Открытый комбинированный урок по литературе и истории
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Данный урок был представлен в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_integrirovannyy_urok_gotovyy.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок (история и литература) по теме: М.Ю. Лермонтов’’ Бородино’’

Цель: познакомить учеников с произведением М.Ю. Лермонтова’’ Бородино’’и историческим событием «Бородинским сражением»

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с новым литературным понятием’’ баллада’’

-формировать знания об историческом событии’’ Бородинское сражение’’

- обучать самостоятельному анализу художественного текста

Развивающие:

-развивать навыки выразительного чтения, устной речи;

-формировать навыки коммуникативного характера

-развивать навык свободно выражать свои мысли и чувства на уроке.

Воспитательные:

-воспитывать в растущем поколении духовные понятия как любовь к Родине , к народу.

-воспитывать чувство патриотизма

- воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наглядные схемы,боя,тексты(худ-й и исторический)М. Ю. Лермонтова ‘’Бородино’’

Ход урока

  1. На экране пожар в Москве в 1812 г.Под музыку входят дети в класс(песня ‘’Бородино’’)
  2. У(лит-ры_:Ребята, сегодня необычный урок.Урок будут вести одновременно 2 учителя.Значит, это будет и урок истории, и урок литературы.Входя в кабинет, вы увидели слайд и услышали песню. И , конечно, догадались: ‘’Какая тема сегодняшнего урока?’’(Дети называют :’’Бородинское сражение’’)Учитель фиксирует на доске. Сегодня на нашем уроке  и присутствуют гости:администрация школы, учителя и старшеклассники.
  3. Выступление старшеклассника.Учитель истории: историки изучают Бородинское сражение по воспоминаниям, написанным участниками боя, по работам историков того периода, по свидетельствам очевидцев. Сейчас вы  услышите мнение самого Наполеона об этом сражении.Ваша задача понять, какую оценку она дал русскому войску.Саша тебе слово.   ‘’Я хотел бы вспомнить слова Б. Наполеона о Бородинском сражении:’’Самое страшное сражение из всех моих сражений это то, которое я дал под Москвой. В нем  русские  оказались достойными быть непобедимыми’’.Итак, ребята, кому Наполеон приписывает победу на Бородинском поле?
  4. Учитель литературы: Спасибо Саша!А теперь обратимся к репродукции картины Верещагина’’ Французы в Москве’’.Задание: Сравните мнение Наполеона и настроение картины.Учитель: Что вас удивило?Что интересного вы заметили?(Дети:’’ Москва горит. А русские победили’’)Учитель:Какой вопрос у Вас возникает?(‘’Почему русские сдали Москву?’’)
  5. Учитель истории:Сегодня мы проведем историческое исследование и постараемся разобраться:’’Почему так получилось?’’Вы ездили в музей Бородинская панорама.  Много знаете об этом сражении.(На экране фото класса, заполнение таблицы по технологии ‘’Критическое  мышление’’

Помогите мне заполнить таблицу. В ней 3 столбика. В первый я запишу факты о сражении. В которых вы уверены. Во второй запишу события, которые возможно произошли в тот день. т.е ваши предположения.А в третий  те вопросы, ответы на которые вы хотели бы сегодня получить,т.е.’’ Хотел бы узнать’’.

Уверен

Предполагаю

Хотел бы узнать

Дети называют, а учитель записывает в таблицу.А теперь проверим:Точно ли дали информацию?(у каждого исторический текст)

6)Учитель лит-ры. Я рада, что вы так интересуетесь историей.Точно также всегда интересовала история Отечества и молодого поэта 19 века М. Ю. Лермонтова(на экране фото поэта).Лермонтов зачитывался стихами о войне в 1812г.Дядя поэта Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении.И вот в 1837 году, к  25 летней годовщине Отечественной войны 1812 года,М.Ю. Лермонтов создает стих-е’’ Бородино’’

Как вы думаете?Создавая стих-е, какие чувства хотел передать автор в этом стих-ии читателям об этой войне?

Предполагаемые гипотезы.

-Думаю, что Лермонтову жалко, что французы зашли в Москву.

-А я думаю, что поэт хотел передать радость победы.

-Наверное, Лермонтов пытался передать гордость за нашу армию, но   с горечью о гибели большого  количества русских солдат.Давайте проверим ваши гипотезы.

Для этого предлагаю прослушать аудиозапись исполнения стих-я ‘’Бородино’’

-Какая же гипотеза оказалась верной?

Учитель лит-ры: А чувство гордости кто – нибудь испытал?Какие слова вы запомнили?(‘’Были бы готовы.Заутра бой затеять новый’’)

- Наверное, многие слова вам были непонятны.

- Давайте проведем словарную работу.

-Найдите на парте листок №1(для сл. Работы). Можно объединиться в группы.Каждый про себя прочтите, что означает каждое слово.

- Теперь вы получите 2-3 картинки, к  которым надо найти соответствующий термин.Эту работу вы будете выполнять в группах. Выберите в группе тех ребят, которые будут озвучивать  результаты работы.

- Давайте проверим!

Теперь ,зная значение трудных слов, прочтите про себя это произведение. По ходу чтения подчеркните в тексте слова, значение которых мы узнали. Кто раньше закончит чтение, сравните, сколько слов у вас получилось?

Давайте попробуем разобраться’’ Что это за жанр?’’

- Можете ли вы это произведение рассказать. Прослеживается ли в этом стих-ии определенный ряд событий?(Да)

Значит, в этом стих-ии есть сюжет, который основывается на историческом событии. Это с одной стороны.

А с другой стороны, М. Ю. Лермонтов передает чувства и свои, и героев.Как вы думаете?

 И если  стих-е построено так,что в нем есть и чувства, и сюжет.  Как называется такое стих-е?(Баллада)

Итак, переходим к работе в тетради.

Запись в тетради: Баллада- это лиро – эпическое стих-е, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.

Давайте посмотрим, что может присутствовать в балладе.

- Прочтите начало баллады

- Что  вы заметили?Какую форму повест-я использует  автор?

(разговор 2 –х лиц)

-Диалог в нем?На протяжении всего стих-я идет диалог? Или дальше идет повествование от 1 лица?

- Как называется эта форма?(Монолог)

-Какие строфы(отрывки) повторяются дважды?

- Что в них изменено?Как это объяснить?

7)Учитель истории.Работа с картой.А  теперь давайте дадим слово знатоку истории.(выступление мальчика соответствует содержанию 3 строфы).

Российский царь Александр 1 готовился к войне с Наполеоном. Оборона страны состояла из трех армий :первая защищала столицу-город Санкт-Петербург . Руководил 1 армией замечательный полководец Барклай- де – Толи. Московское направление защищала вторая армия под командованием  Багратиона. Юг страны был под защитой 3 – й армии во главе с Тормасовым.Наполеон не пошел к С- Петербургу,решил разбить армии по одиночке, начав со второй, т. е двинулся в сторону Москвы.

 В ответ на это первая и вторая армия решили объединиться и дать общий отпор.Объединение произошло под Смоленском.

 Об этом сражении кратко расскажет знаток истории Саша.

Ученик Саша: 2 августа 1812 г. Объединенные армии под командованием Барклая- де – Толи старались сдержать осаду города. Вот что пишут об этом очевидец:Город не имел мощных оборонительных сооружений и не мог противостоять артиллерии французов. В течение нескольких дней французы штурмовали город, бомбардировали его. Но наша армия стояла насмерть вместе со смоленскими ополченцами.

 Ночью а августе Барклай – де – Толи дал приказ оставить Смоленск и отступать . Наполеону достался сожженный,обезлюдевший город. Под Смоленском французы потеряли 20 тыс. человек. В Смоленске Наполеон задержался лишь на 5 дней.

8)Учитель литературы:Найдите строки, в которых Лермонтов описывает состояние воинов, отступавших с горечью,досадой.

Проследим развитие сюжета баллады. – Как называется данный элемент сюжета?(Экспозиция)

-Подписываем.

- Давайте его зачитаем.

-А как называется в сюжетном произведении толчок к действиям. (Завязка)

- Давайте прослушаем историка об этом.

Отступала наша армия быстро. В войсках росло недовольство отступлением.

 Командующего армии поменяли. Назначен был Михаил Илларионович Кутузов. Он искал подходящее место для решающего сражения.

 Наконец, выбор пал на большое поле около д. Бородино в 110 км от Москвы.

К 22 августу были сооружены  земляные укрепления- флесии, а около деревни Иевардино был построен редут с артиллерией – Шевардинский редут.

Учитель литературы: В описании Бородинского сражения все точно и образно. Поле битвы видишь ,как нарисованную картину, и  слышишь все звуки боя.

Мы должны посмотреть, с помощью каких изобразительных средств достигает автор своей цели.

Обратимся к тексту.

Какие знаем средства(метафоры,эпитеты, сравнения,фразеологизмы).

Найдите фразеологизмы: «Пойдем ломить стеною»,’’Постоим мы головою,ушки на макушке’’.

-Как они помогают понять чувства участников боя?

9)А что же было дальше(учитель истории).

24 августа французы пытались овладеть шевардинским редутом, ведя короткие перестройки. Редут Кутузов приказал оставить.

  Но Наполеон был поражен упорством и храбростью русских. Он удивлен, что  не оказалось русских пленных. Ему донесли: ‘’Они не сдаются в плен, государь’’.

25 августа войска готовились к генеральному сражению. Кутузов обратился к войскам с призывом:’’Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови”.

10) Учитель истории: вы заметили, что к каждому фрагменту стих-я мы давали историческую справку.

Теперь я предлагаю самостоятельно найти и прочитать само описание боя, где благодаря языку поэта можно увидеть ярче весь ужас происходящего, страх, стремительность боя, чем в историческом описании. Вы согласны с мнением, что здесь заканчивается описание боя?

11).Учитель литературы: А как называется самый напряженный момент композиции произведения(кульминация). Выделите карандашом, подпишите.(Это 10,11,12 строфы).Удалось ли Лермонтову передать, что потери русской армии были велики и что пришлось простым солдатам смириться с тем, что Москва будет оставлена?

Докажите эту мысль строчками стих-я. Как называется этот фрагмент в сюжете произв-я(развязка). Подписываем.

12)Учитель истории: Итак,Бородинский бой подходит к  концу. Давайте вспомним, что испытывал Наполеон по отношению к русским воинам на Бородинском поле(През-я:Наполеон и его фраза о том, что русские выиграли).

Ребята! Вспомните, что вас удивило в начале урока.(переключаю слайд ‘’Горящая Москва’’).

Если наши выиграли, почему Москву сдали?

Какие есть гипотезы ответа на этот вопрос.(Наши устали)

-Так. У кого другое мнение?(Наших убито больше)

- Верная(Надо было сохранить армию)

Проверим ваши гипотезы, читая историческую справку.

1 сентября в подмосковной деревне Фили Кутузов собрал военнокомандующих на военный совет. Обсуждался главный вопрос: ‘’Что делать? Оставить Москву без боя на разграбление врагам или отступить в Москву и там принять бой.’’

В итоге М.И. Кутузов принимает решение:

‘’С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но когда уничтожится армия, то погибнут и Москва, и Россия. Приказываю отступать.’’

2 сентября французская кавалерия Мюрата вступила в оставленную русскими  Москву.(Слайд ‘’Совет в Филях’’)

После просмотра вопрос:’’ Какая гипотеза оказалась верной?’’(Дети говорят: ‘’Надо было сохранить армию’’)

13) Учитель литературы: Подошли к последнему отрывку.

- Прочтите его про себя.

- В какой части произвед-я мы уже встречали похожие строки?( в начале стих-я)

- Сравните их.

- Что в них автор изменил?(появились слова: ‘’Могучее,лихое племя’’)

- Какие чувства хотел выразить автор этими словами?(гордость за ушедшее поколение)

14) Учитель истории: Итак, подведем итоги.

- Какова главная мысль баллады?

- Каким чувством проникнуто произведение Лермонтова? (любовью простых людей к своей родной земле, гордостью за нашу историю).

15) Домашнее задание.

Учитель литературы: Выучить стих-е наизусть

Учитель истории: составить синквейн

16) Оценки за активность(подсчет кружков).

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно вз...

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"

урок посвящён закреплению знаний  по литературе и истории Древней  Руси....

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...