Модернизм
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernizm_v_russkoy_literature.rar145.4 КБ
Файл futurizm.rar430.46 КБ
Файл simvolizm.rar1.66 МБ
Файл akmeizm.rar130.89 КБ

Подписи к слайдам:

Модернизм в русской литературе
«Серебряный век» отечественной культуры XX века
Что такое «Серебряный век»?
Конец XIX – начало XX вв. – сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» - эпохой наивысшего расцвета русской литературы и искусства – XIX столетием.
На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга того времени плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки.
Представители модернизма в литературе:
АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), русский поэт.БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт.
БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель.АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы — 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русская поэтесса.
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт.МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов.
Так же к ним относились Гумилев, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все.
Зарождение
Первым модернистским периодическим изданием в России стал журнал «Мир искусства», организованный молодыми художниками А.Н.Бенуа, К.А.Сомовым, Л. С. Бакстом, Е.Е.Лансере, С.П.Дягилевым в 1899 г., литераторы (Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский) были приглашены вести литературный отдел журнала, главной целью которого была пропаганда новой живописи. На страницах журнала «Мир искусства» печатали свои первые произведения Блок, Гиппиус, Розанов, Мережковский, Брюсов, Белый, Сологуб. В качестве критика в нем выступал Корней Чуковский.
Раскол
Русская литература после революции 1917 г. разделила трагическую судьбу страны и развивалась далее уже в трех направлениях: литература русского зарубежья – И.Бунин, В.Набоков, И.Шмелев ; литература, не признанная официально и в свое время в СССР не печатавшаяся – М.Булгаков, А.Ахматова, А.Платонов и другие; русская советская литература (по преимуществу социалистического реализма) – М.Горький, В.Маяковский, М.Шолохов .


Подписи к слайдам:

М.Горький:«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
В.Брюсов:«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
Бунин И.А.:«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
Футуризм (лат.futurum – будущее) «Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу» Ф.Т.Маринетти
1909 год «Первый манифест футуризма»:«Слова на свободу!»Новое искусство призвано спасти мир.Время требует быстрого слова. «Скажите мне поскорей!»
Истоки футуризма. Ф.Т.Маринетти Кубизм в живописи (П.Пикассо, В.Кандинский) Эгофутуристы (И.Северянин) Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией.Робкое словотворчествоПодражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма) -«Мезонин поэзии» (В. Шершеневич)- «Центрифуга»(Б Пастернак, Н.Асеев)
«Гилея» (Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Кручёных) Футуризм есть образ жизни (скандал) 1910 год - Сборник «Садок судей»1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу»1913 год – манифест «Слово как таковое» Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»). На уровне лексики: депоэтизация языка, использование вульгаризмов, неологизмов, различных терминов. На уровне семантики (значения)Слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново), создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей).Реализация метафоры.
На уровне синтаксиса: Нарушение законов лексической сочетаемости.Отказ от знаков препинания.«телеграфный» синтаксис.Различные формы визуального воздействия текста. Я – КТО – Я –Я –вроде утроветраВо втуманах долинеБудь берёзкойЯ обниму – покачаю.Я –КТО – Я –Я – вроде небожаворонкаНад вершине полянеСлушай чуткоЯ звеню солнцелучами.Я – КТО – Я –Я – вроде яркоплаткаНа с ягодами девушкеПой со мнойЯ ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ. В.Каменский На уровне стихотворчества: Новые ритмы.Причудливые рифмы.Использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п. Теория «заумного языка» Велимира Хлебникова «Мысль и речь не успевают за чувствами, за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться языком, не имеющем определённого значения, заумным. Заумная речь рождает заумный пра-образ. Заумь даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя её ничем конкретным».«Языкознание даёт право населить новой жизнью, вымершими или не существующими словами оскудевшие волны языка»(двор – дворяне, твор – творяне (творцы жизни))


Подписи к слайдам:

Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства
18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро»
Жан Мореас «Манифест символизма»
Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочнаТайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивноОтражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек
Из истории символизма
Клод Моне (1840-1926)
совмещение чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра изощренное сочетание цветовых пятен
красочное богатство мира декоратизм и растворение предметных форм
Появление этой картины определило название нового направления в живописи импрессионизм
Impression soleil levant 1872 Впечатление. Восходящее солнце
Осень
Кувшинки (Облака) 1903
Клод Моне
«Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки» Рихард Вагнер
Опера «Валькирия» 1876
Опера «Лоэнгрин» 1848
У. Т. Мод «Скачка Валькирий» 1890
… Кто с Лоэнгрином не плыл на волшебном челне? В. Брюсов
Дорогая,о пустьстая белых, немых лебедеймеж росистых ветвейна струях серебристых застыла —одинокая грусть нас туманом покрыла.От тоски в жажде снов нежно крыльями плещут.Меж цветов светляки изумрудами блещут.Очерк белых грудейна струях точно льдина:это семь лебедей Лоэнгрина —лебедейЛоэнгрина. Андрей Белый «Серенада» 1904
Водоем 1902
Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи.В. Борисов-Мусатов
Куст орешника 1905
Весна 1898-1901
Осенний мотив 1899
Элегии в живописи
Какой вы представляете картину с таким названием?
В чем несоответствие содержания и названия?Какое значение приобретает мотив осени в произведении?
нет исторической конкретности («это просто красивая эпоха»)колорит построен на созвучии больших цветовых пятенмягкий приглушенный цветмотив оваламузыкальность линий
Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы?
Клод Моне
В. Борисов-Мусатов
Подумаем вместе…
Фауст и Мефистофель. М. Врубель
Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени?
Прометей. Г. Моро
Символизм – направление в европейскоми русском искусстве 1870-1910-х годов, сосре-доточенное в основном на выражении интуитив-но постигаемых идей и смутных чувств и ощуще-ний посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль-ность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазныхценностей, тоску по духовной свободе, предчув-ствие мировых потрясений и вместе с тем дове-рие вековым духовно – культурным ценностям.
Александр Скрябин 1872-1915
«Поэма экстаза» 1905-1908
«Композиция 7»
«Маленькие радости» 1913
«Композиция 5» 1911
В. В. Кандинский
« Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …» Николай Бердяев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизм

О модернизме доступно....

Презентация Модернизм в живописи

Презентация к уроку по МХК в 11 классе по программе Емохоновой Л.Г., урок №30....

Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Триумф модернизма"

Вид занятия: урок – созерцание Тема урока: «Триумф модернизма» Цель урока: познакомить учащихся с стилем «модерн» - «последней фазойискусства прошлого века». Задачи....

Основные течения модернизма

Презентация подготовлена к уроку литературы в 11 классе. На данном занятии ребята знакомятся с творчеством поэтов Серебряного века, с основными течениями модернизма: символизмом, акмеизмом, футуризмом...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"

Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...