Технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей с применением краеведческого материала".
план-конспект урока по математике (5 класс)

Булаева Тамара Геннадьевна

Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klassa.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Технология построения урока

Системно - деятельностный подход.

Тема

Сложение и вычитание десятичных дробей с применением краеведческого материала.

Цель

Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей»  

Задачи

Образовательные

отработать умение правильно записывать и вычислять сумму и разность десятичных дробей;

Развивающие

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, зрительное восприятие, память, интерес к предмету, математическую речь.

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, самостоятельность, любовь к своей малой Родине.

Основные термины, понятия

Десятичная дробь, разряды десятичной дроби, уменьшаемое, вычитаемое, разность, сумма, слагаемое.

Планируемые образовательные результаты

В предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для            продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;

В направлении личностного развития

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

В метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Книгопечатная продукция:.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2013

Технические средства обучения:  компьютер, мультимедийный проектор,  учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительными заданиями, карточки с индивидуальными домашними заданиями), презентация, ЦОР.


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Включение учащихся в учебную деятельность.

 Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия.

Актуализация  опорных знаний

Проверить знания и умения учащихся, полученные на предыдущем уроке

Применение знаний и умений в новой ситуации

Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Закрепление   знаний

Обеспечение условий усвоения правила сложения и вычитания десятичных дробей

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия учебной деятельности

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД): Подготовка к изучению алгебры..

Предметные:

личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

коммуникативные: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  Организующая беседа.

Добрый день. Меня зовут Тамара Геннадьевна. Ребята, сегодня вы с желание и хорошим настроение шли в школу, чтобы встретиться с гостями, узнать, что – то новое, много интересного.

Но новое не могло бы появиться, если бы не было старого.

Что вы изучали на прошлом уроке?

Как вы думаете, а чем будем заниматься на этом уроке?    

Тема нашего урока сложение и вычитание десятичных дробей.

. Эмоционально настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание,

включаются в деловой ритм урока.

 Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

. Скажите, пожалуйста, а в какие игры вы играете на улице?

А в какие игры играли ваши родители? Бабушки и дедушки? А в какие игры играл Мишенька Лермонтов?

Начиная с самого нежного детства и кончая временем женитьбы или замужеством, тарханцы проходили все игровые ступени соответственно возрасту и полу.

А как вы думаете, почему мы  на уроке математики начали говорить про игры?

Цель нашего урока узнать и поиграть в игры времен Лермонтова,  но на математический лад, используя те знания, которые вы получили на прошлых уроках

Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока. Формулируют поставленные цели урока.

                                               Актуализация       знаний

Метапредметные (УУД): Подготовка к изучению алгебры.

 Предметные:

познавательные: структурирование собственных знаний. Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения речевого высказывания

регулятивные : выполняют тренировочное учебное действие 

коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

личностные: оценивание усваиваемого материала. 

Начнем играть в “молчанку”.   

 Первенчики, бубенчики,                                   Летали голубенчики                                                по свежей росе,

по густой росе.

Там чашки, орешки,

медок, сахарок.

МОЛЧОК!                                                                           (дети говорят хором).

    Кто засмеется

    Губа задерется

    1,2,3,4,5.

    С этих пор молчать

  I.    Найдите пропущенное число.

1,3 +            + 1,7 = 9

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59636dd44a2ea/659432_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59636dd44a2ea/659432_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59636dd44a2ea/659432_3.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59636dd44a2ea/659432_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59636dd44a2ea/659432_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59636dd44a2ea/659432_7.png

  1. 2. *,5 + *,2 + *,7 = 7,5  (поставьте в место * цифру, чтобы получилось верное равенство).

  1. В четырех арбузах 12 кг. Три имеют массу по 2,5 кг. Найдите массу четвертого арбуза.

Начинается устный счет. В слух нельзя говорить и поворачиваться. Тому, кто не выдержит, назначается фант, и предлагают исполнить или стихотворение М.Ю. Лермонтова, или танец, или решить задачу. Ученики считают устно, а ответ пишут на маленьких досках. Затем ответ стирают и решают другой пример.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Личностные: самообразовываются

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Много было разных игр в Тарханах, но с “лаптой” соперничать.

 Все – таки не могла ни одна. Она самая живая и азартная, самая увлекательная. Для этой игры делились на две команды, брали мяч и лапту (круглую палку длиной 60 см).

Одна команда идет в город, а другая водит. Команда города лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят мяч и стараются запятнать бегущего.

  У нас в качестве мяча и лапты будут ваши вопросы, которые я буду вам задавать. Если ответа нет, значит, вам  не удалось запятнать соперника, и вы остаетесь вадить, а если ответили правильно, то переходите в город.

Но сначала нам надо разбиться на команды и выбрать капитана. Капитан будет контролировать каждого члена своей команды и оценивать их в конце урока.

А теперь посчитаемся, кто из вас будет первым водить вадить.

Считалочка (считает учитель):                        Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

   Громче дудочка дуди:

Мы играем, ты води.

   

Знакомятся с различными играми времени Михаила Лермонтово, выполняют действия с десятичными дробями.

Применение знаний и умений в новой ситуации

 Вопросы  с ответами на букву «К».

  1. Геометрическая фигура, четырехугольник.  (квадрат)
  2. 1000 метров- это …. (километр).
  3. Число, определяющее положение точки на числовом луче (координата).
  4. Есть у каждого растения, а также и у уравнения … (корень).
  5. 1000 грамм – это …(килограмм).
  6. Единица измерения массы драгоценных камней (карат).
  7. Группа цифр  в многозначном числе в количестве трех (класс).
  8. Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических действий (калькулятор).
  9. Наименьшая денежная единица в России (копейка).
  10. Треугольный платок (косынка).

Вопросы с ответами  на букву «П».

  1. Сумма длин  всех сторон многоугольника  (периметр).
  2. Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник).
  3. Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая).
  4. Высшая оценка, которую может получить ученик (пять).
  5. Результат умножения (произведение).
  6. Знак сложения (плюс).
  7. м2, км2, мм2 – единицы измерения …(площади).
  8. Старинная мера массы (пуд).

.

Физкультминутка

Личностные: Осознание ценности здоровья

Формирование установки на здоровый образ жизни

 Ну, а теперь отгадайте игру, в которую играл М.Ю. Лермонтов. Название этой игры зашифровано. Выполните действие, найдите ответ. Этому ответу соответствует буква. По этим буквам вы и отгадаете название игры.

1. 0,736 + 4,8                                                                             2. Длина прыжка кенгуру может достигать 13,5 метров в длину. Мировой рекорд для человека составляет 8,95 метров. Насколько дальше прыгает кенгуру?                                                                                3. Х + 37,8 = 100,36

4. Для Коли, как и для любого здорового человека, нормальная температура тела 36,6 ° C, а для его четвероногого друга Шарика на 2,2 ° C больше. Какая температура для Шарика считается нормальной?

5.  6,7-х = 2,8

6.  Максимальная скорость движения Земли по своей орбите 30,27 км/сек, а скорость Меркурия на 17,73 км больше. С какой скоростью Меркурий движется по своей орбите?

7.  Х :2,5=7

Ведущий “…Отношение Лермонтова и генерала приняли складку товарищескую. Оба после обеда отправились в сад, а когда Потапов и Дени через полчаса прибыли туда, то увидели, к крайнему своему удивлению, что Лермонтов сидит на шее генерала. Оказалось, что новые знакомые играли в “чехарду” ”. (обучающиеся играют в чехарду)

Учащиеся, выполняя данные задания и контролируя выполнение соседа по парте, еще раз осознают ответственность за свою работу.

 Контроль усвоения учебного материала

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за свою работу

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия

А теперь поиграем в “жмурки”. Обычно в “жмурки” играли маленькие вместе с большими. В Тарханах называли эту игру “Тарасом” или ”слепнями”. Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем говорят: “Тарас, Тарас, ищи три года нас!”. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот и становится “жмуркой”.

Только у нас “жмурками” будете вы, а ловить вы будете мои вопросы.

        

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

  1. Найдите сумму 3,57 и 12
  2. Из 100 вычтете 0,376
  3. Число 3,8 вычтете из 12,08
  4. Найдите произведение 3,7 и 23
  5. Уменьшите 3,18 на  3 .
  6. Увеличьте 7,5 на3, а потом в 5 раз

               Найди запятую

      32 + 18 = 5

73 6 – 33 6 = 4
63 – 27 = 6 0,3
3 + 108 = 13 8
1 4 0 2 +1 3 5 = 2 7 5 2
1 3 – 2 4 6 = 1 0 5 4

Самыми любимыми играми считались: жмурки (в Тарханах назывались «слепни», прятки (в Тарханах - «казаны», т. е. кости), лапта, горелки, «третий лишний», ручеек. Проходили игры возле дома, на улице, на сельской площади и за околицей. «Везде утехи есть толпе простонародной», - писал пятнадцатилетний Лермонтов.

Учащиеся решают данные задания, закрепляют правило сложения и вычитания десятичных дробей в результате практического применения.

 

 Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

На уроке мы с вами познакомились играми, в которые играли во времена Мишеньки Лермонтова  не только дети, но взрослые в с. Тарханы. У каждого из вас на столе есть домашнее задание. Его суть в том, что вы должны самостоятельно узнать еще про одну игру – городок и в координатной плоскости построить одну из фигур этой игры.

Учащиеся записывают в дневники задания.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

 

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Ребята поделитесь  своими мыслями о проведенном уроке. Но начинать свое предложение надо с фразы.

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Сегодня на уроке мне понравилось …
  3. У меня возникли вопросы …
  4.  С каким настроением ухожу с урока….

В это время учитель выставляет итоговую оценку за работу на уроке в Листы оценивания и сообщает об оценках учащимся.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий. Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Рефлексия

(продолжение)

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

- Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!

Ученики выходят к доске и разноцветными мелками раскрашивают ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...