Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) по теме

Кудрявцева Светлана Вячеславовна

Интегрированный урок истории и русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii_drevnego_mira.doc199.5 КБ
Office presentation icon perelistnuv_nazad_stranicy.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Цели урока:

  1. Обобщить знания, полученные  обучающимися в процессе изучения раздела Древний Восток
  2. Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  3. Способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать
  4. информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  5. закрепить грамматические навыки и умения по разделам «Фонетика», «Морфемика» , «Синтаксис» по русскому языку.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у обучающихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
  2.  Воспитывать бережное отношение к родному языку

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, дополнительный материал, карта

Тип урока: обобщающий урок

Форма проведения урока: урок-путешествие

План проведения урока:

- Организационный момент. Сообщение целей рока.

- Сообщение темы урока

- Обобщающее повторение в форме путешествия

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент


Учитель истории

Здравствуйте, ребята.  

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. И название у этого урока необычное «Перелистнув назад страницы…».  Мы обобщим знания, полученные в разделе «Западная Азия в век железа», повторим особенности и историческое значение древнейших цивилизаций  Древнего Востока по истории Древнего мира,

Учитель русского языка

а также закрепим ваши грамматические навыки и умения по предмету «Русский язык».


  1. Итак, тема нашего урока звучит так:  Перелистнув назад страницы…


 Учитель истории

 А проведем мы наш урок в форме путешествия.  Еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам.

Учитель русского языка

В качестве напутствия нашему путешествию будут слова средневекового философа Буэция.     Учитель истории

Как в каждом путешествии у нас будут  станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания по истории и русскому языку.

Вот маршрут нашего путешествия.

Перед вами рабочая карта урока.

  1. а) Итак, наше путешествие начнётся со станции «Быстрая реакция» . Напишем исторический диктант. Я задаю вопросы, а вы очень быстро записываете ответ в рабочей карте:

- Устройство для подъёма воды  

- Страна, где протекает река Иордан

- Служители храмов  

- Островки зелени    

- Существо с телом льва и головой человека

- Как называлась письменность у древних египтян

- Главные реки Междуречья

- Как звали первого человека на Земле

- Какое прозвище получил город Ниневия

-Основная часть этой книги- Ветхий завет.

 Зачитывают ответ (1 человек).

Учитель русского языка

Грамматическое задание:

 Среди этих слов подчеркните те, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните, почему.(1 человек дает ответ)

Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.


Учитель истории

Б)  И сейчас мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы нам не проехать мимо, необходимо изучить карту. Станция «Картово»

Задание:

  1. Покажите на карте:
  2. -Какие страны мы отнесём к странам Древнего Востока? Покажите их на карте?
  3. -Какие реки протекали по территории этих государств?
  4. - Покажите самые известные города Древнего Востока?
  5. Почему все эти государства возникали около рек?

      (вам предлагается 3 варианта ответа. Какой из них верный?)

(работа по цепочке)

Учитель русского языка

Грамматическое задание.


Произведите пунктуационный разбор данного предложения. Подчерните главные члены. Какими частями речи они выражены? Начертите схему предложения, прокомментируйте знаки препинания.


Хорошо, молодцы.


В) Остановимся на станции  «Рассказово».


Учитель истории

 Здесь вам предлагается выполнить следующее задание: я буду показывать слайды с изображением памятников Древнего Востока, а вы дайте им название и кратко опишите их.


Учитель русского языка

Грамматическое задание.

     Прежде чем приступить к заданию, подумайте, какой тип речи следует применить для его выполнения? В чем его особенности? Как оно строится?


Готовы?









Г)  Станция «Терминово»


Учитель истории

У вас в рабочей карте задание, где вам нужно вставить пропущенные слова. Цель этого задания: проверить знание исторической терминологии

Такую работу мы с вами делали.

После этого обменяйтесь листочками, посмотрите правильные ответы и поставьте оценку друг другу


Если есть неправильные ответы, комментируем.

Учитель русского языка

Грамматическое задание:

Произведите морфемное членение вставленных слов.


Д) Станция «Хронология»

Учитель истории

Задание:

1.Расположите события в хронологическом порядке.

2.Каждому событию найдите соответствующую дату.


Спрашиваю у детей, согласны ли они?


Учитель русского языка

3.Найдите в этих датах слова, которые помогают нам не ошибиться со временем, когда происходило событие.










 






Е) Станция «Загадкино»


Учитель истории

На этой станции я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Волшебный сундучок». Вы должны решить задачку и сказать мне, что находится в ящике.

  1. 1) Жители одной из стран Древнего Востока  научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь как медную руду. Из полученной массы выдували изящные сосуды. Что в ящике?
  2. 2) Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле, благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?
  3. 3) Этот широко применяемый предмет- прототип папируса, который использовали в одной стране Древнего Востока для письма. Что в ящике?
  4. 4) В Одной из стран Древнего Востока войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ этой страны считал, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Для руководителя государства, т.е. для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в ящике?
  5. 5) В этой стране учёные наблюдали за небесными светилами, умели точно определять день, когда начнётся разлив их главной реки. Благодаря своим наблюдениям они создали вещь, которая лежит в ящике, и которой мы пользуемся до сих пор.
  6. Эту вещь называют «Книга книг». Что в ящике?


Учитель русского языка

Грамматическое задание.


Впишите эти слова в рабочую карту урока, распределяя их по предметной области, к которой они относятся.


Ж) Станция «Правдино»


Учитель истории

В этом пункте назначения игра «Детектор лжи». Задача: соглашаться или нет с  утверждениями.

  1. Тир- город Сирии;
  2. - в финикийском алфавите 32 буквы;
  3. - Мемфис – первая столица Египта;
  4. - Хаммурапи – вавилонский царь;
  5.  Письменность Междуречья называется клинопись
  6. Царские советники назывались вельможами
  7. Первая, наиболее древняя часть библии называется Новый Завет

Учитель русского языка


  1. В слове Индия все согласные звуки звонкие.
  2. Слово «порог» является именем существительным.
  3. В слове «письменность» есть приставка.
  4. Слово «Мемфис» пишется со строчной буквы.
  5. В слове «Хаммурапи» нет удвоенных согласных.


III. Заключительный этап


З) Станция «Тестово».


Учитель истории

Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу. Посмотрите в свои рабочие карты. Приступайте к выполнению тестов.


  1. 1.Столица Ассирийской державы, “логовище львов”, “город крови”:

А) Ниневия

Б) Персеполь

В) Вавилон

  1. 2.  Египет располагался на берегах реки:

А) Нил

Б)  Амазонка

В)  Инд

  1. 3. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:

А) Адам

Б) Авраам

В) Ной

  1. 4) Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Соломон

Б) Хаммурапи

В) Гильгамеш

  1. 5)У какого правителя была несгораемая библиотека?

А) Тутанхамона

Б) Давида 1

В) Ашшурбанапал

  1. 6)  Какой металл научились обрабатывать люди в 10 веке до н.э.?
    А) бронза
    Б) железо
    В) медь
  2. 7) Раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов:

А)фонетика

Б)орфоэпия

          В) графика

  1. 8) Раздел науки о языке, изучающий строение слов:

А) морфемика

Б) морфология

В) словообразование


  1. 9) Раздел науки о языке, изучающий части речи:

А) синтаксис

Б) морфология

В) лексика


  1. 10) Раздел науки о языке, изучающий построение словосочетаний и предложений:

А) графика

Б) фонетика

В) синтаксис


  1. 11) Раздел науки о языке, изучающий правила постановки знаков препинания:

А) синтаксис

Б) пунктуация

В) орфография


Самостоятельная работа.

Итоги подводят консультанты по предметам сообщают учителям.

Учителя называют тех, кто справился успешнее всех.


Пока работают консультанты, дети разгадывают кроссворд.


Ответы


 

Параметры  оценивания



Обобщение:


Учитель истории

Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, что жители первых древних государств основывали свои города вблизи рек, что позволяло им заниматься земледелием. Много было сделано великих открытий и изобретений, которые оказали влияние на дальнейшее развитие  человечества.

Учитель русского языка

 Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что предметы русский язык и история идут рука об руку друг с другом, и чтобы быть успешным учеником, нужно и интересоваться и историей и русским языком.


  1. Подведение итогов.


Учитель русского языка


5.  Домашнее задание: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»

Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.


  1. Рефлексия

Учитель истории

Если урок вам понравился передайте мне солнышко, если нет – тучку.






Слайд №1,2






Слайд №3








« НЫНЕ ЖЕ ХРАБРЫЕ, ВПЕРЁД СТРЕМИТЕСЬ! НЕ БЕССИЛЬНЫ   ВЫ, ПРИМЕР ВАС УЧИТ, ПОБОРОВ ВСЕ ГОРЕСТИ ЗЕМНЫЕ,  ЗВЁЗД ДОСТИГНЕТЕ!»

                                БОЭЦИЙ


Слайд 4











Шадуф

Палестина

Жрецы

Оазисы  

Сфинкс

Иероглифы


Тигр и  Евфрат

 Адам

Логовище львов, город крови

Библия











Слайд  5,6





Египет, Финикия, Палестина, Сирия, Междуречье, Ассирия

Нил, Тигр, Евфрат, Иордан


Библ, Сидон, Тир, Вавилон, Мемфис,

а)  Древние люди жили около рек, потому что им нравилось.

б)Древние люди жили около рек, потому что они могли заниматься земледелием, скотоводством, рыболовством. Им легче было выжить.

в) Древние люди жили около рек, потому что здесь жили их предки.











Сообщения:

-Пирамида Хеопса

- Столб с текстом законов Хаммурапи

- Ассирийское войско

- Библиотека глиняных книг

-Библия

Слайд № 7,8,9,10,11

















Наука, занимающая раскопками,-……

Вера в богов и духов- …..

Изготовление различных изделий-….

Разбогатевшие вожди и старейшины-…

Новые поселения на берегах Средиземного моря-…

Слайд 12









-Правление царя Хаммурапи в Вавилоне.

-Возникновение земледелия и скотоводства.

- Царство Давида и Соломона.

-Строительство пирамиды Хеопса.

-Открытие металлов, начало бронзового века.


10 тыс лет назад-

7 тыс лет назад-

Около 2600 года до н.э.-

1792-1750 годы до н.э.-

Х век до н.э.-

Слайд 13













 

Слайд 14

Стекло, алфавит, бумага, шахматы, календарь, Библия






Стекло. Финикия



Алфавит. Финикия



Бумага. Египет.





Шахматы. Индия









Календарь. Египет







Библия. Палестина.















Слайд 15

- (а какой страны? - Финикия)

- (а почему? – нет гласных)

+

+

+


+


-(Ветхий Завет)




+


+


-

-


-














А слайд 16





А слайд 17






В слайд 18




Б слайд 19






В слайд 20





В слайд 21






Б слайд 22

 




А слайд 23






Б слайд 24




В слайд 25







Б слайд 26






















Слайд 27


РАБОЧАЯ     КАРТА    УРОКА               Перелистнув назад страницы…

  1. «БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ»                    ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  «КАРТОВО»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «РАССКАЗОВО»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   «ТЕРМИНОВО»

1.Наука, занимающаяся раскопками  _______________________________________

2.Вера в богов и духов                        ________________________________________

3.Изготовление различных изделий  ________________________________________

4.Разбогатевшие вожди и старейшины ______________________________________

5.Новые поселения на берегах Средиземного моря ___________________________

  1. «ХРОНОЛОГИЯ»

Правление царя Хаммурапи в Вавилоне                             Х век до  н.э.

          Открытие металлов, начало бронзового века         1792-1750годы до н.э.

Строительство пирамиды Хеопса                         около 2600 года до н.э.

 Царство Давида и Соломона                                        7 тысяч лет назад

  Возникновение земледелия и скотоводства             10 тысяч лет назад

  1. «ЗАГАДКИНО»

ИСТОРИЯ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

РУССКИЙ ЯЗЫК:_______________________________________________________

  1.  «ПРАВДИНО»

1.    ______________________                 7._______________________

2.    ______________________                 8._______________________

3.    ______________________                 9._______________________

4.    ______________________                 10.______________________

5.   _______________________                11.______________________

6.   _______________________

  1. «ТЕСТОВО»
  1. Столица Ассирийской державы, «логовище львов», «город крови»

А.  Ниневия                            Б.  Персеполь                       В.  Вавилон

           2. Египет располагался на берегах реки                

                 А. Нил                                    Б. Амазонка                              В.  Инд

           3. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа

                А. Адам                                 Б. Авраам                             В.  Ной

           4.Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы

                 А. Соломон                                  Б. Хаммурапи             В.  Гильгамеш

            5.У какого правителя была несгораемая библиотека?

                 А. Тутанхамон                              Б. Давид            В.  Ашшурбанапал

            6.Какой металл люди научились обрабатывать в 10 веке до н.э.?

                 А. Бронза                                   Б. Железо                           В.  Медь

           7. Раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов

                     А. Фонетика                           Б. Орфоэпия         В.  Графика

           8.Раздел науки о языке, изучающий строение слов

           А. Морфемика           Б. Морфология             В. Словообразование

  1. Раздел науки о языке, изучающий  слово как часть речи

           А. Синтаксис                          Б. Морфология                В.  Лексика

  1. Раздел науки о языке, изучающий  построение словосочетаний и предложений

           А.Графика                               Б. Фонетика                   В. Синтаксис

  1. Раздел науки о языке, изучающий правила  постановки знаков препинания

          А. Синтаксис                        Б. Пунктуация           В. Орфография

«Перелистнув        

      назад  

         страницы…» Повторительно- обобщающий урок по темам   «Древний Восток» ( история)                      

 и «Разделы науки о языке» ( русский язык)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

Подготовили и провели

Полякова Г.В. - учитель истории,

 Кудрявцева С.В.- учитель русского языка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и испанскому языку " Великие географические открытия" 7 класс

Учебные материалы включают тексты исторических источников на русском и испанском языках, карты, словарь терминов и тест для контроля усвоения знаний....

Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку

Интегрированный урок "Язык и логика"  способствует  формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...

Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит".

Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит" в 5-ом классе...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Конспект интегрированного урока по истории и немецкому языку. "Die Rolle Bismarks in der Vereinigug Deutschlands." 9 класс

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс самостоятельной  деятельности и применение на практике полученных знаний.  ,а по...