Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Сахарова Ольга Евгеньевна

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёкой эпохи. Лучше всего начинать читать произведение вместе, в классе. Но иногда приходится предлагать ребятам прочитать их самостоятельно. Например, летом. Чтобы чтение было осознанным, даю примерные вопросы, на которые стоит поискать ответы, и намечаю аспекты, на которые надо обратить внимание при чтении. Вот такой блок заданий получают ученики 8 класса, собирающиеся прочитать летом "Капитанскую дочку" А.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести «Капитанская дочка»

  1. Целью Пушкина было объективное и честное изображение образа одного из самых противоречивых персонажей русской истории – Емельяна Пугачёва. Читатель должен был поверить в правдивость изображённого. Для этого автор выбирает особую форму повествования: МЕМУАРЫ. Тем самым он даёт понять, что события изложены человеком, принимавшим участие или бывшим свидетелем происходящего. Правда, события эти отстоят от современных не несколько лет. С одной стороны, какие-то детали могли уйти из памяти мемуариста. Но, с другой стороны, они настолько значимы, что автор помнит многие детали.

Задание. Укажите одно предложение, которое подтвердит, что перед нами мемуары П.А.Гринёва.

МЕМУАРЫ (французское memoires – воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.

  1. Пушкину был важен рассказчик, которому поверит читатель. Читателями же были люди образованные, в большинстве своём – дворяне. Значит, рассказчик должен быть из их среды. Поэтому им становится именно Петр Андреевич Гринёв.
  2. Ещё одной целью Пушкина было объективное и честное изображение эпохи. Поэтому автор использует интересный ход: герой на наших глазах взрослеет, всё больше и лучше понимая людей, события, своё место в истории государства.         Задание. Читая повесть, обратите внимание на поступки Гринёва-младшего. Проследите, как из ребёнка он превращается в мужчину. Напоминаю один из самых лёгких способов отличить одного от другого и от третьего:  

Ребёнок не может отвечать за себя и свои поступки.

Подросток может отвечать за себя и свои поступки.

Взрослый отвечает за себя и за поступки других людей (помогает своим близким, добивается справедливости по отношению к другим людям).

Пожалуйста, проследите за ПОСТУПКАМИ Гринёва и решите, в каких ситуациях он ведёт себя как ребёнок – подросток – взрослый. В идеале, я получу от каждого  очень краткий список. Например:

ребёнок

  • радуется, что учитель, месье Бопре, спит и поэтому нет урока

подросток

взрослый

  1. Обратите внимание, что у Маши Мироновой тоже идёт процесс взросления, но более мягко, незаметно.

ребёнок

  • Боится выстрела из пушки в день именин матери (Василисы Егоровны)

подросток

  • Влюбляется в малознакомого ей Гринёва

взрослый

  • Отказывается от тайного брака без благословения

 

  1. Всю повесть Пушкин предваряет эпиграфом: «Береги честь смолоду». А потом перед каждой главой появляется свой эпиграф. Вопрос: с темой главы или с основной мыслью связан эпиграф в каждом конкретном случае?
  2. Самый сложный и противоречивый образ (как я уже писала выше) – это образ Пугачёва. Реальный злодей, «убивец», человек запредельной жестокости. Но Пушкин показывает нам, что таковым он является не от природы. Таким он является в те часы своей жизни, когда это необходимо для его дела. Дело ведь, по сути, было благое: он вроде бы хотел дать послабление крестьянам, ограничить власть помещиков. Хотя, как пишет Википедия, « классовый характер восстания до сих пор является предметом научной полемики». Но Пушкин подчёркивает, что Пугачев был способен на порядочность и даже доброту, если это не вредило его «имиджу». Кроме того, это человек очень умный. Он понимает, что скорее всего он не сможет одержать победу и рано или поздно будет схвачен и казнён. Об этом в аллегорической форме (в форме сказки) рассказывает Гринёву:

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!  

Обратите внимание, что ответил ему Гринёв.

  1. А ещё взгрустните немного, потому что после возвращения в школу я задам учить эту сказку наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.

Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся  с историей создания повести  "Капитанская дочка"; сформирует мение  работать с архив...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....

Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....