Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Филиппова Светлана Витальевна

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:

  • по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,
  • по истории «Древняя Греция»;
  • по английскому языку по теме «Числа и даты»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»
(МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»)
 

Интегрированный урок  

математики, истории и английскому языку

в 5 классе

по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Урок подготовили:  

Галицкая Ирина Викторовна, учитель математики;

Филиппова Светлана Витальевна, учитель истории;

Коробицина Галина Юрьевна, учитель английского языка.

Мужи 2016

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты».

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания:
  • по математике по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,
  • по истории по теме «Древняя Греция»,
  • по английскому языку по теме «Числа и даты»,
  • показать связь математики, истории и английского языка.

Задачи урока:

образовательные:

  • повторить и обобщить основные знания по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»;
  • повторить и обобщить основные знания по теме «Древняя Греция»
  • повторить и обобщить основные знания по теме «Числа и даты»
  • применить перенос знаний в новую ситуацию

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к математике, истории, английскому языку;
  • развитие логического мышления и внимательности;
  • развитие умений рассуждать и анализировать;

воспитательные:

  • привитие навыков работы в группе, в паре, индивидуально.
  • развитие навыков самоорганизации, самоконтроля и взаимоконтроля деятельности.

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:

  • по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,
  • по истории «Древняя Греция»;
  • по английскому языку по теме «Числа и даты»

Тип урока: интегрированный

Методы обучения: коммуникативный, преобразовательный, систематизирующий.

Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Класс: 5

Оборудование:

  • презентация
  • карточки с заданиями
  • таблица
  • сигнальные карточки
  • словари
  • учебники

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы, цели урока. Приветствие гостей.

Сегодня у нас необычный урок – урок математики, истории и английского языка, который будут проводить сразу три учителя нашей школы: Ирина Викторовна, Светлана Витальевна, Галина Юрьевна. Мы рады приветствовать ребят, гостей и пожелать всем, чтобы этот урок прошел с пользой для всех присутствующих.

Тема нашего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты».

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Учитель математики. Мы придумали для вас несколько примеров на действия с десятичными дробями, но стёрли в них запятые. Вот какие равенства у нас получились. Они записаны на доске. Запишите эти равенства в тетрадь, поставив в нужном месте запятые. Выполнив задание, вы узнаете название стран, но только после проверки.

№ п/п

Пример

Буква

63 – 2,7 = 60,3

Н

3,2 + 1,8 = 5

И

7,36 – 3,36 = 4

Е

3 + 1,08 = 4,08

К

2,3 + 3,7 = 6

В

4,6 + 2,4 = 7

О

5,76 – 1,6 = 4,16

Ц

1,1 + 1,9 = 3

Р

5,7 – 4 = 1,7

Т

6,8 – 3,8 = 3

Л

4,2 + 17 = 21,2

Б

8,4 + 2,6 =11

А

13,2 – 4,2 = 9

Я

58 + 2,9 = 60,9

Г

 

Выполняется проверка. На доске расставляются запятые. В случае правильного ответа учитель сообщает, какая буква соответствует выражению.

Затем нужно составить из них слова, расположив их в следующем порядке:

Первое слово - 5, 3, 10, 2, 4, 6, 11, 8, 2, 9, 12, 1, 2, 13 - Великобритания  

Второе слово  – 14, 8, 3, 7, 2, 13  - Греция

Учитель математики. Итак, ребята, что вы получили? Учащиеся называют «Великобритания», «Греция».

Учитель английского языка. Организационный момент урока: дата, повторение счёта и образование порядковых числительных.

Учитель истории. Древнюю Грецию называют колыбелью европейской цивилизации, родиной демократии. Многие достижения греков оказали огромное  влияние на последующее развитие человечества.

Слайд ____ Карта Греции 

  • Покажите на карте Древнюю Грецию и опишите её географическое положение, природные условия.
  • Покажите  и назовите море, которое согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя.
  • Покажите  и назовите остров, на котором согласно греческому мифу, жил Минотавр.

Учитель английского языка. Посчитайте на английском языке количество морей, омывающих Древнюю Грецию; количество крупных островов, принадлежащих ей.

3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Учитель математики. Вычислите устно:

  1. 75 : 25

*15

: 9

*12

+ 430

?

  1. 45 + 30

:15

*20

-34

+424

?

Что получилось?

Слайд №____

Учитель истории. Это не просто число, это – историческая дата.

Какой вид состязаний появился в олимпийских играх после этой войны?

Учитель английского языка. Назовите длину марафонской дистанции на английском языке. (42 км.)

Учитель истории проводит игру в «Молчанку»: показывает карточки, а  учащиеся отвечают, что это значит.

Слайд___  Что это значит?

1200 г. до н.э.;

изображение коня. 

(Организация групповой работы)

Учитель математики. А теперь давайте посоревнуемся. Каждая группа получает задания.

Чтобы расшифровать каждое слово, необходимо правильно ответить на вопрос Что больше или Что меньше и выбрать букву, соответствующую правильному  ответу из таблицы.

Первое слово. Что больше

  1. 43,05 или 43,12
  2. 21,83 или 20,83
  3. 1,6 или 1,539
  4. 0,26 или 0,278
  5. 7,415 или 7,514
  6. 16,68 или 15,77
  7. 45, 245 или 45,24

1,6

0,278

43,12

16,68

7,514

45, 245

21,83

и

с

о

е

с

я

д

Второе слово. Что меньше

1)        43,05 или 43,12

2)        21,83 или 20,83

3)        1,6 или 1,539

4)        0,26 или 0,278

5)        7,415 или 7,514

6)        16,68 или 15,77

1,539

43,05

0,26

20,83

15,77

7,415

и

и

а

л

а

д

Третье слово. Что меньше

  1. 72,03 или 72,18
  2. 37,24 или 38,24
  3. 1,3 или 1,237
  4. 5,603 или 5,6
  5. 8,7 или 8,608
  6. 10,72 или 10,719
  7. 0,095 или 0,1

72,03

8,608

37,24

5,6

1,237

0,095

10,719

е

a

n

l

g

d

n

Четвертое слово: Что больше

  1. 72,03 или 72,18
  2. 37,24 или 38,24
  3. 1,3 или 1,237
  4. 5,603 или 5,6
  5. 8,7 или 8,608
  6. 10,72 или 10,719
  7. 0,095 или 0,1
  8. 0,529 или 0,53

72,18

8,7

38,24

10,72

1,3

0,1

5,603

0,53

S

l

c

a

o

n

t

d

Вопросы:

1. Кто  автор произведений?

2. Почему 1 часть называется « Илиада», а вторая - «Одиссея»? Учитель истории: Эти произведения были посвящены Троянской войне.

3. В состав какого государства входят эти страны? Учитель английского языка: Эти страны входят в состав Великобритании.

4. Развитие самоконтроля.

Учитель истории читает стихотворение:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы.

 Рабыня раньше, а теперь свободная.

На родину, в Афины, в наш прекрасный град,

Вернул я многих на чужбину проданных,

Освободил и здесь на милой родине

Рабов, дрожавших перед волею господ.

  • Кто написал в стихах о своих законах?
  • В каком году Солоном были проведены преобразования?
  • Какое из преобразований Солона было наиболее важным для греков?

Учитель математики. Выполнив действия,  и, воспользовавшись таблицей, вы расшифруете  термин, который связан с деятельностью Солона.

  1. 2,8 + 1,9;
  2. 4,6 + 0,5;
  3. 8 + 2,6;
  4. 4,7 + 16;
  5. 2,58 + 1,4;
  6. 6,5 – 2,7;
  7. 4,3 – 3,5;
  8. 11,8 – 9,6;
  9. 33,7 - 4;
  10. 21 – 3,59.

5,1

20,7

2,2

3,98

29,7

17,41

3,8

4,7

10,6

0,8

е

о

т

к

и

я

р

д

м

а

Учитель истории. Так называлась форма правления при Солоне.

Учитель английского языка. Укажите последовательность преобразований, проводимых Солоном, используя английские порядковые числительные. (Таблица)

5. Творческая работа. Организация парной работы.

Учитель математики. Теперь, ребята, вам нужно разгадать слова, очень распространенные в Древней Греции и названия столиц стран, входящих в состав Великобритании.

Для этого вам нужно вы полнить задание,  указанное в карточке (решить уравнения, округлить числа до указанного разряда.

Задание 3

Первое слово: Задание: Вычислите, запишите ответы в порядке возрастания, замените буквами и прочтете слово.

  1. 2,45 +0,55
  2. 18,509 +3,491
  3. 31,405 + 2,595
  4. 0,63 +0,24+1,13
  5. 3,78 + 97,03 +0,42 +5,77
  6. 50,24 + 60,33 +4,76 + 3,67

22

34

3

107

2

119

Ф

О

М

Р

А

А

Второе слово. Округлите число 4836,2751 до:

  1. тысяч
  2. сотен
  3. десятков
  4. единиц
  5. десятых
  6. сотых

4836,28

5000

4836

4800

4840

4836,3

Н

Л

Д

О

Н

О

Третье слово. Округлите число 8491,5372 до:

  1.  тысяч
  2. сотен
  3. десятков
  4. единиц
  5. десятых
  6. сотых
  7. тысячных

Б

Ф

Э

С

Л

А

Т

8000

8492

8500

8491,54

8490

8491,5

8491,537

Четвертое слово. Округлите число 6732,5941 до:

  1. тысяч
  2. сотен
  3. десятков
  4. единиц
  5. десятых
  6. сотых

6730

7000

6732,59

6700

6733

6732,6

Р

К

Ф

А

Д

И

Пятое   слово

Задание: Решите уравнения

  1. 48,36 + х =78,5;
  2. 9 – у = 1,5;
  3. у + 0,896 = 1,07;
  4. х + 0,563 = 0,863;
  5. 7,36 – х = 3,04;

0,3

7,5

30,14

0,174

4,32

Р

Г

А

О

А

Шестое  слово:

Задание: Решите уравнения

1) х – 5,2 = 4,9;

2) 2,9 + х = 3,5;

3) 58,5 - х = 38;

4) 50,1 – у = 9,323;

5) 241,606 – у = 24,7;

6) 57,4 + х = 16,623

7) z – 6,124 = 4,6;

8) (2,9 + х) – 3,5 = 4,7

10,1

40,777

0,6

216,906

10,724

20,5

5,3

А

О

К

П

Л

Р

Ь

Учитель истории. Что означают эти слова? Представьте себе, что вы экскурсовод, которому нужно познакомить наших гостей с одним из красивейших мест Афин.

Презентация « Афины» слайды № __

Составьте рассказ по картинам с изображением Агоры, Акрополя, амфоры.

Учитель английского языка. Составьте по одному предложению с каждым названием столицы.

Организация индивидуальной работы.

Учителя истории и английского языка проводит с детьми игру «Кот в мешке». Учащиеся достают из мешка карточку с вопросом, читают и отвечают на него.

1 карточка.

2 карточка.  

3 карточка.

4 карточка.

5 карточка.

6 карточка.

Учитель английского языка. Придумайте любую дату на английском языке, которая, может, по- вашему мнению, может являться днём рождения бога древней Греции.

Презентация «Боги древней Греции» слайды № ___

6.Самооценка.

Учитель математики проводит рефлексию.

Презентация слайд № ___

 

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание. Повторить по учебнику истории тему «Древняя Греция» п. 24-43, тему «Великобритания», образование порядковых числительных с.134, индивидуальные задания по математике.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»

Методическая разработка

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

(История и английский язык)

ТЕМА: Культура Древней Руси. Простое прошедшее время

6 класс

Авторы - составители:

Филиппова С.В., учитель истории и обществознания

Коробицина Г.Ю., учитель английского языка

 

Мужи- 2015

Цели урока:

1. Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках истории и английского языка.

2. Совершенствовать навыки учащихся в устной речи и аудировании.

Задачи:

1. Развитие познавательных интересов учащихся на основе исторического материала с использованием активных форм обучения.

2. Осуществление межпредметных связей посредством английского языка и истории.

3. Воспитание чувства дружбы и товарищества, культуры поведения, инициативности и ответственности каждого ученика перед своими товарищами.

4. Формирование положительных эмоций учащихся, чувства успеха и уважения к культуре и народу страны, язык которой они изучают.

Мотивация на активизацию познавательной деятельности учащихся:

1. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке.

2. Развитие познавательного интереса детей через: использование нестандартной формы урока; расширенное применение принципа наглядности.

3. Коррекция психических процессов, связанных с познавательной деятельностью.

4. Формирование положительной учебной мотивации.

5. Индивидуальный подход в соответствии с психическими особенностями каждого ребёнка.

6. Использование упражнений релаксации.

Оснащение урока:

Карта «Древнерусское государство».

Атласы

Презентация.

Магнитофон и аудиокассета с записями.

Плакат для рефлексии.

Раздаточный материал.

Ход урока

Звучит мелодия, дети рассаживаются на свои места. 

Учитель английского языка: приветствие, дата

Учитель английского языка: Good morning! We are glad to see you. Sit down, please.

Учитель истории: Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем необычном уроке – уроке английского языка и истории одновременно. А чтобы урок удался, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

Учитель английского языка: Let’s sing the song.

(Дети поют песню “Hello”).

Учитель английского языка: Today we shall have a trip to the Medieval Russia.

Учитель истории: (зачитывается эпиграф урока: «Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепет из старого»).

Своё путешествие мы совершим в Древную Русь. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, что мы завершаем изучение истории Древней Руси и изучаем английский язык). Как всегда, при изучении истории, на этом уроке нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда? Вспоминая события средневековой Руси,

 мы постараемся проследить связь времён…

Учитель английского языка: А чтобы проникнуться атмосферой старой Руси, часть урока мы будем общаться по-английски в прошедшем времени.

Учитель английского языка: How can we travel? (кластер) (by car, by plane, by train, by ship, on foot). How will we travel today? (Звучит шум моря, дети угадывают - By ship). O.K., let’s go to the Medieval Russia by ship. There will be 3 teams.

Учитель английского языка: повторение прошедшего времени; кластер

Учитель истории:  Все готовы к путешествию? (Звучит шум моря)

Мы закрываем глаза… Наше дыхание медленное, спокойное, плавное… Мы расслабляемся и успокаиваемся…. Каждый из нас - маленький кораблик, который качают ласковые волны океана…Мы качаемся на волнах…плавно поднимаемся вверх… плавно опускаемся вниз…. Мы чувствуем, как прохлада охватывает моё лицо, как будто приятный ветерок обдувает нас… Мы ощущаем свежесть и бодрость… Мы потягиваемся… Мы потягиваемся… и открываем глаза…

Учитель английского языка: Внимание! Внимание! Мы пересекаем границу времени. Самое время задать несколько вопросов по истории Древней Руси

Учитель истории:  Вспомним:

Какой временной период в истории русского государства называют  Древняя Русь? VIII – первая треть XII вв

На какой территории образовалось Древнерусское государство?

Ответ:  Киевская Русь —средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорскихплемён под властью князей династии Рюриковичей.

В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострована юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. Слайд1

История Древнерусского государства известна нам по многочисленным письменным и вещественным источникам. Все достижения людей в материальной и духовной жизни называются одним общим словом - культура. (Термин фиксируют в тетрадях)

Учитель истории:  Мы повторили некоторые моменты из истории образования Древней Руси, познакомились с новым понятием. Давайте попробуем сформулировать тему урока

Ответ: Культура Древней Руси (Слайд 2)

Культура Древней Руси формировалась и развивалась под влиянием культурного наследия восточных славян и византийских культурных традиций

Задание: Прочитайте материал на с.60 «Особенности культуры Древней Руси»; определите, что в культуре Древней Руси является проявлением влияния восточных славян и византийских культурных традиций (Слайд 3) 

Класс разделён на три группы, задания раздаются одновременно

Учитель истории:  Культура Древней Руси включает в себя устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изо. (Слайд 4)

Истоки древнерусской культуры устное народное творчество (былины, сказки, предания). Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики на Русь пришла письменность.

 Учитель английского языка:  В Древней Руси было создано много письменных источников. Давайте составим краткую характеристику развития письменности на английском языке. Нужно найти русским предложениям английские эквиваленты и составить небольшие монологи; поработать с текстом и ответить на вопросы. (Слайд 5-8)

  1. Read the text

Once upon a time there lived a boy. His name was Nestor. He lived in Kiev nine hundred years ago. At that time Russia was weak and poor and the life was very difficult. Many people were unlearned and bonded. Nestor wanted to help his country. He believed that Literature could help people to become trained and learned. He wrote many books. His books told us about first Russian dukes, churches and cathedrals. Nestor died in 1114.

  1. Answer the questions
  1. What did Nestor want to do?
  2. What did his books tell us about?

  1. Find in the text verbs in Past Simple

  1. Read the text

Once upon a time there lived a boy. His name was Nestor. He lived in Kiev nine hundred years ago. At that time Russia was weak and poor and the life was very difficult. Many people were unlearned and bonded. Nestor wanted to help his country. He believed that Literature could help people to become trained and learned. He wrote many books. His books told us about first Russian dukes, churches and cathedrals. Nestor died in 1114.

  1. Answer the questions
  1. What did Nestor want to do?
  2. What did his books tell us about?

  1. Find in the text verbs in Past Simple

  1. Read the text

Once upon a time there lived a boy. His name was Nestor. He lived in Kiev nine hundred years ago. At that time Russia was weak and poor and the life was very difficult. Many people were unlearned and bonded. Nestor wanted to help his country. He believed that Literature could help people to become trained and learned. He wrote many books. His books told us about first Russian dukes, churches and cathedrals. Nestor died in 1114.

  1. Answer the questions
  1. What did Nestor want to do?
  2. What did his books tell us about?

  1. Find in the text verbs in Past Simple

Учитель истории:  В 11 веке на Руси зарождается древнерусская литература. Задание: Прочитайте материал на с.62-64 и, используя дополнительный материал, выполните соответствующие задания (Слайд 9)

Карточка №1

Первые книги были рукописными. Рукописные книги - это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста на розово-жёлтом пергаменте. Буквица украшалась, её начертание передавало определённый смысл. В буквице можно было увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготавливали краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

Вопросы:

1. Почему владельцами книг в Древней руки могли быть только богатые люди?

2. Несмотря на дороговизну книг, грамотных людей на Руси было много. Почему?

3. Что являлось центром обучения грамоте в Древней Руси? Почему?

Карточка № 2

Нестор - монах Киево-Печёрского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни - «Повестью временных лет»- Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных лет» охватывает период правления 7 великих князей, почти 2,5 столетия (850-1110 г.г.) События из истории Древней Руси, которые мы изучаем, были написаны и переданы нам монахом Нестором.

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития- описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слов - «Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Илариона.

Вопросы:

1. В чём состоит ценность письменных исторических источников?

2. Какие существуют жанры древнерусской литературы?

3. Какое произведение древнерусской литературы, на ваш взгляд, является наиболее ценным для изучения истории Древней Руси? Почему?

Учитель истории:  От Древней Руси нам остались в наследство произведения изобразительного искусство и зодчества. (Фиш-боун) (Слайд 11)

Древнерусское Зодчество и изо  - характерные особенности - достижения древнерусского зодчества

характерные особенности: многоярусность, наличие разнообразных пристроек, терема, башенки, художественная резьба,

достижения древнерусского зодчества: Собор св. Софии, Новгородский Софийский собор

Вывод: Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Заполнение таблицы: рефлексия

V

Я знаю, что

+

Это для меня новая информация

-

У меня было другое мнение

?

Я хотел бы узнать




Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная композиция «Урок мужества: афганская война»

Авторы- составители:

Филиппова Светлана Витальевна, учитель истории и обществознания

Ефремова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания

Цель:

Приблизить подрастающее поколение к трагическому времени  нашей истории 80-м годам xx века, эмоционально прочувствовать боль и трагедию афганской войны. Воспитывать чувство патриотизма, сопереживания и уважения к людям, отдавшим жизнь за мир на земле.

Оборудование:

Магнитофон.

Запись мелодии из кинофильма «9 рота».

Д.М. Перголези «Мать скорбящая стояла»

Слайдовая презентация «Афганская война».

Фрагменты из фильма «9 рота»

Литература:

Алексиевич С. Цинковые мальчики. – М.: Молодая гвардия, 1991.

Афганский дневник. - Л:. Ленинздат, 1990.

В.И. Герасимова  Классные часы и беседы о Российской истории. - М:. Творческий центр, 2004. – 54 стр.

В.А. Панфилов. –  Воспоминания об афганской войне. - М:. Советская Россия, 2002. – 380 стр.

Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: наука, 1989.

Шукшин В.М. Избранное. – М.: Просвещение, 1992. – 351с.

Театрализация: 12 участников, военная форма, шаль, свеча.

Ход:

Свет в зале выключен, на сцене – подсветка, звучит торжественная музыка. Слайд: портрет Н. Карамзина

Голос через микрофон:

Монарх! В последний раз перед Троном

Дерзнул я лирою предстать;

Мне сердце было Аполлоном!

Люблю хвалить, но не ласкать;

Хвалил, глас общий повторяя.

Другие славные Певцы

От муз примут в дар венцы,

Тебя без лести прославляя!

Я в храм Истории иду,

И там…дела твои найду.

Свет на сцене. Выход Н. Карамзина.

Монарх, глава государства, вождь, «отец народов», президент, человек – каждый оставил  или оставит след в храме истории.

Я испытывал страх перед социальными потрясениями России и пытался уйти от них в нравственный мир героев моих произведений. Но это не стало спасательным выходом. И я чувствую, что катаклизмы и исторические бури будут также ломать человеческое сознание. Увы, мы еще не имеем красноречивых историков. Это может быть только предметом вдохновения артиста или сильных действий искусства на сердце.

Карамзин: А ведь и у меня был период разочарования, когда разбились представления о целостности человека. И один вопрос терзал меня – как сосуществуют и душа и тело. Какие усилия нужно приложить человеку, чтобы, в конечном счете, оказаться больше силы тяготения обстоятельств, окружения, исторической обстановки – всего того, что мы называем жизнь?

 Я углубился в занятия физиогномикой….и затеял переписку со швейцарским философом Лафатером, я верил, что именно он разъяснит мне эту тайну. С нетерпением я ждал от него письма».

Голос через микрофон на немецком языке: ______________________

Карамзин читает на русском языке: «Милый господин Карамзин, - этого я сам не знаю.

И тогда я впервые задумался над вопросом о пределах силы человеческий жизни.

Наука способна навредить, если она оторвана от нравственности, как мертвое тело, если его покинула душа.

«Век Просвещения! Я не узнаю тебя в крови и пламени, не узнаю тебя среди убийств и разрушений, не узнаю тебя! На что жили предки наши? На что будет жить потомство?

Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий человечества…. Это я сказал о веке 18-ом или 20-ом?

На сцене – полумрак, учащиеся по очереди читают строки стихотворения И. Шкляровского.

Я в двенадцатом веке убит половецкой стрелой.

Я в тринадцатом веке задушен ордынской петлей.

За конем меня в облаке пыли сквозь четырнадцатый протащили.

Я в пятнадцатом веке холерной воды наглотался.

Я в шестнадцатом веке на дыбе ночной извивался.

А в семнадцатом веке,

Что было со мною…  забыл….

В восемнадцатом веке

Вещий ворон с груди моей каркал,

Что отбились от Карла!

В девятнадцатом веке

На той же Смоленской дороге

Оторвало мне ноги

Ядром Бонапарта.

А в двадцатом на первой войне мировой

Прелым запахом фосгена,

Расстреляла меня интервенция.

Под полярной звездой

Придавило сосной.

Я над миром летаю

Золою Освенцима.

Чтобы я веселее горел,

Мразь с крестами

Бензином меня поливала…

Неужели и этого мало?!

Звучит мелодия из кинофильма «9 рота».

Ведущий:

Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание.

Афганская война – явление такого порядка. Засушливый Гиндукуш и Кандагарское ущелье… Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства – гордость и грусть; это сознательная братская помощью, которую наша страна, оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ – и первое трагическое противостояние вооруженному исламскому терроризму, чья мрачная политика и жестокие методы ее осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чем не повинных мирных людей.

Звучит мелодия В. Лобос «Баханиада».

Выходит память. Проходит по сцене. Зажигает свечи.

Память: 12 декабря. 1979 год. Год гордости. Год неудач. День надежды, оплаченный десятилетиями.

Ведущий:

Политбюро ЦК КПСС приняло решение «В условиях обострения афганского кризисы ввести советские войска в Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

Здесь, в Афганистане, наши солдаты, подавая руку дружбы  и спасая судьбу человечества, порой отдавали свои, совсем еще юные жизни ради мира на земле.  Девять лет боли, горя, криков матерей, разрушения ценностей, созданных самим человеком. Слайды № 2, 3.

Звучит мелодия В. Лобос «Баханиада». Демонстрируются слайд «Спас» (А. Рублев).

Чтец: Господи! Услышь меня! Услышь меня, Господи! По морям бушующим, я плыву без компаса, я зову без голоса, пучинам отданный. Родина, услышь меня, услышь меня, Родина! И летят покойники – планеты по небу… Кто-нибудь, услышь меня, услышь меня, кто-нибудь!

С двух сторон выходят к чтецу 6 солдат, встают веером, читают:

Демонстрируются слайды.

Первый чтец:

Время выбрало нас,

        Закружило в афганской метели….

        Нас позвали друзья в грозный час –

        Мы особую форму надели,

Верность, доблесть, отвага и честь –

        Эти качества не напоказ.

        У Отчизны героев не счесть,

        Время выбрало нас

       

         Звучит отрывок из песни «Черный тюльпан».

       

          Второй чтец:

         Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Третий чтец:

Нам жизнь не обещали.

Я знаю слово долг,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца

Звериный вой душмана

Ворвался в сон бойца.

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Нас солнце выжигало.

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы - весь пейзаж.

Я так хотел победы!

Четвертый чтец:

В песках моя могила.

Потупился клинок,

Да, смерть глядит уныло.

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах - немой укор.

Ушел - не оглянулся.

Не жизнь. Один рывок.

Рывок…

Звучит пеня А. Макаревича «Я хотел бы пройти сто дорог».

Пятый чтец:

Проснемся, уснем ли – война, война.

Ночью ли, днем ли – война, война.

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

О чем не подумай – война, война.

Наш спутник угрюмый – она одна.

Чем дальше от битвы, тем сердцу тоска.

Тем горше с ней.

Восходы, закаты – все ты одна.

Какая тоска ты – война, война!

Шестой чтец:

Запах войны здесь услышит любой,

И дым сигарет, как туманная завесь,

Живу я в Афгане давно уж с тобой

И пылью, и потом, и кровью пропах весь.

А в модуле нашем полнейший бардак -

Давно все мы ждем самолета,

Душой уже дома здесь каждый чудак.

Звучит песня «Лети перышко».

Демонстрируются слайды «О Родине».

Мини – сцена «Сон солдата». Звучит песня Земфиры «Хочешь…» Хореографическая композиция (танец с рубахой или шинелью).

Выходит память:

 Я – память. Я хочу сейчас быть рядом с тобой, рядом с твоими мыслями, твоею совестью, муками. Чтобы унести это тем людям, которых ты, никогда не узнаешь. Но они захотят знать о тебе всю правду. И тогда я, память, стану светлой. И из рода в род буду вам неизменно гореть неугасимой лампадой.

Чтец. «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе бепрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывай при этом страха, не задумываясь … Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.

Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко …» (Б. Окуджава. «Будь здоров, школяр»)

Запись. Взрывы.

Демонстрируются слайды. Звучит песня В. Высоцкого  «Он не вернулся из боя!»

Медсестра:

«Не говори, что война закончилась. Летом дышим горячей пылью, резкий запах сухих цветов… Как удар в висок… Это будет преследовать всю жизнь…

Я хотела уехать из Ленинграда. У меня умер ребенок, потом умер муж. Ничего не держало меня в этом городе, мне надо было увидеть, что другим хуже, чем мне. И я это увидела.

….Прилетели в Кабул. Под госпиталь отдали английские конюшни. Ничего нет. Один шприц на всех. Офицеры выпьют спирт, а потом обрабатываем раны бензином.

Тут же возле палаты сваливали отрезанные руки, ноги, останки погибших. Трупы лежали с выколотыми глазами, с вырезанными звездами на спинах…Раньше в кино о войне это видела.

Тут начали понемногу задумываться: кто же мы? Наши сомнения пресекали.

Два раза политическая учеба. Нас учили: священный долг, граница должна быть на замке…

Самая неприятная вещь в армии – доносительство, начальник приказывал. На каждого раненого, больного. По каждой мелочи. Это называется: знать настроение. Жалеть нельзя было. Но мы жалели, на жалости там все и держалось.

Они так кричали, умирая. Помню, как умирал в реанимации майор. К нему прилетела жена. Он умер у нее на глазах. Она начала страшно кричать… Хотелось закрыть все двери, чтобы никто не слышал…Потому что рядом умирали солдаты… Мальчики… И их некому было оплакивать. Умирали одни.

-Мама! Мама! – зовет умирающий, а я обманываю, шепчу: «Я здесь, сынок!»

Мы стали их мамами, сестрами…

Они нам доверяли то о себе, что в этой жизни никому не расскажешь. Не уверена. Признается ли кто-либо здесь, а там не от одного слышала: убивать может понравиться. Знакомый прапорщик перед отъездом домой и не скрывал: «Как я жить буду теперь, мне же убивать хочется?». Вечером надо домой ехать. А он закрылся в комнате и застрелился. А еще наши мальчики все продавали. Я их не осуждаю. Они умирали за три рубля в месяц – наш солдат получал 8 чеков в месяц. Это 3 рубля. Их кормили мясом с червями. У нас была цинга. Они продавали одеяла и покупали продукты. Что-нибудь сладкое… Они продавали оружие, патроны.

После этого я другими глазами увидела свою страну. Мне хочется разобраться. Что это было?  Зачем это все было? Надо жалеть, жалеть всех, кто там был.

Звучит монолог.

1.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как, думал, - не спеша.

Вручал слова на бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

… И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю - блю»…

Одно осталось … Но упрямо

горит сквозь все, что в жизни есть!

…Что он «лю - бил»…? Отчизну? Маму?

Иль, ту, которую?... Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

2.

И вот в послевоенной тишине

К себе прислушалась наедине.

Какое сердце стало у меня,

Сама, не знаю – лучше или хуже:

Не отогреть у мирного огня,

Не остудить на самой лютой стуже.

И в черный час, зажженные войною

Затем, чтобы не гаснуть,

Не стихать,

Неженские созвездья надо мною,

Не женский ямб в черствеющих стихах ….

И даже тем, кто все

Хотел бы сгладить

В зеркальной, родной памяти людей,

Не дам забыть, как падал мой товарищ

На желтый снег обугленных полей.

 Кадр из фильма «9 рота».

Выходит память:

Разве не свеча – жизнь человеческая? Чистая, стройная. Она ждет часа своего, с трудом загорается. Потом пылает, трепещет, становится короче… Уже нет стройности, но есть другая красота… пышность украшений, застывший узор капель и струек.

…Потом все опадает, растает и останется черный неприютный уголек. Тихий, покойный, как могильный камень.

Демонстрируются слайды. Звучит песня «Молитва».

Мать:

Звучит стихотворение.

А гроб-то закрытый

А гроб-то забитый

Сынок мой, сынок мой,

Да ты ли убитый?

А гроб-то из цинка…

Да ты ли в нем, сынка?

Собралась вся школа,

Пришла твоя Инка.

Пустите, пройду я…

На лоб не подую.

Хотя бы на крышку

Твою упаду я.

Чтоб все же добиться –

О, что же твориться?!

Кому это надо?

И кто же убийца?

Звучит песня «Молитва».

Демонстрируются слайды.

Мать:

«Он у меня был маленького роста. Родился маленький. Рос маленький. Обниму.

-Мое солнышко…

Ничего не боялся, только наука. Приходит однажды с улицы… Мы ему новое пальто купили… Ему 4 года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп. Выбегаю: полная прихожая лягушек. Они из карманов выскакивают… Он их собирает.

-Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карманы запихивает.

-Мое ты солнышко. Игрушки любил военные. Танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по комнате.

-Я солдат… я солдат.

-Мое солнышко…, - говорю, - Поиграй во что-то мирное.

… Забрали в армию. Я молила не о том, ни чтобы его не убили, а чтоб его не били. Дура, не думала, не знала, куда сына отдаю.

Пришло письмо из армии.

-Ты, мама, не плачь, наша броня надежная.

-Мое ты солнышко… Броня надежная…

Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть. Поглядеть на сыночка… Нашли ли ему форму по росту? В чем он там лежит?

Первым пришел капитан из военкомата.

-Крепись, мать

Я осела на пол.

-Мое солнышко! – Поднялась и набросилась на капитана.

-Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой сильный, а он маленький… Ты мужчина, а он мальчик… Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучала в гроб.

-Мое ты солнышко! Солнышко…

А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду, обниму.…

-Мое ты солнышко!...

Демонстрируются слайды. Звучит песня «Молитва».

Демонстрируется слайд. Звучит колокольный звон.

Ведущий:

15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом    

советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны

закончен и ….на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского

солдата. Наш народ ждал этого дня целых десять лет.                              

Ни тяжелая жизнь вдали от родных мест, детей, родителей, друзей, ни жаркие схватки в ущельях сырых, ни ранние смерти, ни потери товарищей, нездоровье, а нередко безумие – ничто не смогло убить в русском человеке сильного духа и благородства.

       

       Демонстрируются слайды. Звучит песня  И. Талькова «Дожди войны».

     

Выходит память.

В Афганской войны участвовали и  воины  Шурышкарского района.

Демонстрируются слайды участников Афганской войны Шурышкарского района. Участники, вставая по очереди, говорят о себе и отходят к боковой стене.

Музыкальный фон звучит громко. Память уводит героев и задувает свечи.

 

Ведущий:

        К бессмертному подвигу,

        Высшему из вдохновений,

        Не как на вершину,

        Идут от ступени к ступени,

        К бессмертью взлетают,

        Подобно пылающим птицам, -

        Себя целиком отдавая,

         А не по частицам.

Мужество – это не мода,

         Скорая, быстротечная,

        Мужество – суть человека,

        Прочная, долгая, вечная,

Звучит песня «Родина».

Карамзин: Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий человечества…. Это я сказал о веке 18-ом или 20-ом?

Один вопрос терзал меня – как сосуществуют и душа и тело. Какие усилия нужно приложить человеку, чтобы, в конечном счете, оказаться больше силы тяготения обстоятельств, окружения, исторической обстановки – всего того, что мы называем жизнь?

Где найти точку опоры? Об этом размышлять Вам.



Предварительный просмотр:

Методический семинар - практикум «Текст как универсальное поле для формирования УУД»

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задача: Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Форма проведения: семинар-практикум

Наглядность: комплект заданий-текстов к приёму «Зигзаг» по заданной теме.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Введение.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2. Прием составления схемы. Схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки, их соединения (линии, стрелки и т.д.). Схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3. Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Цель данного семинара: рассмотреть практическое применение универсальных приёмов обработки текстовой информации.

Стадия Вызова.

СЛАЙД 2

Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

СЛАЙД 3

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

СЛАЙД 4

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

СЛАЙД 5

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется стимульный материал к методике “Дерево”)

Дерево

1. Вспомните ситуации, когда на вашем уроке или на уроке ваших коллег учащиеся были активны, учитель что-то придумывал или так строил урок, что урок прошёл на одном дыхании, очень интересно. Поделитесь этими воспоминаниями.

2. Участники семинара называют, какие слова  в теме считает самыми важными. Ведущий записывает эти слова на доске. Таким образом, с правой стороны доски возникает список ключевых слов по теме. (Каменотес, жизнь)

3. С левой стороны доски ведущий записывает вопросительные слова.

Слова педагогов:

Вопросы:

.

Кто? Что? Каким образом почему?

.

Зачем?

.

Какая? Какая взаимосвязь?

3. Каждый педагог, используя ключевые слова из правого столбика и вопросительные из левого, формулирует вопрос, ответ на который ему было бы интересно услышать. Вопрос должен иметь непосредственное отношение к теме текста.

7. Благодаря этому списку мы узнали, увидели цель занятия.

Стадия Содержания.

8. Ведущий предлагает педагогам поработать с текстом, используя приём «Зигзаг».

Каждому участнику предлагается текст с соответствующим заданием (по цвету). Каждый участник получает свою карточку (по цвету). Все участники педсовета самостоятельно прочитывают свой текст. Выписывают из него самое важное, существенное в виде ключевых слов, схем, словосочетаний или тезисов. Продумать презентационную схему рассказа. Предполагается, что эта схема на следующем этапе работы поможет донести информацию до других членов группы. Схема может иметь вид таблицы, опорного конспекта, плана, списка ключевых слов, рисунка, графической формы.

9. Все участники семинара собираются в экспертные группы (группа специалистов по одной и той же карточке или цвету): все участники под №1 – в одну группу, под №2 – в другую и т.д. Экспертные группы обсуждают прочитанные тексты и дорабатывают презентационные схемы (выбирают наилучший вариант этой схемы).

10. Все участники семинара по очереди рассказывают о том, что прочитали на карточках, используя презентационные схемы рассказа. На этом этапе ведущий забирает у всех карточки с текстами. Остаются только свои записи.

Стадия Рефлексии.

11. Участники семинара возвращается к вопросам, записанным на доске, и обсуждает возможные ответы с учётом той информации, которая была представлена на доске.

12. Ведущий выдаёт группам список жанров: сценарий мультфильма, сказка, памятка, статья в книгу рекордов Гиннесса, протокол допроса, просто статья, объяснительная, письмо, эссе, рассказ родителям, заметка в детский журнал, тезисы к ученической конференции, телеграмма.

13. Презентация ответов.

14. Рефлексия.

Рефлексия: «Дерево»

Вывод: 

Итак, в результате использования различных приёмов обработки текстовой информации, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование  и адекватная оценка результатов), познавательные (поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Организация на уроках постоянной работы с текстом дает хорошие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает  интерес к предмету.

Приложение 1

Приложение 2

 «Перепутанные логические цепочки»

Каменотес, который хотел себе другой жизни.

Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: «Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?» И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.
Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел короля и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в короля.
Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.
Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.
Он наслаждался счастьем долго — до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, проливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес...

Составить схему по содержанию текста (цепная, линейная, графическая, круговая, кластер и т.д.)

Каменотес, который хотел себе другой жизни.

Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: «Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?» И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.
Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел короля и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в короля.
Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.
Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.
Он наслаждался счастьем долго — до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, проливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес...

Составить вопросу к содержанию текста (вопросы Блума)

 Каменотес, который хотел себе другой жизни.

Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: «Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?» И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.
Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел короля и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в короля.
Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.
Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.
Он наслаждался счастьем долго — до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, проливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой"

Урок закрепления и выработки навыков выполнения сложения и вычитания десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой. К конспекту урока прилагается презентация....

Обобщающий урок, с применением игровых технологий и ИКТ, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, созда...

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Интегрированный урок математика – информатика для 5-го класса по теме ”Сложение и вычитание десятичных дробей”

Тип урока: обобщающий урокВид урока: интегрированный урок (математика и информатика)Технология: личностно-ориентированная1. Образовательные:обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по тем...

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Интегрированный обобщающий урок по математике "За 45 минут вокруг света" по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Интегрированный обобщающий урок  по математике "За 45 минут вокруг света"  по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...