Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavna_bogatyryami_zemlya_russkaya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Славна богатырями земля Русская

Литературное состязание по былинам в 5 классе

   Цели и задачи: воспитание читателя, внимательного к слову; развитие у учеников интереса к устному народному творчеству, к более глубокому изучению былинного эпоса; осуществление межпредметных связей: соединение языкового, литературоведческого и исторического материала.

Оборудование урока: репродукции картин Васнецова «Три богатыря», Авилова «Поединок на Куликовом поле», Корина «Александр Невский», детские иллюстрации к русским народным былинам. Толковый словарь В.И.Даля.

Ход игры. Класс делится на три команды (по рядам), ведущие – ученики старших классов.

Ведущий.

- Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская.

   Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, врагов здесь нет. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали русские богатыри жизненные невзгоды. Удачи вам!

Задание 1.

-  Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот выезжает могучий всадник на богатырском коне. На нем… Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь – дорогу.

  Команды в течение 3 минут должны написать на листе ватмана, какое снаряжение необходимо богатырю (его одежда и оружие). Балл начисляется за каждую правильно названную вещь. При защите своих записей участники комментируют названия предметов (Например, палица – тяжелая дубинка с утолщенным концом).

Задание 2.

- Верный помощник богатыря – его конь. В каждой былине мы встречаем упоминание о нем.

Командам предложены карточки со следующими вопросами:

- как богатырь относился к своему коню? (в помощь команде предлагается былина «Исцеление Ильи Муромца»);

- как богатырь седлает коня? («Илья Муромец и Калин-царь»);

- какими свойствами обладает богатырский конь? («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Задание 3.

- Народ любит и чтит своих богатырей. Поэтому обращается к ним ласково, называет уважительно.

Командам предложены карточки, на которых записаны эпитеты – прилагательные. Какими из них вы наградите русского богатыря. (Помощь – сноски в сборниках былин, толковый словарь Даля).

  1. Багрецовый, бурнастый, гораздый.
  2. Виловатый, дородный, кряковистый.
  3. Матерый, соловый, очесливый.

(Багрецовый – пунцовый, бурнастый – рыже-бурый, гораздый – способный, опытный, ловкий, виловатый – искривленный, дородный – красивый, кряковистый – кряжистый (о дереве), матерый – сильный, здоровый, мощный, соловый – желтоватый, со светлым хвостом и гривой (о лошади), очесливый – вежливый, обходительный).

Задание 4.

- Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былины как произведения устного народного творчества. Командам предлагается ряд слов, к которым нужно подобрать постоянные эпитеты, используемые в былинах:

1. Лук, стрела, рогатина, щит.

2. Шалыга, меч, сердце, жемчуг.

3. Береза, цветы, леса, поля.

(1 – разрывчатый, каленая, звериная, слоновый;

 2 – подорожная, булатный, ретивое, скатный;

 3 -  покляпая, лазоревые, темные, чистые)

Дополнительные вопросы к командам:

- Как вы понимаете выражение «разрывчатый лук»? ( определяет качество лука – хороший лук при опускании натянутой тетивы способен разрывать воздух)

- Что значит «ретивое сердце»? (страстное, горячее)

-  Как вы понимаете выражение «покляпая береза»? (нагнутая)

Задание 5. Блиц – турнир. Какая из команд даст большее количество правильных ответов.

- В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

- Кто передал Илье Муромцу богатырский меч-кладенец? (Святогор)

- Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья Разбойника? Почему именно так называется речка? (Смородина – это эпическая зловещая река, иначе Смрадная)

- Какая былина венчает поэтическую биографию богатыря? («Три поездки Ильи Муромца»)

Заключительное слово ведущего. Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. И пусть кто-то  из вас оказался чуть позади, проигравших нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славна богатырями земля русская»

Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...

Сценарий спортивного праздника "Богатыри земли русской"

Спортивный праздник для подготовительной группы " Богатыри земли русской"...

"Славна богатырями Земля Русская"

Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....

Славна богатырями земля русская!

Внеклассное занятие по теме "Былины" в 6- м классе....

КВД Богатыри земли русской

Клуб выходного дня посвящён Дню Защитника Отечества. Детям рассказывают о былинных защитниках земли русской - богатырях. Затем следует конкурсная программа "Легко ли быть солдатом?", также дети показы...

презентация "Богатыри земли русской"

Презентация будет полезна на уроках русского языка, литературы, ОРКСЭ...

внеклассное мероприятие Славна богатырями земля русская

это занятие удобно проводить после прохождения материала по литературе. Возрастная категория- 5-6 класс. Презентацию можно взять с моей страницы на портале Прошколу.ру...