Урок литературы в 11 классе "Живи и помни" ( По повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок раскрывает духовный мир писателя  и его героев, поднимает нравственные проблемы, волнующие современное общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_rasputina.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Живи и помни!" По повести Валентина Распутина  «Прощание с Матёрой».  

Целеполагание:

          - создать условия для понимания учениками духовного мира

             писателя и нравственного мира его героев; (развивающая)

          - создать условия для  формирования высоконравственной личности,

            способной отвечать за свои поступки; (воспитательная)

          - изучить проблемы, волнующие писателя; (образовательная).

Словарь:  

          - публицистика

          - нравственность

          - святотатство

 Вступительное слово учителя.

     15 марта 2012 года юбилей замечательного писателя – публициста, автора «Прощания с Метёрой» и десятков других замечательных рассказов, давно ставших классикой русской литературы, лауреата Государственной премии СССР  Валентина Григорьевича Распутина, которого по праву называют «совестью нашей эпохи». Ему исполняется 75 лет. И сегодня мы будем говорить об истоках творчества Валентина Распутина, о памяти, о любви к малой Родине. В качестве эпиграфа к данному уроку прозвучат слова из песни «Мой родимый край» в исполнении Иосифа Кобзона. (Слайд №1-17)

Вопрос: А как вы думаете, почему такой необычный эпиграф взят к

               уроку?

( В эпиграфе заключается основная мысль того, о чём пойдёт речь дальше. А речь пойдёт о родном крае, о малой Родине, о памяти. Пленяет всё: музыка, слова, пейзаж.)  

                                                       

Учитель:    (Слайд №18)

    О высоте гор судят по их вершинам. О литературе, о её состоянии, её месте в мировой культуре судят также по её вершинным творениям. Творчество Валентина Григорьевича Распутина – одна из вершин современной русской литературы. И  это отнюдь не юбилейное преувеличение, это факт нашей литературно – общественной жизни. Книги его стали неотъемлемой частью нашей духовной жизни, инструментом нашего нравственного совершенствования, воспитания в нас активности, гражданственности и патриотизма. Книги Распутина – это публицистика.

   Произнося сегодня «Валентин Распутин», мы вспоминаем не портретные черты писателя, а героев его повестей – старуху Анну из «Последнего срока», Настёну из «Живи и помни», Дарью из «Прощания с Матёрой», Ивана Петровича из «Пожара», старуху Агафью из «Избы».

ВОПРОС: Как вы думаете, случайно ли это?

(  Уверена, что это не случайно, и нет в этом ничего удивительного: с большими писателями так бывает всегда. Типы людей, характеры, созданные их художественным воображением, оказались настолько жизненными, правдивыми, яркими, что  нам кажется  - мы знаем их лично, переживаем вместе с ними утраты и поражения, нравственные потрясения, сочувствуем им в постигших их бедах…Я, например,  не  могла удержаться от  слёз, почти физически ощутив мощное и холодное течение Ангары, увлёкшее в тёмную пучину безгрешную страдалицу Настёну вместе с не родившимся ещё ребёнком в финале повести «Живи и помни».

  -  А я   гладила мысленно,  проникнутая нежностью и благодарностью, отмеченную предсмертным холодком руку старухи Анны из «Последнего срока»…

-  А я  плакала вместе с Дарьей, когда та прощалась с милой сердцу Матёрой, обречённой на исчезновение, со своей избой, с родительскими могилками…)

Учитель:    

    Вы видите, ребята, психологизм распутинских произведений потрясающ. Неторопливо, но с огромной силой, которую я назвала бы психологическим магнитом, он увлекает нас, читателей, в такие глубины человеческой души, что у нас дух захватывает. Ему душа «самой старой из старух Матёры Дарьи» столь же понятна и открыта, как и душа Андрея, мужика – солдата, смалодушничавшего в проклятую минуту и ставшего невольно дезертиром, и шофёра Ивана Петровича в отблесках пожара потерянно и удивлённо взирающего на «людей – человеков, утративших в себе что-то главное, корневое, без чего человек некрепок, ненадёжен…

Вопрос:    Так каковы же истоки жизни и творчества Валентина

                   Распутина? (Слайд №19)

 Ученик: Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей родины, что они влияют на наш характер. Отсюда и такое признание: «Я пишу о деревне, потому что я вырос там, она вскормила меня, и рассказать правду о ней теперь мой долг».

Ученик: Земляк Распутина писатель М.Сергеев рассказывает: «…Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий поселок, районный центр Усть – Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам ее – лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином. Именно здесь в 1937 году родился Распутин.

   Все это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшего в местных областных газетах, живет это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, простых обстоятельств жизни, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров».

Учитель:  И  обо всём этом, о Сибири и Ангаре, о людях, живших здесь, и пишет Распутин. Интерес к его книгам   огромен во всем мире. И разве для нас с вами не важно, чем вызвано такое внимание к писателю, нашему современнику и соотечественнику, такое напряженное ожидание каждого его произведения?

Вопрос: Каким предстаёт писатель из своих высказываний?   Чем

               озабочен? Что отстаивает? Что утверждает?  (Слайд №20)

  1. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине, где родился, вырос, где корни твои.

В.Распутин.

         

         2. Для меня понятие гражданственности, идейной

             убежденности неотделимы от того, что мы называем

             писательской совестью, сознанием своей правоты.

                                                              В.Распутин.

(В этих словах, простых и доходчивых, проявляется человек целеустремленный, понимающий свою ответственность перед читателем, перед обществом. Главную свою писательскую задачу он видит в воспитании человеческой души, в служении добру. Он дорожит своим читателем, не стремится угодить всем, отстаивает свое право быть самим собою. А это значит -  отстаивать свою позицию, дорожить совестью, быть правдивым, чтобы не сфальшивить ни в чем, не бояться трудных вопросов нашей жизни.)

Вопрос:    Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о   душе человека, о нравственности, вправе  ли мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?  (Слайд №21)

( Да, конечно. Подтверждение тому – его произведения).

Учитель:  Именно такие вопросы, проблемы автор ставит в «Прощании с Матёрой». Сила настоящего художника слова такова, что он дает нам ощущение присутствовать при событиях, о которых рассказывает, и даже участвовать в них, если они нас трогают. Мы видим Матеру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова.

 

 Учитель: Так давайте сформулируем тему урока.  (Слайд № 22)

   ( «Живи и помни!». По повести  Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»).  

 

А теперь с помощью слов – подсказок сформулируйте цели урока:

- повторим …

- научимся  …

- узнаем  …

- проверим  …

Учитель: Давайте поработаем над повестью. Да, ребята, это, действительно, произведение писателя – гражданина.

      Сам Валентин Распутин о повести «Прощание с Матёрой» в интервью «Литературной газете» писал: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть -                  рубеж в моей писательской работе. Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый  и дивный край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего  и любящего его истинной любовью, думающего о нем не только как   о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки».

Вопрос: Какой же  вы запомнили Матёру? 

(-Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров растянулся на пять с лишним верст, и не узенькой лентой, а утюгом, - было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой,и деревня на нем с тем же названием – Матера, жила она, «встречая и провожая годы» уже 300 с лишним лет. На верхней носовой проточке стояла мельница. Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой проток. Кладбище лежало за деревней по дороге на мельницу, на сухом песчаном возвысье, среди берез и сосен, откуда далеко окрест просматривалась Ангара и ее берега.

 

-А я запомнила, что с макушки острова, видно было как на ладони и Ангару, и дальние чужие острова, и   Матеру. Распутин пишет: « И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой предназначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке. Не потому ли и назвалась громким именем Матёра?».

 

- А я запомнила ночную Матёру, когда затихал ветерок и от нагретой земли исходило тёплое парение, кругом   наступала   благодать, над деревней поселялся  покой и мир,     лишь слышно было, как тихо поскрипывала мельница, с чистым, весёлым перезвоном на камнях катилась Ангара  и выходил осматривать свои владения Хозяин острова.)

Учитель:   А можем ли мы представить Матёру без могучей, в три обхвата, вековечной лиственницы ? (Слайд № 23)

(- Конечно же, нет. Это «наглавное, державное дерево», Царский Листвень, корнями которого, по старинному преданию, крепилась к речному дну, к одной общей земле, Матера. Царский Листвень - распутинское «древо жизни». Его видит Дарья с «макушки острова» - сухого травянистого угора, когда размышляет о своей жизни. Его же, одиноко стоящего среди выгоревшей Матеры, видит она в минуты последнего посещения кладбища, к нему приходит после совершения обряда прощания со своей избой.

(Представление иллюстрации, нарисованной Зубрилиной Юлией)    

- Вот как Распутин описывает это дерево: «Лиственница возвышалась и возглавлялась среди всего остального… Но говорить «она» об этом дереве никто не решался. Это был ОН. «Царский листвень». Так вечно, могуче и властно стоял он на бугре и так видно вознёсся он, такую набрал силу, что решено было в небесах для общего порядка и размера окоротить его – тогда и грянула та знаменитая гроза, в которую срезало молнией «царскому лиственю» верхушку… Без верхушки листвень присел, но не потерял своего могучего, величавого вида, стал, пожалуй, ещё грозней, ещё непобедимей. Жило поверье: покуда стоять будет он. Будет стоять и Матёра».)

Учитель:  Вот теперь я действительно увидела Матеру, и вы ее хорошо представили. Казалось бы, такая отдаленность от столицы, от центров, тысячи, сотни километров. Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёру?

Вопрос: Как в судьбе деревни отразилась история, жизнь всей страны?

 

(Скупые, но емкие приметы времени выявляют неразрывную связь прошлого и настоящего, свидетельствуют о том, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, ее грандиозные перемены: видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетельницей жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию»-колхоз. Как вся страна, Матера послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, два у Дарьи: один лежит где - то в братской могиле на чужой стороне, другой, что заменил ушедших, погиб на лесосплаве.)

Учитель: Течет жизнь, время … Масштабы новых строек тоже коснулись острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.

Вопрос: Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда «есть и пошла» Матёрская земля? Мы видим деревню в последнее лето ее существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(- Автор хотел показать, что   НТР  связана  с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Но ведь это   прогресс.  Писателю жалко стариков, и он хочет, чтобы мы пожалели их тоже.

- Мне кажется, что Распутин написал повесть для того, чтобы сказать: нелегко расставаться со своей землей, но мы-то понимаем, что нужно. В государственных целях нужно.

- Может показаться, что не стоило говорить о прошлом  Матеры, что это вроде бы отвлекает от основного события,    очистки острова под затопление, а я ловлю себя на мысли, что не знаю, как звали  моих прабабушек и прадедушек. «Прощание с Матерой», мне кажется, и об этом, о памяти.

- Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время – это время испытаний для человека. Характер, душа обнажаются. Сразу ясно, кто есть кто.)

Учитель:  Да, ребята, эта книга и о памяти. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Нельзя нам быть Иванами, не помнящими родства.

Вопрос: Давайте разрешим с автором вопрос: необходимо ли затопление

               Матеры? Ради кого? Ради чего это делается? Как к этому

               относится сам автор?

- Это необходимо. ГЭС возводят для блага людей, ради тех же жителей

Матёры и миллионов других.

- Я не уверен, что это необходимо. Ведь земли здесь плодородные, урожай отменный. Павел сомневается в правильности такого решения: «Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Сколько, выгадывая на один день, потеряли наперёд?». Дарья тоже уверена, что не надо топить. Настасья о переселении говорит: «Я там в одну неделю с тоски помру. Кто ж старое дерево пересаживает?»

- По -моему, автор тоже это не очень одобряет. В газете «Комсомольская правда» он писал:  «Матера – это название деревни, и повесть - о тех изменениях, которые происходят в Сибири в связи со строительством ГЭС, созданием искусственных морей. Люди переезжают в поселок городского типа, жизнь их круто меняется, возникает масса проблем – и нравственных, и социальных.   Для молодых такое переселение естественно, а для пожилых – зачастую ломка всей жизни. Обо всем этом я попытался написать, и в первую очередь  о потерях – нравственных и этических, - которые происходят при прощании с деревней».  

- Может, затопление Матёры и необходимо, но стоит подумать о людях, им ведь не просто срываться с насиженных мест. Прежде чем планировать, необходимо всё согласовать с народом. Ко всему  надо  подходить по-человечески.)

Учитель: Распутин в 2009 году осуществил свою давнюю мечту – прошёл на катере по Ангаре от Байкала до устья, совершив хождение за три рукотворных моря. ( Цитата из Российской  газеты» за 14.07.2009 год).

Учитель: Да, надо все делать по- человечески. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели?

Давайте обратимся к сцене разорения кладбища. (Слайд №24)

 ( Глава 3. Чтение по ролям).

Учитель: Как бы вы назвали то, что происходит? Как к этому

                 отнестись? Так поступать можно? (Работа со словарём:

                 «святотатство» - поругание, оскорбление заветного, святого).

Учитель:   Могилы срывать – это святотатство. Такое человеческое

равнодушие – явный признак сердечной недостаточности.

Приведите доводы одной и другой стороны, ответьте, какая из них утверждает справедливость, гуманизм, добро. Обратите внимание на интонацию героев. По какую сторону находится каждый из вас (Слайд № 25)

 - Мне приказали, я делаю, нужны мне твои покойники.  

- А ну-ка марш отседова, нечистая сила…

- Мы-то что? Вы поймите, нам дали задание. Мы не сами.

- Поганая твоя душа. Могилы зорить.

- Товарищи! Тут недопонимание. Есть специальное постановление.

- А о нас вы подумали? Мы живые люди…

Вывод:  «Через час все четверо отплыли с Матёры. .. А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки». (Художественная деталь: на кладбище  СТАРУХИ БЕЖАЛИ – потом ПОЛЗАЛИ).  

Учитель:  Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну а жители острова – не тот же народ? Надо предусматривать, как отразится воплощение планов на их жизнь. Позиция автора ясна: благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи несовместимые. ( Это как у Достоевского: не будет счастья там, где упала хоть одна слеза ребёнка).

Учитель: Как в чувствах, поступках персонажей проявляется отношение к малой родине – Матёре?  Давайте обратимся к эпизоду из 7 главы  «Отъезд Настасьи и Егора».

  (Чувство тревоги в поведении Настасьи, она мечется, расставаясь с вещами, жалко ее.

Часто повторяет Распутин слова «голо», «пусто» в описании оставляемой избы. Это душевная боль, боль разлуки, неотвратимость отъезда на фоне летнего дня: все горит, сияет, говорит о красоте жизни на родной земле. Чувство тревоги поселяется и в нас, читателях. Все время ждешь беды. И, действительно, смерть Егора.)

Учитель:  Давайте посмотрим сцену сенокоса (гл.11). Распутин показывает драматизм, напряженность, тревогу. В душах людей происходит чувство единения, общности. Ведь это в последний раз. Все соединяется: и радость, и боль, и любовь.  (Слайд № 26, отрывок из фильма «Матёра»).

Комментирую видеозапись:  Полдеревни вернулось в Матёру. Возвращались семьями, с детьми. Приехали те, которые не виделись друг с другом много лет. Давно Матёра не слышала столько смеха: все гомонили, играли, дурили, как маленькие. «И работали со страстью, с радостью, какой давно не испытывали. Махали литовками так. Словно хотели показать, кто лучше знает дело, которое здесь же, вместе   с этой землёй, придётся навеки оставить. Это был горький, но праздник!»

(Наиболее полно   выражается коллективное осознанное  прощание с МАТЁРОЙ в вершинной точке произведения - событиях, связанных с сенокосом.

В народных представлениях о природе июль, называемый «макушкою лета», был временем торжества всех светлых сил природы. Поэтому сенокос у распутинских героев всегда связан с лучшими воспоминаниями и надеждами. И в «Прощании с Матерой» сцена сенокоса - центральная и в композиционном, и в содержательном планах. Во время сенокоса     люди понимают, что это   своеобразная игра. Игра, в которой в полной мере отразилась их потребность в радостном труде и единении, когда бабы молодели на десять лет, зная, что через месяц состарятся настолько же, когда из-за какой—то веселой прихоти работали с помощью лошади, а машину «держали на привязи».

Объединение народа в радостном труде одновременно становится и судом самих себя, судом перед прошлым (в лице старух) и вечным (природой).   Вот диалог между вопрошающими старухами: «Чё вам надо было? Чё надо было, на что жалобились, когда так жили? Ну? Эх, стегать вас некому», и народ соглашался: «Некому».                          

  Сцена сенокоса, на мой взгляд, – это ритуальное действо,  в котором все  пытаются  ответить на главный вопрос - почему именно при их жизни уходит под воду остров?     Прямого решения этого вопроса автор не дает, но  показывает осознание  красоты жизни, произошедшее во время и после сенокоса. Именно в прощании с родной Матёрой во время любимого всеми труда приходит к людям ощущение радости и красоты как высшей ценности жизни. Красоты, которая «спасает мир». «Зароды в конце концов они поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда уже будто и не они, не люди, будто души их пели, соединившись вместе,...это сладкое           и тревожное обмирание по вечерам перед красотой и жутью подступающей ночи... эта неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперяшней минуты, не знал, что ты - не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это все запомнится надолго      и останется в душе незакатным светом и радостью».)  

Учитель:  А теперь обратимся ещё к одному эпизоду: «Дарья на кладбище». (Звучит инсценированное выразительное чтение эпизода наизусть).

 

 Учитель: Прокомментируйте данный эпизод.

(Мы видим, как Дарья  мысленно разговаривает с отцом, матерью, советуется с ними, дает им отчет. «У кого нет памяти, у того нет жизни».

Дарья – удивительный человек. Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда с неспокойной душой не может. У нас чувство страха перед кладбищем, а у нее совсем другое, она приходит поговорить с родными.

Она как бы от отца и матери получает наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во все лучшее.

 

 (Слайд № 26, отрывок из фильма «Матёра»)   « Прощание Дарьи с избой».

Комментарий  учителя к финалу видеофильм:  Дарья провожает избу, как провожают в последний путь близкого человека. Она закрывает окна избы и дверь, словно закрывает крышку гроба.

  (Изба для Дарьи – отец, мать. Ее не покидает ощущение этой связи. У нее чувство ответственности, святой долг.  Она отказывается от помощи.

Все, что она делает, никак не понятно пожогщикам. Это люди как бы из другого мира.  Для них правда – исполнение постановлений. Для нее «правда - это память».)

Комментарий к иллюстрации Беспаловой Анастасии.

- Образ Дарьи неразрывно связан с образом самой Матеры - деревни                   и острова, доживающим последний срок. И осмысление Дарьей своей жизни и нынешнего своего положения связано с трудной думой о Матере. Как Матера отделена от земли «течью воды и течью времени», так и Дарья отделена от всех жителей острова и деревни своей старостью. Распутин всегда выделяет ее среди других: «Дарья жила тем же страхом, что и другие, но жила увереннее и серьезней»: за столом с подругами она сидит «на председательском месте» и на Матеру чаще всего смотрит с холма - «макушки острова».

 

- В том, как Дарья «обряжает» избу, не только воздаяние последнего, что в ее силах, родному дому, деревне, острову, но                     и убежденность в том, что только так, а не иначе должен проститься человек               с уходящей в прошлое жизнью. Так: достойно и стойко, свято и просто.                   И трагическое завершение прощания Дарьи оставляет луч надежды,

 вселяет                  в читателя веру в моральные ценности, в необходимость человеческой жизнестойкости и жизнедостойности.

Учитель: Высокими нравственными чертами наделены Дарья, Настасья, Егор, Богодул.  А как мы оцениваем Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?

(Павел – один из тех, кто пытается докопаться до истины, задумывается о жизни. У него нет твердости, его позиция – смирение: надо – значит надо,   жить везде можно. «Все равно это должно было случиться и случилось, а от ожидания этой неминуемости устали и измучились больше, чем от самой потери». Герой приходит к окончательному пониманию того, что «взыскивая с новой жизни здесь, в этом поселке, придется устраиваться прочно, врастать в нее всеми уцелевшими корнями»  ). И поэтому новыми глазами смотрит на весь большой, живущий уже своей жизнью, поселок. И теперь уже вечер   в поселке описывается в той же тональности, что и вечера на Матере.  Но я  осуждаю Павла за то, что не нашел времени перенести родные могилы.

Андрей:  Все торопится, не видит многое вокруг. Многое воспринимает

 поверхностно. Такое отношение и к Матёре. У него какое-то

 промежуточное отношение: он избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И на заводе нет пристанища, нет ему покоя, ищет, где интереснее.  Дарье горько, хочется, чтобы внук думал, понимал, что делает, смотрел на жизнь серьезнее, чтобы жизнь ему не казалась легкой. «Он душу свою не подвинул, - говорит   Дарья. -  Это и есть его главная потеря».

Клавка и Петруха: - безответственные люди, «перекати-поле».)

 Итог семинара: Закрывая талантливую книгу, думающий читатель обязательно обогащается ею. Попытаемся каждый для себя выделить главное: что нам дала встреча с Матерой? Каковы же уроки Матеры?  

 ( Повесть учит любить малую Родину.   О сложных проблемах Распутин пишет простым, понятным языком, ставит нравственные, философские вопросы, проблемы. В повести проявляется не только сила традиции, но и сила, направляющая человека в будущее: а это труд, надежда, память, красота.  Книга эта о связи поколений.)

Слово учителя: (Звучит музыка «От всей души») (Слайд № 28)

 Малая Родина – это частица родной земли. Три вещи связывали древних с их землёй: храмы, могилы и предки. У наших современников надежды и желания перемен переиначили всё: там, где древние говорили «наши предки», мы говорим «наше прошлое»; мы по – другому, чем они, любим Родину, землю и законы наших отцов, мы любим скорее законы и землю наших детей, нас соблазняет магия будущего, а не прошлого.

  Слово «РОДИНА» у древних было прилагательным и сочеталось со словом «ЗЕМЛЯ». То была родная земля, отцовская земля. Это слово доходило до сердца…  

 Продолжите фразу:                Два чувства дивно близки нам –

                                                  В них обретает сердце пищу:  

                                                  Любовь к родному….?   (пепелищу)

                                                  Любовь к отеческим …..?   (гробам).                                                                                

 Кто автор этих строк?                                       ( ? )    (А.С.Пушкин).  

Распутин поставил проблему  малых деревень, которых  в нашей стране очень много.   А ведь это горечь утрат, боль расставания с родным очагом. А решать её нам, читателям, вам, молодому поколению.

Мы благодарны писателю, который сумел показать культуру человеческого общежития. Распутина беспокоит, что все это разрушается, автор взволнован потерями, безобразным отношением к природе.  В «Матёре» он прощается с родной землёй, родной рекой от имени всех, кто пережил трагедию затопления. То через героев, то напрямую обращается к читателям с призывом быть бережливыми, гуманными, быть патриотами своей земли.

    И это публицистика. В этом весь Распутин – писатель – гражданин.

 

Заключительное слово учителя: Распутин  в «Прощании с Матёрой» писал, что старуха   Дарья всегда помнила наказ отца: «Ты, Дарья, много на себя не бери – замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Я же, друзья мои,  обращаюсь к  каждому из вас: «Живи и помни! Помни то место, «где ты появился на свет».  (Звучит песня В.Толкуновой «Где ты появился на свет». Слайд № 29).

Д/з. Сочинение на одну из тем. (Слайд № 30)

  1. Малая родина – частица родной земли. (По повести Распутина «Прощание с Матёрой»).
  2. Женщина – носительница высоких нравственных ценностей. (По произведениям Распутина).
  3. Проблема раскрытия духовных качеств человека. (По произведениям Распутина).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Урок для обучающихся 11 класса, носит нравственный характер, построен на технологии критического мышления, использованы исследовательские методы....

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина             ...