Н. В. Гоголь и наше время
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Борисенко Наталия Олеговна

Обобщающий урок по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души".  В данной работе представлен конспект урока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_po_myortvym_dusham.rar492.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Глотовская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 9 классе

по поэме «Мёртвые души»

Учитель –

Борисенко Наталия Олеговна

     

      Цель урока: подвести учащихся к осознанию актуальности и общечеловеческой значимости гоголевской поэмы "Мёртвые души".

      Задачи урока:

Содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, умению анализировать и оценивать художественное произведение;

Совершенствовать навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом;

Способствовать развитию устной и письменной речи;

Углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Н.В.Гоголь"

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, иллюстрации к поэме, схемы, отрывки из текста.

                                                                             Ход урока

          1. Вступительное слово учителя

- У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой. Сегодня на уроке мы поговорим об актуальности поэмы в наши дни.

     (Слайд №2)

«Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как и большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью – непобедимой внутренней тревогой заражает этот единственный в своём роде человек…»

          А.А.Блок

- Прокомментируйте слова А.А.Блока, сказанные об отношении к Гоголю его современников.

        -Почему, возможно, и мы бы отнеслись к Гоголю с беспокойством, может быть, с неприязнью?

(Гоголь - сатирик, он разоблачает пороки человеческой личности, вскрывает недостатки общественного устройства. Он смеётся, а ведь "ничего так не боится человек, как возможности быть осмеянным". Гоголь говорил:"Смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится.")

«Гоголь – царь русского смеха.» А.В.Луначарский (слайд 3)

      -Действительно, Гоголь - "царь русского смеха". Каков же он, смех Гоголя?

    (Идёт демонстрация слайда 3, на котором представлены слова из стихотворения И.Северянина.)

«Ведь смеху отдал он всего себя…

Смех Гоголя нам ценен оттого, -

Смех нутряной, спазмический, язычий, -

Что лучше не умел его никто

Высмеивать своё же существо…

     И чтобы дольше жизнь не замирала,

       нам нужен смех, как двигатель крови»

                                                                   

                                                                                 И.Северянин

          2. Исследовательская деятельность.

Исследование 1 - “Замысел писателя”

     - Вспомним историю создания гоголевской поэмы.

 - В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

- Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 4)

 Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

- Почему произведение называется "Мёртвые души"? Каков смысл названия?  

(Подчеркнём троякий смысл выражения "мёртвые души". До Гоголя такого выражения в русском языке не было, оно действительно, по словам А.И.Герцена, "носит в себе что-то наводящее ужас", но именно оно выражает основную идею произведения, одновременно служа осью сюжета и пружиной развития действия в нём.)

Выводы, сделанные в ходе обсуждения, представляются на слайде 5.

Заглавие имеет троякий смысл:

  • Буквальный, связанный с сюжетом (мёртвые души – это товар, который покупает Чичиков, «ревизские души» умерших крестьян.)
  • Метафорический, иносказательный (мёртвые души – это помещики, чиновники, сам Чичиков. По словам Герцена, «не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы – вот мёртвые души.»)
  • Глубокий духовный (Он раскрыт самим Гоголем в предсмертной записи:«Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом.»)

- Почему Гоголь назвал "Мёртвые души" поэмой, а не романом?  

Исправляя и обобщая ответы учащихся, отмечаем, что сложный и оригинальный замысел поэмы требовал для своего воплощения соответствующих художественных решений. Вначале Гоголь называет своё произведение романом, но вскоре убеждается, что привычная жанровая форма для него не подходит: она ограничивает субъективное начало в повествовании. А он не мыслил своего творения без авторского комментария. В результате писатель склоняется к мысли, что это не роман, а поэма, но не в традиционном, а каком-то особом значении слова. В "малом виде эпопеи" описательный эпический элемент органически сочетается с элементом лирическим, ибо жизнь раскрывается через авторское размышление.

Исследование 2 «Образы помещиков»

- Как сюжет и оригинальная композиция поэмы помогают глубже раскрыть идейный замысел произведения? (слайд 6)

- Вспомним о композиции поэмы. М.П.Погодин считал, что в первом томе "действие не движется вперёд, что Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведёт своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери налево и направо, показывает сидящего в каждой комнате урода". Так ли это? Напомню, что показ персонажей у Гоголя подчинён строгой внутренней последовательности. Какой?

(Слайд 7 - портреты персонажей, расположенные в виде лестницы.)

1. Итак, что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных Н.В.Гоголем? (Ответы учащихся)

2. Вы представили разные мнения, что же объединяет помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков.

Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?

Манилов

Коробочка

Ноздрёв

Собакевич

Плюшкин

Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях? Или же они, герои, представлены читателю по принципу контраста? Сентиментальный Манилов – заземленная Коробочка, собирательница Коробочка – транжир Ноздрёв, кулак Собакевич и прореха на человечестве Плюшкин:

Манилов – Коробочка

Коробочка – Ноздрёв

Собакевич – Плюшкин

Примерный ответ: Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотиневшемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира.

3. Динамическая пауза. Работа с иллюстрациями.

- У меня на столе – иллюстрации разных художников к поэме «Мёртвые души». Каждый из вас возьмёт по одной иллюстрации, но не показывая её остальным. Ваша задача - словесно передать эпизод, увиденный вами, чтобы одноклассники угадали его. Не забудьте о точности характеристик героев.

- А теперь найдите в классе распечатанные отрывки из текста и соотнесите их с иллюстрациями. (см. приложение)

4. - Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. Мы сейчас вспомнили характеристики героев, заполним схему «Чичиков и помещики». (Слайд 8)

- А теперь попробуйте выявить отличительные черты Чичикова. (слайд 9)

- Гибкость

- Выживаемость

- Приспособляемость

- Угодливость

- Энергичность

- Воля

- Наблюдательность

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(слайд 10)

- Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства.  Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

- Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

- Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

- А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

- Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Обращаю ваше внимание на то, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.

Контроль знаний с помощью теста (слайды 11-18 – вопросы, 19-27 - ответы)

Тест

  1. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы «Мёртвые души»:
  • Определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина:
  • Обозначение «омертвения» помещиков и чиновников;
  • Противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого».
  1. Н.В. Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму. Как проявляется лирический элемент в «Мёртвых душах»:
  • В любовной интриге;
  • В лирических отступлениях;
  • Во вставных элементах.

    3.В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь использует «зоологизацию» персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует:

а) Медведь                         1) Манилов

б) кот                                  2) Коробочка

в) птица                              3) Собакевич

г) мышь                              4)Ноздрёв

д) собака                            5) Плюшкин.

  4.Замысел покупки Чичиковым «мёртвых душ» основан на:

  • Застойности бюрократического аппарата России;
  • Предприимчивости и ловкости Чичикова;
  • Крепостнической системе России.

5. Почему Н.В. Гоголь расположил посещение помещиков в такой последовательности (Манилов – Коробочка – Ноздрёв – Собакевич – Плюшкин):

  • Герои располагаются по степени деградации;
  • Герои располагаются по принципу «оживления»4
  • Посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме.

6. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»:

  •  Изобразить жизнь столичного чиновничества;
  • показать бездуховность бюрократических законов;
  • опровергнуть суждение о безнаказанности властей.

7. Каков смысл образа дороги в поэме:

  • символ будущего России;
  • единственный способ передвижения по России;
  • «карнавальное пространство, где неизбежны неожиданные встречи и происшествия».

Исследование 4 – «Жива» душа Чичиков или «мёртвая»?

- Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

- Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

-Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

-Как бы вы ответили, “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

- Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

 Все положения выводятся на слайд 28.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

- Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

- Есть ли люди, подобные тем героям, которых описал Гоголь в поэме «Мёртвые души», в наши дни? Докажите.

(Слайд 29)

     5. Домашнее задание

      Дома ученики готовятся к контрольному сочинению, завершающему изучение темы. III. Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, сегодня на уроке шел разговор о типичности гоголевских героев для того времени и для нашего, недаром эпиграфом являются слова В.Г.Белинского. Мнения ваши разделились, и это правильно: сколько людей, столько и мнений.

Я желаю, чтобы вы не были похожи на этих героев.

    Учитель, обращая внимание на слайд 30-31, подводит итоги и говорит о трепетном отношении писателя к России, о его вере в лучшее будущее страны. Отмечая вечность поставленных в произведении проблем, актуальное их звучание, учитель обращает ребят к призыву: "Будьте живыми душами! Думайте о душе! Не дайте себе полностью погрязнуть в заботах о суетном, живите и духовной жизнью! Не дайте умереть душе своей при жизни!"

Приложение

Чичиков, точно, увидел даму, которую он совершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым. Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки ее чтото бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками. Она поднялась с дивана, на котором сидела; Чичиков не без удовольствия подошел к ее ручке. Манилова проговорила, несколько даже картавя, что он очень обрадовал их своим приездом и что муж ее не проходило дня, чтобы не вспоминал о нем.

 

– О чем же вы думаете, Настасья Петровна?

– Право, я все не приберу, как мне быть; лучше я вам пеньку продам.

– Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете! Пенька пенькою, в другой раз приеду, заберу и пеньку. Так как же, Настасья Петровна?

– Ейбогу, товар такой странный, совсем небывалый!

Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.

Черта помещица испугалась необыкновенно.

– Давненько не брал я в руки шашек! – говорил Чичиков, подвигая шашку.

– Знаем мы вас, как вы плохо играете! – сказал Ноздрев, подвигая шашку, да в то же самое время подвинул обшлагом рукава и другую шашку.

– Давненько не брал я в руки!.. Э, э! это, брат, что? отсадика ее назад! – говорил Чичиков.

– Кого?

– Да шашкуто, – сказал Чичиков и в то же время увидел перед самым носом своим другую, которая, как казалось, пробиралась в дамки; откуда она взялась это один только бог знал. – Нет, – сказал Чичиков, вставши изза стола, – с тобой нет никакой возможности играть! Этак не ходят, по три шашки вдруг!

– Итак?.. – сказал Чичиков, ожидая не без некоторого волнения ответа.

– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

– Да, – отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши: – несуществующих.

– Найдутся, почему не быть… – сказал Собакевич.

– А если найдутся, то вам, без сомнения… будет приятно от них избавиться?

– Извольте, я готов продать, – сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову и смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какуюнибудь выгоду.

«Черт возьми, – подумал Чичиков про себя, – этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» – и проговорил вслух:

– А, например, как же цена? хотя, впрочем, это такой предмет… что о цене даже странно…

– Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! – сказал Собакевич.

– Послушай, матушка, – сказал он, выходя из брички, – что барин?..

– Нет дома, – прервала ключница, не дожидаясь окончания вопроса, и потом, спустя минуту, прибавила: – А что вам нужно?

– Есть дело!

– Идите в комнаты! – сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Есть ли герои в наше время?"

Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....

Газета в наше время

Роль школьных публикаций в формировании языковых компетенций. Работа над газетными статьями....

Интегрированный урок "Ломоносов и наше время."

Интегрированный урок "Ломоносов и наше время."...

Урок литературы "Да, были люди в наше время..."

Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....

Дополнительная образовательная программа "Наше время"

Программа социально-педагогической направленности направленна на создание условий для приобретения осознанного социально-профессионального опыта путем организации информационной деятельности подростко...

что такое спорт в наше время

что же такое спорт в наше время ?...

Да, были люди в наше время...

Презентация к уроку   истории России....