Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).
методическая разработка (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Золото, золотой, позолоченный... | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Золото, золотой, позолоченный…
(комбинированный урок: химия, литература и русский язык).
Цели: 1) расширить кругозор учащихся;
2) заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского
языка;
3) воспитывать интерес и внимание к слову.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Сегодня мы поговорим о золоте. Необычная тема для урока русского языка. И сам урок сегодня тоже необычный. Мы коснемся и химии, и литературы, заглянем в древнюю Грецию, поговорим о старославянском языке.
Итак, золото.
- А что это такое?
С точки зрения химии – мягкий металл. В чистом виде его используют редко.
А с точки зрения русского языка – это слово, в котором мы так часто делаем ошибки. Какая же орфограмма в слове? (безударная гласная). Проверьте ее.
Золотой – золото, позолоченный
- У этого слова есть прямой и переносное значение. Докажите (золотой характер, золотые руки – перен. знач)
-Все, наверное, знают древнегреческие мифы. Вспомните, пожалуйста, миф о золотом руне.
2.-Что означает выражение «золотое руно»? (золотое руно, иначе – шкура золотого барана. Его старались заполучить аргонавты – участники легендарного похода на корабле «Арго». Согласно древнегреческому мифу, Язон и его товарищи отправились в Колхиду добывать золотое руно, которое охраняли злой дракон и быки.)
Вообще, слова золото, золотой входит в очень многие устойчивые сочетания. Наверное, все слышали словосочетание «золотые купола». Церкви в России строились на самом высоком и красивом месте. Венчал строение позолоченный купол.
У В.Высоцкого есть замечательные слова:
В синем небе, колокольнями приколотом,-
Медный колокол, медный колокол,-
То ль возрадовался,
То ли осерчал…
Купола в России
Кроют чистым золотом –
Чтобы чаще господь замечал.
- А что обозначает выражение «золотая нить»?
Представьте: балы, военные парады, сверканье златотканых мундиров с лентами и орденами; одежды, расшитые золотыми нитями.
- Так что же понимать под выражением «золотая нить» или «швейное золото»?
(Это шелковая нить, обвитая тончайшей золотой битью – позолоченной и сплющенной серебряной проволокой. Такие нити вплетались в ткани).
А сейчас окунемся в древность. Мы идем по улицам Древней Руси. А навстречу нам идут золотарь и выжига.
-Кто такие золотарь и выжига?
Золотарь – это старатель, золотодобытчик или ювелир, изготовитель золотых изделий. Выжига – человек, выжигающий золото из старых мундиров, расшитых золотом.
- А что означает выражение «золотая жила»? (месторождение золота)
- За что дается золотая медаль в школе? (за успехи в учебе)
- Почему говорим «золотая медаль», хотя на самом деле с 1960 года она состоит из сплава меди (90%) и цинка (10%). И лишь 0,3 г золота используется для очень тонкого покрытия сверху. И те медали, которые вручают на олимпиадах, тоже отнюдь не из чистого золота.
- Почему же все равно с гордость говорим о том, что кто-то окончил школу с золотой медалью, что Россия завоевала золото на каких-то соревнованиях?
- А слышали ли вы выражение «черное золото»? Что это такое? (нефть)
- А что означает выражение «золотая середина»? (принятие решения, лишенного какого-либо риска)
- А что такое «червонное золото»? ( Золото высшей пробы, содержащее на 1000г сплава 986 г чистого золота)
- А где вы встречали слова золото, золотой в названиях продуктов питания, наименованиях? (мороженое «Золотой слиток», растительное масло «Золотая семечка» и т.д.)
3. А знаете ли вы, что поэтам довольно часто приходится использовать знания химии, чтобы сделать свои поэтические образы более яркими и выразительными.
_ Давайте попробуем вспомнить строки стихотворений, где встречаются слова золото, золотой, позолота.
«Отговорила роща золотая…» С.Есенин.
_ Что имел в виду автор? Какие художественно изобразительные средства использует? (эпитеты «золотая роща», «березовым, веселым языком»; олицетворение).
«У лукоморья дуб зеленый,
златая цепь на дубе том…»
- Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)
- В прямом или переносном значении использует автор слово златой?
(в прямом)
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом» (А.С.Пушкин)
- А в каком значении здесь использует Пушкин это слово? (золото – это деньги)
- Что мы наблюдаем в словах злато, златой. (неполногласие, это старославянизм).
- Приведите еще примеры старославянизмов? (град, младой, врата и т.д.)
Слова золотой, позолота можно с уверенностью назвать любимыми словами поэтов. И вы убедитесь в этом. Постарайтесь вспомнить авторов этих строк.
«Ночевала тучка золотая…» (М.Ю.Лермонтов)
«И стоит береза в сонной тишине,
И горит снежинка в золотом огне» (С.Есенин)
«Все мое»,- сказало злато;
«Все мое»,- сказал булат.
«Все куплю»,- сказало злато;
«Все возьму»,- сказал булат. (А.С.Пушкин)
«Отделкой золотой блистает мой кинжал,
Клинок надежный, без порока. (М.Ю.Лермонтов)
«В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят» (И.Никитин).
4. Народ с древних времен ценил золото. Поэтому и в пословицах, поговорка, в народных изречениях также часто встречается слово золото.
- Вспомните, какие пословицы и поговорки содержат слова золотой, золото.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Мал золотник, да дорог.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Знания дороже золота.
Время дороже золота и др.
(Можно 1-2 учащимся перед уроком дать задание найти пословицы и поговорки. На уроке они помогут).
5. Вывод.
Мы много сегодня сделали открытий о значении слова золото. С одной стороны, в сознании человека золото ассоциируется с победой, со счастьем, с богатством, а с другой – золото часто бывает причиной лжи, алчности, жадности и даже войн и раздоров. Да, это так. Но главное, что вам сегодня на уроке не было скучно, мы узнали много нового. Еще раз убедились в том, что нужно быть внимательным к слову, что наш русский язык богат и многообразен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)
На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....
Интегрированный урок по литературе и русскому языку. Презентация "Путешествие в царство Берендея"
Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе "Путешествие в царство Берендея".(Рассказы М.М.Пришвина о природе и животных). На примере произведений Пришвина показана простота,точност...
Презентация для урока развития речи по русскому языку на тему: "Золотое кольцо России".
Урок развития речи. Презентация на тему: "Золотое кольцо России"....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Комментарии
Очень интересная интеграция!
Сама люблю проводить