Технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей с применением краеведческого материала".
план-конспект урока по математике (5 класс)
Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klassa.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Математика | |
Класс | 5 | |
Тип урока | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | |
Технология построения урока | Системно - деятельностный подход. | |
Тема | Сложение и вычитание десятичных дробей с применением краеведческого материала. | |
Цель | Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» | |
Задачи | Образовательные | отработать умение правильно записывать и вычислять сумму и разность десятичных дробей; |
Развивающие | Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, зрительное восприятие, память, интерес к предмету, математическую речь. | |
Воспитательные | Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, самостоятельность, любовь к своей малой Родине. | |
Основные термины, понятия | Десятичная дробь, разряды десятичной дроби, уменьшаемое, вычитаемое, разность, сумма, слагаемое. |
Планируемые образовательные результаты | |
В предметном направлении |
|
В направлении личностного развития |
|
В метапредметном направлении: |
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Книгопечатная продукция:.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2013 Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительными заданиями, карточки с индивидуальными домашними заданиями), презентация, ЦОР. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Включение учащихся в учебную деятельность. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия. |
Актуализация опорных знаний | Проверить знания и умения учащихся, полученные на предыдущем уроке |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
Закрепление знаний | Обеспечение условий усвоения правила сложения и вычитания десятичных дробей |
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению. | |
Рефлексия учебной деятельности | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): Подготовка к изучению алгебры.. Предметные: личностные: самоопределяются, настраиваются на урок регулятивные: прогнозирование своей деятельности. коммуникативные: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Организующая беседа. Добрый день. Меня зовут Тамара Геннадьевна. Ребята, сегодня вы с желание и хорошим настроение шли в школу, чтобы встретиться с гостями, узнать, что – то новое, много интересного. Но новое не могло бы появиться, если бы не было старого. Что вы изучали на прошлом уроке? Как вы думаете, а чем будем заниматься на этом уроке? Тема нашего урока сложение и вычитание десятичных дробей. | . Эмоционально настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие. Личностные: самоопределение. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса | . Скажите, пожалуйста, а в какие игры вы играете на улице? А в какие игры играли ваши родители? Бабушки и дедушки? А в какие игры играл Мишенька Лермонтов? Начиная с самого нежного детства и кончая временем женитьбы или замужеством, тарханцы проходили все игровые ступени соответственно возрасту и полу. А как вы думаете, почему мы на уроке математики начали говорить про игры? Цель нашего урока узнать и поиграть в игры времен Лермонтова, но на математический лад, используя те знания, которые вы получили на прошлых уроках | Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока. Формулируют поставленные цели урока. |
Актуализация знаний | Метапредметные (УУД): Подготовка к изучению алгебры. Предметные: познавательные: структурирование собственных знаний. Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения речевого высказывания регулятивные : выполняют тренировочное учебное действие коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения личностные: оценивание усваиваемого материала. | Начнем играть в “молчанку”. Первенчики, бубенчики, Летали голубенчики по свежей росе, по густой росе. Там чашки, орешки, медок, сахарок. МОЛЧОК! (дети говорят хором). Кто засмеется Губа задерется 1,2,3,4,5. С этих пор молчать I. Найдите пропущенное число. 1,3 + + 1,7 = 9
| Начинается устный счет. В слух нельзя говорить и поворачиваться. Тому, кто не выдержит, назначается фант, и предлагают исполнить или стихотворение М.Ю. Лермонтова, или танец, или решить задачу. Ученики считают устно, а ответ пишут на маленьких досках. Затем ответ стирают и решают другой пример. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Личностные: самообразовываются Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем | Много было разных игр в Тарханах, но с “лаптой” соперничать. Все – таки не могла ни одна. Она самая живая и азартная, самая увлекательная. Для этой игры делились на две команды, брали мяч и лапту (круглую палку длиной 60 см). Одна команда идет в город, а другая водит. Команда города лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят мяч и стараются запятнать бегущего. У нас в качестве мяча и лапты будут ваши вопросы, которые я буду вам задавать. Если ответа нет, значит, вам не удалось запятнать соперника, и вы остаетесь вадить, а если ответили правильно, то переходите в город. Но сначала нам надо разбиться на команды и выбрать капитана. Капитан будет контролировать каждого члена своей команды и оценивать их в конце урока. А теперь посчитаемся, кто из вас будет первым водить вадить. Считалочка (считает учитель): Я куплю себе дуду И по улице пойду, Громче дудочка дуди: Мы играем, ты води.
| Знакомятся с различными играми времени Михаила Лермонтово, выполняют действия с десятичными дробями. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Вопросы с ответами на букву «К».
Вопросы с ответами на букву «П».
| . | |
Физкультминутка | Личностные: Осознание ценности здоровья Формирование установки на здоровый образ жизни | Ну, а теперь отгадайте игру, в которую играл М.Ю. Лермонтов. Название этой игры зашифровано. Выполните действие, найдите ответ. Этому ответу соответствует буква. По этим буквам вы и отгадаете название игры. 1. 0,736 + 4,8 2. Длина прыжка кенгуру может достигать 13,5 метров в длину. Мировой рекорд для человека составляет 8,95 метров. Насколько дальше прыгает кенгуру? 3. Х + 37,8 = 100,36 4. Для Коли, как и для любого здорового человека, нормальная температура тела 36,6 ° C, а для его четвероногого друга Шарика на 2,2 ° C больше. Какая температура для Шарика считается нормальной? 5. 6,7-х = 2,8 6. Максимальная скорость движения Земли по своей орбите 30,27 км/сек, а скорость Меркурия на 17,73 км больше. С какой скоростью Меркурий движется по своей орбите? 7. Х :2,5=7 Ведущий “…Отношение Лермонтова и генерала приняли складку товарищескую. Оба после обеда отправились в сад, а когда Потапов и Дени через полчаса прибыли туда, то увидели, к крайнему своему удивлению, что Лермонтов сидит на шее генерала. Оказалось, что новые знакомые играли в “чехарду” ”. (обучающиеся играют в чехарду) | Учащиеся, выполняя данные задания и контролируя выполнение соседа по парте, еще раз осознают ответственность за свою работу. |
Контроль усвоения учебного материала | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за свою работу Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия | А теперь поиграем в “жмурки”. Обычно в “жмурки” играли маленькие вместе с большими. В Тарханах называли эту игру “Тарасом” или ”слепнями”. Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем говорят: “Тарас, Тарас, ищи три года нас!”. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот и становится “жмуркой”. Только у нас “жмурками” будете вы, а ловить вы будете мои вопросы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Найди запятую 32 + 18 = 5 73 6 – 33 6 = 4 Самыми любимыми играми считались: жмурки (в Тарханах назывались «слепни», прятки (в Тарханах - «казаны», т. е. кости), лапта, горелки, «третий лишний», ручеек. Проходили игры возле дома, на улице, на сельской площади и за околицей. «Везде утехи есть толпе простонародной», - писал пятнадцатилетний Лермонтов. | Учащиеся решают данные задания, закрепляют правило сложения и вычитания десятичных дробей в результате практического применения.
|
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению | На уроке мы с вами познакомились играми, в которые играли во времена Мишеньки Лермонтова не только дети, но взрослые в с. Тарханы. У каждого из вас на столе есть домашнее задание. Его суть в том, что вы должны самостоятельно узнать еще про одну игру – городок и в координатной плоскости построить одну из фигур этой игры. | Учащиеся записывают в дневники задания. | |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Ребята поделитесь своими мыслями о проведенном уроке. Но начинать свое предложение надо с фразы.
В это время учитель выставляет итоговую оценку за работу на уроке в Листы оценивания и сообщает об оценках учащимся. | Проводят рефлексию способов и условий своих действий. Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. |
Рефлексия | (продолжение) | Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний. - Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете! | Ученики выходят к доске и разноцветными мелками раскрашивают ее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе...
Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)
С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым». Проблема повышения и сохранения ...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...
Конспект урока и технологическая карта "Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями" 8 класс
Конспект урока...
Технологическая карта урока математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь".
Технологическая карта урока в 5 классе....