"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Лямзина Ирина Павловна

На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ» По рассказам М. М. Пришвина о природе и животных (интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе )

Слайд 2

Цели урока : раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка М. Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове; воспитывать любовь к природе, Родине.

Слайд 3

Содержание Слова у Пришвина цветут, сверкают… Все в тающей дымке… М.М.Пришвин. Золотой луг. Поляна «Времена года» Любовь к русскому языку. В стране Морфемике . Смысл и суть слов. Слова – «родственники». Смотри в корень! Значение суффиксов. Приставки. Внимание! Чередование звуков. Библиотека. Чудесные слова. Стихотворение о Пришвине. Об авторе.

Слайд 4

«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем» (К. Г. Паустовский) . «... Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому» (М. М. Пришвин). «Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье - заглянуть миру в лицо» (М. М. Пришвин). Слова у Пришвина цветут, сверкают…

Слайд 5

Все в тающей дымке… Всё в тающей дымке – Холмы, перелески... Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И всё ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков И.И.Левитан «Озеро»

Слайд 6

М.М.Пришвин. Золотой луг.

Слайд 7

Поляна «Времена года» И.И.Шишкин «Парк в Павловске.» И.И.Шишкин «На севере диком…» Ефим Волков «В лесу. По весне.» И.И.Шишкин «Дубовая роща»

Слайд 8

Любовь к русскому языку Пришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно...» Пришвин говорил: «В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины». Язык, слово - это главное. Вся жизнь Пришвина изменилась из любви к русскому языку.

Слайд 9

В стране Морфемике ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня. А они первородного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! – Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Своё первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Обереги меня! – Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня!– Это значит: - Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С. Острова

Слайд 10

Смысл и суть слов Из каких морфем состоят слова? Как они называются? Почему все части слова называются значимыми? Какая часть слова самая главная? Почему? Какие слова называются однокоренными? Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла . О серьезных ошибках - это в корне неправильно . Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке . Смотри в корень! или Зри в корень! - значит: выдели самое главное.

Слайд 11

Слова – «родственники» Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными . Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее? На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба. А какой корень в слове народ? Школьный словообразовательный словарь отвечает: - народ- . Но по происхождению (вспомним науку этимологию !) это слово связано со словом род : родити народити народ .

Слайд 12

Смотри в корень! «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с тем же корнем: род ина, род , род ственник, род имый, рожд енный, род ник, род ничок, род ственный, род ственное внимание...» (М. М. Пришвин). Давайте разберем по составу слово: Родина. Что такое Родина ? Построить словообразовательную цепочку к слову родственник

Слайд 13

Значение суффиксов Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы. Вывод: укажите, с какой целью использовал их автор. Текст 1 Стебелечек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком. (М.М.Пришвин)

Слайд 14

Приставки Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Некоторые слова пропущены. Ваша задача - вставить однокоренные слова с приставками и объяснить, какое они имеют значение; выписать все слова, имеющие приставки, выделить их. Текст 2 Ветер разлетелся, липа вздохнула и … из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и … , и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали. (М.М.Пришвин)

Слайд 15

Текст 2 Ветер раз летелся, липа вз дохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков. Так по играл ветер с липой, подо брался к туче, дунул, брызнула туча и сразу вся разо шлась дождём. Другую тучу ветер на гнал и погнал , и вот из-под этой тучи вы рвались яркие лучи, и мокрые леса и поля за сверкали. Вывод: все части слова имеют значение, и чтобы понять его, надо проникнуть в его структуру. Когда мы проникаем в смысл каждой морфемы произведений Пришвина, мы чувствуем бережное, ласковое, одухотворённое отношение к природе. Текст 1 Стебел ечек тон еньк ий, тянется вверх, по стебель к у, как крыл ышк и, в разные стороны зелён еньк ие мал еньк ие лист очк и, а у лист ик ов сидят горош к ом чёрные ягод к и с синим пуш к ом.

Слайд 16

Чередование звуков И сказали звуки: - Братцы, Надо нам чередоваться… Наверное, надоело им несколько веков, а может и тысячелетий, быть одинаковыми, неизменными. Не зря же многие чередования так и называются – исторические , то есть очень древние .

Слайд 17

Библиотека О чередовании о-ы Слово замо ’ к образовано от слова замыкать; запор - от запирать; забор - от другого слова борти (бороться, защищать); забор - это то, что защищает. О чередование я-у Много интересного подскажет вам чередование я-у: от слова трястись произошло - трус; звякать - звук; вязать -узы (узы дружбы). О чередовании г-ж, к-ч От слова вага (вес) произошли слова важный (весомый), уважать (ощущать весомость), отважиться (решиться на важный поступок). От старинного глагола хитить (красть) произошли слова хищник, хитрый (вначале слово означало склонность приобретать что-либо нечестным путем).

Слайд 18

Чудесные слова Почему Пришвин считал слово здравствуйте чудесным? А какие слова вы считаете чудесными? - Здравствуйте, - Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. -Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? В. Солоухин

Слайд 19

СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ Когда у Полярного круга Темно в снегопаде густом, Беру я, как верного друга, Волшебника Пришвина том. И ветер когда, завывая, Несёт ледяную метель, Над книгой, о нём забывая, Я слышу лесную капель... … Какое знакомое место: В воде по колено кусты, Роняют берёзки - невесты – На землю куски бересты. Под сумрачным небом чужбины, Пока мы не в нашем порту, Земли нашей русской картины Со мной, у меня на борту. Пускай озверело колотит В борта штормовая волна – Я вижу на топком болоте Ковёр из кукушкина льна, За силу великую эту, Сокрытую в слове простом, Вожу я по белому свету Волшебника Пришвина том. МОРЯК Д.ТИХОНОВ Задание на дом: написать сочинение «Удивительное рядом»; «Какие открытия я совершил, читая рассказы Пришвина».

Слайд 20

Об авторе Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ – Кокинская СОШ Лямзиной Ириной Павловной 2012год



Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Путешествие в Царство Берендея»

( По рассказам М. М. Пришвина о природе и животных)

Интегрированный урок по литературе

 и русскому языку в 6  классе

                                                                   

                                                                     Автор: Лямзина Ирина Павловна,

                                                                                  учитель русского языка и

                                                                                  литературы    

                                                                                  МБОУ - Кокинская СОШ

                                                                                  Выгоничского района

                                                                        Брянской области

Цели: раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека

            и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка

            М.   Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе,

            как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить

            чередование звуков в слове; воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование урока:

  1. Портрет М. М. Пришвина (1873-1954)
  2. Эпиграфы:

«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем» (К. Г. Паустовский).

«... Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому» (М. М. Пришвин).

«Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье - заглянуть миру в лицо» (М. М. Пришвин).

«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род,  родственник, родимый, рожденный, родник, родничок, родственный, родственное внимание...» (М. М. Пришвин).

  1. Картины русских художников:

И. И. Шишкин «Дубовая Роща», «Парк в Павловском», «На севере диком»;

Ефим Волков «В лесу. По весне»;

И. И. Левитан «Озеро».

  1. План изучения темы (на доске).

1. Как становятся «волшебниками».

  1. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.
  2. Поляна «Времена года».
  3. В стране Морфемике.
  4. Удивительные встречи.

                                                                       Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

-        Ребята, как вы думаете, бывают на свете волшебники?
(Да, в сказках).

-        А вот и нет. Жил на земле такой писатель, которого читатели называли волшебником или колдуном, сказочным Берендеем.

Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка. Этот писатель М. М. Пришвин.

Секрет его колдовства - в его удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное.

Пришвин так писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват».

«Чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие, как они свершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим».

Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий». Наш урок сегодня называется «Путешествие в царство Берендея». Он необычный, объединяет в себе литературу и русский язык.

Мы совершим путешествие в мир книг М. М. Пришвина, мир единения человека и природы, открывая его для себя; будем учиться видеть в обычном - необычное, в обыденном - чудесное и волшебное. Вдумаемся в мысли и размышления Пришвина, человека неспокойного, с открытой и смелой душой, почувствуем красоту, точность и живописность языка Пришвина, а также вспомним, что вы знаете о строении слова, его составе, чередовании звуков в корне, постараемся понять, как значение слова связано с его строением и происхождением.

II. Содержание урока.

1. Как становятся «волшебниками».

Учитель: Все на свете имеет своё начало, свои истоки и наше путешествие начнётся с рассказа о том, как Пришвин стал писателем.

  1. Как появился в России добрый волшебник Берендей, писатель Пришвин? Откуда он родом? Что было главным в его детстве?

Ученик: Пришвин родился в д. Хрущово Елецкого уезда Орловской губернии 23 января (5 февраля нового стиля) 1873 г.. Природа вокруг Ельца - очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой ее простоте и даже некоторой суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. В простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге - купеческая семья, гимназия, учеба в Германии, в Лейпцигском университете, служба агрономом в Клину и Луге. И вдруг - резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на Север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой.

Он повинуется голосу сердца - быть среди народа, слушать его удивительный язык, записывать сказки, поверия, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, обошёл пешком весь Север и написал о своем путешествии книгу.

Был тогда наш Север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком, и назвал он свою первую книгу «В краю непуганых птиц».

Так Пришвин стал писателем. Есть одна старинная сказка, она начинается так: «Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала веселый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор, да за ворота - дальше и дальше...»

Пришвин в этой сказке изменил концовку, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошел по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря, и океана - все шел и шёл за колобком.

Дополнение учителя.

Учитель: Пришвин исходил и изъездил всю среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. И после каждой поездки появлялись книги. Писал он только о том, что сам видел и пережил в природе.

Ученик. Вспоминая своё детство, Пришвин писал, как часто он «уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь - в находках.

Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные».

Учитель: Давайте представим себе, что и перед нами сейчас катится тот волшебный колобок и мы идём вместе с ним в мир книг волшебника М. М. Пришвина.

А настроят нас на это путешествие прекрасные картины природы русских художников и  стихотворение Н. Рыленкова:

Всё в тающей дымке

-Холмы, перелески...

 Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

 Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

2. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.

Учитель предлагает ребятам послушать пластинку с записью: А. Барков «Голоса весеннего леса».

Учитель: Итак, отправимся в следующее путешествие.

Будем искать эти чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь. Дома вы читали рассказы Пришвина, расскажите, что показалось вам особенно интересным, чудесным, выделите те детали, которые помогли взглянуть по-новому на явления природы. Представим себе, что мы в лесу. Поют птицы, где-то журчит ручеёк, трепещут листья на деревьях.

Итак, в путь. Мы отправляемся за чудесами по лесным и луговым тропинкам.

Ребята читают и пересказывают отрывки из рассказов Пришвина.

ТЕМНЫЙ ЛЕС (чтение)

Темный лес хорош в яркий солнечный день, - тут и прохлада и чудеса световые: райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в сказках Шахерезады…

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки...

ПОДСОСЕННАЯ ЗАВОДЬ (чтение)

Кубря - прозрачная, глубоководная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами, со своими широкими заводями - прекрасна, такой прекрасной реки я в жизни своей не видал. Иду тихо по берегу, разглядываю подводные чудеса и плавающих между зелеными растениями рыб. Бывает, эти растения показываются, как зеленый туман, сгрудившийся в облако, и начинаешь думать, что этой массы, может быть, оформясь, и произошли все подводные дива. Блюдца лилий и нити, идущие от них в глубину, так грациозны, что представляется, будто возникли они от удара тонкого музыкального пальца по клавишам фортепьяно. С одной переходишь глазами по всей реке, и кажется тогда, что все эти подводные растения с их чудесными рыбками вышли из музыки: песенка отзвучала когда-то, а они все тут остались.

Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку...

ВЕСЕННИЙ РУЧЕЙ  (чтение)

Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И, слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть... Мало что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять ее в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведенной через себя самого.

ЗОЛОТОЙ ЛУГ (пересказ)

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. «Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Беседа с классом:

  1. Нужно ли было говорить «отыскал одуванчик»? Ведь на лугу множество одуванчиков?
  2. Почему автор говорит: «раскрывает свои ладони»? Разве у одуванчика есть ладони? Какой это прием? (олицетворение)
  3. Чувствуется ли в этих рассказах отношение Пришвина к птицам, цветам, природе?

Обобщение: в природе все не случайно, все разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо.

3. Поляна «Времена года».

Продолжение путешествия за чудесами.

Учитель: Погуляли мы по лесным и луговым тропинкам, надо отдохнуть. Отдыхаем мы на волшебной поляне. Помните поляну, на которой встретились все 12 месяцев? Как называется сказка? Кто ее автор? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев») А мы попытаемся представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён года: осени, весны, лета и зимы. А помогут нам в этом строки произведений Пришвина и прекрасная музыка Чайковского из цикла «Времена года».

Читаются отрывки из «Календаря природы».

Лето

СЕРЕБРЯНОЕ УТРО

Вот когда полон лес! Роса еще не совсем сошла, трава, листья сверкают, и все в серебре. Много в зеленых папоротниках черных пней, всюду иваны-да-марьи, волчьи ягоды, барвинки, былинки с малыми пташками. Куст весь покрыт мелкими розовыми цветочками и гудит, бабочки порхают, пчелы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели. На кусте был большой праздник. Там никто не слушал мое человеческое сердце, стучащее, как чугунная гиря…

Осень

ПАРАШЮТ

В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в своих собственных ушах пели кузнечики, с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелился. Казалось, движенье листика привлекло внимание всех, и все ели, березы и сосны со всеми листиками, сучками, хвоинками и даже кусты, даже трава под кустами дивились и спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с места и двигаться листик?» И, повинуясь всеобщей просьбе узнать, сам ли собой сдвинулся листик, я пошел к нему и узнал. Нет, не сам сдвинулся листик: это паук, желая спуститься, отяжелил его и сделал своим парашютом: на этом листике опустился небольшой паучишко.

Зима

                          ПЕРВЫЙ МОРОЗ

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

Весна

НЕВЕДОМОМУ ДРУГУ

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, - никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички, подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей! Начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный; и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, - завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

Дополнение учителя.

Пришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно...»

Пришвин говорил: «В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины».

Язык, слово - это главное. Вся жизнь Пришвина изменилась из любви к русскому языку.

Чтобы понять глубинный смысл слов, надо разобраться в строении, структуре слова.

- А какой раздел изучает строение слова?

Морфемика. Следующее наше путешествие в страну Морфемику.

4. В стране Морфемике.

Разобраться в структуре слова - значит понять его смысл, значение, открыть его.

ПЕРВОРОДСТВО

К словам привыкаешь день ото дня.

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

  1. Извини меня! –

Это значит:

  1. Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Своё первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

  1. Обереги меня! –

Это значит:

  1. Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

  1. Защити меня! –

Это значит:

  1. Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

     У слова свой норов. Своё нутро.

     И если ты в эту проникнешь суть –

     Слово тебе сотворит добро.

            С. Острова

Попробуем и мы вникнуть в смысл и суть слов. А для этого вспомним:

  1. Из каких морфем состоят слова? Как они называются?
  2. Почему все части слова называются значимыми?
  1. Какая часть слова самая главная? Почему?
  2. Какие слова называются однокоренными?

Слова-"родственники"

Правильные корни и корни-уродцы

Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово «корень». Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». О серьезных ошибках – это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, то говорят о коренной переработке, коренной перестройке. «Смотри в корень! Зри в корень!» - значит: выдели самое главное.

У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Помните, когда шла речь о морфемах, мы говорили, что каждая из этих частей слова несет часть его смысла – «смыслинку». Ну а корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

В одном из произведений писателя К.Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот, например, как он размышлял над словом родник: «Родник родит реку, а река льется-течет через… всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».

Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее? На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба. Первый ответ вам подсказал лесник, который собирал эти слова: у них есть общий, объединяющий их смысл. А второй ответ вы, конечно, уже нашли: общая часть – род-. Она и есть корень всех этих слов.

А какой корень в слове народ? Школьный словообразовательный словарь отвечает: -народ-.  Но по происхождению (вспомним науку этимологию!) это слово связано со словом род: родити, народити, народ.

  1. Давайте разберем по составу слово: Родина.
  2. Что такое Родина? (Построить на доске схему разбора.)
  1. Отечество, родная страна.
  2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь.
  3. Вторая родина – место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным.
  1. Построить словообразовательную цепочку к слову родственник (состоящий в кровном родстве) Родственный. Родство (близость по крови или по духу). Род.

Игра «Третий лишний»:

1)лес, лестница, лесничий;

2)честный, чесночный, чеснок;                            

3)седло, седловина, седина;

4)смешной, смешать, смешить;

5)левый, лев, налево;

6)водичка, водитель, водяной.

  1. Как вы понимаете слова родственное внимание? (Внимание как к родному, близкому человеку.)

Учитель: Попробуйте теперь и вы проявить по отношению друг к другу внимание, понимание, умение работать в паре. Это нам нужно для последующих упражнений по русскому языку. Вы повторите теоретические вопросы о каждой части слова, потренируетесь практически, затем обменяетесь тетрадями и оцените друг друга. Поставите карандашом две оценки: за теоретический вопрос и за практическое выполнение.

Работа в парах.

Карточка № 1 (красная)

  1. Что называется корнем слова? Дать полный ответ товарищу по парте.
  2. Подбери однокоренные слова к слову земля.
  3. Проверь свою работу и работу товарища. Оцени ее.

Карточка № 2 (красная)

  1. Как правильно определить корень в слове? Дать полный ответ товарищу по парте.
  2. Подбери однокоренные слова к слову лес.
  3. Проверь свою работу и работу товарища. Оцени ее.

Карточка № 1 (жёлтая)

  1. Что называется приставкой в слове? Дать полный ответ товарищу по парте.
  2. Выдели приставки в словах: ворваться, рассмотреть, увидеть, остановиться.
  1. Проверь свою работу и работу товарища. Оцени ее.

Карточка № 2 (желтая)

  1. Как правильно выделить приставку в слове? Дать полный ответ товарищу по парте.
  2. Выдели приставки в словах: подготовить, отозвать, сгореть, предвидеть.
  3. Проверь свою работу и работу товарища. Оцени её.

Карточка № 1 (зеленая)

  1. Что называется суффиксом? Дать полный ответ товарищу по парте.
  2. Выдели суффиксы в словах: барсучата, осенний, прогулка.
  3. Проверь свою работу и работу товарища. Оцени её.

Карточка № 2 (зеленая)

  1. Как правильно определить суффикс в слове? Дать полный ответ товарищу по парте.
  2. Выдели суффиксы в словах: снежная, звериный, журавлёнок, серенький.
  3. Проверь свою работу и работу товарища. Оцени её.

Проверка 1-й пары.

Учитель: Итак, у каждой морфемы есть свой смысл, своё значение. Посмотрим, как эти «смыслиночки» играют в предложениях Пришвина.

Работа с текстом на доске.

Значение суффиксов.

Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы,

Вывод: укажите, с какой целью использовал их автор.

Текст 1

Стебелечек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком.

- О какой ягоде идет речь? (Черника)

Приставки.

Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Некоторые слова пропущены. Ваша задача - вставить однокоренные слова с приставками и объяснить, какое они имеют значение, выделить все встречающиеся приставки.

Текст 2

Ветер разлетелся, липа вздохнула и (выдохнула) из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и (погнал), и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Учитель: В этом тексте есть однокоренные слова, различаются только приставками. Назовите.

- Можно ли в обыденной речи о липе сказать «вздохнула и выдохнула»? О каком отношении к природе говорят эти слова? Какой это прием? (Олицетворение)

  1. Итак, к какому же выводу мы можем прийти после путешествия по стране Морфемике  после наблюдений над отрывками из произведений Пришвина?

Вывод: все части слова имеют значение, и чтобы понять его, надо проникнуть в его структуру. Когда мы проникаем в смысл каждой морфемы произведений Пришвина, мы чувствуем бережное, ласковое, одухотворённое отношение к природе.

Чередование звуков.

Учитель: Разобраться в смысле слов нам помогут сообщения о чередовании звуков.

-        О чередовании каких звуков мы знаем? (Гласных и согласных.)

Сообщения учащихся о чередовании гласных и согласных звуков.

О чередовании о-ы

Слово замок образовано от слова замыкать,

запор - от запирать,

забор - от другого слова борти (бороться, защищать);

забор - это то, что защищает.

                                  О чередование я-у

Много интересного подскажет вам чередование я-у:

от слова трястись произошло - трус;

звякать - звук;

вязать -узы (узы дружбы);

узник - невольник.

                                  О чередовании г-ж, к-ч

От слова вага (вес) произошли слова важный (весомый), уважать (ощущать весомость), отважиться (решиться на важный поступок).

От старинного глагола хитить (красть) произошли слова хищник, хитрый (вначале слово означало склонность приобретать что-либо нечестным путем).

- Почему Пришвин считал слово здравствуйте чудесным? А какие слова вы считаете чудесными? Прочитайте стихотворение.

-        Здравствуйте, -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

-        Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                                                                              В.Солоухин

5. Удивительные встречи.

Учитель: Пришвин с этим прекрасным словом обращался ко всем птичкам, зверушкам, цветам, деревьям.

В своих произведениях он хочет нам сказать, что всё единственно и неповторимо, всё это нужно беречь.

Инсценировка

«... То, что мы обыкновенно называем природой - леса, озера, реки, - всё  умоляет доброго человека о защите».

                                         ЯСТРЕБ И ЖАВОРОНОК

 Пришли к нам два огромных охотника с добрыми лицами, похожие на двух медведей: один побольше, другой поменьше, один повыше, другой покороче.

  1. Не жалко вам охотиться? - спросила моя жена.
  2. Когда как, - ответил охотник повыше.
  3. Бывает и жалко, - сказал кто потолще.
  4. Бывает! - подтвердил высокий. - Бывает, даже весь сморщишься, чтобы только слезы не закапали.

Мы оба с женой улыбнулись, представляя себе, как сморщились от жалости эти медведи.

  1. Расскажите, - попросила жена, - случай, когда вы поморщились.
  2. Расскажу, - ответил толстый медведь.
  3. Ты, наверно, о жаворонке? - спросил высокий.
  4. И о ястребе, - ответил толстый.
  5. Хорошо, начинай, а если соврешь, я стану тебя поправлять.
  6. Нечего поправлять. Я расскажу все по правде, как это было.

Это было в конце лета, в начале августа. Мы подходили полем к лесу, где водятся рябчики. Впереди, в травке, показываясь на лысых местах, бежал от нас жаворонок.

«Миша», - говорю я.

Короткий показал на высокого.

«Миша, - говорю я, - ты понимаешь, почему жаворонок столько времени бежит от нас и не улетает?»

«Понимаю, - отвечает, - где-нибудь ястреб на него метится».

«А не думаешь, что у него где-нибудь запоздалое гнездышко и он нас отводит?»

И только я это сказал, вдруг, откуда ни возьмись, ястреб. Жаворонок вмиг стал на крыло, и тут бы ему и гроб, но, к счастью для него, рядом был лес, и он в лес, и ястреб за ним в лес... Но где тут ястребу вертеться между тесными деревьями! Они исчезли в лесу, и мы занялись рябчиками.

Сделали мы в лесу кружок, ни один рябчик нам не отозвался. Итак, мы пришли опять на то место, где вошли в лес.

«Миша, - говорю я, - мне что-то есть захотелось, давай закусим и пойдем на другое место - в Антонову Сечу».

«Хорошо, - отвечает он. - Стели газету». Вынул я из сумки газету, расстелил на чистом местечке, на просеке, скатертью, нарезал хлеба, колбаски, и еще тут было кое-что... Пока я этим занимался, Миша от нечего делать свистел в манок рябчикам.

«Слышишь? - вдруг прошептал он. - Слышишь?» Я слышу так явственно, - рябчик нам в лесу отзывается. Бросил я скатерть-самобранку, схватился за ружье, жду. «Летит!» - шепнул Миша.

А это бывает далеко слышно, когда рябчик на манок порхает с дерева на дерево, и все ближе, ближе. И вдруг наш рябчик отозвался внизу. «Бежит!» - шепнул Миша.

Я только ружье перевел вниз на траву, чтобы встретить его, как вдруг он где-то пырх! Дальше, дальше - и улетел. А из травы выбегает к нам жаворонок.

Мы оторопели, глазам не верим: как это может быть, чтобы полевая птица жаворонок стал бы бегать по лесу?

«Да ведь это же наш! - сказал Миша. - Тот самый, что жался к нам в поле от ястреба».

И только он это прошептал, вдруг вслед за жаворонком из травы, тоже пешком, выходит ястреб.

Тут сразу стало понятно: и чего рябчик испугался, и как в лес попал жаворонок.

Но мы и глазом мигнуть не успели, а не то что ружье вскинуть и убить, ястреб взмыл и исчез. А жаворонок - тоже вмиг на крыло и со всего маху - бац! - к нам на газету. Сидит и головкой на бочок: глянет вверх, нет ли ястреба, и сейчас же вслед за этим на другой бочок скривит голову и глазком своим маленьким - то на меня, то на Мишу.

Мы сидим ни живы ни мертвы, боимся шевельнуться, боимся спугнуть. И как подумал я тогда, что это он к нам, людям, под защиту прибежал, так, чувствую, что-то кислое подкатывается к глазам. Ну и жалко, конечно, жалко. А вы еще спрашиваете, не жалко ли нам охотиться? Конечно, жалко бывает.

  1. Чем же все кончилось? - спросили мы.
  1. Еще далеко не кончилось, - ответил охотник. - Жаворонок мало-помалу успокоился, перестал на небо поглядывать и уставился на нас обоих. И, конечно, понял, что разные мы с ним, и не о чем нам между собой говорить, и что лучше все-таки от нас подальше... Хвостиком по газете помахал, поклонился и побежал.

Нет, куда тут! Этим не кончилось! Упрямые охотники, эти ястреба! Мы-то о нем забыли, а он где-нибудь недалеко сидел на сухом дереве и за всем нашим делом следил. Так вот и помните, что, когда видите на лесной поляне, на высоком сухостое, ястреб неподвижно часами сидит, он это не просто сидит - он ждет.

И вот только мы проводили жаворонка, только-только принялись за еду, вдруг опять к нам жаворонок летит и - бац! - на газету. Но тут Миша успел, хватил навскидку, без прицела в ястреба, и он ком-ком полетел и стукнулся, - слышно было, как стукнулся обо что-то.

  1. Не жалко вам ястреба? - спросил Миша мою жену.
  2. Нисколько! - ответила она. - Вы молодец, Михаил...
  3. Иванович! - подсказал охотник. - А вы спрашиваете, жалко или не жалко охотиться: бывает по-разному. А жаворонка мы отпустили, и он вернулся в поле. Как знать? Может быть, там еще и семейство у него было.

Чтение стихотворения учеником.

СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ

Когда у Полярного круга

 Темно в снегопаде густом,

Беру я, как верного друга,

Волшебника Пришвина том..

И ветер когда, завывая,

Несёт ледяную метель,

Над книгой, о нём забывая,

Я слышу лесную капель...

... Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют берёзки - невесты –

На землю куски бересты.

Под сумрачным небом чужбины,

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картины

Со мной, у меня на борту.

Пускай озверело колотит

В борта штормовая волна

-Я вижу на топком болоте

Ковёр из кукушкина льна,

За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

 Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том.

                                             Д.ТИХОНОВ

III. Итоги урока.

Учитель: Закончилось наше путешествие в Царство Берендея.

Беседа с классом:

  1. Интересным ли оно было для вас?
  2. Достигли ли мы той цели, что ставили в начале урока?
  3. Смогли ли мы всмотреться и вслушаться?
  4. Что показалось особенно интересным?
  5. Какие мысли Пришвина запомнились? Понравились?

Задание на дом: написать сочинение «Удивительное рядом»; «Какие открытия я совершил, читая рассказы Пришвина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно вз...

Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс

Интегрированный урок истории и русского языка...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Интегрированный урок по литературе и русскому языку. Презентация "Путешествие в царство Берендея"

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе "Путешествие в царство Берендея".(Рассказы М.М.Пришвина о природе и животных). На примере произведений Пришвина показана простота,точност...

презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»

СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА  •Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.•Р...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...