Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым». Проблема повышения и сохранения интереса учащихся к изучению данного раздела встает особенно остро.
Как известно, в процессе изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» достаточно большое место занимает решение задач. Сюжет этих задач не всегда представляет интерес для учащихся. И многие задаются вопросом: Как преподнести задачи по данной теме так, чтобы сюжет задач на дроби был не только занимательным и интересным, но и обладал большим богатым познавательным и воспитательным потенциалом. Нахождение ответа на этот вопрос не оказалось затруднительным.
Все мы знаем, что задачи являются не только целью обучения математике, но и средством достижения многих других педагогических задач, одной из которых является задача, призванная реализовать, в первую очередь воспитывающую функцию (воспитание чувства патриотизма, нравственных качеств, экологическое воспитание и пр.). Эти функции, по мнению многих преподавателей, реализуются более успешно, если учитель умело обогатит текстовое содержание школьных задач краеведческим материалом.
Использование местного, краеведческого материала вносит свою лепту в развитие учащихся, способствуя формированию таких качеств личности как любознательность, интерес к окружающему миру и др.
В настоящее время учитель имеет большие возможности использования современных технологий на уроках математики, в том числе и ИКТ. На руку играет и тот факт, что по новому стандарту обучение детей носит исследовательский характер. А.Я. Герд считал, что при самостоятельных исследованиях учащегося «... знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную…».
Было принято решение составить урок с использованием краеведческого материала, нахождением которого занимались сами учащиеся, что повысило их интерес к изучению данного материала в десятки раз. Материал представляет План-конспект 1 урока математики для 5 класса по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», презентацию и Технологическую карту урока, реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Данная работа поможет учителям математики в планировании урочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.docx | 62.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Авторская методическая разработка урока
по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
с использованием краеведческого материала.
(5 класс)
Автор:
Хлескина Виктория Викторовна,
учитель математики
МОБУ СОШ с. Большой Куганак
Пояснительная записка
С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым». Проблема повышения и сохранения интереса учащихся к изучению данного раздела встает особенно остро.
Как известно, в процессе изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» достаточно большое место занимает решение задач. Сюжет этих задач не всегда представляет интерес для учащихся. И многие задаются вопросом: Как преподнести задачи по данной теме так, чтобы сюжет задач на дроби был не только занимательным и интересным, но и обладал большим богатым познавательным и воспитательным потенциалом. Нахождение ответа на этот вопрос не оказалось затруднительным.
Все мы знаем, что задачи являются не только целью обучения математике, но и средством достижения многих других педагогических задач, одной из которых является задача, призванная реализовать, в первую очередь воспитывающую функцию (воспитание чувства патриотизма, нравственных качеств, экологическое воспитание и пр.). Эти функции, по мнению многих преподавателей, реализуются более успешно, если учитель умело обогатит текстовое содержание школьных задач краеведческим материалом.
Использование местного, краеведческого материала вносит свою лепту в развитие учащихся, способствуя формированию таких качеств личности как любознательность, интерес к окружающему миру и др.
В настоящее время учитель имеет большие возможности использования современных технологий на уроках математики, в том числе и ИКТ. На руку играет и тот факт, что по новому стандарту обучение детей носит исследовательский характер. А.Я. Герд считал, что при самостоятельных исследованиях учащегося «... знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную…».
Было принято решение составить урок с использованием краеведческого материала, нахождением которого занимались сами учащиеся, что повысило их интерес к изучению данного материала в десятки раз. Материал представляет План-конспект 1 урока математики для 5 класса по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», презентацию и Технологическую карту урока, реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Данная работа поможет учителям математики в планировании урочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»
с использованием краеведческого материала
ФИО | Хлескина Виктория Викторовна | |
Место работы | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Большой Куганак муниципального района Стерлитамакский район республики Башкортостан | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | Математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Сложение и вычитание десятичных дробей (4 урок) | |
Базовый учебник | И.И Зубарева,А.Г. Мордкович Математика 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012. |
- Цель урока: закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
развитие навыков устных и письменных вычислений, формирование умений выполнять действия с десятичными дробями; тренировать способность к практическому использованию.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об географии родного края — Республики Башкортостан; развивать творческие способности, научно-познавательные
интересы, любознательность; воспитывать в детях любовь к Родине, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Планируемые результаты:
-предметные: использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия (сложение и вычитание), отработка навыка сложения и вычитания десятичных дробей;
-личностные: интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки, повышение интереса к родному краю;
-метапредметные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем, уметь понимать точку зрения другого, слушать, проводить рефлексию.
- Межпредметные связи: связь с географией Башкортостана
- Тип урока: Комбинированный урок.
- Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа у доски, самостоятельная работа.
- Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы контроля, презентация «Сложение десятичных дробей», карта республики Башкортостан, карточки-кружки для рефлексии, дидактический материал.
- Технологическая карта урока (см. ниже)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Организационный момент. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, мобилизация внимания детей. | Приветствуют учителя. | 1 | Умение слушать и вступать в диалог. | ||
Учащимся раздаются карточки рефлексии и листы контроля. Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? | Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки. Включаются в деловой ритм урока, «сигнализируют» карточками: зеленый кружок – выполнил легко самостоятельно, желтый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, выполнил с помощью, красный – не смог выполнить. Заносят данные в лист контроля. | 2 | Прогнозирование своей деятельности. Самооценка. | Самоопределение. | ||||
2 | Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Вступительное слово учителя. Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | 3 | Поиск и выделение необходимой информации,осозна-нное построение речевого высказывания, подведение под понятие. | Постановка цели учебной задачи, фиксация индивидуального затруднения. | Умение слушать и вступать в диалог, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
3 | Закрепление изученного материала. | Закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей; тренировать способность к практическому использованию | Комментирует, направляет работу учащихся. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. Дополняет сообщение учеников. | Ученики по цепочке решают примеры у доски. Делают записи в тетрадь. Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи. | 7 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Заполняют лист контроля. | 3 | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Саморегуляция, коррекция полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Самоопределение с целью получения наивысшего результата. | ||||
Один ученик на доске, а остальные в тетради решают задачу, сравнивают свои записи с эталоном на доске. Ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи. | 8 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. | ||||
4 | Физминутка. | Проводит физкультминутку. | Выполняют оздоровительные упражнения. | 2 | Развивают здоровьесберегающие компетенции. | |||
5 | Решение задач. | Закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей; тренировать способность к практическому использованию. | Комментирует, направляет работу учащихся. Дополняет сообщение ученика. | Один ученик на доске, а остальные в тетради решают задачу, сравнивают свои записи с эталоном на доске. Ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи. | 8 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
6 | Контроль полученных знаний. | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу. | Один ученик сообщает физико-географические данные объектов. Учащиеся самостоятельно выполняют задания. Делают записи в тетрадь. | 5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция. | Самоопределение с целью получения наивысшего результата. |
Учащиеся выполняют взаимную проверку записей в тетради. | 1 | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Саморегуляция, коррекция полученного результата. | Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником. | ||||
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель говорит о дальнейшем плане изучения темы. | Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. | 1 | Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | |
Задает дозированное домашнее задание. | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. | 2 | ||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | 1. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки | 3 | Рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение выражать свои мысли, аргументация |
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
(Слайд 2)
Что такое Башкортостан?
Может, это непокорный робкий стан?!
Запах мёда, тысячи коней,-
Всё есть у Башкирии моей!
Как великий, благородный муж -
Так раскинулся большой Нугуш...
Здесь Уральских гор кайма лежит,
Агидель - красавица бежит.
Меж густых лесов курай поёт,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А потом уводит далеко туда,
Где стучит ключом Усольская вода.
Вечность, мудрость, вера и добро -
Все тебе, Башкортостан, дано...
И сегодня наш урок не обычный, а интересный. Почему? Сегодня мы с вами совершим путешествие по Родному краю! Дорога нелегкая, но мы сможем преодолеть ее с помощью наших знаний и умений по теме «Десятичные дроби». Девиз нашего урока: «Знания имей отличные – по теме дроби десятичные!»
Захватим с собой путевые листы (Приложение 1), в которые будем заносить итоги нашего приключения.
Вопрос: как справились с домашним заданием?
Ученики «сигнализируют» карточками: зеленый кружок – выполнил легко самостоятельно, желтый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, выполнил с помощью, красный – не смог выполнить.
В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте по 1 – баллу за выполненное домашнее задание.
Что ж в путь!
2. Актуализация опорных знаний.
Ребята! Сначала обдумаем план наших действий.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Сложение и вычитание десятичных дробей). Что вы научились делать? (Складывать и вычитать десятичные дроби.)
Вы хорошо усвоили эту тему? Какую задачу вы поставите перед собой на этом уроке? (повторить и закрепить знания по нашей теме, и если есть ошибки, то найти их).
Ребята, сегодня на уроке вы будете использовать знания по географии Башкортостана (Слайд 3). Давайте откроем тетради и запишем в них сегодняшнее число, классная работа и поработаем устно.
1) А сейчас ребята мы проверим, кто готов к нашему путешествию, а кто нет!
Вставьте знаки больше или меньше вежду числами (Слайд 4).:
- 33,5 33,05
- 7,12 17,12
- 0,01 0,001
- 0,05 0,01
Расставьте в следующих равенствах запятые (Слайд 5).:
- 42 + 1,8=6
- 5,36-336=2
- 43 – 27=40,3
- 2 + 108=3,08
Молодцы ребята! Я вижу, многие из вас готовы к путешествию!
2) Фронтальный опрос «Соберите правило» (Слайд 6)
Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:
1. Уравнять количество знаков после запятой в десятичных дробях.
2. Записать десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.
3. Сложить числа, не обращая внимание на запятые.
4. Поставить запятую в ответ под запятыми в десятичных дробях.
3. Закрепление изученного материала.
И так первый пункт нашего путешествия, это горы Башкортостана. Ребята какие горы нашей Республики вы знаете?
Предполагаемые ответы: Уральские горы, Шиханы.
Ребята, а вы знаете как называется самая высокая гора в Башкортостане? Давайте мы узнаем ответ с помощью выполнения нашего задания.
В дороге нам придется действовать как единая команда. Проверим, так ли это?
Работаем у доски по цепочке.
- Вычислите, выберите правильный ответ. Зашифрованное слово – самая высокая гора в Башкортостане (Слайд 7).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А. 14,7 Н. 11,37 Я. 11,55 | 2) 8,07+4,4 М. 12,47 А.12,8 Р. 12,11 | 3) 17,1-3,4 С. 14,3 Н. 14,7 А. 13,7 | 4) 5,23-2,09 Н. 3,14 К. 2,33 З. 3,23 |
5) 6,14-3,2 О. 3,12 И. 3,94 Т. 2,94 | 6) 5,3-4,17 К. 1,2 А. 1,13 Л. 2,13 | 7) 6,08-3,2 У. 2,88 Ш. 3,88 Д. 2,06 |
Правильный ответ: ЯМАНТАУ
Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи (Слайд 8).
Яманта́у (башк. Яман тау — «плохая (злая) гора») — горный массив в Башкортостане. Протягивается на северо-запад, ширина — 3 км, длина — 5 км. Главные вершины — Большой Ямантау (1640 м) и Малый Ямантау (1510 м). Вершина «Большой Ямантау» является высшей точкой Южного Урала. Находится на территории Южно-Уральского заповедника, расположен в Белорецком районе Башкортостана.
- Ребята! Давайте выразим высоту главных вершин горы Ямантау в км. Если вы справились с заданием – занесите отметку об этом в листок контроля.
А знаете ли вы какие горы расположены рядом с нами? Какие самые близлежащие горы к нашему селу Большой Куганак ?
Предполагаемые ответы: Шиханы, Лысая, Сердце, Шахтау.
А знаете ли вы их высоты?
Давайте решим с вами задачку и узнаем какой высоты горы Тратау, Шахтау и Юрактау. Работа проходит с заполнением оценочной карты урока. (Слайд 9)
- Высота горы Тратау 0,402 км, что на 0,064 км выше, чем высота горы Юрактау. Найдите высоту горы Шахтау, если известно, что она ниже Юрактау на 0,002 км. Сравните высоту горы Юрактау с Ямантау, высота которой 1,640 км.
Ответ: Юрактау – 0,338 км, Шахтау – 0,336 км, Ямантау выше Юрактау на 1,302 км.
Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи. (Слайд 10-13)
Трата́у, Тората́у (башк. Торатау — «крепость-гора») — шихан, символ города Ишимбая и Ишимбайского района, запечатлённый на гербе и флаге города и района. Памятник природы с 1965 года.
Один из цепочки четырех шиханов в окрестностях Ишимбая наряду с Куштау, Юрактау и Шахтау, которые выбраны в шорт-лист проекта «Семь чудес России» (как Шиханы).
Высота —абсолютная высота над уровнем океана — 402 метра. На небольшом участке горы произрастают свыше 100 видов травянистых растений. В верхней части западного и юго-западного склонов Тратау имеются несколько небольших пещер. У подножья — озеро Тугар-Салган.
Юракта́у (башк. Йөрәктау — «сердце-гора») — шихан, находится вблизи Стерлитамака. Остаток рифа, нижнепермского (поздний палеозой) рифового массива, образовавшегося свыше 230 миллионов лет назад в тропическом море.
Длина — 1 км, ширина 850 м, абсолютная высота над уровнем океана — 338 м.В основании северного склона горы есть родники, один с сернистой водой. У подножия Юрактау расположено озеро Мокша.
Шахтау (башк. Шаһтау — «шах-гора», «царь-гора») — один из четырёх шиханов возле города Стерлитамака. Находился в Ишимбайском районе, на границе с микрорайоном Шахтау города Стерлитамака.
Шахтау — короткий хребет длиной 1,3 км, шириной 980 м, вытянут в северо-западном направлении. Возвышался над уровнем моря (до начала разработки) на 336 м. Расположен на правом берегу рекиСелеук.
А теперь ребята пора и отдохнуть!
4.Физкультминутка.
(Ученики за учителем повторяют движения) (Слайд 14)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
5. Решение задач на действия с десятичными дробями.
Ребята! Следующий пункт нашего путешествия – реки Башкортостана. А знаете ли вы какие реки протекают по территории нашего края? Предполагаемые ответы: Белая, Дема, Уфа, Ашкадар, Стерля.
Ребята, а какие реки протекают возле нашего села? Давайте посмотрим карту (Слайд 15-16).
Ответы: Агидель (Белая), Куганак, Меселька.
А что вы знаете об этих реках? Давайте решим задачку и вы узнаете площади водяного бассейна этих рек (Слайд 17).
- Площадь бассейна реки Куганак 1,48 тыс. км2, а площадь бассейна реки Меселька на 1,259 тыс. км2 меньше. Так же известно, что площадь бассейна реки Агидель на 140,42 тыс. км2 больше, чем площадь бассейна реки Куганак. Найдите площади бассейнов реки Агидель и Меселька.
Ответ: Агидель – 141,9 тыс км2, Меселька – 0,221 тыс. км2.
Один ученик сообщает физико-географические данные объектов из задачи (Слайд 18-20).
Бе́лая — река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территорииБашкортостана и Татарстана. Самая длинная река в Башкортостане. Длина реки составляет 1430 км площадь водосборного бассейна 141900 км².
Кугана́к (башк. Ҡуғанаҡ) — река в России, протекает в Республике Башкортостан. Впадает в реку Белая в 700 км от её устья. Длина реки составляет 102 км, площадь водосборного бассейна 1480 км².
Меселька (Месели) — река в России, протекает в Республике Башкортостан. Устье реки находится в 9,5 км по левому берегу рекиКуганак. Длина реки составляет 29 км, площадь водосборного бассейна 221 км².
А знаете ли вы озера Башкортостана? Это следующий пункт нашего назначения. Предполагаемые ответы: Кандрыкуль, Аккуль (Белое озеро), Аслыкуль, Яктыкуль (Банное озеро).
6. Контроль полученных знаний.
7) Давайте решим задачку и узнаем объем наших озер.
1 вариант
Объем озера Яктыкуль 81,7 км3. Озеро Аслыкуль меньше по объему озера Яктыкуль на 81,581 км3, но больше озера Кандрыкуль на 0,0063 км3. Найдите объем озера Кандрыкуль.
Ответ: Аслыкуль – 0,119 км3, Кандрыкуль - 0,1127км3.
2 вариант
Средняя глубина озера Аслыкуль – 5,1м, что на 2,1 м меньше средней глубины озера Кандрыкуль. Найдите среднюю глубину озера Яктыкуль, если известно, что она на 1,7 м меньше, чем общая глубина озер Аслыкуль и Кандрыкуль.
Ответ: Кандрыкуль – 7,2м, Яктыкуль – 10,6 м.
Выполняем взаимопроверку – 1 балл за правильное выполнение задачи , 0,5 балла за выполнение одного действия (результаты заносятся в лист).
Один ученик сообщает физико-географические данные озер (Слайд 21-24).
Банное (Яктыкуль, Мауыззы, башк. Яҡтыкүл — «светлое озеро») — самое глубокое озеро в Башкортостане, бассейн реки Урал.
Площадь озера — 7,7 км²; средняя ширина — 1880 м; максимальная глубина 28 м, средняя — 10,6 м.
Озеро расположено в серединной части Башкирского Зауралья между вершинами Кутукай (664 м), Каранъялык (620 м) и отрогами хребта Яманкая, в 28 км к северо-востоку от села Аскарово, райцентра Абзелиловского районаБашкортостана, в 45 км к северу от Магнитогорска.
По легенде, название озера Банное связано с тем, что Емельян Пугачёв приказал своему войску перед боем «баниться», то есть вымыться в щелочной воде Яктыкуля.
Аслику́ль (Аслыку́ль, Асылыку́ль, башк. Асылыкүл, Асыулыкүл) — самое крупное озеро в республике Башкортостан. Расположено в 27 км к северо-западу от города Давлеканово. Находится в широкой котловине между северо-восточными отрогами Белебеевской возвышенности и окружено горами: Табулак, Улу-Карагач, Улутау, Бэлекей-Карагач, Большой Нор, Малый Нор, Зайтуляктау.
По древним верованиям башкир, озером правит царь Асылыкуля (башк. Асылыкүл батшаһы). Дух озера Асылыкуль всегда предупреждал башкир о надвигающихся бедствиях, несчастьях (башк. Асылыкүлдең батшаһы - иң оло эйәһе илгә ҙур афәт, бәлә-ҡаза килерен башҡорттарға алдан иҫкәртеп ҡуйыр булған)
Кандрыку́ль (Кандраку́ль, башк. Ҡандракүл) — второе по величине озеро Башкортостана. Расположено вТуймазинском районе в 25 км к юго-востоку от районного центра — города Туймазы, в пределах лесостепной зоны Башкортостана.
8) Резерв. А знаете ли вы, что в нашем крае есть не только озера и реки, но и водохранилища? Давайте ребята решим задачу и узнаем среднюю глубину каждого из них.
Средняя глубина Кармановского водохранилища 3,8 м, что на 12 м меньше, чем глубина Нугушского водохранилища. Найдите глубину Павловского водохранилища, если известно что она меньше средней глубины Нугушского водохранилища на 4,1 м.
Ответ: Нугушское водохранилище – 15,8 м, Павловское водохранилище -11,7 м.
7. Итоги урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Башкортостан! Земля моя!
Отчизна роз и соловья.
Башкортостан — страна цветов,
Страна стихов и храбрецов.
У наших гор вершины до небес.
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны — ягодами, а сердца — добром.
«Откуда родом ты?» -
Меня спросили.
И я ответил гордо:
- Из России.
А если говорить точнее -
С Урала я,
Там Родина – Башкирия моя!
Вот и закончилось ребята наше путешествие! (Слайд 26)
Домашнее задание на трех уровнях:
- уровень госстандарта, т. е. знание программного материала и готовность его воспроизвести; это уровень обязателен для всех учащихся;
- задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей – это полутворческий уровень;
- задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
1) № 743
2)№ 747
3) Составить (придумать) задачу по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учитель предлагает продолжить предложение. Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
Учитель предлагает отметить карточкой то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке
А). Все понял, могу помочь другим – зеленый круг
Б). Было интересно, запомню надолго – желтый круг
В). Могу решать такие задания, но нужна помощь – красный круг
Ребята! Выставляем себе оценки в карту оценки знаний.
Литература
- Н. Г. Курамшина, Ф. Х. Бикташева Природное наследие Башкортостана и перспективы природоохранной деятельности на примере национального природного парка - озера Аслыкуль // Известия Самарского научного центра РАН : журнал. — Самара, 2007. — В. 1. — Т. 9. — С. 32-37.
- Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М. А. Ильгамов. Т.1: А—Б. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005.
- Ситников Г. Г., Феденко И. И. Москва—Уфа: По плёсам пяти рек. — М.: Географгиз, 1954. — С. 155 - 169. — 200 с. — 15 000 экз. (в пер.)
- Яман-тау // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Рычков П. И. Топография Оренбургская. СПб., 1762. С. 243.
- Зыкина Р. Застенок у подножия Тратау (рус.) // Республика Башкортостан : газета. — Уфа, 2005. — 20 сентября. — № 181.
- Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 1. Кама/ Под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 324 с.
Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org
Приложение № 1
Карта оценки знаний / ДАТА:_____________ Ф.И.______________________________
Вид деятельности | + или - | Оценка (1 балл) |
Домашняя работа | ||
Правило | ||
Устная проверочная работа | ||
Самостоятельная работа | ||
Работа в тетрадях | ||
Взаимопроверка | ||
Оценка за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Открытый урок(конспект+презентация)...
План-конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" с использованием ЭОР
Образец плана-конспекта урока с использованием электронных образовательных ресурсов. Адресован учителям математики....
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....
Интегрированный урок по математике и информатике "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием графического редактора Paint"
Интегрированный урок по математике и информатике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием графического редактора Paint"...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...
Технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей с применением краеведческого материала".
Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей»....