внеклассное мероприятие Славна богатырями земля русская
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Булучевская Наталья Сергеевна

это занятие удобно проводить после прохождения материала по литературе. Возрастная категория- 5-6 класс. Презентацию можно взять с моей страницы на портале Прошколу.ру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavna_bogatyryami_zemlya_russkaya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Славна богатырями земля русская

(Литературное состязание)

Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.

Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.

Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.

Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.

Оборудование занятия: презентация, музыкальное сопровождение (гусли), набор карточек с заданиями.

Ход занятия

Ведущий1

Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская (слайд 1).

Ведущий 2

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по земле нашей!

Не топтать их коням Землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит- не шелохнётся!

( Далее следует фрагмент клипа на песню «Богатырская наша сила»)

Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!

(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).

Задание 1.

– Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот внезапно выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нем…

 Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь – дорогу? (слайд 2)

(Командам предлагаются карточки с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи; ответ нужно обосновать, объяснив значение слов).

  1. Лук, колчан, налуч, буса.
  2. Рогатина, палица, булава, глуздырь.
  3. Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.

Лук – вид оружия, налуч – чехол для лука, колчан – сумка для хранения стрел, буса – большая долбленая лодка с острым носом.

Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжелым, обоюдоострым железным наконечником,палица – тяжелая дубина с утолщенным концом, булава – палица булатная, стальная, глуздырь – птенец, не умеющий летать.

Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий древности, ложня – спальная комната, кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец, для предохранения тела от металлического оружия, тегиляй – одежда воина в виде стеганого ватного кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником (слайд 3 -5).

Пока команды готовят ответ, ведущий предлагает вопросы зрителям.

– Всем вам хорошо знакомо слово меч – обоюдоострый клинок. В одной из былин об Илье Муромце читаем: “А тут мечом Илюша подпоясался” Как понимать эти слова? Можно ли подпоясаться мечом? (ответ – подпоясаться мечом, конечно, нельзя. Меч можно лишь подпоясать, то есть привязать к ремню).

– Один из предметов воинского вооружения – щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский обычай связан со щитом? (ответ – укрепление щита в стане неприятеля является символом победы над врагом).

– Щит в древности (X – XIII) имел вид эллипса и изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест – накрест проходили металлические полосы )обычно железные). Из чего были сделаны щиты русских богатырей? (ответ – щиты русских богатырей были не деревянные, а из слоновой кости.

Выступление команд.

Задание 2.

– Верный помощник богатыря – его конь (слайд 6). Командам предложены карточки со следующими вопросами:

1. Как богатырь относится к своему коню?

2. Как богатырь седлает коня?

3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?

Ответы: 1. Богатырь, как правило, обращается к коню ласково, подчеркивая его силу. Богатырский конь под стать своему хозяину и по воинской доблести, и по силе. Он помощник ему на боевом поле (приводятся примеры из текстов былин). 2. Седлание коня богатырем – целый обряд (пример из былины “Илья Муромец и Калин – царь”). 3. Попона – покрывало для коня. Иногда яхонты вставляли и в уздечку, так как в темноте они светятся и служат опознавательным знаком во время ночной езды. Свойство яхонтов светится сильно преувеличено в былинах (слайд 7 -9).

Вопросы зрителям:

– Приблизительно из скольких колец состояла кольчуга? Какие вы знаете синонимы к этому слову? (ответ – колец в кольчуге было очень много – 15 20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого и очень много весила – 12 -16 кг, синонимы к слову кольчуга – панцирь, байдана).

– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).

Задание 3.

Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былин как произведения устного народного творчества. Командам предлагается ряд слов, к которым нужно подобрать постоянные эпитеты, используемые в былинах (слайд 10):

  1. Лук, стрела, рогатина, щит (разрывчатый, каленая, звериная, слоновый).
  2. Шалыга, меч, сердце, жемчуг (подорожная, булатный, ретивое, скатный).
  3. Береза, цветы, леса, поля (покляпая, лазоревые, темные, чистые).

Дополнительные вопросы командам:

– Как вы понимаете выражение – звериная рогатина? (охотничья).

– Что означает ретивое сердце? (горячее, страстное).

– Объясните выражение “покляпая береза”? (нагнутая).

Задание 4.

Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ (слайд 11). В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.

Задание 5.

Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение) (слайд 12).

Задание 6.

– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом

Задание 7.

– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?

Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.

Задание 8.

Перед вами (слайд 13) изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывать камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет белый.

Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Но не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет (слайд 14).

(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славна богатырями земля русская»

Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...

"Славна богатырями Земля Русская"

Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....

Славна богатырями земля русская!

Внеклассное занятие по теме "Былины" в 6- м классе....

Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"

Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса...

Открытое внеклассное мероприятие «Святой защитник Земли Русской – Александр Невский».

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.Задачи:Установить личные связи ребёнка с пр...

Славные богатыри земли русской

Сценарий квест-игры для детей начальных классов...