«Ларец мудрости» КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Светлана Николаевна Скворцова

 

 

«Ларец мудрости»

КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vedushchiy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ларец мудрости»

КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова

Цель:

  • обобщить изученный материал по басням И.А. Крылова;
  •  выяснить, насколько серьёзно усвоен материал;
  • углубить нравственное воздействие басен на учащихся;
  •  научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления;
  • активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся;
  •  нравственное воспитание.

 Форма работы: групповая работа, КВН

 

Методика: ассоциированный ряд, инсценирование, метод перепутанных букв, пятистишие, эссе.

Оборудование: презентация, портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, магнитофонная запись – сопровождение конкурсов КВН.

Ведущий. Великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Петербурге, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.

 И.А.Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.

 Басни писали и до Крылова – Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но, пожалуй, у Крылова они получались лучше. Он писал так просто, так доходчиво, что легко запоминается их чудесный русский язык, русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне. Сегодня мы вспомним героев басен Крылова и проверим, насколько вы знакомы с произведениями великого баснописца.

 Итак, мы начинаем нашу игру (звучит музыка)

Конкурс «Представление и приветствие». Первый конкурс это представление и приветствие. Каждая команда представляет себя, своё название, эмблему и исполняет приветствие другой команде.

Конкурс «Разминка». Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. В случае если первая команда не знает ответа, отвечает другая команда.

Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера)

Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка)

Поберите синонимы к термину «аллегория». (Иносказание, эзопов язык)

Кто такой Эзоп?(Древнегреческий баснописец, мудрец-раб)

Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в её начале или конце)

Кого Крылов в басне назвал вещуньей? (Ворону из басни «Ворона и Лисица»)

Кого Крылов называет серым рыцарем? (Волка – «Волк и Лисица»)

…попрыгуньей? (Стрекозу – «Стрекоза и Муравей»)

…затейником крылатым? (Воронёнка – «Воронёнок»)

…проказницей? (Мартышку – «Квартет»)

…Орестом и Пиладом? (Полкан и Барбос – «Собачья дружба»)

Конкурс «Кто говорит?» Команды должны угадать, кто и в какой басне произносит эти слова.

Не оставь меня, кум милой!

 Дай ты мне собраться с силой

 И до вешних только дней

 Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)

Ну, что ж!

 На взгляд-то он хорош,

 Да зелен – ягодки нет зрелой:

 Тотчас оскомину набьёшь. (Лисица, «Лисица и Виноград»)

Что это там за рожа?

 Какие у неё ужимки и прыжки!

 Я удавилась бы с тоски,

 Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)

Тебя без скуки слушать можно;

 А жаль, что не знаком

 Ты с нашим Петухом:

 Ещё б ты боле навострился,

 Когда бы у него немножко поучился. (Осёл, «Осёл и Соловей»)

Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

 Вы кто такие там,

 Что дерзко так считаться с нами стали? (Листья, «Листы и Корни»)

Уж брать, так брать,

 А то и когти что марать!

 Бывают и орлы, как видно, плоховаты. (Воронёнок, «Воронёнок»)

Коль ты умней не будешь,

 То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.

 На сей раз Бог простит; но берегись вперёд

 И знай, с кем шутишь! (Змея, «Мальчик и Змея»)

Когда светлейший Волк позволит,

 Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

 От Светлости его шагов я на сто пью…(Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»)

Друзья! К чему весь этот шум?

 Я, ваш старинный сват и кум,

 Пришёл мириться к вам…(Волк, «Волк на псарне»)

Ничуть меня то не тревожит;

 В нём проку мало вижу я;

 Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

 Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. (Свинья, «Свинья под дубом»)

Ведущий. Героями басен Крылова обычно бывают животные, но под образами зверей и птиц мы угадываем людей, узнаём человеческие отношения. У каждого героя басни свой характер и, может быть, свой порок, который они позаимствовали у людей, и с узнаваемыми чертами характера они встречаются в разных баснях. Попробуйте их узнать.

Конкурс «Узнай героя». Командам выдаются карточки с заданием: по перечню характерных поступков и черт узнать персонажа многих басен. У вас 30 секунд.

^ Карточка для команды №1. Этот герой всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации: то хитростью, то обманом добивается своего. Благодаря своей изворотливости, лицемерию и плутовству, всегда близок к тем, у кого власть. Занимает важные посты в царстве зверей и бессовестно пользуется своим положением. Иногда этот герой всё равно попадает впросак, но и в такой ситуации находит оправдание своей неудачи. (Лисица, «Ворона и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса-строитель», «Лисица и Виноград»)

^ Карточка для команды №2. Этот герой славится упрямством и глупостью, это воплощение невежды. Причём невежество его чаще всего связывается с искусством. Ему непременно хочется иметь хоть какое-то отношение к искусству – прежде всего к музыке и поэзии. Здесь он считает себя просто экспертом. Он то оценивает пение самой знаменитой певчей птички – Соловья, то сам пытается петь и играть на музыкальном инструменте, при этом проявляя завышенную самооценку и самодовольство. (Осёл, «Осёл и Соловей», «Квартет», «Осёл и Мужик», «Парнас»)

Конкурс «Угадай басню по иллюстрации». Сейчас на экране появятся фрагменты иллюстраций из басен. Игроки команд по нескольким фрагментам должны определить, какая басня изображена на иллюстрации.

^ Карточка для команды №1. Фрагменты иллюстрации из басен «Волк на псарне», «Лисица и виноград»

Карточка для команды №2. Фрагменты иллюстрации к басням «Квартет», «Волк и Ягнёнок».

(Звучит музыка приглашаются капитаны)

Конкурс капитанов «Крылатые выражения». Многие выражения из басен Крылова стали пословицами. Капитаны по очереди называют крылатые выражения. Проигрывает капитан, который остановится.

(Например: Слона-то я и не приметил; А ларчик просто открывался; Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши; А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь; Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку и др.)

Конкурс «Отыщи пару». Командам выдаются карточки с именами героев басен. Нужно сложить верные пары. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. (На каждой карточке одно имя).

Федя        

Сеня

Свинья        

Дуб

Моська        

Слон

Повар        

Кот

Ворона        

Лисица

Ягнёнок        

Волк

Кукушка        

Петух

Муравей        

Стрекоза

Фока        

Демьян

Мартышка        

Медведь

Конкурс «О ком речь?» Команды должны угадать, о каком герое басни говорится в следующих строчках:

Он порча, он чума, он язва здешних мест! (Кот Васька, «Кот и Повар»)

Защёлкал, засвистал

 На тысячу ладов, тянул, переливался;

 То нежно он ослабевал

 И томной вдалеке свирелью отдавался,

 То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. (Соловей, «Осёл и Соловей»)

Не правда ли, что мы краса долины всей?

 Что нами дерево так пышно и кудряво,

 Раскидисто и величаво? (Листья, «Листы и Корни»)

Голубушка, как хороша!

 Ну что за шейка, что за глазки!

 Рассказывать, так, право, сказки!

 Какие пёрышки! Какой носок!

 И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона, «Ворона и Лисица

 5. …был силы непомерной,

 Какой не слыхано ни в древни времена;

 Он даже (говорит его историк верной)

 Мог поднимать больших ячменных два зерна!

 Притом и в храбрости за чудо почитался:

 Где б ни завидел червяка,

 Тотчас в него впивался,

 И даже хаживал один на паука. (Муравей, «Муравей»)

 6. Вертит его со всех сторон

 И голову свою ломает;

 То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. (Механик, «Ларчик»)

 7. Как мышке в закроме, вверху ему раздолье!

 Каштанов там не только всех не съесть,-

 Не перечесть!

 Найдётся чем и поживиться,

 И с другом поделиться! (Федя, «Два мальчика»)

 8. С барана пастухи его чинненько сняли;

 А чтобы он не мог летать,

 Ему все крылья окарнали

 И детям отдали играть. (Воронёнок, «Воронёнок»)

Конкурс «Инсценировка». Команды показывают домашнее задание: инсценировку басни Крылова. Оценивается артистичность, оригинальность, творчество, костюмы.

Ведущий: Я хочу поблагодарить вас всех за игру, интересную, напряжённую. И ещё раз повторить, что произведения И.А.Крылова не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Потому что это подлинно народный писатель, художник огромной силы. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия. Слава И.А.Крылова всемирная и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.

Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова....

Урок-соревнование по творчеству И. А. Крылова в 5 классе.

Урок-литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова. Форма урока-соревнование....

Ларец мудрости (литературная игра по басням И.А. Крылова)

Ларец мудрости.Литературная игра по басням И.А. Крылова. Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развити...

Литературный вечер,посвященный творчеству И.А. Крылова, "Ларец мудрости"

На литературном вечере я рассказывала о жизни И.А.Крылова, показывала слайды. Ребята инсценировали басни в костюмах, а потом была проведена викторина. Вечер удался на славу! Проведите это меропри...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

"Ларец мудрости". К юбилею Ивана Крылова

Внеклассная работа по литературе 5 класс....

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....