«Письмо...» Амвросия Оптинского . Оптина Пустынь и русская литература.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Курмис Елена Николаевна

Конспект урока литературы . 8 класс.  По программе А.Г.Кутузова. Блок: "Духовная литература и её традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc83.5 КБ
Office presentation icon optina.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

8 класс.(«В мире литературы» . Автор-составитель А.Г.Кутузов и др.)

Тема урока:

«Письмо...» Амвросия Оптинского . Оптина Пустынь и русская литература.

Цели:

1) познакомить учащихся с жанром письма;

2) выявить традиции духовной литературы в «Письме...» Амвросия Оптинского;

3) познакомить учащихся с известным монастырём;

4) развить навыки письменной работы с текстом.

Оборудование: презентация по теме , цветные иллюстрации, брошюры о монастырях Оптина Пустынь и Шамордино, духовная литература.

План урока:

1. Объяснение нового материала.

2. Доклады учащихся.

3. Сообщение учителя.

4. Работа с текстом.

5. Индивидуальные задания.

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала. Слайд №1.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром духовной литературы, который имеет широкое распространение и в светской литературе. Но сначала прочитаем небольшую вступительную статью на с. 94-95 учебника ( учащиеся читают статью вслух).

- Послушайте , пожалуйста , высказывание учёного , философа и священника Флоренского.

« Оптина и есть именно завязь новой культуры. Она есть узел не проектируемый только , а живущий вот уже сотню лет , который на самом деле осуществил ту среду , где воспитывается духовная дисциплина , не моральная , а именно духовная... Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа , то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым,

возжигается дух... Оптина... всегда была и есть коллективный возбудитель духовного опыта».

могучий

- Чтобы вам пафос утверждений учёного , философа и священника Флоренского не показался преувеличенным , посвятим несколько минут своего урока рассказу об этой обители и её знаменитых старцах.

Сообщение учителя о монастыре Оптина Пустынь . Слайды №2-№6.

- Хотя основание пустыни исчисляют с конца 16,века , её духовный расцвет начался в 20-е годы девятнадцатого столетия. Именно тогда в небольшой скит неподалёку от Оптиной Пустыни переселился с шестью учениками иеромонах Леонид , основатель традиции оптинского старчества.

Словом «старец» на Руси издавна называли монахов , не получивших священнического сана , но пользовавшихся особым уважением монастырской братии и помогавших игумену в управлении монастырём. Старчество - особое благодатное дарование . Старец призывается на это служение Самим Богом. Он получает особый дар - направлять души ко спасению. Старец должен обладать особым даром - этот дар - рассуждение.

Начало старчества в Оптиной Пустыни относится ко времени переселения в неё преподобного Льва (1829)г.). До этого времени почти все оптинские монахи, в основном , обращали внимание на внешнюю сторону монашества : псалмопение , пост , бдение , молитву с поклонами - и в этом полагали сущность монашества ; внутреннюю же сторону , совершенство духа , оставляли в забвении: каждый жил по своим понятиям.

2. Доклад уч- ся о жизни преподобного оптинского старца Льва

(1768-1841). Приложение 1. Слайды №7-№9.

Слово учителя.

- Старец Лев особенно любил молодого послушника , ласково звал его Сашей (преподобный Амвросий в миру Александр Михайлович Гренков). Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делая вид , что гремит против него гневом , часто называл «химерой» , подразумевая под этим словом «пустоцвет». Но другим про него говорил : «Великий будет человек». О нём следует сказать особо.

Доклад  уч-ся  о  жизни  преподобного  оптинского старца Амвросия. Приложение 2. Слайды №10-№12.

3. Слово учителя.

- Об этом человеке , оптинском старце Амвросии , следует сказать особо. Образованный человек , прекрасный лингвист , он поздно пришёл в монастырь , хотя ещё в семинарии дал обет стать монахом , если вылечится от тяжкой болезни. Поступив в 1839 году послушником в Оптину Пустынь , он был сначала келейником старца Льва , а после его смерти стал учеником и ближайшим сподвижником старца Макария , вёл всю его обширную переписку.

А теперь -«Письмо» оптинского монаха Амвросия . Название этого произведения - не просто название, это новый для нас жанр литературы - послание, эпистола.

Эпистолярный жанр возник ещё в Древней Греции . Жанр послания может иметь прозаическую и стихотворную форму , прямо называться «письмом» или не иметь такого названия. Известны такие знаменитые «письма» , как «Письмо» В.Г.Белинского Н.В.Гоголю , стихотворение С.Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине».

Главными жанровыми признаками послания - письма являются : обращение к лицу или лицам , важность темы , имеющей личностное значение как для адресата , так и для адресанта , поэтому имеет место ярко выраженная публицистичность , эмоциональность.

(учащиеся делают записи в тетради)

- Как видим , письмо как жанр имело распространение и в духовной литературе.

4. Я попрошу вас сейчас прочитать «Письмо...». Чтение текста подготовленным учеником.

(домашним заданием будет письменная самостоятельная работа , учитель раздаёт задание на карточках).

Вопросы и задания с.96 учебника.

5. Слово учителя.

Православная церковь всегда ориентировала человека опираться на помощь Божию , стремится к единению с Богом. Старцы не изобрели нового духовного пути , а возродили и обновили тот , единый путь , который изначально пребывает в Церкви , напомнили забытый путь Богопознания и Богообщения.

Слайд №13.

Сообщения    учеников    (индивидуальные    , заранее подготовленные) о представителях русской культуры и о месте Оптиной Пустыни в их судьбах. Приложение 3. Слайд №14.

6 . Домашнее задание : письменная самостоятельная работа, (задание по карточкам) Приложение 4.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о старцах Оптиной Пустыни.

Приложение 1.

ЖИТИЕ

ПРЕПОДОБНОГО ОПТИНСКОГО СТАРЦА ЛЬВА

Первый оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии В молодости он служил приказчиком по торговым делам объездил всю Россию узнал людей всех сословий приобрел житейский опыт который

пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами

В 1797 году Преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной Пустыни при игумене Авраамии. а через два года, повинуясь неудержимом желанию обучаться жизни духовной, перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), долгое время подвизавшийся на святой Афонской горе В 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в сан иеродиакона, а 24 декабря - в сан иеромонаха Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания Однажды, когда о. Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную Усталый и голодный, о Леонид безропотно пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу. В 1804 году Преподобный становится насто ятелем Белобережской пустыни До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) о Феодором и стал его преданным учеником Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию - умной молитве С этого времени они подвизались вместе Через четыре года о Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о Феодором и о Клеопой в тихую лесную келлию

Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря На Валааме они прожили шесть лет Но когда их высокая жизнь опять стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, на этот раз в Александро-Свирский монастырь Там в 1822 году о Феодор преставился. В 1829 году старец Лев, водимый Промыслом Божиим и будучи уже во всеоружии духовной силы, вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь Господь поставил угодника Своего воз делать, насадить и хранить почти забытый уже на Руси образ монашеского жития - благодатное старчество. Настоятель, преподобный Моисей, зная его духовную опытность, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий .Еще иноком Площанской пустыни он познакомился со старцем Львом и теперь пришел под его духовное руководство и стал его ближайшим учеником, сотаинником и помощником

Старец Лев, достигший высокой меры духовного возраста, обладал многими духовными дарованиями. Среди прочих даров имел он и вели кий дар прозорливости. От его проницательного взора не могли утаиться душевные тайны приходивших к нему. Выслушав исповедь, он сам высказывал все утаенное, побуждая к чистосердечному исповеданию всех смущающих помыслов .Дар духовного рассуждения или разума духовного давал Старцу возможность ясно распознавать дух истинный - действие благодати Божией - и прелесть вражию, хотя бы тонкую и сокровенную. Старец вникал во все. Без его благословения ничего важного не делалось в обители.

Наделил Господь Преподобного и даром чудотворных исцелений Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них, как увидела Старца, упала перед ним и закричала страшным голосом „Вот этот-то седой меня выгонит ,был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду". Когда Преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел. Победа над бесами, конечно, была одержана Преподобным только после победы над своими страстями. Никто никогда не видел его возмущенным, в гневе или раздраженным, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость никогда не оставляли его.Преподобный постоянно творил Иисусову молитву Внешне находясь с людьми, внутренне он всегда пребывал с Богом На вопрос одного ученика : «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования, какие мы в вас видим?» Преподобный ответил: „Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою"

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Ради духовных советов Преподобного толпы людей стекались к нему дворяне, купцы, мещане и простой народ. И все они были принимаемы им с отеческим расположением и любовью Простой люд говорил о Старце: «… Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного .Мы без него, почитай, сироты круглые»

Не без скорби приближался Преподобный к концу своей многотрудной жизни, о близости которого он имел предуведомление от Господа В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапезная. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезную, - говорил Старец, - едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду».

В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841, года служили всенощную в честь памяти Святых Отцев Семи Вселенских Соборов. А сам день праздника встретил преподобный Лев уже на небесах. Сбылись на нем слова Святого Писания» ...слава их не потребится … , а имена их живут в роды. Премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть Церковь (Сир 44, 12-14)

Приложение 2.

ЖИТИЕ

ПРЕПОДОБНОГО ОПТИНСКОГО СТАРЦА АМВРОСИЯ

Великий оптинский старец преподобный Амвросий (в миру-Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Перед рождением младенца к его деду священнику этого села, съехалось много гостей 23 ноября в доме отца Феодора была большая суматоха,- народ толпился и в доме, и перед домом. Родительница была переведена в баню. Старец часто шутливо говорил» «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Когда ему исполнилось двенадцать лет, его от дали в Тамбовское духовное училище. Учился он хорошо и по окончании училища поступил в духовную семинарию В июле 1836 года Александр Гренков успешно окончил семинарию. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища .

В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет: если выздоровеет, то пострижется в монахи. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение В той же Тамбовской епархии, в селе Троекурове проживал известный в то время подвижник Илларион. Александр пришел к нему за советом, и Старец сказал ему: « Иди в Оптину - ты там нужен».

Опасаясь, что уговоры родных и знакомых поколеблют его он ушел в Оптину тайно от всех. Александр прибыл в обитель 8 октября 1839 года. Старец Лев благословил его жить первое время в гостинице и переписывать книгу «Грешных спасение» (перевод с новогреческого) - о борьбе со страстями. В апреле 1840 года Александр был зачислен в число братства. Некоторое время был келейником преподобного Льва и его чтецом. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки В ноябре 1840 года его перевели в Скит. Оттуда молодой послушник не переставал ходить к преподобному Льву для назидания. Старец очень любил молодого послушника ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом, часто называл «химерой» , подразумевая под этим словом пустоцвет, который бывает на огурцах. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». Предчувствуя близкую смерть, Старец призвал преподобного Макария и сказал ему : «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень стал слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу владей им, как знаешь». После смерти преподобного Льва послушник Александр стал келейником старца Макария.

Летом 1841 года Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года - в мантию и наречен Амвросием (в честь святителя Амвросия Медиоланского) 4 февраля 1843 года о Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года - в иеромонаха.

Здоровье преподобного Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. В декабре 1845 года он сильно простудился и заболел и с тех пор уже никогда не смог по настоящему поправиться. С сентября 1846 года по лето 1848 года состояние здоровья преподобного Амвросия стало настолько угрожающим, что он был келейно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться и даже выходить на улицу для прогулок Этот перелом в течении болезни был явным действием силы Божией, а сам старец Амвросий впоследствии говорил: «Милостив Господь. В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу». По благословению преподобного Макария он занимался переводом святоотеческих книг. Благодаря руководству преподобного Макария о. Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств - умной молитве. Отъезжая куда-либо, старец Макарий поручал духовное назидание о. Амвросию. По его благословению и указанию о. Амвросий часто вел душеполезные беседы и в хибарке, и вне ее ограды. 7 сентября 1860 года преподобный Макарий преставился. К этому времени о. Амвросий настолько преуспел в жизни духовной, что уже старчествовал в течение двенадцати лет по благословению старца Макария, успешно руководствуя своими духовными советами и наставлениями относившихся к нему в деле спасения. В 1862 году болезненного Старца постигла новая болезнь. Здоровье его и без того слабое, еще более ослабело. Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова : «Сила Божия в немощи совершается». Преподобный Амвросий имел высокий и ясный ум, непреклонную волю и любвеобильное сердце Старец не только звал к свету и духовному обновлению, но и сам был светильником который привлекал всех, желавших спасения. Полный глубокого смирения, он исполнен был и бесконечной самоотверженной любви к ближним.

Среди благодатных духовных дарований Преподобного, привлекавших к нему тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости, которая сочеталась с другим ценнейшим даром - даром духовного рассуждения. Иногда на общих приемах слышался неизменный вопрос : как жить?  В таких случаях Старец отвечал : «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли а остальным стремится вверх, а мы как заляжем так и встать не можем».

Любовь и мудрость притягивали к Преподобному сотни людей. С утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ.

Что касается исцелений то им не было числа. Эти исцеления Старец всячески прикрывал: посылал больных в пустынь к преподобному

Тихону Калужскому, где был источник или к святителю Митрофану

Воронежскому. Бывало, что страждущие исцелялись на пути туда и возвращались назад благодарить Старца.

Со всех концов России стекались к хибарке Преподобного богатые и бедные, интеллигенция и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, Н. В .Гоголь А. П. Толстой, В. С .Соловьев, К .Н .Леонтьев, М. Н. Погодин, Н .М .Страхов и другие. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением

В последние годы жизни Старца в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино по его благословению была устроена женская Казанская пу стынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины.

2 июня 1890 года он, по обыкновению, выехал туда на лето. В конце лета Преподобный три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Время шло, а болезнь все усиливалась. 10 октября 1891 года в половине двенадцатого, великий оптинский Старец мирно отошел ко Господу. Великий утешитель, пастырь монашествующих и мирян, предстал с молитвой о нас, грешных пред Престолом Царя Небесного.

14 октября многочисленная процессия сестер обители направилась к воротам - Старец возвращался в Оптину Пустынь. Заупокойная Литургия с чином отпевания была совершена во Введенском соборе. На погребение съехалось около восьми тысяч человек.

Сразу же после кончины начались чудеса. Преподобный, как и при жизни, исцелял, наставлял, призывал к покаянию.

И ныне молитвенным предстательством великого ее старца, преподобного Амвросия, Бог хранит обитель Оптинскую и всех, с верою и любовию призывающих святое имя его.

Приложение 3.

1. Усерднейшими и главными помощниками старца Макария по книгоизданию были супруги Киреевские. Через Наталию Петровну Киреевскую, которая в юности быта духовной дочерью преп. Серафима Саровского, издатели поддерживали связь с митрополитом Московским Филаретом. Все философские работы И. В. Киреевского после знакомства со старцем Макарием были исканием выхода из духовного кризиса, к которому привел европейскую цивилизацию „самодвижущийся нож разума, не признающий ничего, кроме себя и личного опыта". Похоронен он был в Оптиной близ Введенского собора. Вскоре здесь же был похоронен его брат П. В. Киреевский, собиратель русских народных песен стихов и былин, великий „печальник древней Руси". А через четыре года, когда умер старец Макарий, могилы учителя и ученика оказались рядом.

2. В Оптину Пустынь Ф. М. Достоевский приехал облегчить свое горе после смерти любимого сына Алеши. И, вероятно, именно это смиренное „припадание к ногам Старца" помогло ему воплотить в романе „Братья Карамазовы" образ „положительно прекрасного человека" -святого старца. Батюшка Амвросий определил состояние души Федора Михайловича словами: „Этот из кающихся".

3 . К.Н. Леонтьев - медик, дипломат, философ, литератор, „один из самых свободных русских умов". При жизни не встретил в обществе ни признания, ни понимания. Измученный и больной, он нашел душевный покой, поселившись в Оптиной. После кончины о. Климента (зедергольма) , его руководителя, стал духовным сыном старца Амвросия, которым был пострижен в монашество с именем Климент.

4. Исповедание ереси есть изгнание своей волей Божественной благодати из души. Л. Н.Толстой, отлученный от Церкви „великий ересиарх", одинокий, охваченный тоской, за несколько дней до кончины все же приходит в Оптину и бродит вокруг Скита, но не осмеливается в него войти. „Как грешил на целый свет, так и каяться перед ним должен". „Горд очень", - эти слова старца Амвросия определили недуг великого писателя, болезнь, с которой в конце жизни он пытатся бороться. Умирая, просил об исповеди. Но старца Варсонофия, приехавшего к нему из Оптиной, не допустили. „Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана", - сказал о нем Старец.

5. Великий Князь Константин Константинович Романов (1858-1915). внук Императора Николая 1. двоюродный брат Императора Александра III, стад известен в истории русской литературы под криптонимом К. Р.

Константин Константинович был воспитан в традициях Царствующего Дома Романовых и, подобно деду и отцу, был глубоко верующим человеком.

Он так любил монашество, что сам за год до женитьбы обратился к Императору Александру III с просьбой отпустить его в монастырь, постричься в иночество. Государь упросил его не делать этого, а К. Р. не мог ослушаться, так как в большой семье Романовых Государь был главой и у него требовалось брать разрешение на все. Оптина Пустынь была особенно дорога для К. Р. В библиотеке Мраморного дворца, где он жил, находились духовные книги, присланные оптинцами. А в монастырской библиотеке Оптиной Пустыни хранились его книги и письма.

6. Гоголю принадлежит величайшая заслуга перед всей русской культурой, ибо он был одним из- тех (чуть ли не единственным), кто повернул направление всей русской литературы со светского пути на религиозный, т. е. христианский. Именно благодаря христианскому направлению русская литература и стала великой.

После посещения старца Макария Гоголь, который „не различал свет от тьмы", переродился: „Вошел я к Старцу одним, вышел - другим". Впоследствии он писал: „Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыни. Бог да воздаст Вам всем сторицею за Ваше доброе дело. Ваш всею душой".

Приложение 4.

Задание:

1) докажите , что это «Письмо» имеет признаки жанра;

2) отметьте традиционные для духовной литературы черты в этом произведении;

3) выходит ли это «Письмо» за рамки чисто духовного произведения, имеет ли общечеловеческое значение вне идеологий и времени?

Список использованной литературы:

  1. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. В мире литературы. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., «Дрофа», 2009.
  2. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 8 класс. Методическое пособие. - М., «Дрофа», 2007.
  3. Оптина Пустынь. Подарочный альбом. Свято- Введенская Оптина Пустынь. 2006.
  4. Собор Преподобных Отцев и Старцев в Оптиной Пустыни просиявших. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свято-Смоленская Зосимова пустынь и русское старчество.

В данной работе ученик 8-го класса Маратканов Андрей раскрывает связь русского старчества и Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, которая расположена в 3, 5-х километрах о т школы.К старцам  пустын...

Духовная литература. Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь

Местонахождение монастыря. Основание монастыря. Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря. Восстановление обители. Храмы монастыря. Иконы Пафнутия Боровского и Казанской Божьей Матери...

Православные монастыри. Оптина пустынь

Православные монастыри. Оптина пустынь...

Статья проекта "Амвросий Оптинский -светоч филосовской мысли"

Статья проекта "Амвросий Оптинский -светоч филосовской мысли"...

Экскурсия в Оптину Пустынь

Цель: Знакомство детей  с историческим и культурным наследием нашей Родины.Развивать на основе краеведения интерес к своей малой Родине....

Экскурсия в Оптину Пустынь

Знакомство детей  с историческим и культурным наследием нашей Родины.Развивать на основе краеведения интерес к своей малой Родине....

Внеклассное мероприятие. Житие преподобного Амвросия Оптинского. 6 класс

Внеклассное мероприятие по православному краеведению о жизни святого Амвросия Оптинского....