Главные вкладки

    Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).
    методическая разработка (7 класс) по теме

    Черепанова Елена Александровна
    Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно взятому слову порой помогает многое увидеть и понять. На этом уроке мы отправимся в Древнюю Грецию, затем побываем в Древней Руси, почитаем классиков и современных поэтов. И в конце концов, мы сделаем открытие о значении слов "золото, золотой, позолоченный". И еще раз убедимся в том, что нужно быть внимательным к слову, что наш русский язык богат и многообразен.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Золото, золотой, позолоченный...34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Золото, золотой, позолоченный…

    (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

    Цели: 1) расширить кругозор учащихся;

                2) заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского

                    языка;

                3) воспитывать интерес и внимание к слову.

    Ход урока.

    1.Слово учителя.

    Сегодня мы поговорим о золоте. Необычная тема для урока русского языка. И сам урок сегодня тоже необычный. Мы коснемся и химии, и литературы, заглянем в древнюю Грецию, поговорим о старославянском языке.

            Итак, золото.

    - А что это такое?

    С точки зрения химии – мягкий металл. В чистом виде его используют редко.

    А с точки зрения русского языка – это слово, в котором мы так часто делаем ошибки. Какая же орфограмма в слове? (безударная гласная). Проверьте ее.

    Золотой – золото, позолоченный

               - У этого слова есть прямой и переносное значение. Докажите  (золотой характер, золотые руки – перен. знач)

    -Все, наверное, знают древнегреческие мифы. Вспомните, пожалуйста, миф о золотом руне.

    2.-Что означает выражение «золотое руно»? (золотое руно, иначе – шкура золотого барана. Его старались заполучить аргонавты – участники легендарного похода на корабле «Арго». Согласно древнегреческому мифу, Язон и его товарищи отправились в Колхиду добывать золотое руно, которое охраняли злой дракон и быки.)

    Вообще, слова золото, золотой входит в очень многие устойчивые сочетания. Наверное, все слышали словосочетание «золотые купола». Церкви в России строились на самом высоком и красивом месте. Венчал строение позолоченный купол.

            У В.Высоцкого есть замечательные слова:

    В синем небе, колокольнями приколотом,-

    Медный колокол, медный колокол,-

    То ль возрадовался,

    То ли осерчал…

    Купола в России

    Кроют чистым золотом –

    Чтобы чаще господь замечал.

    - А что обозначает выражение «золотая нить»?

    Представьте: балы, военные парады, сверканье златотканых мундиров с лентами и орденами; одежды, расшитые золотыми нитями.

    - Так что же понимать под выражением «золотая нить» или «швейное золото»?

    (Это шелковая нить, обвитая тончайшей золотой битью – позолоченной и сплющенной серебряной проволокой. Такие нити вплетались в ткани).

    А сейчас окунемся в древность. Мы идем по улицам Древней Руси. А навстречу нам идут золотарь и выжига.

    -Кто такие золотарь и выжига?

    Золотарь – это старатель, золотодобытчик или ювелир, изготовитель золотых изделий. Выжига – человек, выжигающий золото из старых мундиров, расшитых золотом.

    - А что означает выражение «золотая жила»? (месторождение золота)

    - За что дается золотая медаль в школе? (за успехи в учебе)

    - Почему говорим «золотая медаль», хотя на самом деле с 1960 года она состоит из сплава меди (90%) и цинка (10%). И лишь 0,3 г золота используется для очень тонкого покрытия сверху. И те медали, которые вручают на олимпиадах, тоже отнюдь не из чистого золота.

    - Почему же все равно с гордость говорим о том, что кто-то окончил школу с золотой медалью, что Россия завоевала золото на каких-то соревнованиях?

    -  А слышали ли вы выражение «черное золото»? Что это такое? (нефть)

    -  А что означает выражение «золотая середина»? (принятие решения, лишенного какого-либо риска)

    - А что такое «червонное золото»? ( Золото высшей пробы, содержащее на 1000г  сплава 986 г чистого золота)

    - А где вы встречали слова золото, золотой в названиях продуктов питания, наименованиях? (мороженое «Золотой слиток», растительное масло «Золотая семечка» и т.д.)

     3. А знаете ли вы, что поэтам довольно часто приходится использовать знания химии, чтобы сделать свои поэтические образы более яркими и выразительными.

    _ Давайте попробуем вспомнить строки стихотворений, где встречаются слова золото, золотой, позолота.

    «Отговорила роща золотая…» С.Есенин.

    _ Что имел в виду автор? Какие художественно изобразительные средства использует? (эпитеты «золотая роща», «березовым, веселым языком»; олицетворение).

    «У лукоморья дуб зеленый,

    златая цепь на дубе том…»

    - Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)

    - В прямом или переносном значении использует автор слово златой?

    (в прямом)

    «Торговали мы булатом,

    Чистым серебром и златом» (А.С.Пушкин)

    - А в каком значении здесь использует Пушкин это слово? (золото – это деньги)

    - Что мы наблюдаем в словах злато, златой. (неполногласие, это старославянизм).

    - Приведите еще примеры старославянизмов? (град, младой, врата и т.д.)

    Слова золотой, позолота можно с уверенностью назвать любимыми словами поэтов.  И вы убедитесь в этом. Постарайтесь вспомнить авторов этих строк.

    «Ночевала тучка золотая…» (М.Ю.Лермонтов)

    «И стоит береза в сонной тишине,

    И горит снежинка в золотом огне» (С.Есенин)

    «Все мое»,- сказало злато;

    «Все мое»,- сказал булат.

    «Все куплю»,- сказало злато;

    «Все возьму»,- сказал булат. (А.С.Пушкин)

    «Отделкой золотой блистает мой кинжал,

    Клинок надежный, без порока. (М.Ю.Лермонтов)

    «В ярком золоте день утопает,

    И ручьи по оврагам шумят» (И.Никитин).

    4. Народ с древних времен ценил золото. Поэтому и в пословицах, поговорка, в народных изречениях также часто встречается слово золото.

    - Вспомните, какие пословицы и поговорки содержат слова золотой, золото.

    Слово – серебро, а молчание – золото.

    Мал золотник, да дорог.

    Золото добывают из земли, а знания из книги.

    Знания дороже золота.

    Время дороже золота и др.

    (Можно 1-2 учащимся перед уроком дать задание найти пословицы и поговорки.  На уроке они помогут).

    5. Вывод. 

    Мы много сегодня сделали открытий о значении слова золото. С одной стороны, в сознании человека  золото ассоциируется с победой, со счастьем, с богатством, а с другой – золото часто бывает причиной лжи, алчности, жадности и   даже войн и раздоров. Да, это так. Но главное, что вам сегодня на уроке не было скучно, мы узнали много нового. Еще раз убедились в том, что нужно быть внимательным к слову, что наш русский язык богат и многообразен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

    Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

    "Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)

    На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....

    Интегрированный урок по литературе и русскому языку. Презентация "Путешествие в царство Берендея"

    Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе "Путешествие в царство Берендея".(Рассказы М.М.Пришвина о природе и животных). На примере произведений Пришвина показана простота,точност...

    Открытый комбинированный урок по литературе и истории

    Данный урок был представлен в 5 классе...

    Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...


     

    Комментарии

    Очень интересная интеграция! Спасибо за отличную идею! Лексическая работа в такой увлекательной форме - это настоящая находка
    Зверева Тамара Александровна

    Сама люблю проводить комбинированные уроки. Спасибо за идею. Творческих идей!