Внеклассное мероприятие. Житие преподобного Амвросия Оптинского. 6 класс
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Мальцева Татьяна Николаевна

Внеклассное мероприятие по православному краеведению о жизни святого Амвросия Оптинского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Житие преподобного Амвросия Оптинского. 6 класс

Учитель: Мальцева Татьяна Николаевна.

Цель:

-познакомить с житием преподобного Амвросия Оптинского, с понятием старец.

- воспитывать в детях любовь к ближнему, учить отличать добро от зла.

- развивать память, речь.

Оборудование: икона Амвросия Оптинского.

Литература: «Я иду на урок в начальную школу» Е. И. Смольникова.

                                      Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

  1. Кто такой старец?

    - В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях, были такие слова: «Не величественные соборы вспоминаются богомольцу, бывшему в Оптиной пустыни, не высочайшие колокольни, не крепостные стены монастыря, не драгоценные ризницы. Всего этого нет в скромном по своему внешнему облику монастыре».

- Чем же знаменита Оптина пустынь? А знаменита она своими старцами.

- Кого называют старцами? (Старец – это благочестивый человек, который может руководить духовной жизнью других людей). Через старца люди узнают волю Божию. В Оптиной пустыни было 14 преподобных старцев. Прочитаем их имена на доске.

Преподобный Лев.

Преподобный Макарий.

Преподобный Моисей.

Преподобный Антоний.

Преподобный Иларион.

Преподобный Амвросий.

Преподобный Анатолий (старший).

Преподобный Исаакий I.

Преподобный Иосиф.

Преподобный Варсонофий.

Преподобный Анатолий (младший).

Преподобный Нектарий.

Преподобный Никон.

Преподобный Исаакий II/

- Теперь я хочу рассказать немного о Амвросии Оптинском.

  1. Слово учителя о старце.

    Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 12 лет Александра определили в Тамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета…

    Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Наконец в 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву. Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Он не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по его силам, а принял назначение со смирением, как из уст Самого Господа. Поварская работа занимала у молодого послушника большую часть дня, ему мало приходилось бывать на богослужениях, и это приучило его к внутренней молитве.

    Через три года, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия и рукоположен в иеродиакона, а через два года — в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

    Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах как духовник принимал посетителей, участвовал в переводах и издании творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (30 сентября 1860 года) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев (монах Климент), А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, М.П. Погодин и многие другие.

    Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» — он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Или: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, — говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным.

    Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

  1. Поэтическая страничка.

Святой Амвросий

   Астрологам и колдунам не верю!

   Кому открыты тайны бытия

   И мудрости божественные двери?

   Тому, кто жив душою, как дитя!

   Живущему в гордыне и пороках

   За подвиги, любовь и послушанье

   Бог наградил Амвросия всезнаньем

   И высшим даром – даром прорицанья.

   В сплетенье сложном судеб и страстей,

   Казалось, видит он сердца людей

   И знает то, что им всегда важней.

   Из тьмы глухой он выводил заблудших,

   От тяжести грехов освобождая души,

   Так говорил он с каждым человеком,

   Как будто знал его давным-давно

   И ведал все, что в жизни суждено.

- Почему святой Амвросий не верил астрологам и колдунам?

- Каким даром обладал старец?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

III Итог занятия.

- О жизни какого святого вы узнали сегодня на уроке?

IV Домашнее задание.

   - Напишите сочинение, темой, которого будет изречение Преподобного Амвросия «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».



Предварительный просмотр:

 Внеклассное мероприятие. Подвижники благочестия. 6 класс.

Учитель Мальцева Татьяна Николаевна

Цель:

- познакомить детей с жизнью святых земли Липецкой.

- воспитывать желание подражать образцам благочестивой жизни, воспитывать скромность и доброту.

- приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц.

Оборудование: проигрыватель, презентация.

                     Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью святых земли Липецкой. Богата Липецкая земля подвижниками благочестия и нам, ребята, нужно знать, как жили, чем прославились святые нашего края.

1). Слово учителя о Тихоне Задонском.

     Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.

     Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

     Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый: «Сокровище духовное, от мира собираемое».

2). Слово о Силуане Афонском

  Преподобный Силуан Афонский (мирское имя - Симеон) родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. 
    Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока. 
    С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы. Но стремлении к знаниям (которое характеризовало его отца, "томившегося своею темнотою") было присуще преподобному всегда. 
    Жизнь набожной семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению "Житий святых". Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержку отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. 
    Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению. 
    Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Произошло это, по свидетельству старца, при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает "злосмрадный змий". Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: "Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь". 
    Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божью Матерь за явленную к нему доброту. Это событие имело решающее значение для выбора дальнейшего пути. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу. 
    Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покои и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов - Святая Гора Афон, куда он был "от мрака греховного к свету Истины Христовой Самой Пречистой призван". Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. О внутреннем состоянии преподобного в тот период красноречиво свидетельствуют слова его сослуживцев: "А он умом на Афоне и на Страшном Суде". 
    Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского - святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами "Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал". В казарме он уже на следующий день почувствовал вокруг себя "адское пламя", которое "гудело" с тех пор не переставая повсюду, где бы он ни находился. 
    Много лет спустя в записках преподобного прочтут: "О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога". 
    Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монастырь в пору расцвета этой обители. 
    Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет - торговой лавкой. 
    Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году - в схиму с оставлением прежнего имени. 
    Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. "Трудно жить без старца, - говорил он впоследствии. - Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению". Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. 
    С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания; для него игумен, духовник и просто старший брат - добрые наставники. 
    По афонскому обычаю, новоначального послушника вводили в жизнь монастыря исповедью. Испытав в Таинстве Покаяния радость очищения и освобождения от тяготивших его грехов, Симеон, однако, сразу же подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе. Сознание того, что он снова опечалил Божию Матерь, потрясло послушника, открыло ему, что, и здесь, на Святой Горе, как казалось, в пристани спасения, возможны искушения и даже погибель. Отрезвленный своим духовным падением, он стал много и усердно молиться, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его саде и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом и явился прочной основой его духовной жизни. 
    "Молиться за людей - это кровь проливать", - говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы "в один час". 
    Вся жизнь его была сердечной молитвой "до великих слез", исключительно высоким подвигом любви к Господу. "Мир стоит молитвою, - утверждал преподобный, - а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет". В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий. 
    11/24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним. 
    Спустя пятьдесят лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.

3). Слово о преподобном Нектарии Оптинском.

     Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.

   Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.

   В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим. Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

   Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

    Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

    В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен, и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

    После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

    Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

    Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления. 

    - 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан (что значит "Богом явленный") в честь преподобного Феофана Исповедника.

    6 апреля 1841 года инок Феофан был рукоположен в иеродиакона ректором Иеремиею, в то же время уже епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита, в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а 1 июля - в иеромонаха. Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: "Обозрение подзаконной религии". Он успешно сдал выпускные экзамены .

   1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, студент Георгий Говоров, решив вверить себя Покрову Приснодевы и посвятить Богу девственную жизнь свою, подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. С разрешения академического и высшего духовного начальстваены, а курсовое сочинение в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра.

    27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, бывшего под непосредственным наблюдением киевского митрополита Филарета. Ему было поручено преподавание латинского языка в высшем отделении этого училища. Под руководством опытных старцев и ученых, своих духовных руководителей, иеромонах Феофан занялся изучением творений святых отцов. С этого времени практическое и научное изучение аскетической письменности стало делом всей его жизни.

    За ревностное исполнение своих обязанностей иеромонах Феофан удостоился благословения Святейшего Синода. Но недолго трудился отец Феофан в Киевском духовном училище.

    В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе, что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская

    Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью».

    29 мая 1859 года состоялось наречение отца Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого. В речи при наречении во епископа архимандрит Феофан сравнивал свою жизнь и разнообразную деятельность с шаром, без грохота и шума катящимся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов. В этом же слове он поведал, что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы на его долю выпало такое место, где бы он свободно мог предаться занятиям по сердцу.

    После пасхальных дней 1872 года он начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. К этому времени епископ Феофан устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно.

    В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он выписывал много журналов. В кабинете у него была огромная библиотека. При написании своих произведений святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках.

    В подвиге духовнолитературного творчества святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. 0б этом он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского затворника. Почти ни одна деталь духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главной темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. Один перечень этих творений вызывает благоговение.

   6 января 1894 года, в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался.

   Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Погребение состоялось в Казанском соборе Вышенской пустыни во Владимирском приделе.

    На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6—8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

4). Слово о святом Иннокентии Херсонском.

    Родился Иннокентий Херсонский 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника.

    Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей.

    10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года - во иеромонаха.

   16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Однако можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. "Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид" - вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия.

    27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.

    К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.

    3 октября 1836 года в С.-Петербурге архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской академии.

15 апреля 1845 года "за отличное управление Харьковской епархией" епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

    1 апреля 1847 года он был вызван в С-Петербург для присутствия в  Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую.

    Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.

    В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. В день кончины, 26 мая 1857 года, именно на праздник Святой Троицы, т. е. в тот день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии, архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: "Господи, какой день!" После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: "Скорее поднимите меня". И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.

5). Слово об Амвросии Оптинском.

    Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 12 лет Александра определили в Тамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета…

    Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Наконец в 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву. Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Он не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по его силам, а принял назначение со смирением, как из уст Самого Господа. Поварская работа занимала у молодого послушника большую часть дня, ему мало приходилось бывать на богослужениях, и это приучило его к внутренней молитве.

    Через три года, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия и рукоположен в иеродиакона, а через два года — в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

    Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах как духовник принимал посетителей, участвовал в переводах и издании творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (30 сентября 1860 года) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев (монах Климент), А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, М.П. Погодин и многие другие.

    Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» — он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Или: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, — говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным.

    Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

6). Слово о Иларионе Троекуровском.

   - Поистине удивительна история святого колодца, ископанного затворником Иларионом Троекуровским.

Преподобный Иларион Троекуровский родился в селе

Зенкино, Раковые Рясы тож, Добринского уезда Рязанской губернии (ныне это Чаплыгинский район Липецкой области).

   С детских лет отрок Иларион отличался кротостью, тихим нравом и любовью к уединению. Когда мальчику было семь лет, он услышал однажды сильный и неожиданный звук колокола, благовестившего к заутрени. Он в испуге свалился на пол с лавки. А когда опомнился и узнал церковный благовест, то поспешил в храм на службу, во время которой и после Иларион «почувствовал в душе своей невыразимое желание угождать Богу». Под духовным руководством деда Иларион постепенно учился посту, воздержанию, молитве и безусловно послушанию. Пищей ему служили два калача с водой в неделю. Когда Илариону было 14 лет, умер его дед и наставник. Родители решили женить Илариона. Он тайно от родителей ушел в Киев. Излив сердечную боль перед киевскими святынями и мощами угодников Божиих, он вернулся домой, и чтобы избежать брачной жизни и обычных житейских занятий, притворился больным, сказав, что у него отнялась правая рука.

   Шесть лет прожил Иларион в овраге, молясь, день и ночь, изнуряя плоть свою трудами и постом. Питался он одною редькою, которую сам и сажал. Воду пил дождевую, а если дождя долго не было. То по много дней терпеливо выносил жажду. К нему явились желающие братья потрудиться в пещерах. Это небольшое братство испытывало лишение от постоянного недостатка воды.

   Сострадательный Иларион, сам, до тех пор выносивший жажду, обратился к Господу с горячей молитвой, давший при этом обет не вкушать воды. Пока прошение не будет услышано. На молитве этой он заснул в лесу от усталости и, проснувшись на заре, увидел от себя куст прекрасных цветов. «Вот место, благословенное Господом», - подумал он и стал рыть колодец, в котором вскоре явилась обильная чистая вода. За сорок дней до смерти преподобный Иларион пил по несколько глотков воды. Источник этот существует до сего дня в Воловом овраге, и вода его целебна для верующих.

   13 июля 1999 года состоялось обретение честных мощей и причисление к лику местночтимых святых преподобного Илариона Троекуровского. Останки старца покоятся в Михайло – Архангельском храме

Троекуровской обители Лебедянского района.

   В Воловом овраге, где жил в пещерах затворник Иларион, нет и в помине дремучего леса. С высокого склона, покрытого голубым цикорием. Открывается благоуханное раздолье: знойный воздух святого места напитан запахом целебных трав. Среди этого простора в глаза бросается нарядная бревенчатая часовенка, возникшая, словно из сказки. Часовня эта никогда не запирается, и любой человек может открыть дверь, зажечь свечи и помолиться перед образами Христа, Божией Матери, преподобного Илариона. Купальни на источнике нет, но имеется кабина, в которой можно облиться водой. Она освящена 3 ноября 2003 года и любовно обихаживается добрыми людьми, не ищущими наград за свой труд и творящими благо только по велению души и сердца во славу Божиего угодника Илариона.

III Итог занятия.

-О каком подвижнике благочестия вы хотели бы рассказать своим родным?

IV Домашнее задание.

- Подготовьте рассказ об одном из подвижников благочестия земли Липецкой.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Праздник Святой Троицы. Лебедянский Свято-Троицкий монастырь.

Цель:

- знакомить детей с достоянием родного края

- воспитывать любовь к родине, бережное отношение к святыне родного края.

- развивать память, речь.

Оборудованиефотографии храмов Троицкого монастыря города Лебедяни.

ЛитератураА. И. Гамаюнов, А. Ю. Клоков «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

                          Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

  1.  Слово учителя о празднике.

 Чему посвящен праздник Троицы? Священная история рассказывает о том, что перед тем, как вознестись на небеса, Христос заповедал ученикам возвратиться в Иерусалим и оставаться в городе до тех пор, пока они не будут облечены силой свыше. Сошествие Святого Духа совершилось на пятидесятый день после Пасхи. Это событие и чтят христиане.

    На Руси Троицын день очень любили. На Троицу христиане украшали православный храм и свои дома зелеными веточками молодой березки. Устилали пол травой. Во время богослужения люди стояли с веточками березы, слушали торжественные песнопения.

  1. Работа по картине Б. М. Кустодиева «Троицын день».

- Какой праздник изобразил автор на картине?

- Как иначе называется праздник Святой Троицы? Почему?

- Какое время года изобразил автор?

- Как одеты люди?

- Какое у них настроение?

- Что изображено на заднем плане?

- Как отличить храм от дома?

- Закончилось богослужение в храме или нет?

- Какое настроение дарит картина?

  1. Путешествие в историю родного края. Троицкий монастырь.

Лебедянский Троицкий монастырь.

      На северной окраине Лебедяни находится Троицкий монастырь. История Лебедяни неразрывно связана с историей Троицкого монастыря, который всегда был визитной карточкой города. Основание монастырю было положено в 1621 году. Из зданий, уцелевших от пожара, бывшего в 1764 году, в настоящее время существуют следующие: Успенская церковь об одной главе, Троицкая соборная церковь, каменная, пятиглавая, основанная в 1642 году и маленькая Ильинская церковь.

        Все здания, находящиеся внутри монастыря, обнесены в то же время каменной оградой из красного кирпича.

       В Лебедяни большой славой пользовалась чудотворная икона Пресвятой Троицы в явлении трех ангелов патриарху Аврааму, хранившаяся в Свято-Троицком монастыре. Икона  эта была принесена в дар монастырю царем Алексеем Михайловичем. Именно ей монастырь был обязан своим возрождением. После пожара 1764 года, когда обитель была упразднена, «икона Пресвятой Троицы была отнесена монастырскими служителями в соборную Казанскую церковь города, но на другой день она явилась в монастырском саду на яблоне…» Чудесное возвращение иконы к прежнему месту породило в епископе Воронежском св. Тихоне мысль, что монастырь должен существовать снова. В 1768 году монастырь снова стал действовать.

  1. Поэтическая страничка.

                           Троица

   Гудящий благовест к молитве призывает,

   На солнечных лучах над нивами звенит;

   Даль заливных лугов в лазури утопает,

   И речка на лугах сверкает и горит.

   А на селе с утра идет обедня в храме;

   Зеленою травой усыпан весь амвон,

   Алтарь, сияющий и убранный цветами,

   Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

   Ты, нынче, с трудовых засеянных полей

   Принес сюда в дары простые приношенья:

   Гирлянды молодых березовых ветвей,

   Печали тихий вздох, молитву и смиренье.

                                                 И. А. Бунин

- О чем это стихотворение?

- Какой праздник описывает автор?

- По каким признакам вы это определили?

- Почему на Троицу украшают храм цветами и веточками березы?

- Ребята, Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

   Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

   С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

- Ребята, послушайте стихотворение Светланы Высоцкой и ответьте на вопрос:

- Почему Троицын день называется Пятидесятницей?

                   ***

   В светлый день пятидесятый,

   Как воскрес Господь распятый,

   Дух Святой на землю сходит,

   Благодать с небес низводит.

   Людям Троица открылась:

   Сын, Отец и Дух Святой.

   Все творенье освятилось

   Неземною красотой.

- Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица: Бог Отец – Творец всего существующего в мире, Бог Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой, наполняющий все жизненной силой.

   Лица Святой Троицы едины, неслиянны и нераздельны. Трудно понять, как это Три может быть равно Единице.

   Древние святые, стараясь помочь христианам приблизиться к этой тайне, приводили примеры подобного единства и нераздельности из мира сотворенной Богом природы.

– Посмотрите в окошко, видите солнышко: сам солнечный диск и свет солнечных лучей? Чувствуете ли тепло солнечных лучей?

– Вот, – говорили святые, – мы видим солнечный диск; ощущаем солнечное тепло; а солнечные лучи, несущие свет, могут проникнуть в самые темные уголки. Свет и тепло являются как бы самостоятельными, но не существуют отдельно от солнца. Так же и сам солнечный круг не существует без тепла и света.

– Насмотрелись на яркое солнышко? А теперь давайте посмотрим с вами на икону Святой Троицы.

5) Работа по иконе Андрея Рублева «Троица»

 Кого видите вы на этой иконе? (трех Ангелов)

-  В виде трех Ангелов изображают на иконах Святую Троицу. В виде этих Ангелов-странников явился Бог задолго до Рождества Христова праведному старцу Аврааму. Три Ангела на иконе – изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

            ***

   Великая тайна кроется

   В иконе «Святая Троица»!

   Идет от нее благодать,

   А тайну... не разгадать!

                            Евгений Санин

- Перед вами репродукция самой прекрасной из икон Святой Троицы. Эта икона написана пятьсот лет назад русским святым, монахом-иконописцем Андреем Рублевым. Древняя икона преподобного Андрея сохранилась до нынешних дней и находится в музее – Государственной Третьяковской галерее.

   Написал эту икону Андрей Рублев по просьбе монахов Троицкого монастыря, в память и похвалу славному русскому святому преподобному Сергию Радонежскому, основавшему монастырь во имя Святой Троицы.

   Мастер-иконописец старался изобразить Святую Троицу так, чтобы, смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви.

   Еще раз посмотрите внимательно на репродукцию этой иконы и послушайте стихи современной поэтессы.

Перед иконой Святой Троицы

И вот я в Третьяковке снова

Смотрю на «Троицу» Рублева:

Как прежде, чувствую волненье

Пред светлым миром единенья

Трех кротких Юношей Святых –

Как милосерден облик Их!

Рублев замкнул Их тесным кругом,

Они склоняются друг к другу

С любовью, лаской молчаливой.

Полны глубокого значенья

Их лица, позы, облаченья!

Воспитанник монастыря,

Он Троицу писал не зря –

В раздорах плакала земля...

Как не хватает мне самой

Терпенья, кротости порой

И мудрого святого слова

Великой «Троицы» Рублева.

                     

– А теперь переведите взгляд с репродукции иконы преподобного Андрея Рублева на иконы в нашем классе. Как украшены иконы в честь праздника Святой Троицы?

Принесли мы сегодня букеты полевых цветов, березовые веточки. И украсили ими наш класс.

И храмы Божии в этот праздник тоже украшаются березовыми ветвями, пол устилается свежей травой, в руках у богомольцев березовые веточки и букеты цветов.

6)Работа в тетрадях-раскрасках

   - Раскрасьте храм Святой Троицы

III Домашнее задание.

       Выучите стихотворение Крест (см. рабочую тетрадь стр.11).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».

Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...

Внеклассное мероприятие "Жить Здорово"

Классный час по пропаганде ЗОЖ....

Математическая велогонка для 5 класса ( внеклассное мероприятие по математике в 5 классе)

Данное мероприятие содержит пояснительную записку,включающую в себя ход игры, приложения, ответы на вопросы для жюри, а также презентацию по теме....

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-го класса "Чтобы достойно жить"

Мероприятие направлено на формирование ценностных ориентаций, принятых в обществе...

Внеклассное мероприятие "Жить - это здорово!"

развитие способности сохранения и укрепления общественного и индивидуального здоровья....

Внеклассное мероприятие "Жить - это здорово!"

Развитие способности сохранения и укрепления общественного и индивидуального здоровья....