Развитие навыков исследовательской и творческой работы на уроках литературы в 9-10 классах и во внеурочной деятельности
методическая разработка по литературе на тему

из опыта работы учителя русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков исследовательской и творческой работы на уроках литературы в 9-10 классах и во внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя Васильевой В.И.)

Содержание работы.

Блок 1. Обоснование выбора темы.

        Вступление.

  1. Задача школы – воспитание творческой саморазвивающейся личности.
  2. Противоречия в преподавании литературы.
  3. Цели данной работы.

Блок 2.

        Основная часть. Развитие навыков исследовательской и творческой работы на уроках в 9-11 классах и во внеурочной работе.

  1. Подходы к тематическому планированию.
  2. Анализ художественных произведений – одна из основных форм работы на уроках литературы. Система индивидуальных заданий.
  3. Итоговые уроки – уроки-исследования.
  4. Система творческих работ.
  5. Внеурочная работа: научное общество, выпуск общешкольной газеты.

Блок 3.

        Заключение. Задача современной школы – создание условий для развития личности.

Блок 4.

        Приложения.

  1. Список использованной литературы.
  2. Образцы творческих и исследовательских заданий
  1. При изучении литературы в 9-11 классах
  2. В предпрофильном курсе «Русская словесность»
  3. В научном обществе.
  1. Конспект уроков
  1. «роман отчаяния и надежд» (Булгаков «Мастер и Маргарита»)
  2. Правда о наркомании (интегрированный урок по рассказу Булгакова «Морфий»)

Развитие навыков исследовательской и творческой работы на уроках литературы в 9-10 классах и во внеурочной деятельности.

Блок 1.

Одна из задач, стоящих сегодня перед школой, - развитие навыков самостоятельной работы. Если школа будет выпускать учащихся, восприимчивых к науке, любящих самостоятельно решать проблемы, способных к самостоятельному поиску, трудолюбивых, она выполнит свое предназначение. Каждый урок должен нести истинные знания, способствовать развитию практических умений и навыков и воспитывать лучшие нравственные качества. Учитель на таком уроке превращается в исследователя, под руководством которого учащиеся самостоятельно постигают науки.

Сделать уроки литературы уроками пытливый мысли, уроками-исследованиями не значит облегчить процесс обучения. Ученый-литературовед Г.А. Гуковский писал: «И кто сказал, что школа должна учить тому, что им доступно по их возрасту?.. Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победой.».

В преподавании литературы в старших классах сегодня существует ряд противоречий:

  1. С одной стороны, программа позволяет приобщить учащихся к литературному наследию 19-20 веков, с другой стороны – временная «пропасть» между тем и нашим временем так велика, что есть опасность неприятия учащимися других историко-культурных реалий;
  2. С одной стороны, обращение к художественным произведениям периода расцвета культуры обогащает нравственно, воспитывает эстетический вкус, с другой – вкусы теперешних учеников-читателей настолько примитизированы, что раскрытие нравственно-философских проблем нашей литературы, ее языка, сложности композиции (то, что требует программа) представляется почти непосильной задачей;
  3. С одной стороны, программа по литературе предлагает широкое изучение творчества писателей и поэтов 19-20 века, с другой – часов на изучение литературы выделяется все меньше и недостаточно в 10-11 классах, когда необходимо тщательное изучение стиля писателя, поэта.

Что же делать? Упрощать невозможно, сокращать – тоже. Возможны другие подходы:

  1. Строить преподавание на постоянном пытливом чтении, требующем внимания к слову, к деталям в тексте;
  2. Развивать и поддерживать интерес к истории, культуре ( не только литературе, но и к живописи, музыке);
  3. Стремиться превратить учащихся из пассивных созерцателей в активных участников поиска художественной истины (поддерживать высокий уровень деятельности учеников);
  4. Важно перенести центр тяжести с тех аспектов произведения, которые постепенно отмирают (социальные конфликты) на те реалии, которым суждено стать вечными.

Эти подходы являются наиболее эффективными для развития исследовательских и творческих способностей учащихся. Этим и обусловлено обращение к данной теме.

Цели данной темы:

  1. Сохранив лучший опыт, представленный в различных методических пособиях, разработках, расставить некоторые новые акценты в организации классной и домашней работы учащихся;
  2. Представить свой опыт планирования и организации активной деятельности учащихся на уроке и при подготовке к нему, систему диагностики (проверки уровня знаний учащихся);
  3. Проследить реализацию целей и задач обучения не на отдельно взятом уроке, а на системе уроков, системе исследовательских работ учащихся.

Блок 2.

        Учебное исследование на уроках возможно при одном условии: если сам учитель по подходу к преподаванию является исследователем. Самое серьезное внимание он должен уделить тематическому планированию.

        Составляя тематическое планирование, важно обратить внимание не только на тип урока, но и на целеполагание: какие умения и навыки должен развить урок, на организацию деятельности учащихся на каждом этапе урока. Необходимо спланировать систему самостоятельных исследовательских и творческих работ, индивидуализацию домашних заданий.

        Вот как может выглядеть тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на тему «Н. В. Гоголь. Творчество» (уроки 1-4).

Содержание урока

Тип урока

Какие навыки и умения формируются

Деятельность учащихся

Домашнее задание

1.

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества

Устный журнал с комментариями учителя.

Работа с учебниками, справочной литературой; самостоятельный отбор материала на тему.

Сообщения о жизни Гоголя (биография); обзор сборников, отдельных произведений, описание портрета.

К уроку: подготовка сообщений на разные темы (по биографии и творчеству). Ко второму уроку: всем – прочитать 2-3 повести из «Петербургских повестей». Индивидуальный анализ повестей.

2.

«Петербургские повести» - внеклассное чтение.

Заочное путешествие по Петербургу Гоголя

Анализ произведений (сюжета, роли, пейзажа, характеристика героев и т.д.); определять роль детали.

Выступления по темам:

а)Петербург Гоголя

б)

3.

«Шинель». Тема

«маленького человека»

Аналитическая беседа

Участие в диалоге и полилоге; умение отбирать и анализировать ситуации, характеры

Участие в обсуждении вопросов, выступления с сообщениями на темы

Устный анализ основных эпизодов (по группам). Подготовка к анализу финала повести.

4.

P.p. Анализ эпизода из повести «Шинель»

Аналитическая беседа

Целостный анализ эпизода

Выступление

с

сообщениями;

участие в

аналитической

беседе

Письменный анализ

эпизода «Финал повести «Шинель»»

Приёмы работы традиционны: раздумья над произведениями, выразительное чтение, беседа, сообщения, но вопросы, задания носят поисковый характер, они побуждают обращаться к статьям, справочникам, требуют самостоятельного отбора материала, анализа его, пытливости в раздумье над произведением. Если учитель учитывает возможности, интересы, стремления учащихся, то школьники успешно справляются с заданиями исследовательского и поискового характера: Учатся находить необходимое, давать рекомендации, писать рецензии, готовить необычные выступления, заключения к урокам.

Вот образцы заданий для учащихся 9-10 классов по творчеству Гоголя.

Индивидуальные задания по теме

«Н.В.Гоголь. Творчество»

9 класс

10 класс.

1.   Слово о Н.В.Гоголе (поэтическое или

1.

Портрет Н.В.Гоголя.

лирическое)

2.

Какие события детства и юности

2.   Сообщения

Гоголя повлияли на выбор его

— о детстве, учёбе Гоголя;

дальнейшего пути?

— начало творчества;

3.

В чём мастерство Гоголя-писателя,

— сборник «Вечера на хуторе близ

автора сборника «Вечера на хуторе

Диканьки» (общая характеристика)

близ Диканьки»?

— обличение чиновничества в пьесе

4.

Обращение к историческому

«Ревизор»

прошлому

3.   Реальное и фантастическое в

(повесть «Тарас Бульба»).

«Петербургских повестях»:

5.

Судьба человека в «Петербургских

— «Нос»;

повестях» Гоголя.

— «Портрет».

6.

Художественный талант Гоголя,

4.   Петербург в творчестве Н.В.Гоголя.

автора «Петербургских повестей».

5.   Система образов помещиков в

7.

История создания поэмы «Мёртвые

«Мёртвых душах».

души».

6.  Роль детали пейзажа в создании

8.

Замысел и его воплощение в поэме

образа помещика.

«Мёртвые души».

7.   Роль детали портрета в создании

9.

Общее и индивидуальное в образах

образа

помещиков.

— типа.

10.

Роль главы «Повесть о капитане

8.   Письмо о посещении города Н.(по

Копейкине» в поэме.

поэме....).

11.

Образ города в поэме.

9.  Прокомментировать иллюстрации к

12.

Образ дороги в поэме.

поэме «Мёртвые души» - изображение

13.

Лирические отступления в поэме.

помещиков).

14.

Роль эпизода в поэме (на выбор) -письменная работа.

15.

Роль финалов глав поэмы «Мёртвые души».

Интересной представляется ситуация, при которой по одному вопросу исследования проводят 2-3 человека: выявляются разные подходы к одной и той же теме, разное прочтение одних и тех же страниц, разное авторское понимание (ученическое). На уроке возникает ситуация дискуссии, в которой как раз и проявляются навыки самостоятельной работы:

  • умение защитить своё мнение, приводить его в защиту аргументы;
  • умение выяснять непонятное, углубляясь в текст.

Такие ситуации побуждают учащихся читать дополнительную литературу, находить не единственное, решение, а несколько разных, анализировать собственные знания, формируют активную позицию на уроке.

Основой преподавания литературы остаётся (несмотря на споры) анализ произведения. Эта работа очень понятная, она не должна сводиться к «расчленению» и сборке. Важно создать ситуацию общения. Выбрать правильную интонацию, определить порядок работы, характер класса, манеру говорящих и множество иных деталей. И на самом уроке учитель должен быть и режиссёром, и психологом. И умным аналитиком: улавливать мысли, связывать их, всё время обращать детей в многокрасочный и многозвучный мир художественного произведения. В этой коллективной (индивидуальной одновременно) работе формируется уровень понимания текста учащимися.

Первое условие успешности анализа - научность. Надо пользоваться тем арсеналом приёмов, которые выработаны и используются в практике.

Второе - последовательность.

Третье - опора на читательское восприятие, воображение читателей-школьников. Очень важно научить учащихся в знакомом тексте увидеть незамеченное. Не зря говорят, что каждое произведение «само учит себя читать».

Вот фрагмент урока «Символика в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

- Какова роль песен в драме «Гроза»? (см. 1,3,4 д.) Одинакова ли в 1,3,4. действиях?

В 1 действии Кулигин поёт песню на слова А.Ф.Мерзлякова «Среди долины ровныя...» Образ дуба ассоциируется не только с могуществом, силой, как в народной поэзии, но и с одиночеством - об этом свидетельствует и продолжение песни:

Ах, скучно одинокому

И дереву расти!

Ах, горько-горько молодцу

Без милой жизнь вести.

Тема песни трансформируется в судьбе Бориса.

В 3 действии лирическая песня, которую поёт Кудряш, создаёт ощущение поэзии и красоты, которой не хватает героям пьесы. «Точно я сон какой вижу!» -говорит Борис.

Песня о молодце, который закупает товар (о сватовстве) ассоциируется с судьбой Кудряша и Варвары.

Песня про донского казака, который задумал «жену губить» за то, что она нарушила супружескую верность, звучит как предвестие дальнейшей судьбы Катерины. В ней звучит мотив покорности героини, сознающей меру своего греха.

В финале 3 действия звучит песня - условный сигнал: «Все домой, все домой!» Она становится частью сюжета.

В 4 действии Кулигин поёт песню на слова Ломоносова «Ночною тёмною покрылись небеса» о том, как к лирическому герою постучался Купидон, герой пожалел и приютил мальчика, но тот сразил стрелой хозяина, чтоб

Особое значение для закрепления навыков учащихся имеют уроки итоговые по теме: уроки - дискуссии, уроки - семинары.

На таких уроках ученики выступают и в роли учителя, и в роли режиссёра, актёра, зрителя. Чтение, инсценирование, комментирование - всё готовится самими учащимися заранее, и поэтому доставляет радость. К итоговому уроку произведение освоено учеником, оно стало своим, понятным, и теперь надо творчески (словом, чтением, анализом, игрой) выразить интерпретацию произведения - это итог пытливого изучения и размышления.

После каждой темы провожу такой итоговый урок, который призван обогатить восприятие, подтолкнуть читательскую фантазию, пробудить творческое отношение к произведению.

1. «Век 19-ый. железный» (Блок).

Урок, полностью построенный на самостоятельной подготовке учащихся, которые должны были рассказать:

а). Об основных политических событиях века (учебник истории, энциклопедии);

б). О выдающихся людях века (Энциклопедии, справочники);

в). О литературе, писателях, поэтах, литературных направлениях, журналах (учебник литературы);

г). О живописи, музыке.

Урок интеграции искусств с использованием живописи, музыки дал полное представление о начале, середине и конце 19 века.

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет».

Ф.И. Тютчев. Современность творчества А.С.Пушкина.

Урок- размышление о поэте, размышлявшем об «ужасном веке («Маленькие трагедии») и бессмысленности русского бунта» («Капитанская дочка»), искавшем в прошлом ответы на вопросы о судьбе России («Борис Годунов»), судьбе человека («Повести Белкина»), о русском характере («Евгений Онегин»).

Урок-осмысление времени и самого себя, урок утверждения истинных нравственных ценностей и гуманизма.

Урок-чтение стихотворений «солнечного гения» о смысле жизни и красоте, добре.

3.     Поэты-романтики начала 19 века. (Жуковский, Батюшков, Баратынский, Рылеев).

Урок-презентация поэта-романтика. Выступления микрогрупп, самостоятельно выполнявших задания:

— изучить творчество поэта, рассказать (коротко) о его судьбе, особенностях творчества;

—   выучить   наизусть   2-3   стихотворения   поэта,   дать   их   анализ   (как  романтических произведений);

— выпустить литературный бюллетень и защитить его.

4.    Этот «странный человек» Печорин

Урок-исследование: в чём загадка личности Печорина. Обращение к драме «Маскарад», поэме «Демон», картинам Врубеля, стихам Лермонтова. Сопоставление героев, выявление главного в характере Печорина.

Этот урок философского раздумья.

Интегрированный урок литературы и биологии «Правда о наркомании». По рассказу М.Булгакова «Морфий» и материалам статей по биологии и медицине. Урок-исследование, целью которого является выяснение, как влияет наркотики на человека. При подготовке к уроку учащиеся выполняют различные индивидуальные и групповые задания исследовательского характера, проводят соцопрос.

(Конспект урока прилагается)

Для успешного развития учащихся, формирования исследовательских навыков (умения отобрать материал, проанализировать его, обобщить) важно продумывать дифференцированные задания, рассчитанные на детей разного типа: с низким уровнем развития (задания репродуктивного характера), средним уровнем развития (задания на воображение, анализ отдельных ситуаций эпизодов) и высоким уровнем развития (задания на сопоставление, сравнения, осмысления роли художественных приёмов и др.). Однако, развивая у всех учащихся необходимые для исследования навыки, надо помнить, что к настоящей исследовательской работе склонны наиболее развитые дети, и именно с ними необходима целенаправленная работа и на уроках краеведения 8 классе ( перечень возможных заданий прилагается), и на уроках в 9-10 классах (образцы заданий прилагается), и на предпрофильном курсе «Русская словесность» в 9 классе (перечень тем исследовательских работ прилагается).

В 2010-2013 годах были написаны работы на темы:

7-8 кл. История возникновения и своеобразие пословиц и поговорок. Житие как жанр древнерусской литературы. Звукопись как худож. Средство. Роль эпитетов в творчестве Ф. И. Тютчева.

Своеобразие языка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (сказовые элементы).

Тема Бородинской битвы в поэзии начала 19 века.

9-11 кл.

Основные темы и художественное своеобразие лирики А. Дементьева.

Тема Родины в поэзии Серебряного века (А. Блок, С. Есенин).

Свет и тьма в романе Булгакова «мастер и Маргарита».

Тема веры и неверия в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Таким образом, формы самостоятельной работы постепенно усложняются: от заданий репродуктивного характера к заданиям исследовательского типа, которые требуют мобилизации всех знаний, обращения к новым источникам, - таков путь, который проходит ученик, становясь творцом, проходит под руководством или при активном содействии учителя.

Блок З

Трудности овладения современной культурой требуют использования в учебном процессе деятельностных, активных форм обучения и воспитания. Известно, что человек включается в любую деятельность тогда, когда она интересна ему, нужна именно ему. Даже навязанная кем-то эта деятельность со временем превращается во внутренне необходимую. Безусловно, важна мотивация. Но мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Когда человеку захотелось что-либо сделать, - можно говорить о кратковременном состоянии. Если ему так хочется делать всегда - это составная часть качества личности. И если навыки исследовательской и творческой работы выпускника будут соответствовать потребностям современного общества (а учёба в вузах, работа в учреждениях, и на предприятиях потребует именно этих навыков), то можно говорить о подготовленности выпускников школы к жизни, к решению её проблем.

Задача сегодняшней школы — вызвать и усилить у школьника желание раскрыть собственные возможности. Умение присмотреться к привычному или ранее неизвестному, разобраться в этом, сделать собственное открытие - это стимул для развития, это умение ориентироваться в мире, это успех в деятельности, в достижении целей, это нахождение своего места и утверждение себя в обществе.

Задача школы, каждого урока в школе (и особенно уроков литературы) - укрепить желание учиться, преодолевать трудности, укрепить веру ученика в самого себя, свои возможности. В мир сегодня входят «дети, в которых ярко и мощно живёт если не свобода ещё, то во всяком случае предчувствие свободы.., дети, которые делают сами себя»   (Александр Лобок, ст. «Вероятностное образование»).

Список использованной литературы

1.        М.Г. Качурин «Организация исследовательской деятельности учащихся на
уроках литературы». Москва. «Просвещение» 1988 г.

2.        Г.И.    Щукина   «Роль   деятельности   в   учебном   процессе».   Москва.
«Просвещение» 1986 г.

  1. И. А. Фогельсон «Литература учит». Москва. «Просвещение» 1990 г.

10.        Н.А. Карнаух и В.Щербина «Письменные работы по литературе. 9-11 кл.»,
«Дрофа», 2002г.

11.        «Русская   литература   19   века..   Практикум»,   под   ред.   Лыссого.   М.
«Просвещение», 2000 г.

12.        «Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины 19 века
для 10 кл. Под ред. В.Г.Маранцмана. С. - Петербург. 1998 г.

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

по курсу «Русская словесность».

1. Фонетические средства выразительности в стихах Пушкина (Фета, Тютчева, Есенина).

2. Роль эпитетов в стихах поэтов Тверского края (Г.Киселевой, В.Соколова и др.).

З. Роль стилистических фигур в творчестве одного из поэтов 19 века (Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев) или 20 века (М.Цветаева, А.Ахматова).

4. Целостный анализ одного стихотворения (средства художественной выразительности) Е.А. Баратынского (или А.К. Толстого, А.Н. Апухтина, И.А. Бунина).

5. Образ - символ в лирике М.Ю. Лермонтова.

6. Образ звезды в поэзии А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонова, Н.А. Рубцова.

7. Цветопись в лирике С.Есенина.      

8. Особенности прозы К.Паустовского (Лермонтова, Пушкина, Пришвина). (Художественное мастерство).

9.Роль окказионализмов в ранней лирике В. Маяковскою.

10. Синтаксические средства как художественный прием (на примере стихов одного из поэтов или прозы одного из писателей).

Образцы индивидуальных заданий по литературе,

способствующих развитию навыков исследовательской и творческой   работы учащихся.

9 класс.

  • Сравните переводы «Слова о полку Игореве» В.Жуковского и А.Майкова (К.Бальмонта и Н.Заболоцкого).
  • Покажите фольклорную основу «Слова о полку Игореве» на примере любого отрывка.
  • Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума (Фонвизин «Недоросль»).
  • Пушкин в графике Нади Рушевой.
  • Пушкин в.музыке Чайковского.
  • Портреты А.С.Пушкина   (Кипренский и Тропинин).
  • Лицейские друзья Пушкина.
  • Адресаты любовной лтрики А.С.Пушкина.
  • Обзор содержания повестей Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

10 класс.

  • Мир купцов и чиновников в живописи 50 - 60 г. 19 века. И в пьесе А.Н.Островского.
  • Сопоставьте два стихотворения М.Ю.Лермонтова - «Когда волнуется желтеющая нива» и «Ангел».
  • Что вам кажется загадочным в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на

дорогу»?

  • Петербург Пушкина, Некрасова, Достоевского.
  • Сравните стихотворение Лермонтова «Нет, не тебя так сильно я люблю..» и Тютчева «Последняя любовь».
  • Личность поэта в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова.
  • Два «Памятника» (Державина и Пушкина)
  • Портреты   М.Ю.Лермонтова (К.А.Горбунова, Ф.О.Будкина, автопортрет).
  • Сравнение суждения о Базарове современников И.С.Тургенева (Страхова, Писарева). Сформулируйте отношение к герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках литературы.

В сообщении  "Виды творческих работ"раскрывается особенность применения творческих работ на уроках литературы в 5- 10 классах....

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

Словарная работа на уроках литературы в 5-7 классах

Словарный состав литературного произведения-важнейшее средство раскрытия  идейно-образного содержания произведения Смысл этой работы заключается в раскрытии малопонятных и непонятных слов, встреч...

Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках истории

Данная статья представляет собой описание моего инновационного опыта. Направлена на применении на уроках истории метода проектов, который как раз и развивает исследовательские способности у учеников, ...

Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии.

Исследовательские умения — это система интеллектуальных, практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования. Исследование может проводиться с целью получения новых зна...

Краеведческая работа учащихся как средство развития навыков исследовательской деятельности

Краеведческая работа создает оптимальные условия для саморазвития современного подростка. Подростковый  возраст – период, в который у учащихся  появляется потребность в активном, самос...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...