Ларец мудрости (литературная игра по басням И.А. Крылова)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Уланова Оксана Сергеевна

Ларец мудрости.

Литературная игра по басням И.А. Крылова.

 

Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развитие умений работать в группе, формирование положительного отношения к учёбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Класс делится на команды.

III. Проведение конкурсов.

1. По рисункам, стилизованными под буквы, отгадать названия басен И.А. Крылова.

Б - "Ворона и Лисица"

А - "Лисица и Жуавль"

С - "Лисица и Виноград"

Н - "Осёл и Соловей"

И - "Волк на псарне"

2. Кто больше.

Назвать басни Крылова о

  • лисице ("Ворона и Лисица", "Лисица и Виноград", "Волк и Лисица", "Лисица и Осел");
  • волке ("Волк и Ягненок", "Волк на псарне", "Волк и пастухи", "Волки и Овцы");
  • обезьяне ("Зеркало и Обезьяна", "Мартышка и Очки", "Обезьяна", "Квартет").

3. Кто быстрее.

Очко получает та команда, которая быстрее ответит на вопрос.

Кто сказал такие слова:

  • "Голубушка, как хороша!

             Ну что за шейка, что за глазки!" (Лисица, "Ворона и Лисица"

  • "Всё про очки мне лишь налгали;

             А проку на-волос нет в них". ( Мартышка. "Мартышка и очки")

  • "Не осавь меня, кум милый!

            Дай ты мне собраться с силой..." (Стрекоз, "Стрекоза и Муравей")

  • "Погодите!

             Как музыке идти? Ведь вы не так сидите". (Мартышка, "Квартет")

4.Пропущенное слово.

Вспомните пропущенное слово в названии басни:

  • "Волк на ..." (псарне)
  • "... и Ягненок" (Волк)
  • "Свинья под ..." (дубом)
  • "Муравей и ..." (Стрекоза)
  • "... и Моська" (Слон)
  • "Петух и ..." (Жемчужное зерно)

5. Пять вопросов - пять ответов.

Какой ответ соответствует вопросу?

Каждая команда получает карточку и 2 минуты на её решение.

"Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?" ("Стрекоза Муравей")"До того ль,голубчик было? В мягких муравах у нас - песни, резвость всякий час, так что голову вскружило"
"Соседка перестань срамиться... - тебе ль с Слоном возиться?" ("Слон и Моська")"Не радуйся, мой свет... и не надейся попустому".
"Приятель дорогой, здорово! Где ты был?" ("Любопытный")"Вот то-то мне и духу придаёт, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки".
"Соседка, слышала ль ты добрую молву? Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?" ("Мышь и Крыса")"В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил..."
"Ну, что ж, Хавронья, Там ты видела такогого?" ("Свинья")"Я не приметил богатства никакого"

6.Басня-путаница.

Из каких произведений Крылова собрана эта универсальная басня?

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.

На тысячу ладов тянул, переливался.

Увидивши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться.

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

Прощай, хозяйские горшки!

("Ларец", "Осёл и Соловей", "Слон и Моська", "Зеркало и Обезьяна", "Мартышка и Очки", "Обоз")

7. Путаница.

Герои басен "препутались". Попробуйте навести порядок, срединив линиями героев одной басни.

ВоронаОбезьяна
СтрекозаЛисица
ЗеркалоКрыса
ОрелМуравей
МышьСоловей
ЛистыПетух
КукушкаКорни
ОселПчела

8. Крылатые слова.

Подобрать к данным текстам подходящие крылатые слова, взятые из басен Крылова. Каждая команда вытягивает по две карточки. На доске записаны крылатые выражения.

"Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!"

"А ларчик просто открывался".

"Да только воз и ныне там".

"Ай, Мойска! Знать она сильна, что лает на слона!"

"Страшнее кошки зверя нет!"

"Хвалилась синица море сжечь".

 

  • Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются:
  • Перед футбольным матчем ьежду школьными командами нападающий команды "Вымпел" Костя Васечкин хвастался в раздевалке: "Да мы их шапками закидаем!" Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали, глядя на Васечкина:
  • Готовясь к школьному КВН, трое друзей, ответственных за пдготовку программы никак не могли выработать общий сценарий. Каждому казалось, что сценарий самый смешной и самый умный. Так ничего и не сделав, они разошлись. Назавтра в школьной стенгазете появилась карикатура, изображавшаятрех "режессеров"в виде известных персонажей басни с подписью :
  • Вместо подготовки к контрольной работеКатя Мурочкина пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услыхала:
  • Костя Васечкин, не зная урока, исписал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: __________ , - отдал Васечкину дневник с двойкой.
  • Коля мышкин очень боялся школьного сторожа, усатого и длинного, как жердь, но, услыхав однажды, ка лебезит перед школьным завхозом, сказал себе:

IV. Подведение итогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larets_mudrosti.odt92.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ларец мудрости.

Литературная игра по басням И.А. Крылова.

Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развитие умений работать в группе, формирование положительного отношения к учёбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Класс делится на команды.

III. Проведение конкурсов.

1. По рисункам, стилизованными под буквы, отгадать названия басен И.А. Крылова.

Б - "Ворона и Лисица"

А - "Лисица и Жуавль"

С - "Лисица и Виноград"

Н - "Осёл и Соловей"

И - "Волк на псарне"

2. Кто больше.

Назвать басни Крылова о

  • лисице ("Ворона и Лисица", "Лисица и Виноград", "Волк и Лисица", "Лисица и Осел");
  • волке ("Волк и Ягненок", "Волк на псарне", "Волк и пастухи", "Волки и Овцы");
  • обезьяне ("Зеркало и Обезьяна", "Мартышка и Очки", "Обезьяна", "Квартет").

3. Кто быстрее.

Очко получает та команда, которая быстрее ответит на вопрос.

Кто сказал такие слова:

  • "Голубушка, как хороша!

             Ну что за шейка, что за глазки!" (Лисица, "Ворона и Лисица"

  • "Всё про очки мне лишь налгали;

             А проку на-волос нет в них". ( Мартышка. "Мартышка и очки")

  • "Не осавь меня, кум милый!

            Дай ты мне собраться с силой..." (Стрекоз, "Стрекоза и Муравей")

  • "Погодите!

             Как музыке идти? Ведь вы не так сидите". (Мартышка, "Квартет")

4.Пропущенное слово.

Вспомните пропущенное слово в названии басни:

  • "Волк на ..." (псарне)
  • "... и Ягненок" (Волк)
  • "Свинья под ..." (дубом)
  • "Муравей и ..." (Стрекоза)
  • "... и Моська" (Слон)
  • "Петух и ..." (Жемчужное зерно)

5. Пять вопросов - пять ответов.

Какой ответ соответствует вопросу?

Каждая команда получает карточку и 2 минуты на её решение.

"Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?" ("Стрекоза Муравей")

"До того ль,голубчик было? В мягких муравах у нас - песни, резвость всякий час, так что голову вскружило"

"Соседка перестань срамиться... - тебе ль с Слоном возиться?" ("Слон и Моська")

"Не радуйся, мой свет... и не надейся попустому".

"Приятель дорогой, здорово! Где ты был?" ("Любопытный")

"Вот то-то мне и духу придаёт, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки".

"Соседка, слышала ль ты добрую молву? Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?" ("Мышь и Крыса")

"В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил..."

"Ну, что ж, Хавронья, Там ты видела такогого?" ("Свинья")

"Я не приметил богатства никакого"

6.Басня-путаница.

Из каких произведений Крылова собрана эта универсальная басня?

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.

На тысячу ладов тянул, переливался.

Увидивши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться.

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

Прощай, хозяйские горшки!

("Ларец", "Осёл и Соловей", "Слон и Моська", "Зеркало и Обезьяна", "Мартышка и Очки", "Обоз")

7. Путаница.

Герои басен "препутались". Попробуйте навести порядок, срединив линиями героев одной басни.

Ворона

Обезьяна

Стрекоза

Лисица

Зеркало

Крыса

Орел

Муравей

Мышь

Соловей

Листы

Петух

Кукушка

Корни

Осел

Пчела

8. Крылатые слова.

Подобрать к данным текстам подходящие крылатые слова, взятые из басен Крылова. Каждая команда вытягивает по две карточки. На доске записаны крылатые выражения.

"Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!"

"А ларчик просто открывался".

"Да только воз и ныне там".

"Ай, Мойска! Знать она сильна, что лает на слона!"

"Страшнее кошки зверя нет!"

"Хвалилась синица море сжечь".

  • Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются:
  • Перед футбольным матчем ьежду школьными командами нападающий команды "Вымпел" Костя Васечкин хвастался в раздевалке: "Да мы их шапками закидаем!" Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали, глядя на Васечкина:
  • Готовясь к школьному КВН, трое друзей, ответственных за пдготовку программы никак не могли выработать общий сценарий. Каждому казалось, что сценарий самый смешной и самый умный. Так ничего и не сделав, они разошлись. Назавтра в школьной стенгазете появилась карикатура, изображавшаятрех "режессеров"в виде известных персонажей басни с подписью :
  • Вместо подготовки к контрольной работеКатя Мурочкина пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услыхала:
  • Костя Васечкин, не зная урока, исписал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: __________ , - отдал Васечкину дневник с двойкой.
  • Коля мышкин очень боялся школьного сторожа, усатого и длинного, как жердь, но, услыхав однажды, ка лебезит перед школьным завхозом, сказал себе:

IV. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Цели: Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и  творческих способностей, логического...

Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"

В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку,  языку великого баснописца....

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;П...

"Своя игра по басням И.А Крылова"

Данная презентация содержит занимательные вопросы по биографии и басням Ивана Андреевича Крылова....

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова....

Литературная игра по басням И.А.Крылова

Литературная игра по басням И.А.Крылова...

Проект по литературе по теме «Мудрость и мораль в баснях И.А. Крылова»

Разработка ученического проекта по литературе для учащихся 5 класса. Опыт коллективной и групповой работы. Первые шаги учащихся в создании учебных проектов....