького? (Пешков)

    Почему Горький взял такой псевдоним?

    ВТОРОЙ ЭТАП - РУССКИЙ ЯЗЫК

    1. Как называется часть речи которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? (прилагательное) и что обозначает.
    2. Когда руки бывают местоимениями? (вы - мы - ты )
    3. Узнать предмет по его признакам красная, душистая, маленькая, вкусная. (клубника, земляника).

    ТРЕТИЙ ЭТАП - ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ. УПРАЖНЕНИЯ, ГОЛОВОЛОМКИ

    1. Сказочные фразеологизмы.

    Закончите крылатые выражения взятые из сказок.

    «Пойди туда- не знаю куда ...»; (принеси то - не знаю что).

    «Скоро сказка сказывается,...». (да не скоро дело делается).

    «Это все присказка,...» ( а сказка впереди).

    1. Загадки шутки.

    Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос).

    1. Логическая загадка.

    На какое дерево ворона садится после дождя? (на мокрое).

    Вопрос теоретикам.

    Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим об удачливом, счастливом человеке? (В рубашке родился).

    Победитель 1 агона занимает свое место за 1-ым столом.

    II АГОН

    ПЕРВЫЙ ЭТАП – ЛИТЕРАТУРА

    1. Сколько лет рыбачил старик в сказке А.С.Пушкина «Золотая рыбка»?

    (Ровно тридцать лет и три года)

    2. Как звали детей в повести Владимира Галактионовкча Короленко «Дети подземелья»?

    (Валек, Маруся, Вася, Соня).

    3. Послушай отрывок из хорошо всем известной сказки А.С.Пушкина:

    Буду служить тебе славно

    усердно и очень исправно,

    В год за три щелчка тебе по лбу,

    Есть же мне давай вареную полбу.

    Вспомни, что за герой говорил эти слова?

    (Балда)

    Полба - дикая пшеница.

    Балда просил, чтобы поп кормил его кашей из зерен дикой пшеницы.

    ВТОРОЙ ЭТАП - РУССКИЙ ЯЗЫК

    1. Из чего состоит предложение? (Из слов).
    2. Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы (что делать? что сделать?) (глагол) и что обозначает? (действие предмета).
    3. После приставок оканчивающихся  на согласные перед какими гласными пишется разделительный ъ знак? (е, ё, ю, я).

    ТРЕТИЙ ЭТАП - ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ.

    ГОЛОВОЛОМКИ

    1. Загадка шутка  «Что это?»

    Не цветы а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые? (уши).

    2. Как называется в народе такой человек: ел да устал, слал да намаялся. (лентяй)

    3. Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон)

    Вопрос теоретикам из области литературы

    Какой предмет помог Марусе из повести Р.Г.Короленко «Дети подземелья» встать с постели и сделать чудо?

    (кукла)

    ТРЕТИЙ - АГОН

    ПЕРВЫЙ ЭТАП – ЛИТЕРАТУРА

    1. В какой сказке А.С. Пушкина говорится о превращениях князя сначала в комара, затем в муху и в шмеля?

    «Тут он очень уменьшился

    Шмелем князь оборотился»

    (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

    2. Герой какого стихотворения Некрасова помогал зверушкам во времена разлива реки?

    (Дед Мазай)

    3. Как называется произведение А.П.Чехова в котором встречаются такие фамилии как Очумелов, Хрюкин, Елдырин?

    (Хамелеон)

    ВТОРОЙ ЭТАП

    1. Сколько в русском алфавите букв? (33)

    Какие буквы следуют за буквой Э?

    2. Сколько падежей в русском языке? (6)

    Назовите их.

    3. Как называется часть речи которая отвечает на вопросы кто? что?

    (существительное)

    Что обозначает? (Название предмета)

    ТРЕТИЙ ЭТАП - ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ГОЛОВОЛОМКИ

    .

    1. «Узнай по окончанию»

    Упали буквы остались одни окончания: - а, -ая, - ет.  Узнайте, к какой части речи принадлежат эти слова. Приведите  примеры. (сущ., прил., глагол).

    1. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле; когда кто - нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер).
    2. Логика. Как называется в народе такой человек. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Болтун).

    Вопрос теоретикам: сколько в русском языке частей речи (5). Назовите их. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол).

    Победитель III агона занимает свое место за третьим столом.

    Победителям вручают призы.

    Следующий конкурс между победившими агонистами. Агонисты на листочках записывают ответы.

    Вопросы:

    1. Лексическое задание. Упражнения- головоломки.

    Продолжить предложение  названиями животных.

    Голоден как… (волк); хитер как … (лиса), труслив как … (заяц); нем как… (рыба); здоров как… (бык);  грязный как… (поросенок); колючий как… (еж), надут как… (индюк).

    2. Головоломки «Четвертый –лишний»

    Из каждой группы слов надо исключить одно лишнее.

    А). Корова, лошадь, овца, медведь (медведь).

    Б). Конверт, телеграмма, деньги, марка (деньги).

    В). Врач, скорая помощь, лекарство, троллейбус.

    3. «Отгадай место слова» по памяти.

    Учитель произносит предложение.

    Схема есть у детей.

    Холодный осенний ветер обрывал засохшие листья и уносил их. (Д.Н.Мамин-Сибиряк) «Серая шейка».

    4. Русский язык. Определите время глагола:

    Отдохнули, будем играть, сидим.

    Ареопаг анализирует ответы  и называет победителя этого конкурса.

    Победитель занимает почетное место в кресле и получает почетный приз.

    Призы получают те из теоретиков, которые набрали больше всего орденов «шёлкового умника».


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аксёнова А.К. Чтение: учебник для 5-9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова. – М.: Просвещение, 2007.
    2. Галунчикова Н.Г. Русский язык: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5-9 класс/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

    Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

    Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

    Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

    Рабочие программы по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов коррекционной школы ( VII вида)

    В состав рабочих программ входят пояснительные записки, поурочные и тематические планы, контрольные материалы, листы коррекции....

    Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

    Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

    Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-10- классов специальной(коррекционной) школы VIII вида по И.М. Бгажноковой.

    Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направле...

    Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...