Словарная работа на уроках литературы в 5-7 классах
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Словарный состав литературного произведения-важнейшее средство раскрытия  идейно-образного содержания произведения Смысл этой работы заключается в раскрытии малопонятных и непонятных слов, встречающихся в тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках литературы в 5-6 классах.

  • «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, – то не заслуга ли это в первую очередь и великой  литературы?»
    Ю.П. Казаков

Психологией доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст. Исходя из этого, работу  над словами следует проводить в начальных классах. Особенно актуален вопрос речевого развития сегодня: тенденция засилия речи ребенка неологизмами, связанными с расцветом  технократического мышления, словами, заимствованными из иностранных языков, нелитературными словами налицо. В этом отношении огромное значение имеют  уроки литературы, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветности словарного запаса

 Словарный  состав литературного произведения изучается как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературы: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественные богатства произведения.

Из вышесказанного следует, что первая задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейно – художественное богатство произведения.

 Вторая задача – путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь.

 Особое место в моей работе занимает словарная работа. Что меня к этому подтолкнуло.

1.отсутствие  у учащихся вопросов по тексту.

2.непонимание значения  слов.

Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют языковые богатства, какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством языка.

При ознакомлении  учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению и умению  учащихся пользоваться словами в своей речи, обостряют языковое чутьё.

Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, школ, работников печати и.т.д.

Учащимся, следовательно, необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться в устной и письменной речи. Но учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит  рамки литературной речи писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Литературное чтение, расширяя кругозор учащихся, также имеет громадное значение в их общем культурном развитии.

При изучении литературных произведений раскрывается значение в литературном произведении слов-образов, в которые содействуют идейно-образного содержания произведения. Анализируя художественное произведение, стараюсь донести до обучающихся мысль о том, что
- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами  происходит каждый день;
- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать..  Свою задачу я вижу в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия.

                      Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить.  Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.

    Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.

Вот такие виды работ использую в словарной работе с текстом

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения, слова.



Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках литературы в 5-6 классах.

  • «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, – то не заслуга ли это в первую очередь и великой  литературы?»
    Ю.П. Казаков

Психологией доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст. Исходя из этого, работу  над словами следует проводить в начальных классах. Особенно актуален вопрос речевого развития сегодня: тенденция засилия речи ребенка неологизмами, связанными с расцветом  технократического мышления, словами, заимствованными из иностранных языков, нелитературными словами налицо. В этом отношении огромное значение имеют  уроки литературы, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветности словарного запаса

 Словарный  состав литературного произведения изучается как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературы: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественные богатства произведения.

Из вышесказанного следует, что первая задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейно – художественное богатство произведения.

 Вторая задача – путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь.

 Особое место в моей работе занимает словарная работа. Что меня к этому подтолкнуло.

1.отсутствие  у учащихся вопросов по тексту.

2.непонимание значения  слов.

Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют языковые богатства, какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством языка.

При ознакомлении  учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению и умению  учащихся пользоваться словами в своей речи, обостряют языковое чутьё.

Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, школ, работников печати и.т.д.

Учащимся, следовательно, необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться в устной и письменной речи. Но учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит  рамки литературной речи писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Литературное чтение, расширяя кругозор учащихся, также имеет громадное значение в их общем культурном развитии.

При изучении литературных произведений раскрывается значение в литературном произведении слов-образов, в которые содействуют идейно-образного содержания произведения. Анализируя художественное произведение, стараюсь донести до обучающихся мысль о том, что
- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами  происходит каждый день;
- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать..  Свою задачу я вижу в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия.

                      Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить.  Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.

    Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.

Вот такие виды работ использую в словарной работе с текстом

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения, слова.



Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках литературы в 5-6 классах.

  • «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, – то не заслуга ли это в первую очередь и великой  литературы?»
    Ю.П. Казаков

Психологией доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст. Исходя из этого, работу  над словами следует проводить в начальных классах. Особенно актуален вопрос речевого развития сегодня: тенденция засилия речи ребенка неологизмами, связанными с расцветом  технократического мышления, словами, заимствованными из иностранных языков, нелитературными словами налицо. В этом отношении огромное значение имеют  уроки литературы, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветности словарного запаса

 Словарный  состав литературного произведения изучается как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературы: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественные богатства произведения.

Из вышесказанного следует, что первая задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейно – художественное богатство произведения.

 Вторая задача – путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь.

 Особое место в моей работе занимает словарная работа. Что меня к этому подтолкнуло.

1.отсутствие  у учащихся вопросов по тексту.

2.непонимание значения  слов.

Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют языковые богатства, какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством языка.

При ознакомлении  учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению и умению  учащихся пользоваться словами в своей речи, обостряют языковое чутьё.

Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, школ, работников печати и.т.д.

Учащимся, следовательно, необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться в устной и письменной речи. Но учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит  рамки литературной речи писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Литературное чтение, расширяя кругозор учащихся, также имеет громадное значение в их общем культурном развитии.

При изучении литературных произведений раскрывается значение в литературном произведении слов-образов, в которые содействуют идейно-образного содержания произведения. Анализируя художественное произведение, стараюсь донести до обучающихся мысль о том, что
- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами  происходит каждый день;
- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать..  Свою задачу я вижу в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия.

                      Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить.  Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.

    Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.

Вот такие виды работ использую в словарной работе с текстом

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения, слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

словарная работа на уроке русского языка в 5 классе

В докумение собран материал необходимый для организации словарной работы на уроке в 5 классе...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка в 5 классе.

      Карточки для словарной работы составлены с использованием репродукций живописных полотен художников разных эпох. Такая работа даёт возможность не только понять и запомнить ...

Словарная работа на уроке русского языка в 6 классе по учебнику Шмелева

Словарная работа на уроке русского языку в 6 классе...