Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).
методическая разработка (7 класс) по теме

Черепанова Елена Александровна
Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно взятому слову порой помогает многое увидеть и понять. На этом уроке мы отправимся в Древнюю Грецию, затем побываем в Древней Руси, почитаем классиков и современных поэтов. И в конце концов, мы сделаем открытие о значении слов "золото, золотой, позолоченный". И еще раз убедимся в том, что нужно быть внимательным к слову, что наш русский язык богат и многообразен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Золото, золотой, позолоченный...34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Золото, золотой, позолоченный…

(комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

Цели: 1) расширить кругозор учащихся;

            2) заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского

                языка;

            3) воспитывать интерес и внимание к слову.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о золоте. Необычная тема для урока русского языка. И сам урок сегодня тоже необычный. Мы коснемся и химии, и литературы, заглянем в древнюю Грецию, поговорим о старославянском языке.

        Итак, золото.

- А что это такое?

С точки зрения химии – мягкий металл. В чистом виде его используют редко.

А с точки зрения русского языка – это слово, в котором мы так часто делаем ошибки. Какая же орфограмма в слове? (безударная гласная). Проверьте ее.

Золотой – золото, позолоченный

           - У этого слова есть прямой и переносное значение. Докажите  (золотой характер, золотые руки – перен. знач)

-Все, наверное, знают древнегреческие мифы. Вспомните, пожалуйста, миф о золотом руне.

2.-Что означает выражение «золотое руно»? (золотое руно, иначе – шкура золотого барана. Его старались заполучить аргонавты – участники легендарного похода на корабле «Арго». Согласно древнегреческому мифу, Язон и его товарищи отправились в Колхиду добывать золотое руно, которое охраняли злой дракон и быки.)

Вообще, слова золото, золотой входит в очень многие устойчивые сочетания. Наверное, все слышали словосочетание «золотые купола». Церкви в России строились на самом высоком и красивом месте. Венчал строение позолоченный купол.

        У В.Высоцкого есть замечательные слова:

В синем небе, колокольнями приколотом,-

Медный колокол, медный колокол,-

То ль возрадовался,

То ли осерчал…

Купола в России

Кроют чистым золотом –

Чтобы чаще господь замечал.

- А что обозначает выражение «золотая нить»?

Представьте: балы, военные парады, сверканье златотканых мундиров с лентами и орденами; одежды, расшитые золотыми нитями.

- Так что же понимать под выражением «золотая нить» или «швейное золото»?

(Это шелковая нить, обвитая тончайшей золотой битью – позолоченной и сплющенной серебряной проволокой. Такие нити вплетались в ткани).

А сейчас окунемся в древность. Мы идем по улицам Древней Руси. А навстречу нам идут золотарь и выжига.

-Кто такие золотарь и выжига?

Золотарь – это старатель, золотодобытчик или ювелир, изготовитель золотых изделий. Выжига – человек, выжигающий золото из старых мундиров, расшитых золотом.

- А что означает выражение «золотая жила»? (месторождение золота)

- За что дается золотая медаль в школе? (за успехи в учебе)

- Почему говорим «золотая медаль», хотя на самом деле с 1960 года она состоит из сплава меди (90%) и цинка (10%). И лишь 0,3 г золота используется для очень тонкого покрытия сверху. И те медали, которые вручают на олимпиадах, тоже отнюдь не из чистого золота.

- Почему же все равно с гордость говорим о том, что кто-то окончил школу с золотой медалью, что Россия завоевала золото на каких-то соревнованиях?

-  А слышали ли вы выражение «черное золото»? Что это такое? (нефть)

-  А что означает выражение «золотая середина»? (принятие решения, лишенного какого-либо риска)

- А что такое «червонное золото»? ( Золото высшей пробы, содержащее на 1000г  сплава 986 г чистого золота)

- А где вы встречали слова золото, золотой в названиях продуктов питания, наименованиях? (мороженое «Золотой слиток», растительное масло «Золотая семечка» и т.д.)

 3. А знаете ли вы, что поэтам довольно часто приходится использовать знания химии, чтобы сделать свои поэтические образы более яркими и выразительными.

_ Давайте попробуем вспомнить строки стихотворений, где встречаются слова золото, золотой, позолота.

«Отговорила роща золотая…» С.Есенин.

_ Что имел в виду автор? Какие художественно изобразительные средства использует? (эпитеты «золотая роща», «березовым, веселым языком»; олицетворение).

«У лукоморья дуб зеленый,

златая цепь на дубе том…»

- Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)

- В прямом или переносном значении использует автор слово златой?

(в прямом)

«Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом» (А.С.Пушкин)

- А в каком значении здесь использует Пушкин это слово? (золото – это деньги)

- Что мы наблюдаем в словах злато, златой. (неполногласие, это старославянизм).

- Приведите еще примеры старославянизмов? (град, младой, врата и т.д.)

Слова золотой, позолота можно с уверенностью назвать любимыми словами поэтов.  И вы убедитесь в этом. Постарайтесь вспомнить авторов этих строк.

«Ночевала тучка золотая…» (М.Ю.Лермонтов)

«И стоит береза в сонной тишине,

И горит снежинка в золотом огне» (С.Есенин)

«Все мое»,- сказало злато;

«Все мое»,- сказал булат.

«Все куплю»,- сказало злато;

«Все возьму»,- сказал булат. (А.С.Пушкин)

«Отделкой золотой блистает мой кинжал,

Клинок надежный, без порока. (М.Ю.Лермонтов)

«В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят» (И.Никитин).

4. Народ с древних времен ценил золото. Поэтому и в пословицах, поговорка, в народных изречениях также часто встречается слово золото.

- Вспомните, какие пословицы и поговорки содержат слова золотой, золото.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Мал золотник, да дорог.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Знания дороже золота.

Время дороже золота и др.

(Можно 1-2 учащимся перед уроком дать задание найти пословицы и поговорки.  На уроке они помогут).

5. Вывод. 

Мы много сегодня сделали открытий о значении слова золото. С одной стороны, в сознании человека  золото ассоциируется с победой, со счастьем, с богатством, а с другой – золото часто бывает причиной лжи, алчности, жадности и   даже войн и раздоров. Да, это так. Но главное, что вам сегодня на уроке не было скучно, мы узнали много нового. Еще раз убедились в том, что нужно быть внимательным к слову, что наш русский язык богат и многообразен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)

На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....

Интегрированный урок по литературе и русскому языку. Презентация "Путешествие в царство Берендея"

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе "Путешествие в царство Берендея".(Рассказы М.М.Пришвина о природе и животных). На примере произведений Пришвина показана простота,точност...

Презентация для урока развития речи по русскому языку на тему: "Золотое кольцо России".

Урок развития речи. Презентация на тему: "Золотое кольцо России"....

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...


 

Комментарии

Очень интересная интеграция! Спасибо за отличную идею! Лексическая работа в такой увлекательной форме - это настоящая находка
Зверева Тамара Александровна

Сама люблю проводить комбинированные уроки. Спасибо за идею. Творческих идей!