Биография М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Еремеева Екатерина Анатольевна

Конспект урока с применением ИКТ 6 класс+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mikhail_yurevich_lermontov.ppt854 КБ
Microsoft Office document icon m.doc35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус».

 

Урок с применением ИКТ.

6 класс

План презентации:

  • название проекта;
  • цели;
  • методические приемы;
  • дидактический материал по теме;
  • домашнее задание;
  • источники.

М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841 гг.). Личность поэта. Стихотворение «Парус». (Слайд 1).

Цели урока:

  • познакомить учеников с личностью поэта;
  • почувствовать настроение стихотворения «Парус»;
  • осознать символическое значение образов в этом стихотворении. (Слайд 2)

Оборудование урока:

  • портреты М.Ю.Лермонтова;
  • репродукции картин М.Ю.Лермонтова.(Слайд 2).

Методические приемы:

  • рассказ учителя с элементами беседы;
  • выразительное чтение стихотворения;
  • анализ стихотворения «Парус».(Слайд 3).

Ход урока:

Слово учителя.

        Обращаемся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с детства.

-Какие произведения Лермонтова вы помните с детства?(Слайд 4).

        Поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные. Он был и талантливым художником. (Слайд 5),

        Посмотрим на его автопортрет.

-Каким изобразил себя поэт? (Слайд 6).

        Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Герб рода Лермонтов в России находится в 4-й части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Зарегистрирован в 1798 году. Герб русских Лермонтовых такой: В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою короною. Намет на щите золотой, подложенный красным; внизу щита девиз: "Sors mea - Jesus" (Судьба моя - Иисус).Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. (Слайд 7). Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Слайд 8). Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. (Слайд 9). На Кавказе же в 1841 году на дуэли поэт погиб. Похоронен в родовом имении в Тарханах. (Слайд 10).

Чтение статьи об истории стихотворения «Парус».

«Парус» написан вскоре после переезда Лермонтова в Петербург: университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено все, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось.

Чтение и анализ стихотворения «Парус».

Выразительное чтение стихотворения учителем.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какое слово определяет это настроение?

-Какие образы, картины возникают перед глазами?

-Почему парус назван мятежным? (Слайд 11).

        Лермонтов рисует словами, стихами картину моря, вызывает эту картину в нашем воображении.

        Каждый видит эту картину по-своему, даже если никогда на море не был. Море волнует человека безбрежным, величественным простором, необъятностью, изменчивостью состояния, цвета. Красота моря, его стихийная сила всегда поражают. Картина моря настраивает на возвышенный лад, рядом с морем мелкие проблемы и суетные дела отступают, меркнут.

-Каким вы представляете себе то, что услышали в стихотворении?

        Посмотрим, как сам поэт изобразил картину уже не стихами, а акварелью. (Слайд 12).Рассматриваем иллюстрацию. Стихотворение рисует яркую картину: белый парус, голубой туман моря, игра лазурных волн, золотые лучи солнца, свист ветра – складывается ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.

-Есть ли такое ощущение в акварели Лермонтова?

Итоги:

Стихотворение оставляет впечатление возможности, осуществимости гармонии, казалось бы, недостижимой. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из симметрии и красоты композиции.

Домашнее задание:

-выучить наизусть стихотворение «Парус»;

-прочитать стихотворение «Три пальмы». (Слайд 13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация биографии М.Ю.Лермонтова

данная презентация может быть использована на уроках ознакомления с биографией М.Ю.Лермонтова и его произведением "Бородино"...

Биография М.Ю. Лермонтова

Биография М.Ю. Лермонтова...

Презентация "Биография М.Ю. Лермонтова" - 1

Презентация рассказывает об основных этапах жизни и творчества М.Ю. Лермонтова....

Биография М.Ю.Лермонтова

Презентация содержит информацию о жизненном и творческом пути Лермонтова, а также его картины...

Биография М.Ю.Лермонтова

В данной презентации рассказана биография М.Ю. Лермонтова...

Биография М.Ю. Лермонтова

—Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Пере...

"Какие факты из биографии М.Ю. Лермонтова верны?"

опросник по закреплению биографии М.Ю.Лермонтова...