урок в 8 классе "ПО страницам повести И.С.Тургенева "Ася"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Серёдкина Елена Перфильевна

1. Урок знакомит учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; вводит в художественный мир произведения, способствовует формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

2.  Развивает аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовует развитию исследовательской деятельности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ И.С. Тургенева «АСЯ».

( Урок в 8 классе)

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

2. Развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.

3. Способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

 

    1.Вступительное слово учителя.

Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта «Тургенев – первая влюбленность», потому что главное в повести «Ася» (о которой мы будем говорить) - любовь. А Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести «Ася».

Наш урок  мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала  свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБОЗРЕВАТЕЛИ– должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ  -  должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ- внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести. РЕЖИССЕРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ  предложат свой вариант фрагмента фильма по повести Тургенева.

 

2.Проверка домашнего задания (ответить на вопросы по тексту)

3. Представление исследований учащихся.    

Предоставляем слово нашим литературным обозревателям, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести.

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести «Ася», соотнесенную с жизнью самого писателя.

«В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть.» - писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.

Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих  художественных произведениях. Одним из них стала повесть «Ася».

Замысел «Аси» возник случайно…

Обратимся к воспоминаниям современников о Тургеневе.

«Проездом  остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».

Вытканная из «особенного настроения» повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.

После публикации повести в 1858г. в «Современнике» она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу  в декабре 1857г. писал:

«…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте».

«Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной «Аси»: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе». (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).

Вокруг фигуры главного героя разгорелась жаркая дискуссия, в которой приняли участие Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Среди новых литературоведческих подходов к повести стоит выделить позицию Ю.Лебедева, автора книги о Тургеневе. Он отказывается от каких бы то ни было обвинений в адрес героя произведения. По мнению ученого виной всему не нравственная ущербность тургеневского персонажа, а своенравная сила любви: чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

Таким образом, повесть никого не оставила равнодушным, она с интересом читается и в наше время

СОЦИОЛОГИ

2. Передаем слово тем, кто проводил анкету.

Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос:

Что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям так нравится перечитывать тургеневские страницы вновь и вновь?

В опросе участвовали 24 ученика, 16 родителей.

Что привлекает в повести?

Сюжет-история любви

Язык повести

20 уч-ся                                            

4 уч-ся

9 родителей                                    

7 родителей

Кто виноват в разлуке героев?

Н. Н.

АСЯ

ДРУГОЙ ВАРИАНТ

 мальчики          

 девочки      

 мальчики          

 девочки      

учащиеся

родители

6

7

3

2

2

10

Тургенев

Жизнь

Высказывания о повести:

     Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние  предчувствия любви.

Нам  сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: « … у счастья нет завтрашнего дня»

Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось.

Эта повесть напоминает феерию Грина «Алые паруса». Там чувства  Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву  «А».

Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо,  как открывается сердце человека для красоты и добра.

И, конечно же, это язык повести, которая напоминает стихотворение в прозе.

Чарующие, завораживающие пейзажи, помогающие проникнуть в глубину души человека, заставляющие сердце замирать в предчувствии то радости, то горя.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие «загадки» повести:

           1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на  его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это «грация», «миловидность». АНАСТАСИЯ-это «рожденная заново». Так  почему же повесть называется «Ася»? А ведь у Тургенева смысл названия всегда значим.

        2. Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н.

        3. Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. ( стр.173).

    «…я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с  которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми - и со мною, грешным, - сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству - чем молодость не тешится! - и поселился в З.»

Обратите внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.

    4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой «маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами». Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н  тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово «печально» заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.

     5. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев ( стр.176).

«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами…».

  «Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это «мягкий», у Аси - « что-то особенное», и «черные светлые глаза».

  1. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы!

          Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ - еще одна особенность повести.

         Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

ВСЕГО – 22 главы.

I гл.

II гл.

IY гл.

YII гл.

Х гл.

ИТОГО

1

3

1

1

1

7

КРОМЕ ТОГО, В ПОВЕСТИ ЧАСТО УПОМИНАЕТСЯ  МУЗЫКА, ОСОБЕННО  ВАЛЬС (ЛАННЕРОВСКИЙ).

I глава,  II глава,  IХ глава,  ХIХ глава.

ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой. Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности.

        ИЛЛЮСТРАТОРЫ: группа в составе 2 уч- ся попыталась проиллюстрировать нашу  повесть. МИЧУКОВ МИША и МОРОЗОВА НАДЯ. (эпизод прощания Н.Н. и Аси после их первой встречи, пейзаж из 2 главы)

    4. Итоги урока.

         Слово учителя: вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева «Ася». Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе, семье. А Тургенев останется для нас «поэтом красоты и влюбленности», предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня…

 5. Объяснение домашнего задания.

 сочинение – миниатюра «Мои размышления после прочтения повести Тургенева «Ася»; «Над какими вопросами заставила меня задуматься повесть Тургенева «Ася»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "По страницам повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой".

Урок проведён на параллели 11-х классов в связи с 75-летием писателя В.Г. Распутина. Это урок-конференция. Сопровождался показом фрагментов из  художественного фильма "Прощание". На уроке п...

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.

Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся  с историей создания повести  "Капитанская дочка"; сформирует мение  работать с архив...