Изучение повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Озернюк Нина Владимировна

Материал создан в помощь учителю. Разделен на уроки по изучению повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_povesti_a.s.pushkina_kapitanskaya_dochka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)

(1833 – 1836 годы написания)

Умные люди, читая роман Пушкина, не могли не высказаться. И они своими высказыва-

ниями помогают нам.

«В Пушкине было верное понимание истории – свойство, которым одарены не все

историки. Принадлежностями его ума были: ясность, проницательность, трезвость».

                                                                                                     Вяземский.

«Вот как надо писать историю! В этом произведении истории больше, чем в истории

Пугачёва, которая кажется длинным объяснительным примечанием».

                                                                                                     Ключевский.

«Капитанская дочка» - чудо искусства… Читал только Пушкина и упивался восторгом;

каждый день нахожу что-нибудь новое».

                                                                                                     Достоевский.

«Моя Родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить…, моя Родина,

непревзойдённая в простой красоте и, что всего удивительней, органически сочетавшейся

с ней доброте и мудрости человеческой, - моя Родина есть повесть Пушкина «Капитанская

дочка».

                                                                                                     Пришвин.

«Надо читать каждый год «Капитанскую дочку».

                                                                                                     Твардовский.

1 урок  «Гринёв – Савельич»

Вопросы для учащихся

«Савельич для Петра Гринёва и рачитель, и дядька, то есть защитник, оберегатель его

плоти  и души».

                                                                                                     Пушкин.

1) Какие чувства и слова Савельича, высказанные Петру Андреичу, проигравшему 100

рублей, напившемуся, подтверждают это?

2) Как защищается Савельич от гнева и грубости Петра Андреича?

3) Как помогает чуткий Савельич  Гринёву выйти из состояния разлада разума и сердца?

4) Диалог Гринёва и Савельича в начале второй главы – это соревнование двух

великодуший. Кто победитель в этом соревновании?

5) Как смиряет Гринёв Савельича в сцене одаривания Пугачёва заячьим тулупом?

6) Когда, находясь в тесных рамках крепостной зависимости перед Андреем Петровичем

и Петром Андреичем, отстаивает Архип Савельев своё человеческое достоинство?

7) Когда, в каких условиях Гринёв идёт на риск самопожертвования ради Савельича?

8) Когда и почему, обращаясь как «к другу», Гринёв просит Савельича быть его

благодетелем?

     Рассматривая образ Савельича, мы много узнаём о Гринёве.

2 урок – «Гринёв – Швабрин»

Нужно сообщить уч-ся, что в 1823 году Пушкин пережил страшную травму –

предательство А.Раевского (стихотворение «Демон»). Эту рану Пушкин так и не залечил.

Образ Швабрина – одна из разновидностей «демонского» типа.

Вопросы для учащихся

1) В Белогорской крепости , крепости-доме, действительно, все наши, свои, т.е. близкие

друг другу люди, кроме одного. Кто он?

2) При знакомстве Швабрин «с большой весёлостью описал семейство коменданта».

И при этом совершил подлый, бесчестный поступок. Вчём он?

3) В самом начале знакомства Швабрин старается очернить Марью Ивановну в глазах

Гринёва. Зачем?

4) Швабрин неистощим, последователен в клевете на семейство коменданта, в особенности на Марью Ивановну. Злословие – это свойство натуры Швабрина или

средство, используемое им для какой-то цели?

5) Как вы понимаете загадочные слова Марьи Ивановны: «Я не люблю Алексея Ивановича… Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему

также не нравилась. Это меня беспокоило бы страх…»

6) Каковы причины и повод дуэли Гринёва и Швабрина? Тот ли это случай, когда

причина ищет и находит повод?

7) Один из дуэлянтов дарует другому искреннее прощение и даже заступается за него перед комендантом. Другой исподтишка наносит новый удар. Каков мотив этого поступка?

8) Отсутствие «христианской совести» в Швабрине предполагает отсутствие в нём и чести.(Сочетание «христианская совесть» - «со – весть» - евангелийская заповедь, предполагает личностные ценности: любовь, сострадание, великодушие, благородство). Где и зачем отрекается Швабрин от чести?

9) Не комендант, не его супруга, не Пётр Гринёв, а Марья Ивановна глубоко постигла натуру Швабрина и предугадала его будущие поступки. Какие? По отношению к кому совершённые?

10) Где и как спасает Швабрин свою жизнь?

11) Какой сатанинский поступок Швабрина предполагает две смерти

12) Взаимоотношения Гринёва и Швабрина завершаются актом великодушия со стороны Гринёва. В чём этот акт? В каком поступке?

3 урок – «Гринёв и Марья Ивановна»

Составление партитуры чувств на всём протяжении отношений Гринёва и Марьи Ивановны.

«Чувство есть носительница субъективной жизни человека».

                                                                                                                  Ухтомский.

 - Почему в конце повести мы узнаём, что повенчались Марья Ивановна и Гринёв после смерти Пугачёва? Могли ли они обвенчаться при его жизни?

(Нет. Пугачёв сыграл роль посажёного отца).

Духовное возмужание Гринёва. Эта личность не предаст духовные ценности, а лучше умрёт вместе с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по изучению повести "Капитанской дочки" Пушкина. Образ Пугачева

Содержит материал к уроку по изучению повести, акцентирует особое внимание на детали, проблемный вопрос...

Урок по литературе "Восстание Пугачева. Историческая справка для изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Интегрированный урок - введение перед началом изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" по литературе и истории с использованием современных технологий: критическое мышление, развивающее обуче...

Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...

Перечень вопросов к итоговому занятию по изучению повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Вопросы, позволяющие проверить знание содержания текста повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Методические материалы к изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Многостраничный документ содержит в себе текстовые материалы и активные ссылки на ресурсы интернета, которые могут пригодиться учителю на этапе подготовки к урокам литературы при изучении повести А.С....

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...

Блок уроков по изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Блок уроков по изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...